На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Лекция 1 | Лекция 2 | Лекция 3

Владимир Иванович Орлов.
Курс лекций по психофизиологии и технике Йоги.

Лекция 3

Я изложу идеи так называемой КРИЙЯ-техники. Крийя-техника состоит из трёх главных компонент: позы, дыхания, концентрации. Эти компоненты могут применяться как независимо друг от друга, так и в произвольных сочетаниях друг с другом. Начнем с поз.

АСАНА - это неудобное положение тела, вызывающее статическое напряжение различных, тщательно подобранных мышц и сохраняющаяся неподвижно в течение долгого времени. Очень нервные и развитые дети часто сами придумывают себе такие позы. Они их успокаивают. Встречаются подобные оцепенения у людей и как симптом одной из форм шизофрении - кататонии. Правда, здесь позы обычно более простые. При правильном выполнении асаны нет необходимости ни в сопровождающем выполнении дыхательных упражнений, ни упражнений на концентрацию. При неправильном выполнении даже совмещение с дыханием и концентрацией не поможет. Что такое правильное выполнение? Упражнение выполняется правильно, если оно сопровождается необычайно приятным ощущением: блаженством мышечной радости. Прекращать это упражнение долго не хочется. Однако при первом же признаке усталости упражнение надо прекращать. После одного однократно выполненного правильно упражнения сохраняется оптимизм, уравновешенность, приподнятое, радостное ощущение в течение 2-3 дней. Но чтобы правильно выполнить - нужно много работать. Причём стоит сделать вам большой перерыв в занятиях йогой, и вы разучитесь делать асаны. И опять нужно потратить много времени, чтобы "научиться" их делать. Лучше всего делать только одну асану, тщательно её отобрав. Одну асану можно научиться делать быстрее. И практически любая из сложных асан может заменить вам все остальные и стать вашим верным помощником и спутником жизни, если вы, конечно, не собираетесь посвятить жизнь изучению и развитию хатха-йоги. Для выполнения асан нужны всё же некоторые способности. Лишь каждого пятого ребёнка и каждого двадцатого взрослого удаётся научить правильно выполнять асаны. Но программное заявление йоги в том, что можно научить любого. Только нужно потратить больше времени и сил. У меня никогда не было такого большого количества времени и сил, поэтому я всегда учил только способных. Всё это относится также к дыханию и концентрации. Далеко не все люди, способные к выполнению асан, могут научиться концентрации и дышать. Но, если человек не способен к асанам, к дыханию и концентрации ему лучше не приступать. В мире есть очень много более безопасных и увлекательных занятий: мотогонки, альпинизм, горные лыжи и т.д.

Асаны не только дают приподнятое настроение, психическое и физическое здоровье, но и подготавливают к дальнейшему восхождению по лестнице йоги. Овладев какой-либо асаной в совершенстве, вы можете пробовать концентрацию. Причём концентрироваться не обязательно в асане. Можно в любой удобной позе. Например, лёжа. Цель концентрации - добиться глубокого самогипноза. Техника гипноза и самогипноза хорошо известна, поэтому я не буду на ней подробно останавливаться. Возможно словесное самовнушение. Можно глазами фиксировать блестящую точку, можно смотреть на собственный пуп или на точку на 10 см выше пупка. Можно слушать звук тишины, можно представлять себе яркие картины теплоты и тяжести, ярко представлять цвета, а можно представлять бога, можно повторять слово "ОМ" или любое другое слово, можно представлять касание воды или огонь, который понимается по позвоночному столбу, можно видеть водную рябь, а потом гладь и обратно, можно представлять динамичный процесс. Можно делать всё это сразу, а можно по очереди. Я советую выбрать какой-либо один способ концентрации и не менять его уже никогда. Лучше всего выучить наизусть, довести до автоматизма молитвы, стандартный текст гипнотического внушения, который есть в любом учебнике по гипнозу: "Ваши веки закрываются, вам хочется спать...". (Только вместо "ваши", надо говорить "мои".)

Лишь когда вы научитесь себя погружать в глубокий гипноз, научитесь автоматически, без самоконтроля, выполнять приказы, заключённые в формуле самовнушения (например, если в формуле есть приказ нарисовать на бумаге цветок лотоса, то, проснувшись по заученному неосознанному самоприказу в конце текста "проснитесь", вы абсолютно не будете помнить, каким образом у вас в руках оказался рисунок лотоса), только тогда вы сможете считать, что овладели концентрацией и переходить к дыханию. Можно, конечно, пользоваться для самогипноза магнитофоном, но это будет нарушением традиции йоги, хотя сильно облегчит задачу. Упражнения дыхания нельзя выполнять до совершенного овладения самогипнозом (концентрацией). В отличие от концентрации, которую в принципе можно делать без предварительного выполнения асан.

Есть лишь единичные случаи успеха упражнения дыхания, выполняемых в бодрствующем, активном состоянии. Причём, дыхательная техника резко усложняется. Усложняется настолько, что описать её понятно словами становится невозможно, и тем не менее я о ней несколько слов скажу позднее.

При обычной практике вы погружаете себя в состояние глубоко гипноза, скажем, с помощью магнитофона и внушаете себе тот или иной ритм дыхания, именно внушаете. Когда, либо ваш товарищ, либо учитель подтвердил, что ритм который задается магнитофоном (можно просто считать при записи), выполняется, тогда можно переходить к пранаяме, то есть очень медленному, максимально глубокому дыханию с максимальными задержками на вдохе и выходе. Причем, наращивать величину задержек надо очень медленно и постепенно. Вы должны добиться ритма: 1 мин на вдох, 1 мин на задержку, 1 мин на выдох, 1 мин на задержку и т.д.

Дышать надо согласно всем правилам полного дыхания (сначала диафрагма, потом рёбра, потом верхушки). После достижения 1:1:1:1 по 1 мин дыхания, последовательно тренируются другие виды дыхания ("очистительное", дыхание йогов и т.д.).

Если же дыхание тренируется раньше концентрации (т.н. сверхбыстрый путь), то надо начинать и очень долго тренировать ритмическое дыхание, а потом поверхностное дыхание. Но это легко сказать - тренировать ритмическое и поверхностное дыхание. Вы попробуйте их когда-нибудь выполнить верно. При верном выполнении ритмического дыхания всё тело начинает вибрировать, потом покрывается испариной, потом вы долго чувствуете себя обновлёнными, очищенными, ясными, лёгкими, даже если тренировок не продолжать недели две. А при правильном выполнении поверхностного дыхания вы приобретаете удивительную способность концентрации, силу взгляда, силу и гармонию каждого вашего движения. И только после дыхательной практики поверхностного дыхания можно переходить собственно к пранаяме - очень глубокому дыханию с очень большими задержками.

Ещё несколько слов о поверхностном дыхании. Это дыхание очень важное. Оно производится при почти пустых лёгких. Основная его задача - свести почти к нулю глубину выдоха и вдоха. И тем не менее оно очень ритмичное, без задержки и плавное. Проводить такое дыхание рывками и с задержками ни в коем случае нельзя. Вообще это очень сложное, пожалуй, самое сложное дыхание. Технику его выполнения я описывать подробно не берусь. Скажу только, что определённым образом напрягается глотка (причем воля даже в этом напряжении почти не принимает участия), и бронхи производят некоторые ритмические движения (гладкая мускулатура бронхов), которые необычайно приятны, которые не хочется прекращать. Вы не должны при выполнении упражнений испытывать чувство нехватки воздуха - ни в малейшей степени. Это самая грубая ошибка. Вы не должны напрягать волю для выполнения упражнений. Чувство покоя, свободы и счастья с необычайной силой охватывают вас при правильном выполнении поверхностных дыхательных упражнений. Причём эмоциональный подъём необычайно стоек. После однократного выполнения этих дыхательных упражнений он остаётся на многие месяцы при очень умеренном образе жизни и воздержанном питании.

Самое сильное упражнение йоги - пранаяма. Эффект этого дыхания самый длительный и сильный. Он далеко выходит за пределы эффектов других дыхательных упражнений. Пранаяма приводит к пробуждению ещё не изученных способностей человека. Пранаяма в сочетании с глубокой концентрацией приводит к состоянию, называемому САМАДХИ.

Человек, который произвольно в любую минуту может погрузится в управляемое самадхи, достигает самой высокой прижизненной ступени йоги. Получает право быть учителем.

При ещё несколько более высокой ступени прогресса, которая достигается постоянной "практикой самадхи" йог практически полностью управляет своим телом и всеми своими способностями. Как обычными, так и необычными, очень мало изученными. Он умеет читать книгу ощущений любого другого человека на любом расстоянии. Умеет делать многие другие вещи. Но ни при какой ступени прогресса йог не становится всемогущим и всезнающим, как это часто пишут в плохих книгах. Все йоги также смертны, как и простые люди. Даже живут, как правило, не на много дольше. Даже болеют. И иногда неизлечимо. И они не то что не хотят, но и не могут себе помочь. Но йоги умирают всегда с поднятой головой. Они не знают страха даже перед смертью. Этого не даёт никакая другая философия и психофизиология.

И ещё я хотел вспомнить несколько программных заявлений йогов. Например, что если правильно выполнять самые простые упражнения (асаны, концентрацию, простые дыхательные упражнения) или просто быть очень честным, добропорядочным человеком и хорошо выполнять порученную тебе работу в государственном учреждении, то этого уже достаточно, чтобы стать настоящим йогом и достичь самадхи, как пишут в некоторых книжках, особенно плохих книжках по суффизму (один из упрощённых вариантов йоги, так сказать, йоги для всех). Как программные заявления они может быть и оправданы, но я о таких простых способах достичь самадхи ничего не знаю.

Йога - это прежде всего тяжёлый, изнурительный труд. И все молниеносные пути - это либо обман, либо самообман. Во всяком случае, это пути для самых одарённых личностей. Эти пути плохо разработаны и предполагают очень солидную подготовку, которую надо получить, используя другую технику.

Впервые в глубокое самадхи я погрузился полвека назад, то есть опыт у меня довольно солидный, но когда я читаю разные книги по йоге и пытаюсь аккуратно практиковать изложенную там технику (в тех очень немногих случаях, когда она не представляет явного бреда), то как правило не получаю никакого результата. Только в 2-3% книг содержится указание на технику, которой можно воспользоваться. И то, зная идею и конечный результат, легче придумать технику самому. Правда, недавно мне попалась очень хорошая книжка Захарова на немецком языке, с помощью которой я прошел путь Захарова примерно за 3 часа и получил не только указанные автором результаты, но и несколько большие. Это очень простая, но недостаточно быстрая и эффективная техника. На неё при хороших способностях надо потратить лет 20 для достижения глубокого самадхи. Другие книги ещё хуже. Ещё тренировка по методу Захарова очень небезопасна. Надо иметь опытного учителя.

На этом я заканчиваю первую часть курса. Во второй части будет подробно рассмотрена техника асан, один метод концентрации и пранаяма, малая и большая с помощью глубокой концентрации. Кроме того, я подробно расскажу один безопасный и несколько более эффективный вариант метода Захарова, совсем немного расскажу о технике суффизма, предложу один более простой и безопасный путь, аналогичный суффизму, и в заключении дам вам полную библиографию книг по йоге. Коротко расскажу о некоторых неписанных законах взаимоотношения учеников и учителей.

Лекция 1 | Лекция 2 | Лекция 3

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ