На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Лекция 1 | Лекция 2 | Лекция 3

Владимир Иванович Орлов.
Курс лекций по психофизиологии и технике Йоги.

Лекция 2

После прошлой лекции мне был задан вопрос, на который я не смог ответить подробно - "возникают удивительные аналогии между шизофренией и галлюцинациями и ясновидением йогов, их видением Бога, учителя и пр..."

Да, очень много схожих черт, но это, если хотите, неизбежное сходство... абсолютных противоположностей. Никогда ни одного шизофреника учитель йоги не возьмет в ученики. Никогда опытный психиатр не признает ни одного йога психически больным. Впрочем, последний вывод несколько излишне категоричен. Йоги, конечно, болеют и психическими, и физическими болезнями, просто много реже.

Совпадение отдельных симптомов шизофрении и феноменов йоги не дают оснований проводить какую-либо параллель. Однако развиваемая бесконтрольной йогой аутичность может оказаться, правда, чрезвычайно редко, тем самым слабым звеном в цепи, которое вызывает её разрыв.

К йоге обращаются за подтверждением своих бредовых безумных идей, или для оправдания своей аутичности, уже вполне готовые шизофреники.

Для того, чтобы заниматься йогой, нужен ясный, острый, незамутнённый ум и весьма здоровое тело. Поэтому йогой шизофреники заниматься, разумеется, не могут. Но для лечения разных болезней, в том числе и шизофрении, можно использовать методы йогов. Всякий знакомый с йогой знает, как трудно, даже обладая ясным умом, под неусыпным контролем опытного учителя добиться цели. Большая часть вполне способных учеников так никакого успеха по разным причинам и не добивается. Лечить же человека с поражённым мозгом особенно трудно. И здесь надо инсулином или как-либо ещё добиться стойкой ремиссии, и лишь после этого опытный учитель может пытаться продолжать лечение. Впрочем, здесь всё в значительной степени зависит от квалификации учителя, более, чем от тяжести состояния больного.

Техника йоги

Беда всех книжек по технике йоги для европейцев заключается в том, что в них формулируется непонятная цель этой техники. Техника ради техники существовать не может, и прежде, чем выполнять ритуал техники, надо чётко понять в рамках уже имеющегося мировоззрения, удовлетворяет ли вас цель. Существует очень много техник саморазвития. Каждая из них служит своей цели, и если вы учились в школе, институте, изучали какие-то науки, то вы выполняли какую-то технику, цель которой обогатить вас знаниями, которые сделали бы вас на данном этапе полезным обществу. Общество готовит для себя полезных и нужных членов. Техников готовится больше, чем физиков, физиков больше чем лингвистов - техники на данном этапе обществу нужнее. Но нужнее всего обществу те люди, которых не хватает; почти постоянно имеет место дефицит тех или иных профессий, и нужность для общества данной профессии определяется количеством людей, работающих в этой области, умноженному на величину дефицита этого количества. Например, управляющих, командиров производства нужно довольно немного, но хороших руководителей с чрезвычайно высокой управленческой культурой мало. Образуется большой дефицит, и можно сказать, что на данном этапе люди с управленческими способностями нужнее всего государству. И техника, развивающая эти управленческие способности, на данном этапе развития общества самая ценная. И эта техника всегда и во всём должна следовать цели. Если цель оказывается сама по себе, а техника - сама по себе, то это ложная техника, она не может найти последователей среди нормальных людей. Все техники ставят цель совершенствовать человека. Но в каком направлении? Нельзя быть совершенным во всех направлениях. Нет лекарства от всех болезней и панацеи от всех зол.

Какова же цель йоги?

Рассмотрим судьбу психически здорового, но физически слабого мальчика из двора, где главный аргумент в любом споре - кулак. Он либо начнёт заниматься физическим развитием с целью сделать свой кулак ещё более сильным аргументом (будет заниматься боксом, борьбой и пр.), либо придумает себе внутренний мир, в котором никогда не дерутся, не ругаются, где живут милые, интеллигентные люди, в котором физическая сила - не главное, а нечто второстепенное, а главное - это высокая самоценность всего человеческого. А неутомимый инстинкт соревнования, изменения заставит ребенка придумать технику саморазвития, которая бы ни от чего не зависела, которой можно было бы предаваться в любую минуту своей жизни, чтобы не нужны были книжки под рукой, или спортивные снаряды, или другие доброжелательные люди, или глубокие предварительные знания, ибо окружение, которому мальчик не вполне доверяет, может помешать это всё иметь с собой. А нужно иметь постоянно. Предаваться своему делу с полной самоотдачей, чтобы утолить свой безграничный темперамент, загнанный в бутылку аутичности неблагоприятными обстоятельствами. Именно из таких детей вырастают йоги. Они находят в йоге именно то, что искали - технику, не зависящую ни от чего, возвышенную цель, идею любви к человеку, и что самое главное - безразличие, презрение к насилию. В руки ребенка даётся оружие, которым он обороняется от насилия. Он его просто не замечает. Его интересы и цели мало связаны с телом, которому можно принести вред. И в то же время йога обращает такого ребенка к людям, вырывает из тисков аутичности.

По существу цель йоги - создать себе остров. Островок собственной физической безопасности. Избавиться от страха смерти и разных неблагоприятных перемен. А кроме того, быть физически здоровым, с устойчивым умом и развитой интуицией. Интуиция часто помогает избежать опасности там, где логика бессильна. Причём всего этого надо добиться малыми средствами: не применять специальных приборов и, по возможности, незаметно для окружающих.

Из этих целей и требований вырастает техника йоги.

В первой части курса я изложу только идеи этой техники. Во второй части рассмотрю некоторые вопросы техники, наиболее простые, наиболее подробно, так, чтобы их можно было осторожно применять тем, кто чувствует в себе сильное желание и способности.

Лекция 1 | Лекция 2 | Лекция 3

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ