На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

Мать о ДХАММАПАДЕ

XXII
Нирайя - Ад

Кто лжет и отрекается с готовностью от всех деяний, тот попадает в преисподнюю.
Всех, зло творящих, одна ждет участь после смерти.
Хотя и носят многие монаха одеянье, но по натуре и распущенны, и злы;
из-за деяний злых им предстоит родиться в преисподней.
В распутстве кто погряз, тем лучше проглотить расплавленный металл, чем жить на подаянье.
Четырежды наказан будет тот, кто пожелает обладать женой другого;
и наказаньем будет стыд и неспокойный сон, и осужденье, и Нирайя.
Так он стяжает репутацию дурную и новое нелучшее рожденье;
любовников недолог наслажденья миг, но тяжко наказание законной власти.
Так пусть никто чужой жены не ищет.
Как режет руку стебель Кусы при неловком обращеньи, так аскетизм,
непонятый как нужно, ведет в Нирайю.
И долг, что исполнялся неусердно, и соблюденные неправильно обеты,
и праведная жизнь из одного лишь страха - не принесут желаемых плодов.
Что сделать надлежит, исполнено пусть будет со всем усердием.
Аскет нестрогих правил лишь пыль желаний возмутит.
Содеявшего зло ждет неизбежная расплата, так лучше злое дело до конца не доводить.
Благое дело лучше совершить - о нем вам не придется сожалеть и сокрушаться.
Как приграничный город укреплен снаружи и внутри,
так каждый должен быть на страже и бдительности ни на миг не ослаблять,
а кто об этом забывает, пусть даже на мгновенье, в Нирайе на страданья обречен.
Кто стыд испытывает без причины и кто бесстыдно совершает зло,
тем заблудившимся назначено страданье.
Кто страх испытывает без причины и кто опасности не видит,
глядя ей в лицо, тем заблудившимся назначено страданье.
Кто зло находит там, где нет его, и зла не видит в том, что злом зовется,
тем заблудившимся назначено страданье.
Кто знает зло как зло и благо - как благое, суждение их верно и радость ожидает их.

Все учения подобного рода всегда допускают различные уровни понимания. При чисто внешнем, буквальном, подходе они выглядят в достаточной степени просто. Все моральные наставления говорят об одном и том же. Та же Нирайя, например, воспринимается некоторыми как некая разновидность ада, где человека ждет возмездие за содеянные грехи, но это понятие содержит и иной смысл. Нирайя - и в этом подлинный смысл понятия - это определенного рода особая для каждого человека атмосфера, которую он создает вокруг себя, если поступает наперекор - но не внешним моральным правилам или социальным установкам, а внутреннему закону своего существа, той заложенной в каждом истине, которая должна управлять всеми движениями сознания и всеми действиями тела. Внутренний же закон, истина существа, определяется Присутствием в каждом человеческом существе Божественного начала, которому предназначено быть владыкой и водителем нашей жизни.

Когда вы привыкнете внимать этому внутреннему закону, быть ему послушным, следовать ему, предоставлять ему возможность все больше и больше руководить вашей жизнью, тогда вы создадите вокруг себя атмосферу, исполненную истины, покоя, гармонии; естественным образом она будет взаимодействовать со всей окружающей обстановкой, обстоятельствами и уже, в свою очередь, формировать ту среду, в которой вы обитаете. Если вы живете по справедливости, по истине, если вы - существо гармоничное, наделены сочувствием и пониманием, если всю свою волю направляете исключительно ко благу, то чем искреннее и целостнее ваша внутренняя позиция, тем большее воздействие она оказывает на внешние обстоятельства - и не то, чтобы жизненные трудности от этого исчезали, но благодаря такой внутренней позиции они приобретают новый смысл, что позволяет по-иному и оценивать их, с новой силой и новой мудростью. И напротив, если вы покорно следуете своим побуждениям, отдаетесь желаниям, если вас мало смущают соображения нравственности, если вы в своей жизни доходите до полного цинизма и вам просто наплевать на то, чем может обернуться ваша жизнь для других, какие последствия для других могут иметь ваши действия, то вы облекаете себя атмосферой уродства, эгоизма, враждебности и зла, а такая атмосфера с неотвратимостью влияет на ваше сознание и наполняет вашу жизнь ожесточением, обращая ее в конце концов в непрестанную муку.

Разумеется, это не значит, что человек злой воли не будет преуспевать в своих начинаниях, что он не получит того, к чему стремится. Все эти внешние успехи исчезнут только в том случае, если в глубине своего существа, несмотря ни на что, он все еще хранит искру чистосердечия, которая и делает его достойным несчастья.

Если на ваших глазах дурной человек становится жалким и несчастным, вам следует немедленно проникнуться к нему уважением. Ведь это означает, что пламя внутренней искренности не совсем еще угасло в нем и что-то еще отзывается на совершаемые им дурные поступки.

В конечном итоге, все это лишний раз приводит нас к заключению, что никогда, ни в коем случае не следует судить по одной внешней видимости, что все суждения, основанные на чисто внешних обстоятельствах, - неизбежно суждения ложные.

Чтобы уловить что-то от Истины, нужно в своем сознании отступить хотя бы на шаг назад, чуть глубже погрузиться в себя и попытаться увидеть игру сил за внешней стороной вещей, а за игрой сил - Божественное Присутствие.

25 июля 1958 г. 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ