На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Ауробиндо
ЖИЗНЬ БОЖЕСТВЕННАЯ

Книга II. ЗНАНИЕ и НЕВЕДЕНИЕ -- ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
ЧАСТЬ II. ЗНАНИЕ И ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Глава XXIII. ЧЕЛОВЕК И ЭВОЛЮЦИЯ

Одно Божество, тайное во всех существах, все-проникающее, внутреннее "я" всего, возвышающееся надо всем действием и контролирующее его, свидетель, сознательный знающий и абсолютный ... Один контролирует множество, пассивный по отношению к Природе, многими способами придает форму одному зерну.

Шветашватара Упанишада (VI.11,12)

Божество движется в этом Поле, модифицируя многими способами каждое сплетение вещей ... Один, он возвышается над всеми переплетениями и природами; он сам сплетения всего, он то, что доводит до зрелости природу существа, и он одаривает все, что должно созреть, плодами развития и определяет все качество их работ.

Шветашватара Упанишада (V.3-5)

Он лепит одну форму вещей на разные лады.

Катха Упанишада (II.2.12)

Тот, кто проник в эту оккультную истину, кто он, как не Ребенок, дающий рождение собственным Матерям благодаря работе своей природы? Продукт струения многих Вод, он выдвинул из них провидца, обладающего полным законом природы. Проявленный, он вырос в брызгах их согбенности и стал высоким, прекрасным и великолепным.

Риг Веда (I.95.4,5)

Из не-бытия в настоящее бытие, из тьмы в Свет, из смерти в Бессмертие.

Брихадараньяка Упанишада (I.3.28)

Духовная эволюция, эволюция сознания в Материи в постоянно развивающемся само-образовании, до тех пор, пока форма не сможет раскрыть пребывающий в ней Дух, является лейтмотивом, основным значимым принципом земного существования. Поначалу этот смысл скрыт инволюцией Духа, Божественной Реальности, в плотном материальном Несознании; вуаль Несознания, вуаль нечувствительности Материи скрывает вселенскую Созидательную Силу, работающую внутри нее, так что Энергия, являющаяся первой формой Силы творения, принятой в физической вселенной, кажется самой себе несознательной, и все же в действительности является работами обширного оккультного Интеллекта. Темная мистическая загадка в действительности исчезает с освобождением тайного сознания из своего плотного и мрачного заточения; но Сила освобождает его медленно, мало-помалу, мизерными капельками, тончайшими струйками, малыми вибрирующими сгустками энергии и субстанции, жизни, разума, как если бы это и было все, что она может высвободить из грубого препятствия, тупой сопротивляющейся среды несознательной субстанции существования. Сначала Сила поселяется в формах Материи, которые кажутся всецело несознательными, затем борется по направлению к ментальности под маской живой Материи и несовершенно ее достигает в сознательном животном. Сначала это сознание рудиментарно, это по большей части полу-подсознательный или только что ставший сознательным интеллект; ментальность медленно развивается, пока в более организованных формах живой Материи не достигает верха интеллекта и не превосходит себя в Человеке, думающем животном, который развился в рассуждающее ментальное существо, но несет с собой даже на своем высочайшем подъеме шаблон изначальной животности, мертвый груз подсознания тела, притяжение к изначальной Инерции и Несознанию, контроль несознательной материальной Природы над своей сознательной эволюцией, свою мощь ограничения свой закон трудного развития, свою грандиозную силу замедления и разочарования. Этот контроль изначального Несознания над сознанием принимает общую форму ментальности, борющейся к знанию, однако ментальности, которая сама по себе является Неведением. Так отягощенный и нагруженный, ментальный человек все еще должен развить из себя полностью сознательное существо, божественное человечество или духовное и супраментальное сверхчеловечество, которое является следующим продуктом эволюции. Этот переход отметит переход от эволюции в Неведении к большей эволюции в Знании, основанной и происходящей в свете Сверхсознательного и более не во тьме Неведения и Несознания.

Эта земная эволюционная работа Природы от Материи к Разуму и за его пределы составляет двойной процесс: есть внешне видимый процесс физической эволюции с рождением в качестве механизма, -- ведь каждая развивающаяся форма тела, дающая пристанище собственной развивающейся мощи сознания, поддерживается и непрерывно сохраняется с помощью наследственности; в то же время происходит невидимый процесс эволюции души благодаря перевоплощению в более высоких формах на более высоком уровне сознания. Первый процесс сам по себе подразумевает только космическую эволюцию; ведь индивид является быстро гибнущим инструментом, а раса, более долговечное коллективное образование, является настоящим шагом вперед в последовательном проявлении космического Обитателя, вселенского Духа: возрождение является совершенно необходимым условием для сколь-нибудь длительной жизни и эволюции индивидуального существа в земном существовании. Каждая ступень космической манифестации, каждый тип формы, способный приютить вселяющийся Дух, благодаря перевоплощению обращается в средство, при помощи которого индивидуальная душа, психическое существо проявляет все больше и больше из своего сокрытого сознания; каждая жизнь становится шагом в победе над Материей благодаря дальнейшему продвижению сознания в ней, что сделает в конечном итоге саму Материю средством полной манифестации Духа.

Но это представление о ходе и смысле земного творения всякий раз подвергается сомнению в разуме самого человека, потому что эволюция все еще находится на полпути своего путешествия, все еще идет в Неведении, все еще ищет в разуме полу-развитого человечества своей собственной цели и значения. Теорию эволюции можно подвергать сомнению на том основании, что она недостаточно обоснована и что она чрезмерна в качестве объяснения хода земного существования. Даже если допустить эволюцию, то все еще можно сомневаться, обладает ли человек способностью развиться в высшее эволюционное существо. Также можно сомневаться, может ли эволюция продвинуться сколь-нибудь дальше с того уровня, которого она достигла или насколько вообще возможна супраментальная эволюция, появление вершающей Истины-Сознания, существа Знания, в фундаментальном Неведении земной Природы. Можно строить и другие теории, не телеологические и не эволюционные, чтобы попытаться объяснить смысл работ Духа в манифестации здесь, и сейчас мы вкратце проследим за ходом такого рода рассуждений.

Даже при допущении творения как манифестации Безвременной вечности в Вечности Времени, при допущении того, что существует семь ступеней Сознания и что материальное Несознание было положено в качестве базиса восхождения Духа, при допущении перевоплощения как факта, неотъемлемой части земного устройства, духовная эволюция индивидуального существа не будет неизбежным следствием. Можно принять и другой взгляд на духовный смысл и внутренний ход земного существования. Если каждая созданная вещь является формой проявления Божественного Существования, тогда каждая вещь уже божественна сама по себе, благодаря духовному присутствию в ней, какой бы ни была ее внешняя видимость, ее образ или характер в Природе. В каждой форме манифестации Божественное получает восторг существования, и нет необходимости в изменении или прогрессе внутри этой формы. Каким бы ни было ранжированное проявление или иерархия действенных возможностей, вызываемых природой Божественного Бытия, все это достаточно обеспечено бесчисленными вариациями, изобилующей множественностью форм, типов сознания, тех природ, что мы видим повсюду вокруг нас. Тогда можно сказать, что нет телеологической цели в творении, и ее не может быть, поскольку все уже есть в Бесконечном: Божественному не требуется что-либо обретать, оно уже содержит в себе все; если есть творение и проявление, то это ради восторга творения, проявления, и ни для чего другого. Тогда нет причины для эволюционного движения, вершащегося в некой кульминации, или для цели, которая должна быть выработана и задействована, или для побуждения к окончательному совершенству.

В действительности мы видим, что принципы творения постоянны и не меняются: каждый тип существа остается самим собой и не пытается и не имеет какую-либо потребность стать чем-то иным; допуская, что некоторые типы существования исчезают, а другие появляются, это можно объяснить тем, что Сознательная-Сила во вселенной отводит свой жизненный восторг от гибнущих типов и направляет его на создание других типов ради собственного удовольствия. Но каждый тип жизни, пока он длится, имеет свой собственный образец и верно придерживается этого образца, допуская лишь незначительные вариации: он ограничен своим типом сознания и не может перейти в другое сознание; ограниченный собственной природой, он не может перейти эти границы и вступить в другую природу. Если Сознательная Сила Бесконечного проявила Жизнь после манифестации Материи и проявила Разум после манифестации Жизни, то отсюда еще не следует, что в дальнейшем она проявит Сверхразум. Ведь Разум и Сверхразум принадлежат к совершенно различным полусферам, Разум -- к низшему статусу Неведения, Сверхразум -- к высшему статусу Божественного Знания. Этот мир является миром Неведения и намерен таким и оставаться; ему не нужно намерение спустить вниз мощности высшей полусферы в низшую половину существования или проявить здесь их сокрытое присутствие; ведь, если эти мощности вообще существуют здесь, то только в виде непередаваемого присутствия и лишь затем, чтобы поддержать творение, а не совершенствовать его. Человек является верхом невежественного творения; он достиг предела возможного сознания и знания, на которые он только способен: если он пытается идти дальше, то начинает лишь вращаться по бо'льшим кругам собственной ментальности. Ведь такова кривая существования здесь, конечное кружение Разума, возвращение всегда в точку старта; Разум не может выйти за пределы собственного цикла, -- всякая идея о прямой линии движения или прогресса, бесконечно идущего вверх или необъятно расширяющегося в Бесконечное, есть заблуждение. Если душе человека суждено выйти за пределы человечества, достичь либо супраментального, либо более высокого статуса, то она должна выйти из этого космического существования, перейти либо в план или мир Блаженства и Знания, либо в непроявленное Вечное и Бесконечное.

Верно, наука сейчас утверждает эволюционное земное существование, но если факты, с которыми имеет дело Наука, надежны, то обобщения, на которые она отваживается весьма коротко-живущие; они держатся в течение нескольких десятилетий или веков, затем сменяются другими обобщениями, другой теорией. Это происходит даже в физической Науке, где факты твердо устанавливаются и проверяются экспериментом в психологии, -- что уместно здесь, когда мы рассматриваем эволюцию сознания, -- но все же шаткость представлений еще бо'льшая: наука переходит от одной теории к другой, прежде чем первая достаточно хорошо обоснуется; в действительности, обычно вместе уживается несколько конфликтующих теорий. На этих зыбких песках не может быть воздвигнуто прочное метафизическое строение. Наследственность, на которой Наука строит свою концепцию эволюции жизни, определенно является мощью, машинерией для поддержания видов в неизменном бытии: демонстрация того, что наследственность также является инструментом для сохраняющихся и прогрессирующих изменений, очень сомнительна; тенденция наследственности скорее консервативная, чем эволюционная, -- скорее наследственность с трудом приемлит тот новый характер, который Жизненная Сила пытается навязать ей. Все факты указывают на то, что подвиды могут меняться в пределах собственного вида, но ничто не указывает на то, что виды могут выходить за свои пределы. По-настоящему даже не было установлено, что человек произошел от обезьяно-подобного вида; более вероятно, что некий вид, похожий на обезьян, но в чем-то принципиально от них отличный, развивался по собственным природным законам и стал тем, что мы знаем как человека, стал сегодняшним человеческим существом. Даже не установлено, что высшие человеческие расы произошли от низших; вымерли расы с низшей организацией и низшими способностями, но не было показано, что сегодняшние человеческие расы являются их потомками: но такое развитие в пределах вида вообразимо. Можно признать продвижение Природы от Материи к Жизни, от Жизни к Разуму: но нет даже доказательств, что Материя развилась в Жизнь или Жизненную энергию или энергию Разума; можно признать лишь то, что Жизнь проявилась в Материи, а Разум -- в живой Материи. Ведь нет достаточных доказательств тому, что какие-либо растительные формы развились в животные виды, или что какая-то организация неоживленной Материи развилась в живой организм. Даже если впоследствии будет открыто, что при определенных химических или иных условиях возникает явление Жизни, то будет установлено лишь то, что при определенных физических обстоятельствах проявляется Жизнь, а не то, что определенные химические комбинации составляют Жизнь, не то, что они являются элементами Жизни или эволюционной причиной трансформации неоживленной Материи в живую Материю. Здесь, как и везде, каждая ступень бытия существует в себе и благодаря себе, проявляется в соответствии с собственным характером благодаря собственной надлежащей энергии, и что ступени, находящиеся выше или ниже нее, являются не началами и следствиями, а только степенями в непрерывной шкале земной природы.

Если спросить, как все эти ступени и типы бытия пришли в существование, то можно ответить, что они были проявлены в Материи Сознанием-Силой, мощью Реальности-Идеи, строящей собственные значимые формы и типы для космического существования Духа: практический или физический метод мог бы значительно меняться в различных классах или ступенях, хотя базисное подобие линии может хорошо прослеживаться; сознательная Мощь могла бы использовать не один, а множество процессов или направляться множество сил для совместного действия. В Материи этот процесс заключается в создании элементарных частиц, наделенных громадной энергией, в их группировке в определенных сочетаниях, проявлении атомов и молекул на этом первичной базисе, группировании и связи атомов и молекул, с тем чтобы проявлялись внешне ощутимые объекты, земля, вода, минералы. металлы, все материальное царство. В Жизни Сознательная Сила начинает также с элементарных форм растительной жизни и мельчайших микроорганизмов; она создает изначальную протоплазму и размножает ее, создает живые клетки как элементарные единицы, создает тончайшие биологические инструменты, как семя или гены, всегда использует тот же метод группирования и связи, так чтобы строить при помощи разнообразных операций разнообразные живые организмы. Видимо постоянное творение различных видов, но нет безусловного доказательства эволюции. Виды в чем-то далеки друг от друга, в чем то они близки и подобны, а иногда идентичны в своей основе, но различны в деталях; все представляют собой образцы, и такая вариация образцов с идентичным рудиментарным базисом является знаком того, что Сознательная Сила играет со своей собственной Идеей и развивает с ее помощью все возможности творения. Эмбрионы животных видов проявляют фундаментальные образцы, в их развитии можно увидеть много аналогичного, что напоминало бы развитые формы взрослых особей низших ступеней; существуют также виды-амфибии, промежуточные звенья между видами, но все это еще не означает, что виды развились друг от друга в эволюционном ряду. Работа других сил, отличных от вариаций наследственности, вызвала новые характерные черты; существуют физические силы, такие как пища, световые лучи и т.п., которые мы только начинаем понимать, существуют, которые мы еще не знаем; также работают невидимые жизненные силы и темные физиологические силы. Ведь следует допустить существование этих более тонких сил даже в физической эволюционной теории, чтобы объяснить естественный отбор; если оккультная или подсознательная энергия в некоторых типах отвечает необходимости окружающей среды, а в других типах она не откликается на эту необходимость или неспособна обеспечить выживание, то это явно указывает на варьирующуюся жизненную энергию и психологию, сознание и силу, отличные от физических, служащие целям изменения в Природе. Проблема метода осуществления таких операций также все еще полна неясностей, и слишком много неизвестных факторов, чтобы можно было сейчас построить какую-либо определенную теорию.

Человек является одним из типов среди так построенных прочих, одним из образцов среди множества образцов в манифестации в Материи. Человек наиболее сложен из всего того, что было создано, наиболее богат в содержании сознания и искусности изобретательности его построения; он глава земного творения, но он не превосходит его. Как и прочие, человек также имеет собственный присущий ему закон, имеет свои ограничения, свой особенный тип существования, свабхава, свадхарма; он расширяться и развиваться внутри этих пределов, но не может выйти за эти границы. Если существует совершенство, которого должен достичь человек, то это должно быть совершенство на его собственный лад, в пределах его собственного закона бытия, -- полная игра этого бытия, но под надзором собственной моды и в отведенной мере, не путем превосхождения. Превзойти самого себя, вырасти в сверхчеловека, наложить бога на свою природу и способности будет противоречием само-закона человека, практически невыполнимым и невозможным. Каждая форма и способ бытия имеют собственный соответствующий восторг бытия; искать через разум наилучшего господства над окружающей средой и использования окружающей среды и такого наслаждения, какое только возможно, -- вот поистине цель человека как ментального существа: но вглядываться за пределы этого, преследовать скрытую удаленную цель существования, устремляться к тому, чтобы превзойти ментальный статус -- значит, привносит в существование некий телеологический элемент, которого не видно в космической структуре. Если супраментальному существу суждено появиться в земном творении, это должна быть новая и независимая манифестация; точно также, как Жизнь и Разум проявились в Материи, так и Сверхразум должен проявиться там, и тайная Сознательная Энергия должна создать необходимые образцы для этой новой ступени своих возможностей. Но нет никакого знака такому намерению в операциях Природы.

Но если все же суждено быть новому творению, тогда, определенно, не из человека может быть развита эта новая ступень, вид или образец; ведь в таком случае должна бы существовать некая раса или класс или разновидность человеческих существ, которые уже имеют в себе материю сверхчеловека, как и то особенное животное существо, которое развилось в человека, уже обладало сущностными элементами человеческой природы в наличности или в потенциальности: но нет такой расы, класса или типа, самое большее есть только одухотворенные ментальные существа, ищущие бегства из земного творения. Если все же благодаря какому-то оккультному закону Природы все же планируется развитие супраментального существа из человека, то это могла бы быть весьма незначительная часть человечества, открепившая себя от расы, так чтобы стать первым основанием для нового типа бытия. Нет причины предполагать, что вся раса должна развить это совершенство; это не может быть возможностью, повсеместно распространенной в человеческом творении. Если в действительности человек произошел в Природе от животного, то все же сейчас мы видим, что никакой животный вид не подает признаков эволюции за пределы самого себя; следовательно, если и было это эволюционное напряжение в животном царстве, то оно сошло на нет, как только цель была достигнута с приходом человека: точно также, если есть какое-либо подобное напряжение для нового шага эволюции, для само-превосхождения, то вероятно, оно также стихнет с появлением супраментальных существ. Но на самом деле нет такого напряжения: очень даже вероятно, что сама идея о человеческом прогрессе является иллюзией, ведь нет никаких знаков того, что человек, однажды возникший из животной стадии, радикально продвинется за исторический период жизни расы; самое бо'льшее, человек преуспел в познании физического мира, в Науке, в обращении с окружающей средой, в своем чисто внешнем утилитарном использовании тайных законов Природы. Напротив, он остается тем, кем и был с момента зарождения цивилизации: человек продолжает проявлять одни и те же способности, те же качества и дефекты, те же усилия, ту же слепоту, те же достижения, ту же неудовлетворенность. Если продвижение и было, то это движение по кругу, самое большее, возможно, по расширяющемуся кругу. Сейчас человек не мудрее древних провидцев и мудрецов и мыслителей, не более духовен, чем великие искатели прошлого, первые могущественные мистики, не превосходит в искусстве и ремесле древних артистов и художников; исчезнувшие древние народы могущественно продемонстрировали сокровенную оригинальность, изобретательность, способность верно обращаться с жизнью, и если современный человек продвинулся в этом отношении чуть дальше, не существенно, а в степени, охвате, богатстве, то это потому что он унаследовал достижения своих предшественников. Ничто не подтверждает то представление, что человек когда-либо вырвется из этого полу-знания полу-неведения или, если он разовьет высшее знание, то сможет прорваться за крайнюю черту ментального круга.

Заманчиво и не нелогично считать перевоплощение мощным средством духовной эволюции, тем фактором, который делает возможной эту эволюцию, но даже приняв перевоплощение как факт, еще не будет достаточной уверенности в том, что в этом и заключается смысл перевоплощения. Все древние теории реинкарнации предполагают постоянное переселение душ из человека в животное: в индийском представлении добавляется объяснение кармы, возвращение содеянного добра или зла, результатов прошлой воли и усилия; но не было предположения о последовательной эволюции от вида к виду, и уж тем более о рождении в новом типе существа, которого никогда не было, но которое еще возникнет в будущем. Если есть эволюция, то человек является последней стадией, потому что через человека может произойти отвержение земной или воплощенной жизни и бегство на некие небеса или в Нирвану. Это было концом, предрекаемым древними теориями и, поскольку этот мир фундаментально и неизменно является миром Неведения, -- даже если все космическое существование не является по своей природе состоянием Неведения, -- это бегство, вероятнее всего, является истинным концом цикла.

Эта линия рассуждений обладает значительной убедительностью и важностью, и было необходимо хотя бы вкратце воспроизвести ее, чтобы затем ее опровергнуть. Хотя некоторые предположения и верны, но этот взгляд на вещи неполон, и выводы не окончательны. И сначала мы можем без особой трудности отвергнуть возражение против телеологического элемента, который вносит в структуру земного существования представление о предопределенной эволюции от несознания к сверхсознанию, развитие восходящего порядка существ с кульминирующем переходом от жизни в Неведении к жизни в Знании. Возражение против телеологического космоса может базироваться на двух совершенно разных основаниях, -- научном рассуждении, отталкивающемся от предположения о том, что все есть работа несознательной Энергии, которая действует автоматически в ходе механического процесса и поэтому не может содержать в себе никакой цели, и на метафизическом рассуждении, отправляющемся от того восприятия, что Бесконечное и Вселенское уже содержит все в себе, что в нем не может быть нечто незавершенного, что следует завершить, нечто, что оно могло бы добавить к себе, выработать, реализовать, и поэтому не может содержать в себе никакого элемента прогресса, изначальной или возникающей цели.

Научное или метафизическое возражение не может оставаться законным, если присутствует тайное Сознание в или за видимой несознательной Энергией в Материи. Даже в Несознательном наблюдается, по меньшей мере, побуждение сокровенной необходимости производить эволюцию форм, а в формах -- развивающееся Сознание, и равным образом можно поддержать утверждение, что это побуждение является эволюционной волей тайного Сознательного Бытия и что давление последовательной манифестации является доказательством врожденного намерения в эволюции. Это телеологический элемент, и не будет иррациональным допустить его: ведь сознательное или даже несознательное усилие возникает из истины сознательного бытия, которая стала динамической и намеревается исполнить себя в автоматическом процессе материальной Природы; телеология, элемент цели в этом усилии является переводом само-деятельной Истины Бытия в термины само-действенной Воли-Мощи этого Бытия, и, если там присутствует сознание, то и такая Воля-Мощь также должна быть там, и этот перевод является нормальным и неизбежным. Истина Бытия, неизбежно исполняющая себя, была бы фундаментальным фактом эволюции, и Воля и ее цель должны быть там как часть инструментария, как элемент в движущем принципе.

Метафизическое возражение более серьезно; ведь кажется само-очевидным, что Абсолют не может иметь никакой цели в манифестации, кроме как восторга собственной манифестации: эволюционное движение в Материи как часть манифестации должно подпадать под это универсальное утверждение; это движение может быть только ради восторга развертывания, последовательного выполнения, бесцельного серийного само-раскрытия. Вселенскую тотальность можно также рассматривать как нечто полное в себе; в качестве тотальности ему нечего обретать или добавлять к полноте своего бытия. Но материальный мир здесь не является интегральной тотальностью, это часть целого, ступень в градации; поэтому можно допустить в нем не только присутствие неразвитых нематериальных принципов или мощностей, принадлежащих целому и которые были вовлечены в Материю, но также и спуск в материальный мир тех мощностей с высших ступеней системы, чтобы освободить родственные движения от зажатости материальным ограничением. Манифестация высших мощностей Существования, пока все само бытие не проявится в материальном мире в терминах высшего, духовного творения, может считаться телеологией эволюции. Эта телеология не вносит какой-либо фактор, который не принадлежал бы тотальности; она нацелена только на реализацию целого в части. Не может быть возражения против допущения телеологического фактора в часть движения вселенской тотальности, если цель, -цель не в человеческом смысле, а как побуждение внутренне присущей Истины-необходимости, сознательной в воле населяющего Духа, -- состоит в совершенной манифестации там всех возможностей, присущих тотальному движению. Несомненно, все здесь существует ради восторга существования, все является игрой или Лилой; но игра также имеет свою цель, которую следует достичь, и без исполнения этой цели не будет полноты значения. Драма без развязки допустима как артистическая возможность, -- существующая только ради удовольствия наблюдения за персонажами и удовольствия в постановке проблемы без решения или навечно подвешенным колеблющимся балансом решения; драма земной эволюции могла бы иметь тот же характер, но намеренная или внутренне предопределенная развязка также, и возможно даже скорее, допустима. Ананда является тайным принципом всего бытия и поддержкой всей активности бытия: но Ананда не исключает восторга в выработке Истины, внутренне присущей бытию, имманентной в Силе или Воле бытия, поддерживаемой в скрытом само-осознании Сознательной Силы, являющейся динамическим и исполнительным агентом всей деятельности и знающей ее смысл.

Теория духовной эволюции не тождественна научной теории эволюции форм и физической эволюции жизни; она должна базироваться на собственном внутреннем подтверждении: она может принимать научное объяснение физической эволюции в качестве поддержки или в качестве элемента, но поддержки не совершенно необходимой. Научная теория занята только внешним и видимым механизмом и процессом, с деталями исполнения Природой, с физическим развитием вещей в Материи и законом развития Жизни и Разума в Материи; ее объяснение процесса может существенно меняться или всецело разрушаться в свете нового открытия, но это не влияет на само-очевидный факт духовной эволюции, эволюции Сознания, последовательного проявления души в материальном существовании. Во внешних аспектах теория приходит к тому, что существует шкала земного существования, есть развитие форм, тел, последовательно усложняющаяся и более комплексная организация Материи, Жизни в Материи, Сознания в живой Материи; в этой шкале, чем лучше организована форма, тем более она способна приютить лучше организованную, более сложную, но более способную, более развитую или эволюционирующую Жизнь и Сознание. Раз уж выдвинута эволюционная гипотеза и выстроены факты, ее поддерживающие, то этот аспект земного существования становится настолько поражающим, что кажется безоговорочным. Точный механизм, посредством которого это делается, или точная генеалогия или хронологическая последовательность типов бытия -- это второй вопрос, хотя вопрос интересный и важный; можно принимать или не принимать развитие одних форм жизни из предшествующих менее развитых форм, естественный отбор, борьбу за выживание, сохранение благоприобретенных признаков, но факт последовательного творения по развивающемуся плану является выводом первостепенной важности. Другой само-очевидный вывод состоит в том, что в этой эволюции есть необходимо ранжированная последовательность, сначала эволюция Материи, затем эволюция Жизни в Материи, затем эволюция Разума в живой Материи, и на последней стадии -- животная эволюция, за которой следует эволюция человека. Первые три термина этой последовательности слишком очевидны, чтобы их обсуждать. Можно спорить о том, последовал ли человек за животными или развивались они одновременно, а человек опередил животных в эволюции Разума; даже выдвигалась такая теория, что человек был не последним, а первым и старейшим из животных видов. Этот приоритет человека составлял древнее представление, но не был универсальным; он рожден из ощущения явного превосходства человека над другими земными творениями: но в эволюции превосходящий является не предшественником, а последователем, менее развитые предшествуют более развитым и подготавливают их появление.

В действительности, идея о приоритете низших форм Жизни не всецело чужда древнему мышлению. Помимо мифических объяснений творению, мы находим уже в древней и средневековой мысли Индии те высказывания, которые говорят в пользу более раннего появления животных по отношению к человеку в том смысле, который соответствует современным эволюционным представлениям. Упанишады говорят, что "я" или Дух после после принятия решения на земное творение сначала создал животные виды, как коровы и лошади, но боги, -- которые в мышлении Упанишад являются мощностями Сознания и мощностями Природы, -- нашли, что они являются недостаточными носителями, и Дух наконец создал человека, который удовлетворил богов, и они возложили на человека космические функции. Это ясное иносказание о творении все более и более развитых форм, пока не было найдено, что одна из них способна приютить развивающееся сознание. В Пуранах утверждается, что тамасичные животные создания были первыми. Тамас -- это индийское слово для обозначения принципа инерции сознания и силы: сознание тупое и вялое и некомпетентное в своей игре называется тамасическим; сила, Жизненная энергия, ленивая и вялая и ограниченная в своей способности, связанная узким диапазоном инстинктивных импульсов, не развивающаяся, не ищущая, не побуждаемая на более подвижное действие или на более сознательное действие, может быть причислена к той же категории. Животное, в котором присутствует менее развитая сила сознания, первично в творении; более развитое человеческое сознание, в котором присутствует бо'льшая сила подвижной энергии Разума и больший свет восприятия, является более поздним творением. Тантры говорят о душе, выпавшей из своего статуса и проходящей через тысячи рождений в растительных и животных формах, пока она не достигнет человеческого уровня и не будет готова к освобождению. Здесь, опять же, подразумевается, что растения и животные являются низшими ступеньками эволюционной лестницы, а человечество представляет последнее или вершающее развитие сознательного существа, форму, в которую должна вселиться душа, чтобы приобрести духовный мотив и стать способной на духовный выход из ментальности, жизни и физичности. Это в действительности обычное представление, и оно столь сильно как для рассудка, так и интуиции, что его с трудом можно оспаривать -- вывод почти неизбежен.

На этом фоне разворачивающегося эволюционного процесса должны мы взглянуть на человека, на его происхождение и первое появление, на его статус в манифестации. Здесь есть две возможности; либо произошло внезапное появление человеческого тела и сознания в земной природе, внезапное творение или независимая автоматическая манифестация рассуждающей ментальности в материальном мире, наложившаяся на прежнюю аналогичную манифестацию подсознательных живых форм и живых сознательных тел в Материи, либо произошла эволюция человечества из животного существа, возможно, медленная в своем приготовлении и стадиях развития, но со значительным скачком в решающей точке перехода. Последняя теория не привносит каких-либо затруднений: ведь, определенно, изменение характеристик в типе, хотя и не самого фундаментального типа, могло осуществляться в породах или генах, -- в действительности это уже проделывал сам человек, и эти возможности замечательно разрабатывались экспериментальной Наукой на малом масштабе, -- и можно справедливо предположить, что тайно сознательная Энергия в Природе могла бы вызвать широко-масштабные операции этого рода и осуществить значительное и решающее развитие посредством собственных сознательных усилий. Необходимым условием для смены обычного животного на человеческий характер существования было бы развитие такой организации, которая была бы способна на быстрое развитие, обращение или поворот сознания, на достижение новой высоты и взгляд вниз с этой высоты на низшие ступени, на возвышение и расширение той способности, которая позволила бы существу поднять старые животные способности благодаря бо'льшему и более пластическому, человеческому пониманию, и в то же время или позднее развить бо'льшие и более тонкие мощности, соответствующие новому типу бытия, развить мощности рассуждения, рефлексии, комплексного наблюдения, организованного изобретения, размышления и открытия. Если существует проявляющаяся Сознательная-Сила, тогда не будет трудности в этом переходе при наличии инструмента, не будет трудности за исключением трудности заграждения и сопротивления материального Несознания. Животное уже обладает некоторыми такими качествами в ограниченном масштабе, только для действия, в зачаточной организации, грубой или простой, с весьма низшим охватом и пластичностью, с более узким и весьма нерегулярным управлением способностями; но особенностью является то, что выработка этих способностей более механистична, менее свободна, отмечена автоматизмом Природной Энергии, правящей операцией примитивного сознания и не, как в человеке, сознательной Энергии, наблюдающей и до некоторой степени направляющей и управляющей и произвольно меняющей или модифицирующей собственные операции. Другие животные привычки сознания фундаментально не отличаются от человеческих; все что он смог сделать -- это развить и расширить их до высшего ментального уровня и, насколько возможно, ментализировать, рафинировать, утончать, -- короче говоря, привнести в них озарение своего нового понимания и интеллектуальной способности и мощи разумного контроля, отсутствующего в животном. Раз уж это изменение или обращение достигнуто, мощь человеческого разума работать над собой и вещами, творить, познавать, рассуждать, будет развиваться в ходе эволюции человека, даже если вначале эти способности были весьма ограничены, близки к животным, были относительно простыми и грубыми в их действии. Такое обращение осуществлялось при каждом радикальном переходе Природы: возникающая Жизненная Сила поворачивается к Материи, накладывает витальную сущность сознания на операции Материи, и в то же время развивает также собственное действие и свои возможности; новое большее возникновение и обращение, появление человечества продолжает цель прецедентов Природы; это новое применение того же самого принципа.

Поэтому легко принять эту теорию: ее выработки постижимы. Но другая гипотеза создает значительные трудности. Со стороны сознания эта новая манифестация, человеческая, могла бы быть объяснена подъемом скрытого Сознания из инволюции во вселенской Природе. Но в этом случае сознание должно было бы уже иметь существующую материальную форму в качестве своего носителя, адаптированного силой проявления к нуждам нового внутреннего творения; или же быстрое отклонение от предыдущих физических типов или образцов могло привести в существование новое существо. Но какая бы гипотеза не была принята, это означает эволюционный процесс, -- разница существует только в методе и машинерии отклонения или перехода. Или же. напротив, мог бы произойти не подъем, а нисхождение ментальности с плана Разума над нами, возможно, спуск души или ментального существа в земную Природу. Тогда трудность заключалась бы в возникновении человеческого тела, слишком сложного и трудного, чтобы его можно было внезапно создать или проявить; ведь такая чудесная скорость, хотя и вполне возможная на супрафизическом плане бытия, вряд ли представима как обычная возможность или потенциальность материальной Энергии. Это могло бы произойти лишь при вмешательстве супрафизической силы или закона Природы или при помощи созидательного Разума, действующего с прямой мощью и непосредственно на Материю. Действие супрафизической Силы и создателя можно признать в каждом новом появлении в Материи; каждое такое появление поначалу предстает чудом, приведенным в действие тайным Сознанием, поддерживаемым завуалированной Энергией Разума или Энергией Жизни: но это действие нигде не видится прямым, явно открытым, само-достаточным; оно всегда накладывается на уже реализованный физический базис и действует посредством расширения некоторого уже установленного Природного процесса. Скорее всего, было открытие некоторого уже существующего тела некоторому супрафизическому притоку, так что это тело было трансформировано в новое тело; но не так легко предположить, что такое событие произошло в прошлом материальной Природы: для этого, по-видимому, требуется либо сознательное вторжение невидимого ментального существа, чтобы сформировать то тело, которое оно намерено населить, либо же требуется предыдущее развитие ментального существа в самой Материи, существа, которое было бы уже способно воспринять супрафизическую мощь и наложить ее на жесткие и узкие формулы своего физического существования. Иначе мы должны предположить, что некоторое предсуществующее тело было уже настолько развитым, что оказалось способным на восприятие обширного ментального потока или на сговорчивый отклик на спуск в него ментального существа. Но это подразумевает предшествующую эволюцию разума в теле до той точки, в которой такое восприятие стало бы возможным. Вполне вероятно, что одновременно происходила такая эволюция снизу и такой спуск сверху, что при их совместном действии появилось человечество в земной природе. Тайная психическая сущность, уже присутствующая в животном, могла бы сама призвать ментальное существо, Пурушу Разума, спуститься вниз в царство живой Материи, чтобы вобрать витально-ментальную энергию, уже работающую, и поднять ее до уровня высшей ментальности. Но все же это был бы процесс эволюции, а высший план вмешивался бы лишь для содействия появлению и расширению собственного принципа в земной Природе.

Далее, можно допустить, что каждый тип или образец сознания и бытия в теле, раз уж он установился, должен верно следовать закону бытия этого типа, собственному устройству и правилу природы. Но также очень даже может быть, что часть закона человеческого типа заключается в импульсе к само-превосхождению, что средства для сознательного перехода были даны человеку среди духовных мощностей; обладание такой способностью может составлять часть плана, по которому сознательная Энергия построила человека. Можно согласиться с тем, что то, что человек в принципе сделал до сего дня -- это действовал в пределах круга своей природы, по спирали природного движения, то по восходящему витку, то по нисходящему витку, -- не было прямой линии прогресса, не было безусловного, фундаментального или радикального превышения его прошлой природы: то, что человек сделал -- это заострил, утончил, достиг более комплексного и пластического использования своих возможностей. Будет неверным сказать, что не было такой вещи, как человеческий прогресс, со времен появления человека или даже в его недавней установленной истории; ведь ведь сколь великими не были бы древние, сколь высочайшими не были бы их достижения и творения, сколь впечатляющей не была бы их мощь духовности, интеллекта или характера, но в более позднюю эпоху обнаруживается нарастание тонкости, сложности, многогранное развитие знания и возможности в человеческих достижениях, в политике, общественном устройстве, общественной жизни, в науке, метафизике, всевозможном знании, искусстве, литературе; даже в духовном усилии, хотя и менее возвышенном и менее грандиозном в мощи духовности, чем в древности, была та же нарастающая утонченность, пластичность, зондирование глубин, расширение поиска. Было выпадение из высокого типа культуры, резкий временный спуск в определенный обскуратизм, было угасание духовного побуждения, погружение в вульгарный материализм; но все это -- временное явление, в худшем случае нисходящий вниз виток спирали прогресса. В действительности этот прогресс не перенес расу за пределы самой себя, в само-расширение, не привел к трансформации ментального существа. Но это и не ожидалось; ведь первое дело эволюционной Природы в типе существа и сознания -- это развивать этот тип до его крайней возможности путем такой утонченности и нарастания сложности, пока он не станет готовым прожечь оболочку, не станет готовым на зрелое решительное появление, образование, поворот сознания на себя, что составляет новую стадию в эволюции. Если предположить, что следующим шагом природы является духовное и супраментальное существо, тогда напряжение духовности в расе можно рассматривать как знак намерения Природы, также как и знак способности человека работать в себе самом или помогать природе свершить переход. Если появление в животном существе типа аналогичного в некоторых отношениях обезъяно-подобному, но изначально наделенного элементами человека, то появление в человеческом существе духовного типа, похожего на ментально-животное человечество, но уже с печатью духовного устремления будет очевидным методом Природы для эволюционного производства духовного и супраментального существа.

Уместно предположить, что если намеревается осуществление такой духовной кульминации, и человек является ее средой, то только несколько особо развитых человеческих существ образуют новый тип и будут двигаться к новой жизни; и когда это произойдет, то у остальной части человечество угаснет духовное стремление, более не необходимое для целей природы, и человечество успокоится в своем обычном статусе. Равным образом можно рассудить, что человеческая ступень должна сохраниться, если на самом деле существует восхождение души путем реинкарнации через эволюционные ступени к духовному верху, ведь иначе будет утрачена самая необходимая из всех промежуточных ступеней. Сразу же можно признать, что нет ни малейшей возможности или вероятности того, что вся человеческая раса поднимется массой на супраментальный уровень; то, что предполагается, это не нечто столь уж революционное или ошеломляющее, а только способность человеческой ментальности при достижении определенного уровня или определенной точки напряжения эволюционного побуждения прорваться на высший план сознания и продвигать воплощение этого сознания в существе. При этом воплощении существо обязательно претерпит изменение обычного строения своей природы, а также изменение своего ментального и эмоционального и чувственного строения и, в большой степени, изменение сознания тела и физического обуславливания нашей жизни и энергетики; но изменение сознания будет главным фактором, начальным движением, а физическая модификация станет подчиненным фактором, следствием. Это трансмутация сознания будет всегда оставаться возможной для человеческого существа, когда пламя души, психическое горение, станет могущественным в сердце и разуме, и природа будет готова. Духовное стремление внутренне присуще человеку; ведь он, не в пример животному, осознает свое несовершенство и ограничения и чувствует, что существует нечто, что следует достичь за пределами того, чем он сейчас является: невероятно, что этот позыв к само-превосхождению когда-либо угаснет в человеческой расе. Человеческий ментальный статус всегда будет оставаться, и не только как ступень в шкале в шкале возрождений, а как открытая ступень к духовному и супраментальному статусу.

Следует отметить, что появление на земле человеческого разума и тела знаменует решительный шаг, решительную смену в курсе и ходе эволюции; это не просто продолжение прежних линий. До прихода развитого мыслящего разума в Материю эволюция осуществлялась не посредством само-осознанного стремления, намерения, воли или поиска живого существа, а подсознательно или сублиминально посредством автоматической операции Природы. Так происходило из-за того, что эволюция началась с Несознания, и тайное Сознание еще не достаточно всплыло из него, чтобы действовать через само-осознающую индивидуальную волю живого создания. Но в человеке необходимое изменение было сделано, -- существо пробудилось и осознает себя; проявилась в Разуме его воля развиваться, познавать, углублять внутреннее и расширять внешнее существование, наращивать способности природы. Человек увидел, что может быть более высокое состояние сознания, чем его собственное; эволюционное побуждение присутствует в разуме и теле, стремление превзойти самого себя выпущено и подчеркнуто внутри человека: он начал осознавать душу, открывать "я" и Дух. Следовательно, в человеке стала возможной и осуществимой замена подсознательной эволюции на сознательную, и равным образом можно заключить, что стремление, позыв, сохраняющееся усилие в нем является надежным знаком воли Природы пройти по высшему пути исполнения, проявить более высокий статус.

На предыдущих ступенях эволюции первая забота и усилие Природы было направлено к изменению физической организации, ведь только таким путем могло произойти изменением сознания; это было необходимостью, наложенной недостаточностью силы сознания, уже находящейся в формировании, чтобы вызвать изменение тела. Но в человеке обращение возможно, в действительности, неизбежно; ведь именно через его сознание, через трансмутацию сознания, и более не через новый телесный организм в качестве первого инструмента, может и должна осуществляться эволюция. Во внутренней реальности вещей изменение сознания всегда было главным фактором, эволюция всегда имела духовное значение, а физическое изменение было только инструментальным; но эта связь сокрыта первым ненормальным балансом этих двух факторов, тело внешнего Несознания перевешивало и затмевало в значимости духовный элемент, сознательное существо. Но раз уж баланс восстановлен, то более не требуется, чтобы изменение тела предшествовало изменению сознания, само сознание благодаря своей мутации будет вызывать и осуществлять любую мутацию, необходимую для тела. Следует заметить, что человеческий разум уже продемонстрировал свою способность помогать Природе в эволюции новых видов растений и животных; он создал новые формы своего окружения, путем познания вызвал значительные изменения в своей ментальности. И не будет невозможным, что человек должен также сознательно помочь Природе в собственной духовной и физической эволюции и трансформации. Побуждение к этому уже присутствует и частично задействовано, хотя еще не полностью понято и принято поверхностной ментальностью; но однажды это может быть понято, человек пойдет глубоко внутрь себя и откроет средства, тайную энергию, намеренное оперирование Сознательной-Силы, внутри которой кроется реальность того, что мы называем Природой.

Все эти выводы можно сделать даже из наблюдения внешних явлений развития Природы, ее поверхностной эволюции существа и сознания при физическом рождении в теле. Но существует и другой невидимый фактор; существует перевоплощение, развитие души путем подъема от одной ступени к другой на шкале развивающегося существования, и на этих ступенях -- ко все более и более высоким типам телесных и ментальных инструментов. В этом развитии психическая сущность все еще завуалирована, даже в человеке, сознательном ментальном существе, сокрыта ее инструментами, разумом, жизнью и телом; она еще не способна проявиться полностью, удерживается от того, чтобы выйти на передний план, где она могла бы утвердиться как господин своей природы, она еще обязана подчиняться определенной детерминации, накладываемой ее инструментами, подчиняться доминированию Пракрити над Пурушей. Но в человеке психическая часть его личности способна развиваться гораздо быстрее, чем в низшем творении, и может придти время, когда душа-сущность приблизится к той точке, в которой она появится из-за вуали и станет господином своих инструментов в Природе. Но это будет означать, что тайно пребывающий дух, Даймон, внутреннее Божество находится в точке появления; и когда оно появится, то вряд ли стоит усомниться, какими будут его требования, как это в действительности уже происходит в самом Разуме, когда он подпадает под внутреннее психическое влияние, нацеливается на более божественное, более духовное существование. В природе земной жизни, где Разум является инструментом Неведения, это может осуществиться лишь через изменение сознания, переход от основания в Неведении к основанию в Знании, от ментального к супраментальному сознанию, супраментальному инструментарию Природы.

Нет убедительной доказательности в тех рассуждениях, что поскольку этот мир является миром Неведения, то такая трансформация может быть достигнута только на запредельных небесах или вообще не может быть достигнута, и требование психической сущности само по себе является невежественным и должно быть заменено на слияние души в Абсолюте. Это заключение могло бы быть справедливым лишь в том случае, если Неведение было бы полным смыслом, субстанцией и мощью мира-манифестации или же если бы в самой Мировой Природе не было бы элемента, через который могло бы осуществляться превосхождение невежественной ментальности, которая все еще отягощает наш теперешний статус бытия. Но Неведение составляет лишь часть Мировой Природы; это не вся Природа, не изначальная мощь и создатель: на своем высшем конце это само-ограниченное Знание, и даже на низшем конце, при возникновении из полнейшего материального Несознания, это подавленное Сознание, трудящееся для того, чтобы находить, открывать себя, проявлять Знание, являющееся его истинным характером, в качестве основания существования. В самом вселенском Разуме существуют диапазоны над нашей ментальностью, которые являются инструментами космического постижения истины, и конечно же, в эти диапазоны может подняться ментальное существо; ведь оно уже поднимается до них в сверхнормальных условиях или воспринимает с них, не зная об этом, интуицию, духовные указания, большие потоки озарения или духовную способность. Все эти диапазоны осведомлены о том, что находится выше них, и высочайший непосредственно открыт Сверхразуму, осознает Истину-Сознание, которая превосходит его. Более того, в самом развивающимся существе уже присутствует та высшая мощь сознания, поддерживая истину Разума, находясь в основании его действия, которое заслоняет эти мощности; этот Сверхразум и те мощности Истины поддерживают Природу своим тайным присутствием: как раз Истины Разума являются их результатом, приуменьшенной операцией, представлением в частных образах. Поэтом кажется не только естественным, но и неизбежным, что эти высшие мощности Существования должны проявиться здесь в Разуме, как сам Разум проявился в Жизни и Материи.

Побуждение человека к духовности является внутренним водительством духа внутри него к появлению, настоянием Сознательной-Силы существа сделать следующий шаг манифестации. Верно, что духовное побуждение было в большой степени не от мира сего или оборачивалось в своей крайности духовным отрицанием и само-растворением ментального индивида; но это только одна сторона тенденции, поддержанной и сделанной необходимостью совершить переход из царства фундаментального Несознания, преодолеть препятствие тела, отбросить темный витал, избавиться от невежественной ментальности, необходимостью раз и навсегда достичь духовного бытия, духовного статуса путем отвержения всех этих помех. Но присутствовала и другая, динамическая сторона духовного побуждения, -- стремление к духовному господству и изменению Природы, к духовному совершенству существа, обожествлению разума, сердца и самого тела: были даже грезы или психическое предвидение исполнения, превосходящего индивидуальную трансформацию, предвидение новой земли и небес, города Бога, божественного нисхождения на землю, царствования духовного совершенства, королевства Бога, не только внутри нас, но и снаружи, в коллективной человеческой жизни. Какими туманными не были бы некоторые формы, принимаемые этим стремлением, но безошибочно содержащееся в них указание на побуждение оккультного духовного существа к появлению в земной природе.

Если духовное развертывание на земле является скрытой истиной нашего рождения в Материи, если фундаментально именно эволюция сознания происходит в Природе, тогда человек, как он есть, не может быть последним словом эволюции: он слишком несовершенно выражает Дух, сам Разум -- это слишком ограниченная форма и инструмент; Разум -- это только средний термин сознания, ментальное существо может быть лишь переходным существом. Следовательно, если человек неспособен превысить ментальность, то он должен быть превзойден, и должны проявиться Сверхразум и сверхчеловек, которые возьмут лидерство в творении. Но если разум способен открыться тому, что превосходит его, тогда нет причины, почему бы сам человек не мог бы достичь Сверхразума и сверхчеловечества или, по меньшей мере, подвести свою ментальность, жизнь и тело к эволюции бо'льшего выражения Духа, проявляющегося в Природе.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ