На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Ауробиндо
ЖИЗНЬ БОЖЕСТВЕННАЯ

Книга II. ЗНАНИЕ и НЕВЕДЕНИЕ -- ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
ЧАСТЬ II. ЗНАНИЕ И ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Глава XXII. ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ И ИНЫЕ МИРЫ; КАРМА, ДУША И БЕССМЕРТИЕ

Из этого мира он отправился в физическое Я; он перешел к "я" жизни; он перешел к Я разума; он перешел к "я" знания; он перешел к "я" блаженства; он путешествовал через эти миры по желанию.

Тайттирия Упанишада (III.10.5)

Они говорят, что на самом деле сознательное существо сделано из желания. Но к какому бы желанию он ни пришел, оно приходит той волей, и какая бы воля ни пришла, он делает то действие, а каково действие, таков и результат... Прикрепленный к своей Карме 1, он в тонком теле идет к тому, к чему тяготеет его разум, затем, подойдя к концу своей Кармы, выработав всякое действие, он возвращается из того мира в этот мир Кармы.

Брихадараньяка Упанишада (IV.4.5,6)

Наделенный качествами, делатель работ и творец их последствий, он пожинает плоды своих действий; он правитель жизни и путешествует в соответствии с собственными деяниями; у него есть идея и эго, и он познается качествами интеллекта и качествами я. Меньше, чем сотая часть толщины волоса, душа живущего существа способна на бесконечность. Он не мужчина и не женщина и не бесполый, а присоединяется к любому телу, которое он принимает за свое собственное.

Шветашватара Упанишада (V.7-10)

Смертные, они достигли бессмертия.

Риг Веда (I.110.4)

Наш первый вывод относительно реинкарнации заключается в том, что перевоплощение души в последовательных земных телах является следствием первостепенной важности, составляющим процесс манифестации в земной природе; но этот вывод приводит к дальнейшим проблемам и следствиям, которые необходимо исследовать. Первый вопрос касается процесса перевоплощения; если этот процесс не скоротечен, если за смертью тела не следует немедленно новое рождение, чтобы поддержать непрерывающийся ряд жизней одной и той же личности, если между смертью и новым рождением есть некоторый промежуток, то тогда сразу же возникает вопрос о принципе и процесс перехода к иным мирам, в которых душа должна находиться перед новым воплощением, и возникает вопрос о возвращении к земной жизни. Третий вопрос касается самого процесса духовной эволюции и тех изменений, которые душа претерпевает при своем переходе от рождения к рождению по этапам своего приключения.

Если физическая вселенная была бы единственным проявленным миром или была бы совершенно обособленным миром, тогда перевоплощение как часть эволюционного процесса было бы ограничено постоянной последовательностью прямых перемещений из одного тела в другое; за смертью сразу же бы следовало очередное рождение, без какого-либо промежутка -- этот переход явился бы духовным обстоятельством в непрекращающейся последовательности принудительного, механического, материального образа действия. Душа не смогла бы высвободиться из Материи; она была бы навечно ограничена своим инструментом, телом, и зависимостью от него для непрерывности проявленного существования. Но мы обнаружили, что существует жизнь и на других планах после смерти и перед очередным воплощением, следующая за предыдущим земным существованием и подготавливающая к новой стадии земной жизни. Иные планы сосуществуют с нашим, являются частью одной комплексной системы и непрерывно воздействуют на физический план, являющийся их собственным конечным и низшим выражением, воспринимают его реакции, допускают тайную связь и сообщение. Человек может стать сознательным на этих планах, в определенных состояниях может даже спроецировать свое сознательное существо на эти планы, но при жизни может сделать это только частично, а после растворения тела, возможно, и со всей полнотой. Следовательно, такая возможность проецирования в иные миры или планы бытия становится достаточно актуальной для того, чтобы практически вынуждать свою собственную реализацию, непосредственно и, возможно, устойчиво сходящую в человеческую земную природу, если человек с самого начала наделен такой мощью само-перемещения, и сходящую от случая к случаю, если человек еще только дорастает до этой мощи в ходе постепенного прогресса. Ведь, возможно, что в самом начале человек недостаточно развит для того, чтобы переносить свою жизнь или свой разум в бо'льшие миры Жизни или миры Разума и принуждаем принять перемещение из одного земного тела в другое, что является его единственной теперешней возможностью выживания.

Необходимость такого промежутка между смертью и рождением и переход к иным мирам вызывается двойной причиной: существует притяжение к иным мирам со стороны ментального и витального существ человека, и существует полезность или даже необходимость такого промежутка для усвоения законченного жизненного переживания, выработки того, что должно быть выработано, подготовки нового воплощения и нового жизненного переживания. Но необходимость периода усвоения и притяжение к иным мирам могут возникнуть только тогда, когда ментальная и витальная индивидуальности становятся достаточно развитыми в полу-животном физическом человеке; до этих пор таких периодов может и не быть или они могут быть не эффективными: накопленный жизненный опыт может быть слишком простым и элементарным, так что почти не требуется времени для его усвоения, и естественное существо может быть слишком грубым, так что не может идти комплексный процесс усвоения; высшие части могут быть недостаточно развиты, чтобы поднимать себя к высшим планам существования. Тогда, при отсутствии связи с иными мирами, можно строить теории перевоплощения, допускающие только постоянное перемещение; тогда существование иных миров не является актуальным, и временное пребывание души на иных планах не является действенной или, во всяком случае, необходимой частью системы. Можно построить и другую теорию, в которой переход к иным мирам становится обязательным правилом для всех душ, так что нет немедленного перевоплощения; душе требуется некоторый промежуток времени для подготовки к новому воплощению и новому опыту. Также возможен компромисс между этими крайними теориями; простое перемещение может быть первым преобладающим правилом, пока душа еще недостаточно зрела для того, чтобы переходить к существованию в иных мирах; тогда переход к иным планам стал бы законом и задействовался бы лишь позднее. Как иногда предполагают, душа может достичь даже третьей стадии, когда она настолько сильно развита, ее природные части настолько духовного оживлены, что душе больше не требуется промежутков, и она может без задержки сразу же воплотиться для более быстрой эволюции.

В популярных представлениях, которые берут начало от религий, допускающих реинкарнацию, существует некоторая несовместимость, которую они не могут преодолеть. С одной стороны, широко распространена вера, довольно грубая, в то, что за смертью тела сразу же или почти сразу следует воплощение в новом теле. С другой стороны, есть старая религиозная догма о жизни после смерти на небесах или в аду или, быть может, в иных мирах или на иных уровнях бытия, в зависимости от того, чего заслужила душа в физическом существовании; и час возвращения на землю приходит тогда, когда исчерпываются заслуги или заканчивается наказание, после чего существо готово к другой земной жизни. Эта несовместимость исчезнет, если мы примем, что может происходить по-разному в зависимости от того, какой стадии эволюции достигла душа в ходе своей манифестации в Природе; тогда все будет зависеть от степени способности души вступить в статус, более высокий, чем земная жизнь. Но в обычной концепции реинкарнации идея о духовной эволюции не выражена явно, она только подразумевается в том факте, что душа должна достичь той точки, когда она станет способной превзойти необходимость перевоплощения и возвращения к своему вечному источнику; но если нет постепенной и последовательной эволюции, тогда эта точка может быть достигнута только в хаотическом извилистом движении, закон которого нелегко определить. Чтобы определенно ответить на этот вопрос, следует предпринять некоторое психическое исследование и решать на основе конкретных переживаний; здесь мы можем заняться только более частным вопросом и посмотреть, заложена ли в природу вещей или логику эволюционного процесса какая-либо видимая или внутренне присущая необходимость для каждого способа перевоплощения: для немедленного перехода от тела к телу и для задержки на некоторое время перед новой инкарнацией само-воплощающегося психического принципа.

Некоторого рода необходимость жизни в иных мирах, необходимость скорее динамическая и практическая, чем сущностная, возникает из самого того факта, что различные мировые принципы внутренне переплетены друг с другом и некоторым образом взаимозависимы, и из-за того воздействия, которое этот факт должен оказывать на процесс духовной эволюции. Но на время эта необходимость может нейтрализоваться бо'льшим притяжением к земле или преобладающей физичностью эволюционирующей природы. Наша вера в рождение возвышающейся души в человеческой форме и ее возрождение в этой форме, без которой она не может заверить свою человеческую стадию эволюции, покоится, с точки зрения рассуждающего интеллекта, на той основе, что постепенный переход души на все более и более высокие уровни земного существования образует последовательность, необходимую для роста природы; одной краткой человеческой жизни на земле явно недостаточно для эволюционной цели. На ранней стадии, когда человечество еще только зарождалось, реализовывалась, по-видимому, схема частого немедленного переноса души, -- повторного принятия новой человеческой формы в следующем теле, сразу же после того, как прежнее тело прекратило свое существование при прекращении действия Жизненной энергии и последующей дезинтеграции, которую мы называем смертью. Но что с точки зрения эволюционного процесса вызывало серию немедленных перевоплощений? Очевидно, что необходимость немедленного перевоплощения могла бы быть императивной лишь пока психическая индивидуальность, -- не сама тайная душа-сущность, а образование души в природном существе, -- слабо раскрыта, недостаточно развита и неудовлетворительно сформирована, так что она не может больше никак выжить, кроме как благодаря сохранению ментальной, витальной и физической индивидуальностей, выработанных в этой жизни: психическая индивидуальность, все еще неспособная выжить сама по себе, сбросить прошлые образования Разума и Жизни и затем построить новые, была бы вынуждена сразу же переносить свою зачаточную грубую индивидуальность в новое тело. Сомнительно, что нам следует приписывать подобную неспособность настолько сильно индивидуализированному существу, как воплощающему человеческое сознание. Даже самый обыденный человеческий индивид представляет душу, действующую через явно различимое ментальное существо, насколько бы плохо ни был сформирован разум человека, каким бы ограниченным и приниженным он ни был, насколько бы он ни был вовлечен и закован в физическое и витальное сознание и был бы не способен или не желал бы открепиться от своих низших образований. Все же мы можем предположить, что существует направленное вниз притяжение, причем настолько сильное, что принуждает существо поторопиться сразу же возобновить физическую жизнь, поскольку его природное образование на самом деле не подходит для чего-либо еще или для жизни на высшем плане. Либо же жизненный опыт может быть настолько кратким и неполным, что принуждает душу сразу же воплотиться для продолжения этого опыта. Могут быть и другие потребности, воздействия или причины в сложном Природном процессе, такие как сильная воля земного желания, неистово ищущая исполнения, что может повлечь немедленное перевоплощение той же самой сохранившейся формы личности в новое тело. Но все же нормальной линией, которой придерживается психическая сущность, раз уж она достигла человеческой стадии эволюционного цикла, будет альтернативный процесс перевоплощения, возрождение Личности не только в новом теле, но и в новом образовании персональности.

Ведь персональность души по мере своего развития должна обрести достаточную власть над своим природным образованием и построить достаточную само-выразительную ментальную и витальную индивидуальность, чтобы иметь возможность продолжить существование без поддержки материального тела, как и превзойти любую избыточную сдерживающую прикрепленность к физическому плану и физической жизни: она должна быть достаточно развитой для того, чтобы продолжить существование в тонком теле, которое, как мы знаем, является характерным контейнером или оболочкой и надлежащей тонко-физической поддержкой внутреннего существа. Именно душа-личность, психическое существо выживает после смерти тела и берет с собой в свое путешествие разум и жизнь, и именно в тонкое тело она переходит из материальной жизни; следовательно, как душа, так и тонкое тело должны быть достаточно развитыми для этого перехода. Но переход к планам существования Разума или Жизни также предполагает, что разум и жизненная часть достаточно сформированы и развиты, чтобы перейти без дезинтеграции и какое-то время существовать на этих высших уровнях. Если эти условия выполнены, то есть достаточно развиты как психическая личность и тонкое тело, так и ментальная и витальная личности, тогда будет гарантировано выживание души-личности без немедленного нового рождения, и притяжение к иным мирам станет действенным. Но если бы все этим и ограничивалось, тогда душа возвращалась бы на землю с той же самой ментальной и витальной личностью, и не было бы свободной эволюции при новом рождении. Сама психическая личность должна быть достаточно индивидуализирована для того, чтобы больше не зависеть от своих прошлых образований разума и жизни, как она не зависит от тела, и поэтому она должна также со временем сбросить их и перейти к новому образованию для нового опыта. Для сбрасывания старых и подготовки новых форм душа должна на время между двумя рождениями пребывать где-то еще, не на полностью материальном плане, в котором мы сейчас движемся; потому что здесь нет подходящего места для развоплощенного духа. На самом деле возможна краткая остановка, если существуют тонкие оболочки земного существования, принадлежащие земле, но носящие витальный или ментальный характер: но даже тогда нет причины для того, чтобы душа надолго задерживалась здесь, если она не обременена непреодолимой прикрепленностью к земной жизни. Выживание личности после смерти материального тела подразумевает супрафизическое существование, и оно возможно только на некотором плане бытия, соответствующем эволюционной стадии сознания или, если нет эволюции, во временном втором доме духа, который был бы естественным местом его пребывания между двумя жизнями -- если только оно не является его изначальным миром, из которого дух возвращается в материальную Природу.

Где же тогда будет это временное супрафизическое местопребывания? какой будет другая естественная среда обитания души? Могло бы показаться, что это должен быть ментальный план, ментальные миры, потому что человек является ментальным существом, и притяжение к этому плану, уже действенное при жизни, должно преобладать, когда нет сдерживающего прикрепления к телу, и поскольку ментальный план должен являться, очевидно, родным и естественным местопребыванием ментального существа. Но так автоматически не происходит из-за сложности человеческого существа; человек обладает не только ментальным, но и витальным существованием, -- его витальная часть зачастую сильнее и более ярко выражена, чем ментальная, -- и к тому же за ментальным существом стоит душа, представителем которой оно является. Кроме того, существует множество планов или уровней мирового существования, и душа должна пройти через них, прежде чем достичь своего естественного дома. На самом физическом плане или близко к нему существуют, по-видимому, все более и более тонкие слои, которые могут считаться подпланами физического, носящими витальный и ментальный характер; они являются одновременно обволакивающей и проникающей прослойкой, через которую происходит обмен между высшими мирами и физическим миром. Поэтому если ментальное существо недостаточно развито, пока ментальность ограничена преимущественно физическими формами деятельности разума и жизни, тогда ментальное существо может быть захвачено и удержано в этих средах. Оно может даже вынужденно оставаться там на все время между рождениями; но это невероятно, и это могло бы произойти, только если и поскольку его прикрепленность к земным формам деятельности была так велика, чтобы предотвратить естественное движение вверх или препятствовать ему. Ибо посмертное состояние души должно некоторым образом соответствовать уровню развития существа на земле, поскольку жизнь после смерти является не свободным возвращением вверх от падшей смертности, а обычным возобновляющимся обстоятельством, которое вмешивается с целью помочь ходу трудной духовной эволюции в физическом существовании. Есть некая связь с высшими мирами существования, которую развивает человеческое существо в своей эволюции на земле, и это должно оказывать преобладающее влияние на промежуточное проживание на этих планах; после смерти оно должно определять свое направление, а также место, длительность и характер само-переживания там.

Может также случиться, что человеческое существо задержится на время в одной из тех пристроек к иным мирам, что были созданы его привычной верой или типом его стремлений в смертном теле. Мы знаем, что человек создает образы высших планов, которые часто являются ментальной транскрипцией их определенных элементов, и возводит свои образы в систему, придавая им форму настоящих миров; он также строит разнообразные миры желаний, к которым прикрепляет сильное ощущение внутренней реальности: эти построения могут быть настолько сильными, что создадут для него после-смертное окружение, в котором он может задержаться. Ведь мощь человеческого разума создавать образы, мощь его воображения, являющаяся в физической жизни неоценимой помощью в обретении знания и построении жизни, в этом высшем диапазоне может стать созидательной силой, которая позволит ментальному существу временно жить среди собственных образов, пока те не растворятся под давлением души. Все эти построения имеют природу большей Жизни; в них разум человека транслирует некоторые из реальных условий бо'льших ментальных и витальных миров в термины физического переживания, усиленного, продолженного и расширенного за пределы условий физичности: при помощи этой трансляции он переносит витальную радость и витальное страдание физического существа в супрафизические условия, в которых они имеют бо'льший охват, полноту и длительность. Эти сконструированные условия должны поэтому рассматриваться, раз уж они предстоят неким супрафизическим местопребыванием, как пристройки к витальному или низшему ментальному плану существования.

Но существуют также настоящие витальные миры -- изначальные построения, организованные разработки, родные места пребывания вселенского принципа Жизни, космической витальной Души, действующей в своем собственном поле и своей собственной природе. В своем сокровенном путешествии человек может быть задержан там на некоторое время силами преимущественно витального характера, которые вылепили его земное существование -- поскольку эти силы родственны витальному миру, и их влияние может удерживать человека какое-то время в сфере их действия: человек может быть захвачен тем, что захватывало его даже в физическом бытии. Любое пребывание души в пристройках или своих собственных построениях могло бы быть только промежуточной ступенью при переходе сознания из физического состояния в супрафизическое; душа должна перейти из этих структур в настоящие миры супрафизической Природы. Она может вступить сразу же в миры другой жизни или она может остановиться сначала ненадолго в некоторой области тонко-физического переживания, чья обстановка может казаться ей продлением обстоятельств физической жизни, но в более свободных условиях, соответствующих более тонкой среде и некоторого рода счастливому совершенству разума или жизни или более тонкого телесного существования. За пределами этих тонко-физических планов переживания и миров жизни существуют также ментальные или духовно-ментальные планы, к которым душа имеет, по-видимому, внутренний доступ и в которые она может продолжить свое внутреннее путешествие; но маловероятно, что она может сознательно там жить, если не было достаточного ментального развития или развития души в этой жизни. Ведь эти условия обычно должны быть высочайшими, в которых может поселиться развивающееся существо, потому что не пройдя ментальной ступеньки, невозможно подняться в какое-либо супраментальное или надментальное состояние; а если существо настолько развито, что превосходит ментальный уровень и может забраться еще выше, то оно не может возвратиться до тех пор, пока в ходе физической эволюции не будет развита на земле организация надментальной или супраментальной жизни в Материи.

Однако, даже если это и так, то маловероятно, что ментальные миры являются последней нормальной стадией перехода после смерти; ведь человек не полностью ментален; именно душа, психическое существо, а не разум путешествует между смертью и рождением, и ментальное существо является только преобладающим элементом в рисунке само-выражения. Следовательно, последнее пристанище должно быть на плане чистого психического существования, где душа ожидала бы перевоплощения; там она могла бы усвоить прошлый опыт прошлой жизни и подготовить свое будущее. Можно ожидать, что нормально развитое человеческое существо, обредшее достаточную мощь ментальности, обычно последовательно проходит через все эти планы, тонкий физический, витальный и ментальный на пути к своему психическому прибежищу. На каждой стадии оно будет исчерпывать и оставлять части сформированной структуры личности, временной и поверхностной, принадлежащей прошлой жизни; психическое существо сбросит свою оболочку разума и оболочку жизни подобно тому, как оно уже сбросило оболочку тела: но сущность личности и ее ментального, витального и физического опыта сохранится в скрытой памяти или как динамический потенциал на будущее. Но если разум был недостаточно развит, то возможно, что человеческое существо не сможет сознательно выйти за пределы витального уровня и либо сорвется оттуда, возвратясь на землю из своего витального рая или чистилища, либо, что кажется более логичным, сразу же впадет в состояние психического ассимилирующего сна; вполне определенный уровень развития совершенно необходим для того, чтобы пробудиться на высочайших планах.

Однако, все это скорее указывает на динамическую возможность, и само по себе не кажется достаточно убедительным для рассуждающего разума, хотя все это практически важно и подтверждается определенными фактами сублиминального переживания. Мы должны задаться вопросом, есть ли насущная необходимость в этих внутренних интервалах или, по крайней мере, настолько ли велика динамическая мощь, что мы приходим к непреложному заключению. Мы уже обнаружили одну такую необходимость в решающем участии, принимаемом высшими планами в земной эволюции, и в той связи, что была создана между этими планами и развивающимся сознанием души. Наше развитие происходит по большей части под их верховном, но скрытом давлении на земной план. Все содержится в несознательном или подсознательном, но в потенциальности; именно действие свыше помогает добиться появления. Постоянство этого действия необходимо для того, чтобы оформить и определить процесс развития ментальных и витальных форм в материальной природе; ибо эти постепенные эволюционные движения не могут набрать полную силу или достаточно развить свою причастность при сопротивлении бессознательной или инертной и невежественной материальной Природы, кроме как под постоянным, хотя и оккультном воздействии высших супрафизических сил. Это воздействие, действие этого скрытого союзника происходит преимущественно в нашем сублиминальном существе и не на поверхности: именно оттуда появляется активная мощь нашего сознания, и все то, что она реализует, она непрерывно посылает назад в сублиминальное существо, чтобы накопить это, развить и позднее проявить в более сильных формах. Это взаимодействие нашего большего сокрытого существа и нашей поверхностной личности является главным секретом быстрого развития, происходящего в человеке, как только он переступает за пределы низших сознаний Разума, погруженного в Материю.

Это воздействие должно продолжаться после физической смерти тела; ведь новое рождение, новая жизнь не возобновляется в точности в той точке, где она была прекращена в прошлом, не происходит простого повторения и продолжения нашей прошлой поверхностной личности и природного образования. Происходит усвоение, сбрасывание и усиление и переориентация старых особенностей и мотивов, новое упорядочивание прошлых движений и их отбор для целей будущего, без чего новый старт не может быть плодотворным или привести к дальнейшей эволюции. Ведь каждое рождение -- это новый старт; на само деле оно вытекает из прошлого, но не является его механическим продолжением: перевоплощение является не повторной попыткой, а продвижением, в нем заключен механизм эволюционного процесса. Часть этой переориентации, особенно сбрасывание прошлых сильных вибраций, может быть осуществлена только с исчерпанием толчка предыдущих ментальных, витальных, физических мотивов после смерти, и это внутреннее освобождение или освещение багажа должно происходить на планах, соответствующих мотивам, которые должны быть сброшены или которые следует отработать, на плана, имеющих ту же природу; ведь только там душа все еще может продолжать свою деятельность, которая должна быть исчерпана и выброшена из сознания, так что после этого душа может перейти к новому образованию. Также вероятно, что на плане психического покоя, в родном месте пребывания души завершится интегрирующий позитивный процесс подготовки и будет предрешен характер новой жизни; на этом плане душа втянет все назад в себя и будет ожидать новой стадии эволюции. Это означает последовательный переход души через тонко-физический, витальный и ментальный миры к психическому местопребыванию, из которого она возвратится к своему земному паломничеству. Следствием этого промежуточного пребывания явится земной сбор и развитие подготовленных материалов, их выработка в земной жизни, и новое рождение будет новым полем для новой подготовленной деятельности, новой стадией или новым витком спирали в индивидуальной эволюции воплощенного Духа.

Ибо когда мы говорим, что душа на земле последовательно развивает физическое, витальное, ментальное, духовное существо, то не имеем в виду, что она создает их и что они ранее не существовали. Напротив, то, что она делает, это проявляет эти принципы своей духовной сущности в условиях мира физической Природы; это проявление принимает форму структуры фронтальной личности, являющейся переводом внутреннего "я" в выражение и возможности физического существования. В действительности мы должны принять ту древнюю идею, что у человека имеется не только физическая душа или Пуруша соответствующей природы, но и витальное, ментальное, психическое, супраментальное, верховное духовное существо (Тайттирия Упанишада); и либо все, либо большая часть этого присутствия или силы сокрыта в его сублиминальных частях или непроявлена и несформулирована в его сверхсознательных частях. Человек должен вынести эту часть вперед, в свое активное сознание и пробудиться к их знанию. Но каждая из этих мощностей бытия человека находится в связи с соответствующим ей планом существования, их корни там. Именно благодаря этим мощностям организуется сублиминальное прибежище существа для того, чтобы оформлять воздействие свыше, и по мере нашего развития это прибежище может становиться все более сознательным. Следовательно, в соответствии с развитием мощностей в нашей сознательной эволюции должно формироваться это сокровенное прибежище, которое требуется природой нашего рождения и эволюционной целью. Обстоятельства и арена этого прибежища должны быть весьма и сложными и не должны носить такого грубого и примитивного характера, как предполагают популярные религии: но само по себе существование этого прибежища должно быть принято как неизбежное следствие самого происхождения и природы жизни души в теле. Все тесно переплетено, эволюция и взаимодействие с иными планами, что было создано Сознанием-Силой, выводящей истины собственных намерений в соответствии с динамической логикой этих конечных работ Бесконечного.

Если верен этот взгляд на перевоплощение и временный переход души на иные планы существования, тогда значение как перевоплощения, так и жизни после смерти принимает совсем другую окраску, чем та, что была наложена тянущейся из глуби веков верой в реинкарнацию и и пребывание в запредельных мирах после смерти. Обычно предполагается, что реинкарнация имеет два аспекта, метафизический и моральный, аспект духовной насущности, аспект космического правосудия и этической дисциплины. Душа, -а в этом взгляде или с этой целью предполагается, что она имеет настоящее индивидуальное существование, -- попадает на землю в результате желания и неведения: она всегда должна оставаться на земле или возвращаться на землю, покуда не сбросит свои желания и не пробудится к факту своего неведения и к истинному знанию. Это желание всегда принуждает ее возвращаться в новое тело; она должна вращаться в колесе перевоплощения до тех пор, пока не будет озарена и освобождена. Однако она не всегда остается на земле, а чередует жизнь на земле с жизнью в иных мирах, небесных и адских, где она исчерпывает накопленный запас достоинств и недостатков в силу закона греха или добродетели, и затем возвращается на землю в какое-то земное тело, может быть, человеческое, может быть животное, возможно даже растительное. Природа этой новой инкарнации и ее судьба автоматически уготованы прошлыми деяниями души, Кармой; если итог прошлых действий был благим, то новое рождение происходит в более высокой форме, жизнь становится счастливой или успешно и необъяснимо удачной; если итог плох, то душа может вселиться в низшие формы Природы или жизнь будет несчастливой, неудачной, полной страданий и бед. Если в прошлых наших деяниях было намешано как доброе, так и плохое, тогда Природа, как хороший аптекарь, отвесит нам, в соответствии с прошлым поведением, тщательно вымеренную смесь счастья и страдания, успехов и неудач, счастливого случая и фатального рока. В то же время сильная личная воля или желание в прошлом также может определять наше следующее воплощение. В этих воздаяниях Природы присутствует математический расчет, поскольку по предположению мы подвергаемся наказанию за наши злодеяния, и к нам возвращается копия или эквивалент того, что мы учинили или посеяли; неумолимое правило "зуб за зуб" является обычным принципом действия Закона Кармы: этот Закон предстает счетоводом или судьей с его сводом наказаний за проступки и преступления, совершенные в далеком прошлом. Также следует отметить, что в такой схеме существует двойное наказание за грехи и двойное вознаграждение за добродетели; ведь грешник сначала страдает в аду и затем наказывается за те же грехи в другой жизни здесь, а праведник или пуританин вкушает небесные радости и затем снова тешится за те же добродетели и добрые дела в новом земном существовании.

В общем и целом, бытуют примерно такие представления, и они не дают твердой почвы для философского рассуждения и не отвечают поискам настоящего значения жизни. Грандиозная мировая система, только поддерживающая беспрерывное вращение колеса Неведения без какого-либо исхода, за исключением шанса выйти из этого колеса, лишена какого-либо настоящего смысла существования. Ничуть не более привлекателен для нашего интеллекта и мир, служащий только школой греха и добродетели и действующий по принципу "кнута и пряника". Душа или дух внутри нас, если она божественна, бессмертна или небесна, не может быть послана сюда единственно ради того, чтобы пройти школу грубого и примитивного морального воспитания; если она вступает в Неведение, то должно быть вследствие того, что существует более весомый принцип или возможность для ее существа, та возможность, что может реализоваться при работе в Неведении. С другой стороны, если она является существом Бесконечного, погруженным ради некоторой космической цели в темноту Материи и растущим внутри нее, то ее жизнь здесь и значение этой жизни должны быть нечто бо'льшим, чему у ребенка, балуемого и направляемого на добродетельный путь; должен быть рост из принятого неведения к собственному полному духовному росту и окончательному переходу в бессмертное сознание, знание, силу, красоту, божественную чистоту и мощь, и для такого духовного роста подобный закон Кармы слишком наивен. Даже если душа является нечто создающимся, зарождающимся существом, которое должно получить урок от Природы и вырасти в бессмертие, то закон его роста должен быть более широким и не должен сводиться к кодексу примитивного варварского правосудия. Идея Кармы является построением маленькой части человеческого витального разума, занятого своими мелочными правилами жизни и своими желаниями, радостями и печалями, и возводящего свои ничтожные стандарты в закон и цель космоса. Эти построения не могут быть приемлемыми для думающего разума; на них отчетливо просматривается печать построения, вылепленного человеческим неведением.

Но это решение можно поднять на более высокий уровень и придать ему бо'льшую пластичность и яркость космического принципа. Во-первых, несомненно, что действия Природных энергий должны иметь свои естественные последствия; если какие-то действия не принесли видимого результата в теперешней жизни, то, возможно, что эти последствия попросту задерживаются, а не удержаны навсегда. Каждое существо пожинает плоды своих работ и деяний, ростки посеянного неминуемо всходят под действием природной энергии, и если что-то, как кажется, не дало всходов в теперешней жизни, то должно быть перенесено в следующую жизнь. Верно, что последствия действий индивида могут возвратиться не к нему самому, а к кому-то другому, после того как этот индивид ушел; ведь мы видим что так без конца и происходит, -- на самом деле еще при жизни случается так, что плоды его деяний пожинаются другими; но так случается потому, что существует некая солидарность и непрерывность жизни в природе, и индивид не может, даже если захочет, жить исключительно для себя. Но если жизнь индивида непрерывно продолжается благодаря перевоплощению, и сохраняется не только совокупность жизни и космическая жизнь, если индивид имеет всегда-развивающееся "я", природу и переживание, то неизбежно, что он не может быть полностью отрезан от результатов своих прошлых действий, и когда-либо они дойдут до него в его непрерывно развивающемся существовании. Существо человека, его природа, обстоятельства его жизни являются результатом его собственной внутренней и внешней деятельности, а не чем-то случайным и необъяснимым: человек есть то, кем он сделал себя; тот человек, каким он был в прошлом, является прародителем того человека, каким он предстоит сейчас, а теперешний человек является прародителем того человека, каким он будет. Каждое существо пожинает то, что сеет; в чем оно ищет выгоду, от того и страдает. В этом состоит закон и цепь Кармы, Действия, работы Природной Энергии, и это придает смысл тотальной силе нашего существования, природе, характеру, действию, что отсутствует в других теориях жизни. На основе этого принципа становится очевидно, что прошлая и теперешняя Карма человека должна определять его будущее рождение, его окружение и происходящее; ведь это также составляет плоды его деяний: все то, чем он был и что он делал в прошлом, должно породить все то, чем он является сейчас и что он переживает теперь, и все то, чем он является и что он делает сейчас, должно породить то, кем он будет и что будет переживать в будущем. Человек -- творец самого себя; он также творец своей судьбы. Все это совершенно рационально и неизбежно постольку, поскольку так оно и происходит, и закон Кармы может быть принят как факт, как часть космического механизма; ведь это так очевидно, -- раз уж принята гипотеза о перевоплощении, -- как и практически неоспоримо.

Однако встречаются еще два дополнения к первому предположению о законе Кармы; они менее общи, менее достоверны и накладывают сомнительную печать; ведь хотя в них может быть какая-то доля истины, но эти добавления сильно преувеличены и создают ложный вид, потому что часто выдвигаются в качестве полного смысла Кармы. Первое состоит в том, что какова природа действия, такова и природа результата -- благое должно приносить благие результаты, а дурное -- дурные; второе заключается в том, что главным словом Кармы является правосудие, и поэтому благие дела должны приносить плоды счастья и благоприятной судьбы, а злые дела должны приносить плоды счастья и благоприятной судьбы, а злые дела должны приносить плоды печали, горя и злого рока. Поскольку должно существовать космическое правосудие, которое взирает на непосредственные и видимые операции Природы и некоторым образом контролирует их, но это правосудие не явно для нас в жизненных фактах, как мы их видим, то оно должно присутствовать и быть очевидным в тотальности невидимых Природных дел; должна существовать тонкая и с трудом видимая, но сильная и прочная тайная нить, что удерживает вместе несвязные детали работ Природы с ее созданиями. На вопрос, почему только действия, благие или дурные, должны приносить результаты, можно ответить, что добрые или злые мысли, чувства также приводят к соответствующим результатам, но поскольку действие является большей частью жизни и тестом и оформленной мощью человеческих ценностей бытия, поскольку человек также не всегда ответственен за свои мысли и чувства, так как те зачастую непроизвольны, но человек должен отвечать за свои дела, так как он совершает их по выбору, то именно действия человека должны закладывать его судьбу; именно они являются главными и наиболее сильными составляющими, определяющими бытие человека и его будущее. В этом заключается полный закон Кармы.

Но мы должны сразу же увидеть, что закон или цепь Кармы является только внешним механизмом, и этот закон не может быть возведен в ранг единственного и абсолютного определителя жизненных работ космоса, если сам космос по своему характеру не полностью механистичен. В действительности, многие придерживаются того представления, что все определяется Законом и Процессом и что нет сознательного Существа или сознательной Воли в космосе или за ним; если это так, тогда Карма и являет собой тот Закон и Процесс, который удовлетворит нашему человеческому разумению и нашим ментальным стандартам права и правосудия; этот закон красив, обладает истиной совершенной симметрии и математической точностью работы. Но не все определяется Законом и Процессом, есть также Существо и Сознание; вещи не механистичны, в них присутствует Дух; существует не только природа и космический закон, но и космический Дух; в природных творениях присутствует не только разум, жизнь и тело, но и душа. Если бы это было не так, то не могло бы быть перевоплощения души и поля для закона Кармы. Но если фундаментальная истина нашего существа духовная и не механическая, тогда именно мы сами, наша душа коренным образом определяет нашу эволюцию, и закон кармы может быть только одним из законов, которые душа использует для этой цели: наш Дух, наше "я" должны превосходить свою Карму. Существует Закон, но существует также и духовная свобода. Закон и Процесс составляют только одну сторону нашего существования, и их власть распространяется на наш внешний разум, жизнь и тело, потому что они наиболее подчинены механизму Природы. Но даже здесь механическая мощь Закона и Процесса господствует только над телом и Материей; ведь Закон становится более сложным и менее жестким, Процесс становится более пластичным и менее механистическим, когда они попадают в поле явлений Жизни, и эта тенденция еще более усиливается при вмешательстве Разума с его тонкостью; уже начинает ощущаться внутренняя свобода, и чем дальше мы идем вовнутрь, тем более чувствуется нарастающая мощь выбора души; ведь Пракрити является полем действия закона и процесса, но душа, Пуруша, является тем, кто дает санкцию, ануманта, и даже если обычно Пуруша предпочитает оставаться наблюдателем и автоматически дает санкцию, но он может, если захочет, стать господином своей природы, стать Ишварой.

Непостижимо, чтобы Дух внутри являлся автоматом в руках Кармы, рабом прошлых действий; истина должна быть менее жесткой и более пластичной. Если определенные результаты Кармы сказываются в теперешней жизни, то это происходит с согласия психического существа, которое осуществляет контроль над новым образованием земного переживания и соглашается не с попросту внешним принудительным процессом, а с тайной Волей и Руководством. Эта тайная Воля не механическая, а духовная; руководство приходит от Интеллекта, который может использовать механический процесс, но не подпадает под его воздействие. При рождении в новом теле душа ищет само-выражения и переживания; все то, что необходимо для этого само-выражения и переживания в этой жизни, вмешивается ли оно как автоматический результат прошлых жизней или как свободный выбор плодов прошлых жизней, будь то в продолжении развития или в новом рождении, все то, что служит средством сотворения будущего, только это будет оформлено: потому что в принципе заложена не выработка механизма Закона, а развитие природы через космическое переживание, так что в конечном итоге она может вырасти из Неведения. Поэтому необходимы два элемента, Карма в качестве инструмента, но также и тайное Сознание и Воля внутри, работающая через разум, жизнь и тело, в качестве пользователя этого инструмента. Судьба, будь то чисто механическая или созданная нами, цепь нашего собственного производства, является только одним фактором существования; Существо и его сознание и воля являются еще более важным фактором. В Индийской астрологии, рассматривающей все жизненные обстоятельства как Карму, по большей части предопределенную расположением звезд или управляемую ими, все же определенная свобода отводится существу, которое может своими силами изменить или вычеркнуть большую или меньшую часть того, что написано звездами, за исключением императивных и мощных ограничений Кармы. Это здравое толкование, но к нему следует добавить, что судьба не столь проста, она комплексна; судьба, связывающая наше физическое существо, связывает его лишь постольку, поскольку или до тех пор, пока не вмешивается бо'льший закон. Действие принадлежит к нашей физической части, оно является физическим продуктом нашего существа; но за поверхностью присутствует более свободная мощь Жизни, более свободная мощь Разума, имеющие другую энергию и творящие иную судьбу и вносящие свои изменения в первоначальный план, и когда проявляется "я" и душа, когда мы становимся сознательно духовными существами, эти изменения могут перечеркнуть или полностью переделать рисунок нашей физической судьбы. Следовательно, Карма, -- или, по крайней мере, механический закон Кармы, -- не может быть принята в качестве единственно определяющего обстоятельства и полного механизма перевоплощения и нашей будущей эволюции.

Но это еще не все; ведь утверждение Закона трактуется слишком упрощенно и по произвольному выбору ограниченного принципа. Действие является продуктом энергии существа, но эта энергия не исключительно одного рода; Сознание-Сила Духа проявляется во многих видах энергии: существует внутренняя деятельность разума, деятельность жизни, существуют желания, страсти, побуждения, характер, деятельность чувств и тела, поиски истины и знания, стремление к прекрасному, преследование этического добра и зла, погоня за мощью, любовью, радостью, счастьем, фортуной, удачей, удовольствием, жизненными удовлетворениями всех видов, существует стремление жизни расшириться, существует преследование индивидуальных или коллективных целей, стремление к здоровью, силе, способности, удовлетворению тела. Все это порождает чрезвычайно сложную сумму многогранного переживания и многостороннего действия Духа в жизни, и это разнообразие не может быть отброшено в угоду единственному принципу, а также не может оно быть прикреплено к единственной дуальности добра и зла; поэтому этика, поддержание человеческих стандартов моральности не могут быть единственным занятием космического Закона или единственным принципом определения работы Кармы. Верно, что природа приложенной энергии должна определять природу результата или продукта, что должны быть учтены все различия в природе энергии, и каждая энергия должна приводить к соответствующему следствию. Энергия искателя истины и знания должна иметь естественный исход, -- если угодно, получить вознаграждение или компенсацию, -- рост в истину, возрастание знания; энергия лжи должна приводить к увеличению лжи в природе и ко все более глубокому погружению в Неведение. Энергия стремящегося к прекрасному должна приводить к увеличению чувства прекрасного, наслаждению прекрасным и, в дальнейшем, к красоте и гармонии жизни и природы. Погоня за физическим здоровьем, силой и крепкостью тела должна творить сильного человека или атлета. Энергия, затраченная на преследование этического блага, должна иметь продуктом или вознаграждением или компенсацией увеличение добродетели, счастье этического роста или солнечную удачливость и чистоту простой и естественной доброты, тогда как наказанием за противоположные деяния будет все большее погружение во зло, бо'льшую дисгармонию и извращенность природы, что в своей крайности ведет к духовной гибели, махати винашти. Энергия, испущенная ради мощи и иных витальных целей, должна привести к возрастанию способности распоряжаться этими продуктами или к развитию витальной силы и витального изобилия. Это обычная расстановка вещей в Природе, и если можно требовать от нее правосудия, то, конечно же, будет справедливым, если приложенная энергия и мощность должны найти с ее стороны подобающий отклик. Приз в гонке достается самому быстрому, победа в сражении -- храброму и сильному и умелому, награда знанием -- одаренному интеллекту и искреннему искателю: эти вещи природа не даст доброму человеку просто за то, что он праведный или порядочный, если этот человек вялый или слабый или неумелый или глупый; если он жаждет получить эти мощности жизни, то должен быть подготовлен на должном уровне и прикладывать надлежащую энергию. Если Природа поступала бы не так, тогда можно было бы обвинить ее в несправедливости; нет причины обвинять ее в несправедливости за это совершенно правильное и естественное устройство или требовать с нее выправления баланса в будущей жизни, так что добрый человек смог бы получить в качестве естественного вознаграждения за свои добродетели высокий пост или большой счет в банке или счастливую, легкую и хорошо обставленную жизнь. В этом не может заключаться значение перевоплощения или достаточный базис для космического закона Кармы.

Конечно же, в нашей жизни найдется многое из того, что можно было бы назвать удачей или фортуной, когда мы пожинаем плоды без малейших усилий с нашей стороны или затрачивая малую энергию, либо же нас преследует полоса фатальных неудач, когда усилия были затрачены понапрасну: тайную причину этих капризов Судьбы, -- или причины, поскольку Фортуна многогранна, -- следует, несомненно, искать частично в нашем сокрытом прошлом; однако трудно принять то простое решение, что добрая фортуна -это награда за забытое добродетельное деяние в прошлой жизни, а злой рок -- это наказание за прошлый грех или преступление. Если мы видим страдающего благочестивого человека, то трудно поверить что этот образец добродетели был негодяем в прошлой жизни, и теперь, даже после образцового поведения в новой жизни, платит за прошлые грехи; а также, если злодей торжествует, то нелегко согласиться с тем, что в прошлой жизни он был святым, который внезапно перешел на неправедный путь, но продолжает получать по векселям за предыдущие добродетели. Такие тотальные изменения по сравнению с прошлой жизнью возможны, хотя они и не так часты, но взваливание на новую совершенно изменившуюся личность старых наказаний или наград выглядит как бесцельная и во многом механическая процедура. Возникают и другие трудности, и слишком простая логика взаимосвязи не так сильна, как представляется поначалу; идея о воздаянии Кармы в качестве компенсации за несправедливость жизни и Природы является слабым базисом для теории, потому что она выдвигает вперед мелкое и поверхностное человеческое чувство и стандарт в качестве смысла космического Закона и базируется на шатком рассуждении; для закона Кармы должно существовать несколько другое и более сильное основание.

Здесь, как часто это бывает, ошибка возникает из-за привязывания стандарта, порожденного человеческим разумом, к более обширным, более свободным и более охватывающим путям космического Интеллекта. В действие, приписываемое закону Кармы, включены всего лишь две ценности из многих, порождаемых Природой, моральное добро и зло, грех и добродетель, витально-физическое благо и зло, внешнее счастье и страдание, внешняя добрая фортуна и злой рок, и предполагается, что одно должно выправлять другое, одно должно быть вознаграждением или наказанием за другое, что должна существовать некая мера одобрения и неодобрения в тайном правосудии Природы. Очевидно, что эта расстановка сделана с точки зрения общего витально-физического желания в наших членах: ведь счастье и добрая фортуна есть то, чего наиболее желает низшая часть нашего витального существа, а злой рок и страдание есть то, что она больше всего ненавидит и чего страшится, и поэтому она, принимая моральное требование ради обуздания страстей, ради само-удерживания от творения зла и само-поощрения к деланию добра, начинает совершать сделку, возводить космический Закон, который вознаградит ее за это само-сжатие и поможет ей под страхом наказания твердо держаться трудного пути само-отрицания. Но по-настоящему этическому существу не требуется система наказаний и поощрений, чтобы следовать пути добра и не сбиваться на путь зла; для него сама по себе добродетель уже является наградой, и просто сам факт греха уже является наказанием из-за отклонения от собственного естественного закона: в этом заключается настоящий этический стандарт. Напротив, метод кнута и пряника сразу же снижает этическую ценность добра, превращает добродетель в самоцель, в коммерческую сделку ради собственных интересов и заменяет правильный мотив отказа от зла низшим мотивом. Человеческие существа возвели правило наказания и вознаграждения как социальную необходимость, чтобы удерживаться от делания вещей, губительных для сообщества, и поощрять то, что полезно сообществу; но весьма сомнительно возводить это человеческое изобретение в ранг закона космической Природы или закона верховного Бытия или верховный закон существования. Это по-человечески, но и легкомысленно, налагать недостаточные и узкие стандарты нашего собственного Неведения на бо'льшие и более замысловатые операции космической Природы или на действие верховной Мудрости и верховного Блага, которое втягивает нас или поднимает нас к себе духовной мощью, медленно работающей в нас через наше внутреннее существо и не по закону искушения и принуждения нашей внешней витальной природы. Если душа совершает эволюцию благодаря многостороннему и комплексному переживанию, то любой закон Кармы или возвращения действия и результата приложенной Энергии, если он должен вписываться в этот опыт, также должен быть сложным и не может иметь такую простую и скудную структуру или быть частичным и односторонним в своем охвате.

В то же время, за этой доктриной может быть допущена частичная истина факта, но не в качестве фундаментального или общего принципа; ведь хотя линии действия энергии совершенно определенны и независимы, но они могут действовать друг на друга, хотя и не в рамках твердо фиксированного закона соответствия. Возможно, что в общий метод воздаяния в Природе вплетается нить связи или, скорее, взаимодействия между витально-физическим добром и злом и этическим добром и злом, существует некоторая ограниченная связь и точка пересечения расходящихся дуальностей, не дотягивающая до неразделимой связности. Наши собственные меняющиеся энергии, желания, движения смешаны вместе в своей работе и могут приводить к смешанному результату: наша витальная часть в действительности требует существенного внешнего вознаграждения за за добродетели, за знание, за каждое интеллектуальное, эстетическое, моральное или физическое усилие; она твердо верит в наказание за грех или даже за неведение. Это может порождать соответствующее космическое действие или отвечать ему; ведь Природа принимает нас такими, какими мы есть, и до некоторой степени подстраивает свои движения к нашим потребностям и нашим требованиям от нее. Если мы допускаем действие на нас невидимых сил, то в Жизненной Природе могут найтись невидимые Силы, принадлежащие к тому же плану Сознания-Силы, как эта часть нашего существа, Силы, которые движутся в соответствии с тем же планом или с тем же мотивом, как и наша нижняя витальная природа. Часто можно наблюдать, как само-утверждающийся витальный эгоизм, пытающийся необузданно или без сомнения подавить на своем пути все, что противостоит его воле или его желанию, поднимает против себя огромную волну противодействия, волны ненависти, антагонизма, неугомонности, и сразу же или в последствии вздымает еще более громадную волну противодействия со стороны вселенской Природы. Это выглядит так, как будто бы исчерпывается терпение Природы, ее благосклонность; восстают и оборачиваются против человека как раз те силы, которые его сильное витальное эго захватило и удерживает для своих целей, силы, которые были подавлены и благодаря низвержению которых эго обрело мощь: неистовая витальная мила Человека борется против ярма Необходимости и терпит полный крах, либо костяная нога Наказания в конце концов настигает удачливого завоевателя. Это возмездие может наступить в другой жизни и не сразу, оно может всплыть как бремя последствий при возвращении человека в поле тех Сил; оно может быть как мелкомасштабным, так и крупномасштабным, оно может настигнуть как маленькое витальное существо за его мелкие ошибки, так и существо более высоких планов за его, возможно, широкомасштабные деяния. Ведь принцип будет тем же; наше ментальное существо, ищущее успеха при неправильном использовании ментальной силы, что Природа допускает, но чему она в конечном счете противодействует, получает отклик под видом поражения и страдания и неудачи. Но незаконно возведение этой второстепенной цепочки причин и следствий в ранг неизменного абсолютного Закона или целостного космического правила действия верховного существа; эта цепочка принадлежит промежуточной области, лежащей между сокровенной или верховной Истиной вещей и беспристрастностью материальной Природы.

В любом случае воздействия Природы не означают наказания или вознаграждения; их фундаментальная ценность не в этом, они скорее демонстрируют значение природных связей, и их ценность с точки зрения духовной эволюции заключается в тех уроках, которые душа извлекает в своем космическом обучении. Если мы прикоснемся к огню, он обожжет, но не заложено никакого принципа наказания в этой связи причины и следствия, это только урок взаимосвязи и урок обретения опыта; так что во всех обращениях Природы с нами присутствует связь вещей и обретается соответствующий опыт. Действие космической Энергии комплексно, и одна и та же Сила может действовать различными путями в соответствии с обстоятельствами, с потребностью существа, с намерением космической Мощи в ее действии; на нашу жизнь влияют не только наши собственные деяния, но и действия других существ и вселенских Сил, и результат всего этого обширного взаимодействия не может определяться единственно одним фактором все-правящего морального закона и его исключительным акцентом на достоинства и недостатки, грехи и добродетели индивидуальных человеческих существ. А также добрая фортуна и злой рок, удовольствие и боль, счастье и невзгоды и страдания не могут рассматриваться так, как если бы они существовали просто как стимулы творить добро и воздерживаться ото зла. Именно ради обретения опыта, ради роста индивидуального существа входит душа в цикл перевоплощений; радость и печаль, боль и страдание, добрая фортуна и злой рок составляют части этого опыта, являются средствами этого роста: даже душа сама может принять или выбрать бедность, нищету и страдание в качестве помощников для своего роста, в качестве стимулов к быстрому развитию, и отвергнуть богатство и процветание и успех как опасные и ведущие к ослаблению духовного усилия. Счастье и успех, приносящий счастье, являются, без сомнения, законными требованиями человечества; они отражают попытку Жизни и Материи схватить тусклое отражение или грубый образ блаженства: но поверхностное счастье и материальный успех, какими бы желательными они не представлялись нашей витальной природе, не являются главной целью нашего существования; если намерение было бы таким, то жизнь была бы по-иному космически организована. Все тайна обстоятельств перевоплощения группируется вокруг одной капитальной потребности души, потребности роста, потребности обретения опыта; именно это направляет эволюцию, а все остальное второстепенно. Космическое существование не является глобальной административной системой вселенского правосудия с космическим Законом компенсации и воздаяния в качестве механизма или божественного Законодателя и Судьи в центре мира. Поначалу оно видится нам как великое автоматическое движение энергии Природы, в котором появляется само-развивающееся движение сознания, движение Духа, вырабатывающего собственное существо в движении энергии Природы. В этом движении существует цикл перевоплощения, и в этом цикле душа, психическое существо, подготавливает для себя, -- или это делает для нее и через ее действия Божественная Мудрость или космическое Сознание-Сила, -все то, что требуется для следующего шага эволюции, подготавливает следующую формацию личности, грядущее звено необходимых переживаний, постоянно снабжаемых и организуемых из непрерывного потока прошлых, настоящих и будущих энергий для каждого нового рождения, для каждого нового шага Духа вперед или назад или по кругу, но всегда для роста существа к предначертанному само-развертыванию в Природе.

Достаточно широко распространено и другое заблуждение, касающееся перевоплощения, заблуждение, являющееся очевидной ошибкой физического разума -- представление о душе как об ограниченной личности, которая переходит неизменной от одного рождения к другому. Это слишком простое и поверхностное представление зиждится на неспособности физического разума выглянуть за пределы собственного видимого само-образования в этом единичном существовании. Согласно этому представлению, то, что возвращается при реинкарнации, должно быть не только тем же самым духовным существом, той же психической сущностью, но и тем же самым природным образованием, что населяло тело в последнем рождении; меняется тело, обстоятельства уже другие, но форма существа, разум, характер, предрасположенность, темперамент, склонности остаются теми же: Джон Смит в новой жизни остается все тем же Джоном Смитом, каким он был в своем последнем воплощении. Но если это было бы так, тогда вообще не было бы духовной полезности и смысла в перевоплощении; ведь было бы бесконечное повторение одной и той же маленькой личности, того же маленького ментального и витального образования. Ибо для роста воплощенного существа до полных возможностей его реальности требуется не только новый опыт, но и новая персональность; повторение той же персональности будет полезно лишь в том случае, если что-то было незавершено в ходе накопления опыта, который следует выработать в том же остове "я", в том же строении разума и с той же способностью действовать. Но, как правило, это будет совершенно бесполезно: душа, бывшая Джоном Смитом, не может что-либо приобрести или исполнить себя, оставаясь навеки Джоном Смитом; она не может расти или достичь совершенства, вечно воспроизводя тот же характер, те же интересы, занятия, типы внутреннего и внешнего движения. Наша жизнь и перевоплощение навечно уподобились бы периодической десятичной дроби: была бы не эволюция, а бессмысленное постоянство вечного повторения. Наша прикрепленность к теперешней личности требует такого постоянства, такого повторения; Джон Смит хочет навсегда остаться Джоном Смитом: но, очевидно, что эта потребность невежественна, и она привела бы к краху, а не к исполнению. Только сменой внешнего "я", постоянным прогрессом природы, ростом в духе можем мы оправдать наше существование.

Персональность является только временным ментальным, витальным, физическим образованием, которую существо, настоящая Личность, психическая сущность выдвигает на поверхность -- это не "я" в его реальности, выдерживающей испытание временем. При каждом возвращении на землю Личность, Пуруша делает новое образование, строит новый личностный квант, пригодный для нового переживания, для нового роста существа. После выхода из тела эта Личность на некоторое время еще удерживает при себе витальную и ментальную формы или оболочки, которые затем растворяются, а сохраняются только сущностные элементы прошлого опыта, из которых некоторые будут, а некоторые не могут быть использованы в следующей инкарнации. Сущностная форма прошлой персональности может остаться как один элемент среди многих прочих, одна персональность среди многих персональностей одной и той же Личности, однако остаться на заднем плане, в сублиминальном, за вуалью поверхностного разума, жизни и тела, поставляя оттуда все, что требуется для нового образования; но сама эта персональность не будет составлять нового образования или строить заново старый неизменный природный тип. Может даже статься, что новый личностный квант или структура существа будет обладать совершенно противоположным характером и темпераментом, совершенно другими способностями, иными самыми различными наклонностями; ведь скрытые потенциалы могут быть готовы к тому, чтобы всплыть на поверхность, либо нечто уже бывшее задействованным, но только зачаточное, могло быть задержано в прошлой жизни и дожидаться более подходящей комбинации природных условий. На самом деле, где-то за вуалью сохраняется все прошлое, с его ускоряющими импульсами и потенциалами для формирования будущего, но не все прошлое явно присутствует и активно. Чем больше разнообразие образований, существовавших в прошлом и могущих быть использованными, чем богаче и многообразнее накопленные построения переживаний, чем больше возможностей для того, чтобы способности к познанию, к обретению силы, самые разнообразные действия, характеры, многократные отклики на явления вселенной могли бы быть вынесены вперед и гармонизированы в новом рождении, чем многочисленнее завуалированные персональности ментального, витального, тонко-физического характера, комбинирующиеся с тем, чтобы обогатить новую личность на поверхности, тем более значительной и состоятельной будет эта личность и тем ближе будет возможный переход из законченной ментальной стадии эволюции к чему-то за ее пределами. Такая комплексность и набор многих персональностей в одной личности может быть знаком далеко продвинутой стадии индивидуальной эволюции, когда существует сильное центральное существо, скрепляющее все вместе и работающее по направлению к гармонизации и интеграции всего многостороннего движения природы. Но это богатое проявление прошлого не будет повторением личности; будет новое образование и большее свершение. Перевоплощение служит не механизмом сохраняющегося возобновления или продления неменяющейся личности, а средством эволюции духовного существа в Природе.

Сразу же становится очевидной несостоятельность той ложной значимости, которую наш разум приписывает памяти о прошлых жизнях в общей схеме перевоплощения. Если перевоплощение на самом бы деле управлялось системой наказаний и награждений, если всем намерением жизни было бы научить воплощенный дух добру и морали, -- предположим, что в том и состоит замысел освобождения от кармы, -- тогда, очевидно, величайшей глупостью и несправедливостью является отсутствие в новом воплощении памяти разума о своих прошлых рождениях и деяниях. Ведь это лишает возродившееся существо всякого шанса осознать, почему оно наказано или вознаграждено, или извлечь хотя бы какой-нибудь урок о пользе добродетели и вреде греха, навязанных ему или удостоивших его. И поскольку жизнь, как кажется, часто преподносит обратный урок, -- ведь существо видит, что добро страдает за свою доброту, а грешник процветает благодаря злым делам, -- то существо скорее склонно превратно это понять, потому что у него нет памяти о надежном и постоянном результате опыта, которая показала бы ему, что страдания доброго человека возникают из-за его прошлых прегрешений, а процветание грешника обеспечивается великолепием его прошлых добродетелей, так что добродетельность является наилучшей политикой в долгом пути для благоразумной и предусмотрительной души, понявшей божий промысел Природы. Можно было бы сказать, что помнит психическое существо; но какой прок от этой тайной памяти, на поверхности она не ценится или оказывает слабое влияние. Или можно заявить, что после выхода из тела психическое существо осознает то, что произошло, и извлекает должный урок, обозревая и ассимилируя свои переживания: но эта промежуточная память не оказывает заметной помощи в новом рождении; ведь большинство из нас пребывает в грехе и заблуждении и не выказывает ощутимых признаков того, что извлекло пользу из уроков прошлого опыта.

Но если замысел состоит в постоянном развитии существа при помощи разворачивающегося космического переживания, а способом осуществления этого замысла является построение новой личности при новом рождении, тогда какая-либо сохранившаяся или полная память о прошлой жизни или жизнях могла бы стать цепью и серьезным препятствием: она явилась бы силой продления старого темперамента, характера, занятости, и стала бы громадным бременем, отягощающим свободное развитие новой личности о оформление нового переживания. Ясная и детальная память о прошлых жизнях, о прошлой ненависти, затаенной вражде, привязанностях, знакомствах равным образом вносила бы громадные затруднения; ведь это связало бы возрожденное существо бесполезным повторением или принудительным продолжением его поверхностного прошлого и серьезно затормозило бы привнесение новых возможностей из глубин духа. Если ментальное обучение было бы сутью проблемы, если в этом и заключался бы процесс нашего развития, то память была чрезвычайно важна: но то, что происходит -- это рост личности души и развитие природы при помощи ассимиляции в субстанции нашего существа, созидательное и действенное впитывание сущностных результатов прошлой деятельности; сознательная память не важна в этом процессе. Как дерево растет путем подсознательной или несознательного усвоения воздействий солнца, дождя и ветра и поглощения элементов из почвы, так и существо растет путем сублиминального интрасознательного [intraconscient] поглощения и усвоения результатов прошлого становления и развертывания потенциальностей в будущем становлении. Закон, лишающий нас памяти о прошлых жизнях, является законом космической Мудрости и служит эволюционной цели, а не препятствует ей.

Отсутствие памяти о прошлом существовании неправильно и весьма невежественно считается доказательством того, что на самом деле перевоплощения не существует; ведь даже если в этой жизни трудно удержать в памяти все наше прошлое, если оно часто расплывается на общем фоне или полностью увядает, если не остается воспоминаний о нашем младенчестве, и все же с этими провалами памяти мы можем расти и существовать, если разум может даже полностью утратить память о прошлых событиях и забыть, кем он сам является, а само существо никуда не делось, это все то же существо, и однажды память может вернуться, то, очевидно, что такое радикальное изменение, как переход в иные миры с последующим рождением в новом теле, должно полностью стирать поверхностную или ментальную память, и все же оно не уничтожит идентификацию души и не перечеркнет рост природы. Это стирание поверхностной ментальной памяти тем более станет совершенно неизбежным и определенным, если на место старой персональности приходит новая персональность той же самой личности, но с новыми инструментами, с новым разумом, новой жизнью, новым телом: абсурдно ожидать, что новые мозги будут нести в себе образы, удержанные старыми мозгами; нелепо требовать от новой жизни или нового разума того, чтобы они сберегли удаленные впечатления старого разума и жизни, которые были растворены и которые более не существуют. Несомненно, сублиминальное существо может помнить, поскольку не страдает бессилием поверхностного существа; однако поверхностный разум отрезан от сублиминальной памяти, единственно в которой могли сохраниться некоторые ясные воспоминания или отчетливые впечатления из прошлых жизней. Это отделение необходимо, потому что новая личность должна быть построена на поверхности без сознательной ссылки на то, что содержится внутри; как все поверхностное существо, так и поверхностная личность на самом деле также формируется действием изнутри, но она не осознает это действие, она кажется самой себе личностью, само-сформированной или уже готовой или сформированной некоторым плохо познанным действием вселенской Природы. И все же отрывочные воспоминания о прошлых рождениях иногда сохраняются, несмотря на эти почти непреодолимые препятствия; зарегистрировано даже несколько случаев поразительно точной и полной памяти в разуме ребенка. Наконец, на определенной стадии развития, когда внутренне существо начинает преобладать над внешним и выходит на передний план, тогда в действительности память о прошлых жизнях начинает всплывать как будто бы из некоторого затопленного слоя, но скорее в форме восприятия тех материалов и сил прошлых личностей, которые были задействованы при составлении теперешнего существа, чем в каких-либо точных и ясных деталях окружения и происходившего, хотя и эти детали могут быть восстановлены, возможно частично, при помощи концентрации сублиминального видения, извлечены из некоторой тайной памяти иди из субстанции нашего внутреннего сознания. Но эта детальная память имеет второстепенное значение в обычных работах Природы, и Природа уделяет мало или почти не уделяет внимания этой памяти: она занята формированием будущей эволюции существа; прошлое отложено назад, держится за вуалью и используется только в качестве оккультного источника, поставляющего материалы для настоящего и будущего.

Это представление о Личности и Личностности, будучи принятым, должно модифицировать современные идеи о бессмертии души; ведь, обычно, когда мы настаиваем на бессмертном существовании души, то подразумеваем выживание после смерти определенной неизменной личности, которая была и будет оставаться той же самой на веки вечные. Но это первостепенное право на выживание и бессмертие мы закрепляем на несовершенным поверхностным текущим "Я", которое Природа считает временной формой, не стоящей сохранения. Это нелепость, которая не может быть допущена; текущее "Я" может удостоиться выживания лишь в том случае, если оно согласится измениться, быть больше не тем, кем оно есть сейчас, а быть нечто иным, бо'льшим, лучшим, более озаренным знанием, отлитым в образ вечной внутренней красоты, приближенным к божественности тайного Духа. Именно этот тайный Дух или божественность "я" в нас выдерживает испытание временем, поскольку оно не рождено и вечно. Психическая сущность, его представитель, духовный индивид в нас есть та Личность, коей мы на самом деле являемся; но сиюминутное "Я", "Я" этой жизни является только образованием, временной персональностью этой внутренней Личности: это только один шаг из многих шагов эволюционного изменения, и он исполняет свою настоящую миссию только тогда, когда мы переходим от этого шага к следующему, подводящему ближе к высшей ступени сознания и бытия. Именно внутренняя Личность переживает смерть, как раз она предсуществует рождению; ведь это постоянное является передачей вечности нашего безвременного Духа в терминах Времени.

Обычно мы требуем аналогичного выживания для нашего разума, нашей жизни, даже для нашего тела; догма о воскрешении тела свидетельствует об этом последнем требовании, -- как раз она явилась корнем вековых усилий человека открыть эликсир бессмертия или отыскать магические, алхимические или научные средства для победы над физической смертью тела. Но эти усилия могли бы увенчаться успехом лишь в том случае, если разум, жизнь или тело были бы надеты на нечто бессмертное и божественное, относящееся к вечно живущему Духу. Существуют определенные обстоятельства, при которых стало бы возможным выживание внешней ментальной персональности, представляющей внутреннего ментального Пурушу. Это могло бы произойти в том случае, если наше ментальное существо было бы так мощно индивидуализировано на поверхности и настолько объединено с внутренним разумом, а внутренний ментальный Пуруша в то же время был бы настолько пластически открыт прогрессивному действию бесконечного, что душе больше бы не требовалось растворять старую форму разума и создавать новую для дальнейшей эволюции. И только подобная индивидуализация, интеграция и открытость витального существа на поверхности сделала бы возможным аналогичное выживание нашей жизненной части, внешней витальной личности, представляющей внутреннее жизненное существо, витального Пурушу. Тогда реально случится то, что будет разрушена стена между внутренним "я" и внешним человеком, и жизнью будет править изнутри долговременное ментальное и витальное существо, ментальный и витальный представители бессмертной психической сущности. Тогда наш природный разум и наша природная жизнь явятся непрерывным прогрессивным выражением души, а не цепью последовательных образований, сохраняющихся только в их сущности. Тогда наши ментальная и витальная личности будут сохраняться от рождения к рождению; в этом смысле они станут бессмертными, неизменно выживающими, непрерывными в смысле их идентификации. Очевидно, что это будет колоссальная победа души и разума и жизни над Несознанием и ограничениями материальной Природы.

Но такое выживание могло бы произойти только в тонком теле; существу все еще требовалось бы сбросить свою физическую форму, перейти в мир иной, и по возвращении принять новое тело. Пробужденные ментальный Пуруша и витальный Пуруша, сохраняя в тонком теле оболочки разума и жизни, обычно сбрасываемые, возвратились бы с ними к новому рождению и поддерживали бы живое и выдержанное ощущение перманентного существа разума и жизни, сформированных в прошлом и сохраняющихся в настоящем и будущем; но базис физического существования, материальное тело не смогло бы сохраниться даже при этом изменении. Физическое существо только тогда смогло бы выдержать испытание временем, если каким-то путем были бы превзойдены физические причины увядания и дезинтеграции, и в то же время существо смогло бы сделаться настолько пластичным и прогрессивным по части своей структуры и функционирования, что отвечало бы каждому изменению, требуемому от него в ходе развития внутренней Личности 2; тело должно соизмерять свои шаги с движением души при формировании само-выражающейся личности, при длительном развертывании тайной духовной божественности и медленной трансформации ментального существования в существование божественно ментальное или духовное. Это достижение тройного бессмертия, -- бессмертие природы, дополняющее сущностное бессмертие Духа и психическое переживание смерти, -- могло бы явиться венцом перевоплощения и важным знаком покорения материального Несознания и Неведения даже в самом основании царства Материи. Но настоящим бессмертием все еще будет вечность Духа; физическое выживание может стать лишь лишь относительной, временной отметкой победы Духа над Смертью и Материей.

1. Действие, карма. С точки зрения Упанишад Карма или действие этой жизни исчерпывается жизнью в запредельном мире, в котором исполняются результаты этого действия, и душа возвращается на землю за новой Кармой. Причиной рождения в этом мире, причиной Кармы, причиной перехода души к существованию в ином мире и возвращения души здесь, повсеместно, является собственное сознание души, ее воля и желание.

2. Если Наука, -- физическая или оккультная, -- открыла бы необходимые условия или средства для бесконечного поддержания тела, то все же, если тело не могло бы так адаптироваться, чтобы стать подходящим инструментом выражения внутреннего роста, тогда душа нашла бы какой-то способ оставит прежнее тело и перейти в новое. Материальные или физические причины смерти тела не являются единственными или настоящими причинами; настоящая причина кроется в необходимости дальнейшей эволюции существа.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ