На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Ауробиндо
ЖИЗНЬ БОЖЕСТВЕННАЯ

Книга I. ВСЕПРИСУТСТВУЮЩАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ И ВСЕЛЕННАЯ

Глава XX. СМЕРТЬ, ЖЕЛАНИЕ И НЕСПОСОБНОСТЬ

В начале все было покрыто Голодом, что есть Смерть; то создало для себя Разум, с тем чтобы оно смогло достичь обладания собой.

Брихадараньяка Упанишад (I.2.1.)

Эта Мощь, открытая смертным, имеет мно- жественность желаний, так что она может поддерживать все вещи; она принимает вкус всей пищи и строит дом для бытия.

Риг Веда (V.7.6.)

В последней главе мы рассматривали Жизнь с точки зрения материального существования и возникновения и работы витального принципа в Материи, и мы исходили из данных, которые предлагает это эволюционно земное существование. Очевидно, что где бы он ни мог появиться и как бы он ни мог работать, при каких бы то ни было условиях, но общий принцип везде должен быть одним и тем же. Жизнь -- это вселенская Сила, работающая так, чтобы создавать, энергетизировать, поддерживать и видоизменять, даже вплоть до растворения и воссоздания, существенных форм со взаимной игрой и взаимообменом, открытым или тайным, сознательной энергии в качестве фундаментального характера. В материальном мире, который мы населяем, Разум вовлечен в Жизнь и подсознателен в ней, в точности так же, как и Сверхразум вовлечен в Разум и подсознателен в нем, и этот инстинкт Жизни с вовлеченным подсознательным Разумом снова сам вовлечен в Материю. Поэтому Материя является здесь базисом и кажущимся началом; на языке Упанишад, Присхиви [Prithivi], Земной-принцип, является нашим основанием. Материальная вселенная стартует с номинального атома [formal atom], нагруженного энергией, преисполненного веществом подсознательного желания, воли, интеллекта. Из этой Материи проявляется видимая Жизнь, и она выпускает из себя посредством живущего тела Разум, который она содержит заключенным в себе; Разум также все еще должен выпустить из себя Сверхразум, заключенный в его работах. Но мы можем представить мир иначе устроенный, мир, в котором Разум не вовлечен в самом начале, а сознательно использует присущую ему энергию для создания первозданных форм субстанции, и не является, как здесь, только подсознательным в самом начале. Даже если работа такого мира будет совершенно отлична от нашего, но промежуточным звеном оперирования той энергии всегда будет Жизнь. Вещи сами по себе будут теми же самыми, даже если процесс полностью обращен.

Но тогда немедленно следует, что подобно тому, как Разум является только конечным оперированием Сверхразума, так и Жизнь является только конечным оперированием Сознания-Силы, по отношению к которой Реальность-Идея предстает определяющей формой и созидательным агентом. Сознание, что есть Сила, является природой Бытия, и это сознательное Бытие, проявленное как созидательное Знание-Воля, является Реальностью-Идеей или Сверхразумом. Супраментальная Знание-Воля есть Сознание-Сила, представленная оперирующей для создания форм объединенного бытия в упорядоченной гармонии, которую мы называем миром или вселенной; точно также Разум и Жизнь -- это то же самое Сознание-Сила, то же самое Знание-Воля, но оперирующая для поддержания отчетливо индивидуальных форм в некоторого рода разграничении, противопоставлении и взаимообмене, в которых душа в каждой форме бытия вырабатывает свои собственные разум и жизнь, как если бы они были отделены от других, хотя на самом деле они никогда не разделяются, а являются игрой одной Души, Разума, Жизни в различных формах единственной реальности. Другими словами, подобно тому, как Разум является конечным индивидуализирующим действием все-охватывающего и все -проникающего Сверхразума, процессом, благодаря которому его сознание работает индивидуализированным в каждой форме с точки зрения, соответствующей ей, и с космическим связями, которые происходят из той точки, также и Жизнь является конечным действием, благодаря которому Сила Сознательного-Бытия, действующая через все-обладающую и все-созидательную Волю вселенского Сверхразума, поддерживает и энергетизирует, составляет и восстанавливает индивидуальные формы и действует в них как базис всех активностей души, так воплощенной. Жизнь -- это энергия Божественного, непрерывно вырабатывающая себя в формах, как динамо, но не только играя исходящими намерениями толчков, накладываемыми на окружающие формы вещей, а сама получая встряску со стороны всей окружающей жизни, по мере того как эта встряска содрогает и пронизывает форму снаружи, со стороны окружающей вселенной.

С этой точки зрения Жизнь возникает как промежуточная форма энергии сознания, соответствующая действию Разума в Материи; в некотором смысле можно сказать, что она предстоит энергетическим аспектом Разума, когда тот творит и связывает себя больше не с идеями, а движениями силы и формами субстанции. Но следует немедленно добавить, что точно также как Разум не является отдельной сущностью, а за ним стоит весь Сверхразум, и именно Сверхразум творит с Разумом только в качестве своего индивидуализированного действия, также и Жизнь не является отдельной сущностью или движением, а за ней стоит Сознательная-Сила в каждой ее работе, и именно единственно Сознательная-Сила существует и действует в созданных вещах. Жизнь -- -- это только конечное действие, промежуточное между Разумом и Телом. Поэтому все то, что мы говорим о Жизни, должно быть подчинено квалификации, возникающей из этой зависимости. В действительности мы не знаем Жизнь, будь то в ее природе или ее процессе до тех пор, пока мы не осознаем и не вырастим сознательными до работы той Сознательной-Силы в ней, по отношению к которой жизнь предстает только внешним аспектом и инструментом. Только тогда можем мы воспринять и исполнить волю Бога в Жизни, и сделать это со знанием, как индивидуальные душе-формы и ментальные и телесные инструменты Божественного; только тогда Жизнь и Разум следуют путями и движениями всегда-возрастающей прямоты истины в нас и вещах, путем постоянного уменьшения искривленных искажений Неведения. Точно также, как Разум должен сознательно объединиться со Сверхразумом, от которого он отделен действием Авидйя, так и Жизнь должна осознать Сознательную-Силу, которая оперирует в ней, осознать то значение, которое для жизни в нас остается подсознательным (поскольку жизнь поглощена в нас самим своим процессом, как наш разум втянут в простой процесс ментализированной жизни и материи), подсознательным в ее затемненном действии, так что она служит им слепо и невежественно и не освещено или с само-исполняющимся знанием, мощью и блаженством, как она должна и будет делать в освобождении и исполнении.

В действительности, наша Жизнь, поскольку она обслуживает темные и разделяющие действия Разума, сама затемнена и разделена и претерпевает все то подчинение смерти, ограничению, слабости, страданию, невежественному функционированию, чему ограниченный созидательный-Разум является прародителем и причиной. Первозданным источником этого искажения было, как мы видели, само-ограничение индивидуальной души, ограниченной само-неведением, поскольку она считает себя из-за исключительной концентрации отдельной само-существующей индивидуальностью и рассматривает все космическое действие только так, как она представляет себя своему собственному индивидуальному сознанию, знанию, воле, силе, наслаждению и ограниченному бытию вместо видения себя в качестве сознательной формы Одного и вместо охватывания всего сознания, всего знания, всей воли, всей силы, всего наслаждения и всего бытия в качестве одного с самой собой. Вселенская жизнь в нас, подчиняясь этому направлению души, заключенной в разуме, сама становится заключенной в индивидуальном действии. Она существует и действует как отдельная жизнь с ограниченной недостаточной способностью, испытывающая удары и давление всей окружающей космической жизни и не охватывающая свободно все это. Брошенная в постоянный космический взаимообмен вселенской Силы в качестве бедного, ограниченного, индивидуального существования, Жизнь поначалу беспомощно страдает и подчиняется громадной внутренней игре, обладая только механической реакцией на все, что атакует, поглощает, наслаждается ею, использует ее, управляет ею. Но по мере развития сознания, по мере проглядывания света из внутренней темноты инволюционного сна индивидуальное существование начинает смутно осознавать мощь, заключенную в нем, и стремится поначалу нервно, а затем ментально господствовать над той игрой, использовать ее и наслаждаться ею. Это пробуждение к Мощи суть постепенное пробуждение к себе. Ибо Жизнь есть Сила, Сила есть Мощь, Мощь есть Воля и Воля -- работа Мастера-Сознания. Жизнь в индивиде все более и более осознает в своих глубинах, что она также является Волей-Силой Сатчитананды -- мастера вселенной, и она также устремляется к тому, чтобы быть господином своего собственного мира. Реализация собственной мощи, господство над миром, как и его знание, предстает поэтому возрастающим импульсом индивидуальной жизни; этот импульс -- сущностная черта растущего само-проявления Божественного в космическом существовании.

Но хотя Жизнь есть Мощь, и рост индивидуальной жизни означает рост индивидуальной Мощи, все же простой факт наличия раздельной индивидуальной жизни и силы препятствует тому, чтобы Жизнь стала подлинным господином своего мира. Ибо это означало бы господство над Все-Силой, и разделенному индивидуализированному сознанию с отделенной, индивидуализированной и потому ограниченной мощью невозможно быть господином Все-Силы; на это способна только Все-Воля, а индивид -- только в том случае (если это вообще возможно), когда он станет снова одним со все-Волей, а поэтому и со Все-Силой. В противном случае индивидуальная жизнь в индивидуальной форме должна всегда подчиняться трем знакам ограничения: Смерти, Желанию и Неспособности.

Смерть накладывается на индивидуальную жизнь как благодаря условиям ее собственного существования, так и благодаря связям со Все-Силой, которая проявляется во вселенной. Ибо индивидуальная жизнь -- это особая игра энергии, специализирующейся на создании, поддержании, подпитке энергией и в конечном итоге на разложении одной из мириад форм, которые служат, каждая на своем месте, в свое время и в своих границах, целостной игре вселенной. Энергия жизни в теле должна сносить энергетические атаки, внешние по отношению к ней; она должна втягивать их, питаться за счет них и быть самой непрерывно поглощаемой ими. Согласно Упанишадам, вся Материя -- эта пища, и формулой материального мира является: "пожирающий едок сам поедается". Жизнь, организованная в теле, постоянно подвергается возможности разрушения из-за атак, приходящих извне, и если ее прожорливость недостаточна или не надлежащим образом удовлетворяется, либо нет нужного баланса между прожорливостью и поставками пищи снаружи, то тогда она неспособна защитить себя и поглощается, либо неспособна восстановить себя и поэтому чахнет или ломается; жизнь должна пройти через смерть, чтобы возродиться или построить что-то новое.

Но не только так, а опять же говоря языком Упанишад, жизне-сила -- это пища тела и тела -- это пища жизне-силы; другими словами, жизне-энергия в нас как поставляет материал, благодаря которому форма строится, постоянно поддерживается и возобновляется, так в то же время постоянно расходует свою субстанциональную форму, которую она так создает и удерживает в существовании. Если баланс между этими двумя операциями несовершенен или нарушен, либо если упорядоченная игра различных токов жизне-силы выводится из зацепления, тогда наступает поражение и начинается распад, завершающийся процессом дезинтеграции. А сама борьба за сознательное мастерство и даже за рост разума вызывает дополнительные трудности в поддержании жизни. Ибо увеличивается потребность в жизне-энергии для создания формы; эта потребность избыточна по отношению к тем поставкам, которые обеспечивает первоначальная система, поэтому она нарушает первоначальный баланс поставки и потребности, и прежде чем устанавливается новый баланс, происходят многие расстройства, враждебные по отношению к гармонии и длительности поддержания жизни; в дополнении ко всему, это творчество всегда порождает соответствующие реакции в окружающей среде, изобилующей силами, которые в свою очередь жаждут исполнения и потому не терпят того существования, которое стремится преобразовать их, восстает против него и атакует его. Это также нарушает баланс и приводит к более напряженной борьбе; какой бы сильной не была эта преобразующая жизнь, но она не может вечно оказывать сопротивления (если, конечно, она неограничена, либо ей удается установить новую гармонию с окружающей средой), и рано или поздно она истощиться и будет расщеплена.

Однако, помимо этой необходимости, существует еще одна фундаментальная необходимость природы и цели воплощенной жизни, которая должна искать бесконечный опыт на конечной основе, и поскольку форма, базис самой своей организацией ограничивает возможность переживаний, то эта цель может быть достигнута только путем разложения существующей формы и поиска новой. Ибо душа, однажды ограничивая себя концентрацией в данном моменте и на данном поле, принуждаема снова искать свою бесконечность при помощи принципа последовательности, добавляя момент к моменту и таким путем накапливая переживания во Времени, которые она называет своим прошлым; в то Время она движется через последовательные поля, последовательные переживания или жизни, последовательно накапливает знание, способности, наслаждение, и все это она держит в подсознательной или сверхсознательной памяти в качестве своего капитала, приобретенного в прошлом. Для этого процесса сущностным является изменение формы, и для души, вовлеченной в индивидуальное тело, изменение формы означает разложение тела в подчинении закону и под принуждением Все-жизни в материальной вселенной, в подчинении закону поставки материала форм и требования материала, в подчинении принципу постоянных внутренних встрясок и борьбы воплощенной жизни, борьбы за существование в мире взаимного пожирания. И это закон Смерти.

Следовательно, в этом заключается необходимость и оправдание Смерти, не как отрицания Жизни, а как процесса Жизни; смерть необходима, поскольку вечная смена формы -- это единственное бессмертие, к которому может устремиться конечная живущая субстанция, и вечная смена опыта -- это единственная бесконечность, которой может достичь конечный разум, заключенный в живущее тело. Эта смена формы не может быть простым возобновлением того же типа формы, который составляет нашу телесную жизнь между рождением и смертью; ибо пока не меняется тип формы, пока ищущий новых переживаний разум не помещается в новые формы в новых обстоятельствах времени, места и окружения, не может свершиться необходимая вариация переживаний, которая требуется самой природой существования во Времени и Пространстве. И только из-за процесса Смерти -- разложения и поглощения жизни Жизнью, только из-за отсутствия свободы, из-за принуждения, борьбы, боли, подчинения чему-то, что кажется "Не-Я", это необходимое и полезное изменение кажется нашей смертной ментальности ужасным и нежелательным. Только ощущение поглощения, слома, разрушения или насильного смещения является жалом Смерти, которое не может полностью превзойти даже вера в личностное выживание после смерти.

Но этот процесс необходим для того взаимного поглощения, которое предстает начальным законом Жизни в Материи. Жизнь, говорят Упанишады, есть Голод, что есть Смерть, и благодаря этому Голоду-Смерти, асаньямртюх, был создан материальный мир. Ибо Жизнь предполагает в качестве своей оболочки материальную субстанцию, и материальная субстанция есть Бытие, бесконечно поделенное и бесконечно ищущее того, чтобы собрать себя снова; материальное существование вселенной построено между этими двумя импульсами бесконечного деления и бесконечной сборки. Попытка индивида, живущего атома, поддерживать и собирать себя является целостным ощущением Желания; физический, витальный, моральный, ментальный прирост при помощи все более и более все -охватывающего опыта, более и более все-охватывающего обладания, впитывания, усвоения, наслаждения -- это суть неизбежный, фундаментальный, неискоренимый импульс Существования, когда-то поделенного и индивидуализированного и все же всегда скрыто осознающего свою все-охватывающую, всем-обладающую бесконечность. Импульс к реализации этого сокрытого сознания есть побуждение космического Божественного, страсть воплощенного "Я" внутри каждого индивидуального создания; и неизбежно, полезно то, что оно должно искать этой реализации сначала в терминах жизни путем роста и расширения. В физическом мире это может быть проделано только путем возвеличивания себя через поглощение других или того, чем обладают другие; и эта необходимость -- вселенское оправдание Голода во всех его формах. Однако то, что поглощает, также должно быть поглощено; ибо всей жизнью в физическом мире управляет закон взаимообмена, действия и реакции, ограниченной способности и потому конечного истощения и гибели.

То, что было еще только витальным голодом, в сознательном разуме трансформируется в высшие формы; голод витальных частей становится страстным Желанием ментализированной жизни, напряжением Воли интеллектуальной или думающей жизни. Это движение желания должно и обязано продолжаться до тех пор, пока индивид достаточно не подрастет до того, как сможет наконец стать господином себя и благодаря возрастанию единства с Бесконечным завладеть этой вселенной. Желание -- это рычаг, посредством которого божественный Жизне-принцип осуществляет свою цель само-утверждения во вселенной, и попытка его уничтожить в интересах инерции -- суть отрицание божественного Жизне-принципа, Воли-не-быть, что необходимо есть неведение; ибо нельзя перестать быть индивидуальным, кроме как став бесконечным. Желание также может прекратиться только став желанием бесконечного и удовлетворяясь небесным исполнением и бесконечным удовлетворением во все-обладающем блаженстве Бесконечного. Тем не менее, оно должно перейти от типа взаимо поглощающего голода к типу взаимной отдачи, возрастающе радостной жертве взаимообмена; -индивид отдает себя другим индивидам и получает их взамен; низшее отдается высшему, а высшее -- низшему, так что они могли бы исполниться друг в друге; человек отдается Божественному, а Божественное -- человеческому; Все в индивиде отдается Всему во вселенной и получает свою реализованную универсальность в качестве божественного вознаграждения. Поэтому закон Голода должен постепенно уступить место закону Любви, закон Деления -- закону Единения, закон Смерти -- закону Бессмертия. В этом необходимость, в этом оправдание, в этом кульминация и само-исполнение Желания, работающего во вселенной.

Как маска Смерти, подразумевающая Жизнь, следует из движения конечного поиска с целью утверждения бессмертия, так же и Желание -- суть импульс Силы Бытия, индивидуализированной в Жизни с целью постепенного утверждения в терминах последовательности во Времени и само-расширения в Пространстве, в конструкции конечного своего бесконечного Блаженства, Ананды Сатчитананды. Маска Желания, которая предполагает тот импульс, непосредственно приходит из третьего явления Жизни, закона неспособности. Жизнь -- это бесконечная Сила, работающая в терминах конечного; неизбежно, по всему явному индивидуализированному действию в конечном должно проявиться ее всемогущество и действовать как ограниченная способность и частичная немощь, хотя за каждым действием индивида, сколь угодно слабым, тщетным, сбивчивым должно стоять целостное сверхсознательное и подсознательное присутствие бесконечной всемогущей Силы; без того присутствия "позади" не может произойти ни малейшего движения в космосе; каждый единичный акт и движение подпадают под этот указ всесильного всемогущества, что работает как Сверхразум, внутренне присущий вещам. Но для своего собственного сознания индивидуализированная жизне-сила является ограниченной и полной неспособностей; ибо она должна работать не только против массы других окружающих индивидуализированных жизне-сил, но и также подчиняться контролю и отрицанию самой бесконечной Жизнью, с чьей тотальной волей и направленностью может немедленно не соглашаться собственная воля и направленность. Поэтому ограничение силы, явление неспособности -- -- третья характеристика индивидуализированной поделенной Жизни. С другой стороны, остается импульс само-расширения и все-обладания, и это ни в коей мере не означает, что он как-то соотносится или ограничивается пределом теперешней силы или способности. Следовательно, желание возникает из-за пропасти между импульсом к обладанию и силой обладания; ибо если бы не было такого разрыва, если бы сила всегда могла обладать своим объектом, всегда верно достигать своей цели, желание не пришло бы в существование, а установилась бы только способная и все-обладающая Воля без той страстной жажды, такая как Воля Божественного.

Если индивидуальная сила была бы энергией разума, свободного от неведения, то не было бы такого ограничения, не существовало бы необходимости вмешательства желания. Ибо разум, не отделенный от Сверхразума, разум божественного знания знал бы намерение, границы возможностей и неизбежный результат каждого своего акта и не жаждал бы или боролся, а выдвигал бы вперед надлежащую само-ограниченную силу для приложения ее к объекту в поле видения. Он не был бы подчинен желанию и ограничению даже в поиске, уводящем за границы настоящего, даже в предпринятии таких движений, достижение цели которых не предполагается немедленным. Ибо эта несостоятельность Божественна, она -- суть акт всесильного всемогущества, знающего время и место зарождения, перемен, знающего непосредственный и конечный результаты всех космических предприятий. Разум знания, будучи в согласии с божественным Сверхразумом, будет разделять это всемогущество и эту всю-определяющую мощь. Но, как мы видели, индивидуализированная жизне-сила здесь является энергией индивидуализирующего невежественного Разума, Разума, который выпал из знания собственного Сверхразума. Поэтому неспособность необходима для его связей в Жизни, и она неизбежна в природе вещей; ибо практическое всемогущество невежественной силы немыслимо даже в ограниченной сфере, поскольку в этой сфере такая сила будет противопоставлять себя работе божественного и всесильного всемогущества и будет подрывать заданную цель вещей -- такая космическая ситуация невозможна. Поэтому первым законом Жизни является борьба ограниченных сил, увеличивающих свою способность в ходе этой борьбы под движущим побуждением инстинктивного или сознательного желания. Как с желанием, так и с этой борьбой; они должны подняться до взаимно полезной пробы силы, сознательной борьбы братских сил, в которой победитель и побежденный или, более того, тот, кто влияет действием сверху и тот, кто влияет противодействием снизу, должны равным образом приобрести и вырасти. И в конечном счете это должно вылиться в счастливое сотрясение божественного взаимообмена, в энергичные объятия Любви, замещающее конвульсивный зажим борьбы. Все же борьба -- это необходимое и полезное начало. Смерть, Желание и Борьба суть троица разделенного жития, тройная маска божественного Жизне-принципа в его первой попытке космического само-утверждения.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ