На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Ауробиндо
ЖИЗНЬ БОЖЕСТВЕННАЯ

Книга I. ВСЕПРИСУТСТВУЮЩАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ И ВСЕЛЕННАЯ

Глава XXI. ВОСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ

Пусть Мир идет к божеству, к Водам при помощи работы Разума ... (Риг Веда, X.30.1) О, Пламя, ты поднимаешься к океану Небес, к богам; ты подготавливаешь встречу божеств, вод царства света над солнцем и вод, что ждут внизу.

Риг Веда, III.22.3.).

Господь Восторга подчинил третий статус; он поддерживает и управляет согласно Душе универсальности; подобно соколу он усаживается на бренное существо и поднимает его, перстом Света он проявляет четвертый статус и пробивается к океану, что вздымает те воды.

(Риг Веда, IX.96.18,19.).

Вишну шагает и отряхивает со своих подошв первичную пыль; три шага он сделал, Опекун, Непобедимый, и сверху он поддерживает их закон. Посмотри на работу Вишну и разгляди, как он проявил их законы. Вот его высочайший шаг, когда-либо видимый провидцами подобно оку, распростертому в небесах; это озаренное, вспыхнувшее пламя, ровный верховный шаг Вишну.

(Риг Веда, I.22. 17-21.)

Мы видели, что подобно тому, как отделенный смертный Разум, прародитель ограничения, неведения и двойственностей, является только темным образом Сверхразума, само-светящегося божественного Сознания при его первом обладании с кажущимся отрицанием себя, с чего начинается наш космос, также и Жизнь, как она появляется в нашей материальной вселенной, энергия делящего Разума, подсознательная, погруженная в Материю, заключенная в ней энергия, Жизнь как прародительница смерти, голода и неспособности, является только темным образом божественной сверхсознательной Силы, чьи высочайшие термины -- бессмертие, удовлетворенный восторг и всемогущество. Эта связь задает природу того грандиозного космического процесса, частью которого мы являемся; она определяет первый, средний и конечный пункты нашей эволюции. Отправная точка Жизни -- это разделение, подсознательная воля, приводимая в действие силой, воля, видимая не волей, а тупым побуждением физической энергии, а также это слабость, приводящая к инертному подчинению механическим силам, что управляют обменом между формой и окружением. Это бессознание и это слепое, но могучее действие Энергии -- тот тип материальной вселенной, который видится ученым-физикам, и этот свой взгляд на вещи они пытаются распространить на все базисное существование; на самом деле здесь присутствует сознание Материи и сопровождающий его тип материальной жизни. Но затем это равновесие сдвигается: вмешивается новый ряд элементов, возрастающий по мере того, как Жизнь освобождает себя из старой формы и начинает эволюционировать к сознательному Разуму; ибо средние термины Жизни -- это смерть и взаимное поглощение, голод и сознательное желание, ощущение ограниченных возможностей и способностей и борьба за увеличение, расширение, завоевание и обладание. Эти три термина -- основа того статуса эволюции, который был выявлен теорией Дарвина. Ибо явление смерти подразумевает борьбу за существование, поскольку смерть -- это только негативный термин, в котором Жизнь скрывает себя и испускает собственное позитивное бытие на поиски бессмертия. Явление голода и желания подразумевает борьбу за удовлетворение и обеспечение, поскольку желание -- это только стимул, посредством которого Жизнь искушает свое позитивное бытие подняться над отрицанием голода к полному обладанию восторгом существования. явление ограниченной способности подразумевает борьбу за расширение, господство и обладание, обладание собой и завоевание окружения, поскольку ограничение и дефект -- это только отрицание, посредством которых Жизнь подвигает собственное позитивное бытие искать совершенства, всегда существующего в потенциальности. Борьба за жизнь -- это не только борьба за выживание, это также борьба за обладание и совершенство, поскольку только путем колонизации окружающей среды в той или иной степени, то ли при помощи само-адаптации к ней, то ли заставив ее адаптироваться к себе, либо путем принятия и примирения или путем завоевания и изменения, может быть гарантировано выживание, и равным образом верно то, что только все большее и большее совершенство может обеспечить непрерывное постоянство, длительное выживание. Именно эту истину выражает Дарвинизм в формуле выживания наиболее приспособленного.

Но подобно тому, как разум ученого пытается расширить на Жизнь механический принцип, соответствующий существованию сокрытого механического сознания в Материи, не видя, что вышел на арену новый принцип, сам смысл существования которого -- подчинить себе механический, точно также формула Дарвина была использована для того, чтобы слишком далеко расширить агрессивный принцип Жизни, витальную эгоистичность индивида, инстинкт и процесс само-сохранения, само-утверждения и агрессивной жизни. Ибо эти два первые состояния Жизни содержат в себе семена нового принципа и другого состояния, которое должно возрастать по мере того, как Разум эволюционирует из материи через витальную формулу. и все это должно измениться еще в большей степени, когда Разум развивается вверх к сверхразуму и Духу. Именно потому что борьба за выживание, импульс к сохранению вступает в противоречие с законом смерти, индивидуальная жизнь подвигается к тому, чтобы обеспечить в первую очередь постоянство вида, а уж потом защитить себя; но это невозможно сделать без сотрудничества с другими; и принцип сотрудничества и взаимопомощи, потребность в других, в жене, в ребенке, друге и помощнике, партнерство, практика ассоциаций, сознательного объединения и взаимообмена -- суть семена, из которых распускается принцип любви. Допустим, что поначалу любовь может быть только расширенным принципом эго, и этот аспект расширенного эго может сохраняться и преобладать даже на высоких стадиях эволюции: но все же по мере развития разума, по мере того как он все более обретает себя, накапливая опыт жизни, любви и взаимопомощи, разум начинает понимать, что природный индивид -- - это только второстепенная часть бытия, существующая благодаря вселенскому. Как только это открыто, открыто человеком -- ментальным существом, его судьба предопределена; ибо он достиг точки, в которой Разум может начать открываться к той истине, что есть нечто за его пределами; с этого момента неизбежно предопределяется его эволюция, хотя бы и темная и медленная, к чему-то высочайшему, к Духу, к Сверхразуму, к Сверхчеловечеству.

Поэтому собственная природа Жизни предопределяет ее третий статус, третий ряд терминов ее само-выражения. Если мы исследуем восхождение Жизни, то увидим, что последние термины современной эволюции, термины того, что мы назвали третьим статусом, обязательно должны казаться противоречащими первому статусу, но на самом деле предстают самим исполнением и преображением первых условий. Жизнь начинается с крайних разделений и жестких форм Материи, и самим типом этого жесткого разделения является атом -- базис всякой материальной формы. Атом отстоит поодаль от всех остальных атомов, даже в объединении с ними, отвергает смерть и растворение любыми обычными силами и является физическим типом отдельного эго, защищающего свое существование от принципа смешения в природе. Но единство -- не менее сильный принцип природы, чем разделение; на самом деле единство -- господствующий принцип, которому подчиняется принцип разделения, и поэтому каждая отдельная форма должна подчиняться тем или иным образом принципу единства: через механическую необходимость, под принуждением, через согласие или благодаря стимулу. Поэтому, если Природа в своих целях, чтобы иметь прочную основу для своих комбинаций и фиксированное семя форм, позволяет атому обычно сопротивляться процессу слияния путем разложения, то она побуждает атом служить процессу слияния путем их скопления; атом, сам являющийся первым агрегатом, также составляет первый базис для собираемых объединений.

Когда Жизнь достигает своего второго статуса, того, что мы называем витальностью, лидерство переходит к противоположному явлению, и физический базис витального эго вынужден соглашаться на разложение. Его составляющие разбиваются, так что элементы одной жизни могут быть использованы при образовании других жизней. Насколько этот закон царит в Природе -- это еще полностью не понято и на самом деле не может быть понято до тех пор, пока наша наука ментальной жизни и духовного существования не станет такой же надежной, как и теперешняя наука физической жизни и существования Материи. Все же широкий взгляд на вещи показывает, что не только элементы нашего физического тела, но и элементы нашего тонкого витального существа, наша жизне-энергия, наше желание-энергия, наши силы, старания, страсти входят как в течение нашей жизни, так и после нашей смерти в жизне-существования других. Древние оккультные знания говорят нам о том, что мы имеем витальную оболочку, как и физическую, и эта витальная оболочка также растворяется после смерти и предоставляет себя на построение других витальных тел, наша жизненная энергия, пока мы живем, непрерывно смешивается с энергией других существ. Аналогичный закон управляет взаимными связями нашей ментальной жизни с ментальной жизнью других думающих созданий. Существует постоянное растворение, рассеивание и восстановление, вызванные столкновением разума с разумом при постоянном взаимообмене и слиянии элементов. Взаимообмен, смешение и слияние существа с существом -- сам принцип жизни, закон существования.

Следовательно, мы имеем два принципа Жизни: необходимость или воля отдельного эго выжить в его раздельности и обеспечить его индивидуальность, и принуждение, накладываемое Природой -слияние с другими. В физическом мире Природа придает больший напор предыдущему импульсу; ибо ей нужно создать стабильные отдельные формы, поскольку ее первая и по-настоящему трудная задача -- создавать и поддерживать такую вещь, как отдельное выживание индивидуальности, а также стабильную форму этой индивидуальности в непрекращающемся потоке и движении Энергии и в единстве бесконечного. Поэтому в жизни атомов индивидуальная форма продолжает существовать в качестве базиса и обеспечивает путем скопления более или менее длительное существование сгруппированных форм, которые станут базисом витальной и ментальной индивидуализаций. Но как только Природа обеспечила достаточную прочность в этом отношении для безопасного проведения своих последующих операций, она обращает процесс; индивидуальная форма гибнет, и совокупная жизнь извлекает выгоду из элементов растворенной формы. Однако, это не может быть конечной стадией; она может быть достигнута лишь тогда, когда эти два принципа гармонизуются, когда индивид будет способен, оставаясь в сознании своей индивидуальности, слить себя с другими без нарушения предохраняющего равновесия и прекращения выживания.

Такая постановка задачи подразумевает полное возникновение Разума; ибо без сознательного разума в витальности не может быть никакого равенства, а только временное неустойчивое равновесие, заканчивающееся смертью тела, растворением индивида и рассеиванием его элементов во вселенском. Природа физической Жизни не позволяет индивидуальной форме обладать той же внутренней мощью сохранения индивидуального существования, какой обладают атомы, из которых она состоит. Только ментальное существо, поддерживаемое внутри психическим узлом [psychic nodus], который выражает или назначен выражать тайную душу, может надеяться на то, чтобы продолжать существовать благодаря своей мощи связывания прошлого с будущем в потоке непрерывности, который может быть нарушен с разрушением физической памяти, но не обязательно должен разрушаться в самом ментальном существе и может даже в ходе обычного развития быть перекинут через провал в физической памяти, созданный смертью и рождением тела. Даже в том, как есть, даже при теперешнем несовершенном развитии воплощенного разума, ментальное существо осознает массу прошлых и будущих расширений за границы жизни тела; оно начинает осознавать индивидуальное прошлое, индивидуальные жизни, которые его создали и по отношению к которым оно предстоит развитием и улучшенным воспроизводством, а также начинает оно осознавать будущие индивидуальные жизни, вырабатываемые им; оно также осознает прошлую и будущую совокупную жизнь, через которые тянется его собственная непрерывность как одно из волокон ткани жизни. То, что доказано физической Наукой как наследственность, также становится известным развивающейся душе (за ментальным существом) на языке сохраняющейся персональности. Поэтому ментальное существо, выражающее эту душу-сознание, является узлом сохраняющейся индивидуальности и сохраняющейся совокупной жизни; в нем становится возможным объединение и гармония.

Соединение с любовью в качестве тайного принципа и всплывающего верха -- суть тип, мощь этой новой связи и, как следствие, управляющий принцип перерастания в третий статус жизни. Сознательное сохранение индивидуальности вкупе с сознательно принятой необходимостью и желанием взаимообмена, само-отдачи и смешения с другими индивидами -- все это необходимо для работы принципа любви; ибо иначе работа любви прекращается, и ее место может занять что угодно. Исполнение любви благодаря само-умолению, даже с иллюзией само-уничтожения -- реальная идея и импульс ментального существа, но эта идея указывает на развитие за пределы этого третьего статуса Жизни. Третий статус -- -- это условие, к которому мы постепенно растем за границы борьбы за выживание при взаимном поглощении и за границы выживания наиболее приспособленного в той борьбе; ибо выживания можно достичь гораздо более эффективно при взаимопомощи и само -совершенствовании благодаря взаимной адаптации, взаимообмену и слиянию. Жизнь -- это само-утверждение существа, даже развитие и выживание эго, но существа, имеющего потребность в других существах, эго, стремящегося встретить и включить другие эго и быть включенным в их жизнь. Индивиды и их сообщества, наиболее развивающие закон соединения и закон любви, взаимопомощи, доброты, привязанности, братства, единства, наиболее успешно гармонизирующие выживание и взаимоотдачу, сообщества, способствующие росту индивида и индивиды -- росту сообщества, также как и индивиды, способствующие росту индивидов и сообщества, способствующие росту сообществ благодаря взаимообмену -- наиболее приспособленные для выживания в этом тройном статусе эволюции.

В этом развитии существенно возрастающее преобладание Разума 1, который постепенно все более и более накладывает свой закон на материальное существование. Ибо разум в силу большей тонкости не нуждается в поглощении для того, чтобы усваивать, обладать и расти; более того, чем больше он дает, тем больше получает и больше растет; и чем более он сливается с остальными, тем в большей степени он включает других в себя и тем самым расширяет диапазон своего бытия. Физическая жизнь истощается при слишком большой отдаче и разрушается при слишком большом поглощении; но хотя Разум в той пропорции, в которой опирается на закон Материи, подвигается тому же ограничению, все же с другой стороны, в той пропорции, в которой врастает в собственный закон, он стремится преодолеть это ограничение, и по мере того, как он преодолевает это материальное ограничение, отдача и поглощение становятся одним. Ибо в подъеме наверх он растет к закону сознательного единства в разнице, что есть закон проявления Сатчитананды.

Второй термин первозданного статуса жизни -- подсознательная воля, которая во втором статусе становится голодом и сознательным желанием -- голод и желание, первые семена сознательного разума. Врастание в третий статус жизни при помощи принципа соединения, роста любви, не отменяет закон желания, а более того, трансформирует и исполняет его. Любовь по своей природе -- это желание отдать себя другим и получить других взамен; это некоторого рода коммерция между существами. Физическая жизнь не хочет отдать себя, она хочет только получать. Верно, что она принуждается к самоотдаче, ибо жизнь, только получающая и не дающая, должна стать бесплодной, сохнущей и гибнущей -- если на самом деле такая жизнь вообще возможна здесь или в каком-либо другом мире; но жизнь принуждается, не желая этого, в большей степени подчиняться подсознательному импульсу Природы, чем разделять его. Даже когда вмешивается любовь, поначалу самоотдача все еще сохраняет в большой степени механический характер подсознательной воли атома. Сначала сама любовь подчиняется закону голода и наслаждается в большей степени при получении и вымогательстве с других, чем при отдаче и сдаче другим, что она допускает главным образом как необходимую плату за вещи, которые она хочет получить. Но этим еще не достигается ее истинная природа; ее истинный закон -- установить равноправное сообщение, при котором радость отдачи равна радости получения и стремится в конечном итоге стать даже большей; но это происходит тогда, когда под давлением психического пламени она выбрасывется за свои границы с целью исполнения крайнего единства и должна поэтому постигать то, что кажется ей "не-я", постичь это в качестве даже большего и более дорого "я", чем собственная индивидуальность. При возникновении жизни закон любви -- это импульс постичь и исполнить себя в других и при помощи других, обогатиться при обогащении, обладать и предоставлять себя, поскольку без предоставления себя совершенно невозможно само-обладание.

Инертная неспособность атомного существования к само-обладанию, подчинению материального индивида "не-я" принадлежит к первому статусу жизни. Сознание ограничения и борьбы за обладание, за господство как над "я", так и над "не-я" -- тип второго статуса. Здесь также развитие к третьему статусу приносит преобразование первозданных терминов в исполнение и гармонию, передающие эти термины, хотя кажущиеся противоречащими им. Через соединение и любовь приходит осознание "не-я" в качестве величайшего "я", и поэтому устанавливается сознательно принятое подчинение его закону и потребности, которые исполняют нарастающий импульс совокупной жизни к всасыванию индивида; и снова есть обладание индивидом жизнью остальных, как собственной, и всем, что должно даваться ему как его собственное, исполняющее противоположный импульс индивидуального обладания. А также эта связь взаимности между индивидом и миром, в котором он живет, не может быть выражена, завершена или обеспечена до тех пор, пока та же связь не будет установлена между самими индивидами и между сообществами. Все усилие человека к гармонизации само-утверждения и свободе, благодаря чему он овладевает собой, со всеми соединениями и любовью, содружеством, братством, в котором он предоставляет себя остальным, его идеалы гармоничного равновесия, справедливости, взаимности, ровности, при помощи которых он создает баланс двух противоположностей -- все это на самом деле является попыткой, неизбежно предопределенной по части своих линий, попыткой разрешить первоначальную проблему Природы, саму проблему Жизни, путем разрешения конфликтов между двумя противоположностями, которые существуют в самом основании Жизни в Материи. Попытка этого разрешения делается с помощью высшего принципа Разума, который сам может найти дорогу к назначенной гармонии, даже если сама гармония может быть найдена только в Мощности, все еще находящейся за пределами нас.

Ибо, если наши исходные посылки верны, то конец пути, сама цель может быть достигнута только при помощи Разума, проходящего в То, что лежит за его пределами, поскольку по отношению к Тому Разум предстоит только низшим термином и инструментом сначала для спуска в форму и индивидуальность и затем -- для возвратного подъема в ту реальность, которую воплощает форма и предоставляет индивидуальность. Поэтому, маловероятно что, совершенное решение проблемы Жизни будет реализовано только благодаря соединению, взаимообмену и соглашению любви или только через закон разума и сердца. Должен придти четвертый статус жизни, в котором вечное единство множества реализуется через дух, и в котором сознательное основание всех операций жизни лежит более не на разделениях тела, а также не на страстях и голоде витальности, не на группировках и несовершенных гармониях разума, не на комбинации всего этого, но на единстве и свободе Духа.

1. Здесь говорится о разуме, непосредственно воздействующем на жизнь, действующем в витальном существе, через сердце. Любовь -- относительный принцип, не абсолютный -- - принцип жизни, а не разума, но он может достичь полного самообладания и двигаться к постоянству только тогда, когда поднят разумом до собственного света. То, что называется любовью тела и витальных частей -- по большей части форма голода без постоянства.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ