|
|
|
Простое спокойное сидение не может сделать человека бездеятельным (Найшкармья). У него в уме будет тысяча и одна Санкальпа. Ум должен стать совершенно спокойным. Он должен быть абсолютно лишён мыслей. Только тогда человек обретёт свободу от действия. Я вновь повторю слова из Гиты:
“Никто не может даже на мгновение оставаться действительно бездействующим; это бесполезно, поскольку всякий человек побуждается к действию качествами, рождёнными природой.” (гл.3, Шлока 5).
Качества заставляют человека совершать то или иное действие. И вновь Гита говорит:
“Нет сущности, ни на земле, ни даже на небесах среди сияющих, которая освобождена от этих трёх качеств, порождённых материей.” Лишь тот Йог, который вышел за пределы трёх качеств – Раджаса, Тамаса и Саттвы, – и покоится в Я, может быть действительно бездеятельным. Далее Бог говорит: “Действительно, не может воплощённое существо полностью отбросить действие.” (гл.18, Шлока 11).
Если кто-то спокойно сидит, просто контролируя органы действия с помощью практики Хатха Йоги, и если его ум постоянно пребывает на объектах чувств, он, без сомнения, является совершенным лицемером. Господь Кришна превозносит человека:
“О Арджуна, тот, контролирующий чувства умом, с органами действия, без привязанности выполняет Йогу с помощью действия, тот является достойным.” (гл.3, Шлока 7).
В третьем стихе той же главы Он говорит:
“Никто не может достичь совершенства, то есть свободы от действия и преданности на пути Джнана Йоги, с помощью простого отказа от действия без приобретения Брахма Джнаны.”
|
|
|