|
|
Среди различных путей в йоге особенно выделяется мантра-йога. Ее можно также назвать техникой молитвы. В той или иной форме такая техника присутствует во всех религиях и психологических упражнениях. Суть ее состоит в многократном произнесении обычно коротких слов или фраз. Такое произнесение должно сопровождаться эмоциональным фоном - бхавой. Произносить можно вслух или про себя. Мантры используются для развития чакр, духовного очищения и являются относительно безопасным способом достижения самадхи (религиозного экстаза). Существует четкое соответствие между чакрами и чакровыми мантрами. Сахасрара - аум, аджна - ом, вишудха - хам, анахата - ям, манипура - рам, свадхистана - вам, муладхара - лам. Мелодика произнесения мантры и бхава довольно сложные и не могут быть объяснены здесь, их надо услышать и получить от учителя. Учитель должен вам пропеть и артистически показать, возможно, телепатически передать, то чувство - бхаву, которое необходимо испытывать. Приведем здесь две простые мантры, одна из индийской традиции (кришнаитская), другая - из еврейской.
Кришнаитская:
Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна, Кришна, Харе, Харе.
Харе Рама, Харе Рама,
Рама, Рама, Харе, Харе.
Смысл мантры очень прост, все строчки переводятся примерно, как Слава Богу, а бхава - некое чувство отдачи себя Всевышнему.
Еврейская:
Хине ма тов, ума наим
Шевет ахим гам яхад.
Перевод с иврита:
Как хорошо, как приятно
Быть братьям вместе.
Бхава - чувство единения со своими..., со своим народом.
Еще раз повторяю, что мелодика произношения и бхава не может быть здесь в деталях описана.
Мантра должна повторяться без перерыва довольно долго. В начале - 15 минут, полчаса; потом - до полутора-трех часов. Канон требует повторения в течение 8 часов, что, как вы понимаете, трудно совместить с работой по найму. Тем не менее, повторение мантры не должно вызывать утомления, оно должно быть радостным, освежающим. Малейшее неудобство, возникающее при произнесении мантры, говорит о неверной технике ее исполнения или слишком долгом для вас на данном этапе исполнении. Обе мантры очень хорошо петь вслух или про себя в кругу учеников (от 3 до 12 человек).
Вторая мантра заметно сильнее, эффективнее и глубже. Я рекомендую пользоваться именно ей под руководством учителя.
Вопрос: В книге, которую я читал, пятым принципом ямы является принцип прощения, у вас этот принцип не упомянут.
Ответ: По-видимому, речь идёт о принципах астея-апариграха, у нас они идут под номерами третьим и четвёртым. Каждая школа интерпретирует принципы по своему, с учётом того, что актуально в данный исторический период и в данной стране. В так называемой русской школе, которой я придерживаюсь, принципы не являются чем то догматически жёстким, и эти два принципа формулируется как непривязанность к чему то, не заработанному в поте лица своего, и к тому, что не абсолютно необходимо.
Приведем здесь классический набор принципов ямы в традиционном порядке: ахимса (неагрессивность), сатья (правдивость), астея (неворовство), брахмачарья (воздержание) и апариграха (ненакопительство).
Всё остальное - это интерпретация различных учителей различных школ.
Наиболее глубокий учитель русской йоги В.И.Орлов, например, говорил: "...непривязанность и безвредность, - эти два понятия практически, на первый взгляд, исчерпывают яму. Если смотреть глубже, и непривязанность может быть грехом, и безвредность - преступлением, и надо учить не принципами и законами, а прецедентами..."
Вопрос: Что если следование принципам йоги (не фанатическое, конечно) приведёт к подрыву материального благополучия человека? При этом я не имею в виду какие-то предметы роскоши..., а самое насущное: оплату скромного жилья, еды и т.д. Как быть в этом случае, при этом учитывая обязанности... в семье, в обществе?
Ответ: Это типичный вопрос. В.И.Орлов на него отвечал так: "Почему когда люди изучают философию, или учатся рисовать, или стихи пишут, а это, как вы понимаете, тоже чревато и карьерой неуспешной, и нелюбовью властей, и семейной жизнью неустроенной, никто ведь тогда детски беспомощных вопросов не задаёт, потому что призвание - это судьба, от неё не уйдёшь. Если же чувствуешь, что можно уйти, хотя и хочется немножко, значит не судьба, уходи не раздумывая..."
От себя я смягчу, как обычно, жёсткое суждение Орлова. Любое хобби, если ему отдаваться с головой, безрассудно, может повредить работе и семейной жизни, просто знайте вашу меру, не переходите вашу черту. В Америке многие профессиональные йоги - очень богатые, предприимчивые люди, счастливые в семейной жизни. Йога это мировосприятие, в упрощенных началах своих, не противоречащее материальному житейскому счастью, а скорее позволяющее сохранять свою личность при любых невзгодах или, наоборот, успехах.
|