На главную страницу

РАЗНОЕ

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая лекция | Следующая лекция 

Свами Вивекананда
ВДОХНОВЕННЫЕ БЕСЕДЫ

Четверг, 27 июня

(Свами в это утро принес Новый Завет и снова говорил об Евангелии от Иоанна)

Магомет называл себя "Пророком-Утешителем", которого обещал ниспослать Христос. В сверхъестественном зачатии Иисуса он не видел ничего из ряда вон выходящего. Подобные утверждения имели место и во многих других странах. Все величайшие мужи утверждали, что отцом их был никто иной, как Сам Господь Бог.

Всякое знание относительно, мы можем быть Богом и все-таки никогда не познать Его. Знание – низшее состояние; падение Адама начинается с того момента, как он начинает "знать". До этого он был Богом, он был истиной, он был чистотой. Наши лица – это мы, однако, мы всегда видим лишь отражение, но не видим истинной сущности. Любовь – это мы же; однако, чтобы себе представить ее, нам необходимо прибегать к "фантазии". Это есть доказательство того, что материя – лишь мысль, выступившая наружу 1.

"Нивритти" всегда стремится отойти от мира. Индийская мифология передает, будто четыре первосотворенные 2 получили предостережение от Лебедя (т.е. Самого Бога), обратившего их внимание на тот факт, что "проявление" относится к явлениям не первого, а второстепенного порядка. Именно поэтому они были лишены способности "созидать". Сокровенное значение этого заключается в том, что всякое "выражение" всегда является упадком, так как дух не может "выявляться" иначе, как при помощи "буквы", а в таком случае "буква" "убивает" 3. Как оно ни грустно, принцип вынужден проявляться через материю, окутывающую его до такой степени, что, глядя на покров, теряем из виду истинное. Нет великого учителя, который не постиг бы этого: вот отчего к нам являлось столько пророков, дабы показать и явить нам принцип, хотя бы под покровом, лучше всего отвечающим требованиям данной эпохи.

Мой учитель учил, что религия едина: все пророки учат одному и тому же, но они способны явить нам принцип лишь под видом того или иного образа, потому они извлекают его из какого-нибудь прежнего образа, чтобы явить его нам в образе новом.

Лишь освободившись от присущего нам "имени", т.е. от условностей внешней образности, первым долгом, от уз плоти, не нуждаясь больше в теле, независимо от того, совершенно ли оно или несовершенно, лишь тогда ускользаем мы от сетей материи.

Вечное прогрессирование – лишь вечная скованность; не ему, а уничтожению всякой формы надлежит воздать предпочтение.

Наша конечная цель – освободиться от всякого тела, даже от тела "богочеловека".

Существует лишь один только Бог, не может, кроме Него, быть еще что-либо существующее. Есть одна "Единая Душа", и этой "Единою Душою" являюсь я 4.

Добрые дела и поступки полезны лишь как средство для высвобождения из сети; они приносят добро лишь тому, кто их совершает, кому-либо другому – никогда.

* * *

Знание есть ничто иное, как классификация фактов. Случись нам найти много вещей одного и того же порядка, мы придумываем для всех них, вместе взятых, какое-нибудь наименование и удовлетворяемся этим; однако, мы открываем лишь факты, а не причины их. Заходя в еще более непроглядный мрак, мы описываем лишний круг и воображаем, будто мы что-то знаем! На самом же деле, никакое "почему?" не может быть разрешено в здешнем мире, для этого нам надлежит обратиться к Богу.

Познающий не может быть выявлен и осознан, подобно тому, как крупица соли моментально расходится, как только попадает в океан.

Пытайтесь преодолеть разграничение и проникнуть дальше, тогда вы покорите жизнь и смерть, достигнете вечного самобытия и пребудете в Боге, станете Богом. Хоть бы ценою жизни, но добивайтесь свободы!

Все жизни – наши, подобно тому, как страницы – неотъемлемая принадлежность книги, но сами мы неизменно остаемся все тем же свидетелем, воспринимающим впечатления. Душою, видящей в воспринимаемом не то, что есть на самом деле, подобно тому, как при быстром вращении пламени видим огненный круг, которого на самом деле нет.

* * *

В наши дни Бог покинут миром, потому что в глазах мира Он, якобы, недостаточно много делает для мира. "Что пользы в нем?" говорят глупцы, – "или нам подобает воздавать Ему почести так же, как мы воздаем их высокопоставленным должностным лицам?"

Все, что мы в силах сделать, это отбросить от себя всякое желание, всякую ненависть, всякое различие. Раздавите "я" низшего свойства: пусть это будет как бы ментальным самоубийством, но совершите его!

Блюдите мысль и тело в чистоте и здоровье, но лишь как орудие для служения Богу, ибо в этом их истинное назначение. Ища истину, ищите ее ради истины же, не думая при этом о блаженстве. Возможно, что оно подойдет к нам, но да не будет оно вашим двигателем! Единственным мотивом вашим должен быть только один Бог. Итак, дерзайте подойти к Истине, хотя бы путь ваш пролегал через ад!

1 В силу того, что познающий способен лицезреть лишь свое отражение, а не самого себя, он всегда остается непознаваемым. Поэтому, знание отлично и отделено от познающего, и таким образом это – воплощенные мысли, т.е. это мысли, стоящие вне познающего как отдельные сущности. Так как познающий именуется Духом, то что отлично и отделено от этого, должно именоваться Материей. Отсюда Свами говорит что "материя – лишь мысль, выступившая наружу".

2 Четыре первосотворенные были: Санака, Санандана, Санатана и Санаткумара.

3 Библия, 2 Кор. 3:6

4 Всякое тело – ограничение; следовательно свободные от тела должны быть беспредельно бесконечными.

Содержание | Предыдущая лекция | Следующая лекция 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ