РАЗНОЕ |
|
В Индии 65 миллионов магометан, из которых большинство суфии 1. По учению суфиев, человек уподобляется Богу, и если Европа унаследовала это воззрение, то она переняла его от них. Суфиев иначе называют еще "шиями". Они утверждают: "Истина это "Я". Они имеют два учения: эзотерическое (тайное) и экзотерическов (внешнее), хотя даже сам Магомет не придерживался строго этого разграничения. "Гашошин" (убийца) – наименование воинственно-религиозного ордена, существовавшего в Сирии в пятом столетии и отличавшегося многочисленностью убийств, совершенных в знак послушания воле их вождя. Дословно это слово значило: "Гашиш-итэр" (глотающий гашиш). Орден этот был так назван вследствие того, что его приверженцы обычно прибегали к этому наркотическому напитку перед совершаемым ими убийством.
Древне-мусульманские секты обычно умерщвляли неверующих, что даже предписывалось им их вероучением.
Магометане почитают, например, кувшин с водою, как символ Бога, восполняющего собою Вселенную.
Индусы верят в осуществление десяти Великих Воплощений. Девять уже было, а десятое еще впереди.
* * *
Шанкара, желая доказать, что его философия зиждется на воззрениях Священных Писаний, подчас прибегает к софистике.
Будда же в смысле смелости и прямодушия превзошел любого другого учителя. Он говорил: "Не верьте книгам; Веды – обман. Если они согласуются со мной, тем лучше для них. Я являюсь наилучшей книгой; приношения в жертву и молитвы бесполезны". Из всех человеческих существ Будда был первым, давшим человечеству "цельную" систему нравственного учения. Ради добра был он добр, ради любви любил он.
Шанкара говорит: "О Боге надлежит размышлять потому, что так учат Веды". Ум способствует вдохновению: и книги, и осознанная мысль (или индивидуализированное восприятие) – подтверждение Бога. По его учению, Веды своего рода воплощение универсальной мудрости. Бог проявил себя тем, что создал Веды, и это доказательство Его бытия. Столь дивные книги могли быть созданы лишь самим Брахманом. Он – сокровищница всего ведения, и оно было создано Им и произошло от Него, как дыхание, исходящее из уст человека. Создал ли Он мир или нет, это не так важно; важно, что Он создал Веды. Благодаря Ведам стало доступно познание Бога. Это единственный путь, ведущий к главной цели. Убежденность Шанкары в глубочайшем значении Вед приняла универсальный характер, и у индусов создалась поговорка: "если кто-нибудь потеряет корову, то, чтобы найти ее, обращается к Ведам"!
Далее Шанкара утверждает, что преданность обрядам и их соблюдение – не есть мудрость. Познание Бога не стоит в какой-либо зависимости от нравственных обязанностей, жертвоприношений или обрядов, от всего, о чем мы думаем или не думаем, подобно тому, как пню бывает решительно все равно, когда один принимает его за привидение, а другой зато, что он есть на самом деле.
Бог не может быть осознан ни посредством рассуждений, ни посредством книг. Осознать Его можно лишь сверхсознательным восприятием. А как этого достигнуть, учит нас Веданта.
Нам надлежит превзойти личного Бога (Ишвару) и достигнуть Абсолютного Брахмана. Бог – это восприятие всякого живого существа: Он – все то, что доступно восприятию. Однако, мы, воспринимающие Его денно и нощно, не сознаем того, что мы, в сущности, Его воспринимаем. Как только эта истина становится для нас явной, наше страдание прекращается. Достигайте единства и двойственность не повторится. Но мудрость не жертвами дается, а усердным познанием, почитанием, осознанием Атмана.
Брамавидья (познание Брахмана) есть наивысшая ступень знания и мудрости; наука же есть мудрость, стоящая на более низкой ступени. Это учение для Саньясинов из Мундака Упанишады, или Упанишад. Существует два вида знания – принципиальное и вторичное. Малосущественной является та часть Вед, которая трактует о службе, обрядностях и т.п., равно как и об экзотерическом знании. Существенно же то учение, посредством которого мы достигаем Абсолюта. Последний все создает, черпая в своей собственной Природе; вне ее ничего нет; чего-либо иного, что могло бы служить первопричиной – так же нет. Это совокупность всей существующей энергии, совокупность всего. Лишь Атман знает Брахмана.
Глупцы и невежды воображают, что внешний путь есть высшая форма богопочитания; они воображают, что можно достичь Бога различными действиями. Однако Атман достигается лишь тем, кто шествует через Сушумну ("путь" йогов). Необходимо учиться у Гуру.
Все части имеют одну и ту же природу; все пружины идут из Атмана. Размышление – это стрела. Душа, стремящаяся к Богу – это лук, а то, что побуждает стрелу скорее достигнуть цепи – это Атман.
С точки зрения конечного, мы не в состоянии явить Бесконечное, однако, мы сами представляем собой Бесконечность.
Божественная мудрость достигается преданностью, размышлением и чистотою.
"Победа всегда за истиной, а не за неправдою". Путь к Брахману пролегает через истину, ибо в Брахмане все – истина, все – любовь, и нет ничего другого.
1 Влияние, оказанное на магометанство индуизмом, породило в Индии секту суфиев или шиев.
|