На главную страницу

РАЗНОЕ

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ | 2. ОБЫЧАИ: ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ | 3. ПИЩА И ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ | 
4. ОДЕЖДА КАК АТРИБУТ ЦИВИЛИЗАЦИИ | 5. ЭТИКЕТ И МАНЕРЫ |
6. ФРАНЦИЯ - ПАРИЖ | 7. ПРОГРЕСС ЦИВИЛИЗАЦИИ 

Свами Вивекананда
ВОСТОК И ЗАПАД

3. ПИЩА И ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ

А теперь несколько слов о европейском кулинарном искусстве. В процессе приготовления пищи у нас соблюдается гораздо большая чистота, чем в других странах, с другой же стороны, у нас отсутствуют те доведенные до совершенства пунктуальность, методы и чистота, которые свойственны английскому столу. Каждый день наш повар, прежде чем войти на кухню, совершает омовение и меняет одежду, он тщательно моет кастрюли и очаг водой и чистит их песком, а если во время приготовления пищи он случайно коснется руками лица, носа или любой другой части своего тела, то он снова моет руки, прежде чем дотронется до продуктов. Западный повар редко когда моется, он пробует ложкой те блюда, которые готовит, и, нимало не задумываясь, опять кладет ложку в кастрюлю, в которой готовит. Вынимая носовой платок, он интенсивно сморкается и снова теми же руками замешивает тесто и печет. Он никогда не подумает вымыть руки после того, как приходит с улицы, а тут же приступает к готовке. И в то же время он одет в белоснежную одежду и поварской колпак. Может быть, он даже танцует на тесте, возможно, таким образом он даже сможет лучше замесить его, используя собственный вес, а то, что его пот может смешаться с этим тестом, видимо, не имеет никакого значения. (К счастью, сейчас для этих целей используются специальные машины.) После всего этого святотатства, когда хлеб испечен, он укладывается на фарфоровую тарелку, накрытую белоснежной салфеткой, и подается официантом, одетым в белоснежную одежду и белые перчатки, и помещается на столе, накрытом свежей скатертью. Заметьте, в перчатках, чтобы не дай бог он не дотронулся до хлеба своей рукой!

А как это происходит у нас? Наш повар-брахман сначала совершает очистительное омовение, а затем готовит обед в начищенных до блеска кастрюлях, но подает он вам его на тарелке, которую ставит на голый пол, покрытый пылью и коровьим пометом, причем одежда его не только не стирается каждый день, но, похоже, и вовсе не бывает в стирке -- настолько она грязна. Если же лист подорожника, который иногда выполняет функции тарелки, оказывается разорванным, нет гарантии, что кушанье ваше не смешается с тем, чему случилось быть на полу, и не приобретет новый изумительный привкус!

По совершении тщательного омовения мы надеваем грязно выглядящую одежду, всю насквозь промасленную, на Западе же на грязное тело надевают идеально чистое платье, не моясь перед этим. Этот момент следует хорошенько усвоить, ибо именно в нем проявляются существенные отличия между Востоком и Западом. Этот взгляд индуса, направленный внутрь, и взгляд западного человека, весьма поверхностный, проявляется во всевозможных формах в соответствующих обычаях и привычках.

Индус всегда смотрит внутрь, западный же человек -- на внешние проявления. Индус держит бриллианты завернутыми в тряпку, западный же человек хранит кучу земли в золотой чаше! Индус совершает омовение для того, чтобы содержать свое тело в чистоте, и не придает значения тому, насколько грязной может быть его одежда, западный же человек заботится о том, чтобы быть чисто одетым, и ему не важно, насколько грязно его тело! Индус содержит в чистоте и порядке свои комнаты, двери, полы и все внутри своего жилища и ничуть не озабочен, если груды грязи и отбросов преют снаружи, рядом со входом. Западный человек стремится укрыть полы своих комнат яркими и прекрасными коврами, грязь же и пыль под ними не имеют значения, если они сокрыты от глаз. Индус оставляет сточные канавы открытыми, и скверный запах не беспокоит его. Сточные воды на Западе текут под землей -- они источник тифозной лихорадки! Индус очищает все внутри, западный человек -- все снаружи.

Нужно же иметь чистое тело и чистую одежду, нужно полоскать рот и чистить зубы. Это и тому подобное следует производить, но это следует делать не на людях. Жилые дома следует содержать в чистоте, равно как и улицы, проезды и прилегающие территории. Повар должен содержать свою одежду, равно как и тело, в чистоте. Пищу следует принимать из чистых чашек и тарелок, сидя в чистом и опрятном месте. Ачара, или соблюдение установленных правил чистоты в жизни, есть первый шаг к религии, и в этой связи чистота тела и ума, чистота во всем есть самое главное условие. Признает ли религиозное чувство тот, кто не соблюдает ачару? Разве не следует нам, дорого платящим за это, усвоить урок? Холера, малярия и чума прочно обосновались в Индии и уносят свои жертвы миллионами. Кто виноват в этом? Без сомнения, мы сами. Мы, к сожалению, избегаем ачары!

Все наши различные секты индуизма признают истинность прославленного высказывания шрути: «Когда чиста пища, тогда очищаются внутренние чувства, с очищением внутренних чувств память (о совершенстве Души) становится прочной». Согласно Шанкарачарье, понятие «ахара» означает чувственное восприятие, а Рамануджа использует это понятие для определения пищи. Но каков же может быть выход? Все секты признают, что и то и другое необходимо, и то и другое следует принимать во внимание. Как могут индрии (органы) выполнять должным образом свои функции без чистой пищи? Каждый знает по опыту, что нечистая пища ослабляет способность восприятия органов или заставляет их действовать против воли. Общепризнанно, что нарушение пищеварения искажает видение вещей и заставляет принимать одну вещь за другую, недостаток же питания делает зрение и другие органы чувств слабыми и вялыми. Подобным же образом часто можно наблюдать, что определенная пища способствует возникновению определенного состояния тела и ума. Этот принцип лежит в основе огромного количества правил, которые столь строго соблюдаются в индусском обществе, а именно: мы должны избегать определенной пищи и принимать другую.

Хотя во многих случаях мы забываем о том, что лежит в основе этих правил, об их сути, мы в настоящий момент заняты только спорами об оболочке и сосредотачиваем свое внимание только на ней.

Рамануджачарья призывает нас избегать трех категорий отрицательных факторов, которые, согласно его точке зрения, делают пищу оскверненной. Первый из них известен как джати, то есть он связан с природой специй, к которым относятся такая пища, как лук, чеснок и т. д. Они обладают возбуждающим действием и, когда принимаются в пищу, вызывают беспокойство ума, или, другими словами, нарушают равновесие интеллекта. Следующий фактор есть ашрайя, или природа человека, от которого поступает пища. Пища, полученная от нехорошего человека, может осквернить принимающего ее и побудить к порочным мыслям, в то время как пища, полученная от хорошего человека, способна возвысить мысли. Третий фактор -- нимитта-доша, или загрязненность пищи, вызванная присутствием в ней грязи или пыли, насекомых или волос. Принятие подобной пищи также делает ум нечистым. Из этих трех негативных факторов каждый с легкостью может нейтрализовать джати и нимитту, но избежать ашрайи для всех не так-то просто. Именно из-за стремления избежать ашрайи-доши мы имеем сегодня так много различного рода запретов среди нас. «Не трогайте меня!», «Не трогайте меня!».

Но в большинстве случаев телега ставится впереди лошади, и настоящее значение этого принципа понимается неправильно, с течением времени он оброс сомнительными и ужасными предрассудками. В этих случаях нужно следовать принципу ачары наших великих ачарьев, наставников человечества, а не принципам локачары, то есть обычаям, которых придерживаются люди в целом. Следует изучить жизнь таких великих наставников, как Шри Чайтанья Дэва, и других подобных ему великих религиозных авторитетов и посмотреть, как они вели себя по отношению к окружающим в этом отношении. Что касается джати-доши в отношении пищи, то ни одна другая страна, кроме Индии, не представляет такой прекрасной возможности для следования этому принципу. Из всех наций индийцы едят чистейшую пищу и нет нигде в мире такой страны, где бы чистота в смысле джати не соблюдалась столь успешно, как в Индии. В последнее время в Индии мы также с большим вниманием относимся к принципу нимитты-доши, ибо его несоблюдение становится серьезным источником всех наших зол. Среди нас стало обычной практикой покупать сладости у торговцев на базаре, и вы сами можете судить, насколько нечисты эти продукты с точки зрения нимитты-доши, ибо они хранятся на открытом воздухе и к ним прилипает уличная грязь и пыль, а также мертвые насекомые, они зачастую оказываются несвежими и загрязненными. Та диспепсия, которую вы можете наблюдать среди обитателей каждого дома, распространение диабета, от которого страдают столь сильно сейчас жители городов, имеют место из-за приобретения нечистой пищи на базарах. Тот же факт, что деревенские жители, как правило, не подвержены в такой степени этим расстройствам, объясняется тем, что рядом с ними нет базаров, где они могли бы приобрести такую отравленную пищу, как лучи, качури и т. п. Я остановлюсь на этом подробнее ниже.

Таково, вкратце, старое общее правило в отношении пищи. Но по этому поводу существовало ранее и существует и по сей день значительное расхождение во мнениях. И опять же, как и в прошлом, так и в наши дни по-разному смотрят люди на то, следует ли употреблять животную пищу или придерживаться вегетарианской диеты, полезно ли есть мясо. Кроме всего прочего, значительные споры вызывает вопрос о том, правомерно или нет убивать животных. Одни утверждают, что лишать жизни -- грех и этого не следует делать ни при каких обстоятельствах. Другие отвечают на это: «Вы прикрываете свое мнение лишь фиговым листком! Без убиения просто невозможно жить». Шастры также содержат противоречивые указания и вносят сумятицу в умы по этому вопросу. В одном месте шастры предписывают: «Убивайте животных во время жертвоприношений», в другом взывают: «Никогда никого не лишайте жизни». Индусы считают, что убивать животных -- это грех, за исключением жертвоприношения, но с удовольствием едят мясо убитых животных, принесенных в жертву. В самом деле, главе семьи предписываются определенные нормы поведения, в соответствии с которыми он должен убивать животных в определенных случаях, таких, как Шраддха и т. д., и если он избегает этого, то его клеймят как грешника. Ману говорит, что если те, кто приглашен на Шраддху или другие подобные церемонии, не будут принимать животную пищу, подаваемую там, то в своем следующем рождении эти люди сами родятся в облике животных.

С другой стороны, джайны, буддисты и вайшнавы, протестуя, говорят: «Мы не верим в предписания индусских шастр, лишение жизни нетерпимо ни при каких обстоятельствах». Мы читали о том, что буддийский император Ашока наказывал тех, кто совершал обряды жертвоприношения или предлагал мясо собравшимся на какие-либо церемонии. Современные вайшнавы оказываются в довольно затруднительном положении. В «Рамаяне» и «Махабхарате» можно обнаружить примеры, когда Рама и Кришна, которых они почитают как богов, пили вино и ели мясо. Сита Дэви подносила в дар речной богине Ганге мясо, рис и тысячи кувшинов вина!

На Западе споры ведутся вокруг того, вредна ли животная пища для здоровья или нет, более ли она питательна, чем растительная, или нет и т. д. Одни утверждают, что те, кто питается мясной пищей, страдают всевозможными телесными расстройствами. Другие не соглашаются и говорят: «Это все лишь выдумки. Если бы это было так, то индусы были бы самой здоровой нацией, а другие же могущественные нации -- англичане, американцы и другие, чья основная пища -- это мясо, страдали бы от всевозможных заболеваний и прекратили к настоящему времени свое существование». Одни говорят, что мясо козы превращает интеллект того, кто его ест, в козий, мясо свиньи -- в интеллект свиньи, а принятие в пищу рыбы делает интеллект рыбьим. Другие возражают, что если исходить из этого, то можно предположить, что употребление в пищу картофеля уподобит мозг человека картофелю; что овощи способствуют формированию мозга, напоминающего овощи -- мертвую и пассивную материю. Разве не лучше иметь интеллект живого существа, чем обладать мозгом пассивным и инертным, как мертвая материя? Другие говорят, что те химические элементы, которые присутствуют в животной пище, в равной степени присутствуют и в овощах. Другие поднимают это на смех и утверждают: «Ну что ж, они содержатся также и в воздухе. Давайте тогда питаться только воздухом». Одни утверждают, что вегетарианцы очень старательны и могут в течение длительного времени выполнять тяжелую работу. Другие возражают: «Если бы это было так, тогда вегетарианские нации выдвинулись бы вперед, а в действительности как раз наоборот: наиболее сильные и передовые нации -- это те, которые всегда принимали животную пищу». Защитники животной пищи утверждают: «Посмотрите на индусов и китайцев -- как они бедны! Они не едят мяса и живут кое-как на скудной диете из риса и всяких овощей. Посмотрите на их бедственное существование. В таком же бедственном положении были и японцы, но с тех пор, как они стали употреблять в пищу мясо, они начали новую жизнь. В индийских военных формированиях служат около ста пятидесяти тысяч сипаев, а посмотрите, сколько среди них вегетарианцев? Лучшие из них -- сикхи и гуркхи -- никогда не были вегетарианцами». Некоторые говорят: «Несварение желудка -- результат принятия животной пищи». Другие утверждают: «Все это вздор. Именно вегетарианцы чаще всего жалуются на желудочные заболевания». И вновь: «Возможно, и правильно, что вегетарианская пища лучше всего очищает организм. Но разве это может служить достаточным основанием для того, чтобы заставить весь мир питаться ею?»

Что бы ни говорили те и другие, все же остается фактом, что те нации, которые едят животную пищу, всегда, как правило, заметно храбрее, решительнее и интеллектуальнее. Те нации, которые употребляют животную пищу, также утверждают: только тогда, когда в индийское небо поднимается дым от жертвоприношений, когда употребляется в пищу мясо животных, приносимых в жертву, среди индусов рождаются великие религиозные гении и интеллектуальные гиганты. Со времени же вовлечения индусов в вегетарианство Бабаджи среди них не родился ни один оригинально мыслящий и великий человек. Принимая во внимание эту точку зрения, употребляющие мясо в нашей стране боятся отказаться от этой привычки. В рядах общества Арья Самадж по этому вопросу возникло значительное расхождение во мнениях, и в рамках этой организации назревает конфликт -- одна часть утверждает, что животная пища абсолютно необходима, другая же отрицает это, считая, что эта привычка чрезвычайно вредна и неоправданна.

Подобным образом продолжаются дискуссии, состоящие из взаимных нападок, порождающие взаимные обвинения, споры и стычки. После тщательного изучения всех аспектов этой проблемы, оставив в стороне присущий этому деликатному вопросу о пище фанатизм, я должен сказать, что пришел к убеждению: индусы в конечном счете правы -- я имею в виду предписания индусских шастр, устанавливающие правило, согласно которому пища, так же как и многие другие вещи, должна быть разной у людей, различных по своему рождению и профессии. Этот вывод представляется вполне обоснованным. Но сегодняшние индусы не следуют своим шастрам, равно как не слушают того, чему учат их великие ачарьи.

Есть мясо, безусловно, варварство, и растительная пища, несомненно, чище -- кто возьмется это отрицать? Но только для того человека подходит строго вегетарианская диета, чьей единственной целью в жизни является чисто духовное существование. Тот же, кто вынужден прилагать немалые усилия к тому, чтобы провести ладью своей жизни через постоянную борьбу между жизнью и смертью и всевозможные превратности судьбы, должен обязательно есть мясо. До тех пор, пока в человеческом обществе зло торжествует над добром, животная пища необходима, иначе слабый будет неизбежно сокрушен и останется под пятой сильного. Вряд ли имеет смысл приводить отдельные примеры положительного влияния вегетарианской пищи на отдельно взятого человека или группу людей -- сравните одну нацию с другой и затем делайте выводы.

И среди вегетарианцев опять-таки нет согласия. Некоторые из них говорят, что рис, картофель, пшеница, ячмень, маис и другие содержащие крахмал продукты бесполезны. Более того, они выращены человеком и представляют собой источник всех заболеваний. Содержащая крахмал пища способствует накоплению сахара в организме и чрезвычайно вредна для здоровья. Даже лошади и коровы становятся слабыми и болезненными, если они содержатся взаперти и питаются только пшеницей и рисом; но они вновь обретают силу, если им позволяют свободно пастись на молодой траве лугов. В траве и других зеленых растениях содержится очень мало крахмала. Орангутанг обычно питается травой и орехами и не употребляет в пищу картофель или пшеницу, а если ест их, то не вполне зрелыми, покуда не накопился в них крахмал.

Все эти споры продолжаются бесконечно и идут беспрерывно. Здравомыслящий подход к этой сложной проблеме, в настоящий момент разделяемый всеми, состоит в том, что необходимо принимать такую пищу, которая являлась бы достаточной и питательной и в то же время легко усваивалась бы организмом. При наименьшем объеме она должна содержать максимальное количество питательных веществ и в то же время быстро усваиваться, в противном случае ее пришлось бы принимать большими порциями и потребовался бы целый день, чтобы переварить ее. Если вся энергия организма будет уходить лишь на пищеварение, какие силы останутся ему на другие сферы деятельности?

Все жареные продукты действительно очень вредны. Лавка торговца сладостями есть врата смерти. В жарких странах чем меньше употреблять растительного и очищенного масла (гхи), тем лучше. Масло лучше переваривается, чем гхи. В белоснежной муке содержится очень мало питательных веществ, полезнее пшеничная мука грубого помола. Заслуживает высокой оценки способ приготовления пищи, который еще используется в отдаленных деревнях Бенгалии. Разве вы найдете хоть одного бенгальского поэта, восхваляющего лучи и качури? Эти блюда были привнесены в Бенгалию из северо-западных провинций, но там люди лишь изредка употребляют их в пищу. Я не видел никого, кто бы постоянно изо дня в день употреблял в пищу продукты, жаренные в масле. Борцы чаубе из Матхуры вне всякого сомнения предпочитают лучи и сладкое мясо, но за несколько лет пищеварение чаубеджи оказывается расстроенным, и ему приходится переключиться на аппетитные блюда под названием чуран.

Бедные умирают потому, что не имеют возможности достать пропитание, богатые же умирают по той причине, что едят не то, что можно называть пищей. Не все съедаемое является пищей, пища лишь то, что легко усваивается, будучи съеденным. Лучше голодать, чем набивать желудок чем попало. Среди деликатесов, предлагаемых торговцами сладостями, нет ничего питательного. Как раз наоборот: все, что они продают,-- сущий яд! В былые времена люди потребляли подобное лишь время от времени, но сейчас горожане, особенно переселенцы из деревень,-- величайшие «грешники» в этом смысле, ибо едят все это каждый день. Что же удивительного в том, что они, как правило, умирают преждевременно из-за расстройства пищеварения. Если вы голодны -- выкиньте все сладости, все зажаренное в масле в корзину для отходов и купите на одну пайсу мурхи (сладкий рис), что будет и много дешевле и полезнее. Вполне достаточно питаться рисом, далом, чапати из пшеничной муки грубого помола, рыбой, овощами и молоком. Но дал следует употреблять в пищу так, как это делают индийцы с юга -- только его отвар, остальное можете отдать на корм скоту. Тот, кто в состоянии это себе позволить, может есть мясо, но при этом не следует сдабривать его таким количеством острых специй, как это делают жители северозападных областей страны. Специи -- это вообще не пища, и употребление их в больших количествах -- дурная привычка. Дал богат питательными веществами, но тяжел для пищеварения. Суп, приготовленный из молодого зеленого горошка, легко усваивается и приятен на вкус. В Париже этот суп -- весьма распространенное блюдо. Сначала отварите горошек, затем разотрите его и смешайте с водой. Процедите полученную массу через металлическое сито, через которое обычно процеживается молоко, и вся шелуха будет отделена. Затем добавьте некоторые специи, такие, как турмерик, черный перец и прочее по вкусу и поджарьте получившуюся массу на сковороде, добавив немного гхи,-- и вы получите приятный на вкус и цельный дал. Те, кто употребляют в пищу мясо, могут приготовить этот суп с козлятиной или с рыбой.

Нарушение пищеварения -- основная причина распространенного в Индии диабета, хотя, конечно, есть отдельные примеры, когда причиной этого заболевания является чрезмерная умственная деятельность. В большинстве же случаев виной тому -- выход из строя пищеварительного тракта. Явный признак этой болезни -- толстый живот. Разве питаться -- это набивать себе желудок? Организму достаточно того количества пищи, которое он может усвоить. Как худоба, так и ожирение -- следствия неправильного пищеварения. Не считайте себя обреченным, если обнаружите в себе признаки диабета -- в нашей стране это сущий пустяк, который не заслуживает серьезного внимания. Вам следует лишь сесть на диету, чтобы избежать несварения желудка. Бывайте чаще на свежем воздухе, совершайте продолжительные пешие прогулки и много трудитесь. Мускулы ног должны быть тверды, как железо. Если вы служите, возьмите отпуск, как только представится возможность, и совершите пешее паломничество в Бадарикашрам или в Гималаи. Если вы пройдете пешком, поднимаясь вверх и спускаясь вниз по горам две сотни миль, вы увидите, что призрак диабета навсегда покинет вас. Не подпускайте к себе близко докторов, большинство из них причинит вам больше вреда, чем пользы, и не принимайте без особой необходимости лекарств, которые в большинстве случаев быстрее убивают пациентов, чем сама болезнь. Если есть возможность, путешествуйте каждый год пешком из города в вашу родную деревню во время каникул, предоставляемых на Пуджу. Быть богатым в нашей стране стало равнозначным тому, чтобы быть ленивым и несамостоятельным. Тот, кто ходит, всегда поддерживаемый другим, или тот, кого всегда кормят другие, обречены на невзгоды, он -- уже инвалид. Кто осторожно съедает только тонкую корочку лучи из боязни, что съесть все он не сможет, уже обречен на смерть. Человек или насекомое тот, кто не может за один раз пройти двадцать миль? Как можно спасти того, кто сам приглашает к себе болезнь или преждевременную смерть?

Что касается выпеченного хлеба, то это тоже яд, не прикасайтесь к нему вовсе! Мука, смешанная с дрожжами, становится вредной. Не употребляйте в пищу ничего забродившего -- в этом смысле запрет шастр на употребление подобных продуктов есть факт величайшей важности. Каждая сладкая вещь, которая прокисла, называется в шастрах шукта и ее запрещается есть, исключение составляет простокваша -- она хороша и полезна. Употребляя хлеб, хорошенько поджарьте его на огне.

Нечистая вода и нечистая пища -- вот источники всех болезней. В Америке сегодня буквально сходят с ума, решая проблему очистки питьевой воды. Одно время в ходу были фильтры, но теперь от них отказались, ибо они лишь фильтруют воду, не уничтожая все содержащиеся в ней бактерии холеры, чумы. Более того, сам фильтр с течением времени становится накопителем этих бактерий. Когда фильтры впервые ввели в обиход в Калькутте, говорили о том, что в течение пяти лет там не наблюдалось вспышек холеры. Однако теперь ситуация стала такой же плохой, как и была, ибо сам огромный фильтр превратился в рассадник бактерий этой болезни. Из всех других методов очистки воды наш простой метод с использованием трех кувшинов, наполненных землей, на трехъярусной бамбуковой подставке безусловно лучший, но каждый второй или третий день песок или уголь, содержащиеся в кувшине, следует менять, причем их можно использовать вновь, прокалив на огне. Самым лучшим методом очистки воды является ее фильтрация через кусок ткани, в который положено некоторое количество квасцов. Он распространен в деревнях по берегам Ганга и вблизи от Калькутты. Частицы квасцов, собирая на своей поверхности всю грязь, нечистоты и бактерии, постепенно оседают в виде осадка на дне кувшина, и эта простая система прекрасно очищает воду, она эффективнее всех фильтров. А если воду вскипятить, она становится абсолютно безопасной. Итак, как только грязь осядет на квасцах, вскипятите воду, и спокойно пейте ее, выбросив в мусорную корзину все прочие фильтры. В настоящее время в Америке вода сначала в огромных котлах превращается в пар, потом пар охлаждается и снова превращается в воду; затем с помощью другой машины вода насыщается воздухом, который испарился из нее в процессе парообразования. Такая вода очень чиста и используется в каждом доме.

В нашей стране всякий, располагающий какими-либо средствами, кормит своих детей различными сладостями, поджаренными в гхи продуктами. Ибо что скажут люди, если детей кормить только рисом и чапати. Вот и не приходится удивляться тому, что дети, получающие такую пищу, имеют непропорциональную фигуру, что они ленивы и лишены способности мыслить, как идиоты, что они не имеют своего внутреннего стержня. Англичане, которые как раса сильны, которые работают интенсивно день и ночь и живут в холодном климате,-- даже они опасаются есть много сладостей и пищу, пожаренную на масле! А мы, живущие, можно сказать, в огненном климате, и ленивые на подъем,-- что мы едим? Лучи, качури, сладости и другие продукты, поджаренные в гхи или в масле! Раньше деревенским заминдарам в Бенгалии ничего не стоило пройти пешком двадцать -- тридцать миль, они употребляли в пищу в двадцать раз больше таких продуктов, как рыба, и они доживали до ста лет. Ныне их сыновья и внуки приезжают в Калькутту, устанавливают в своих жилищах фены, носят очки, едят сладости с базаров, нанимают экипаж, чтобы проехать с одной улицы на другую, а потом жалуются на диабет -- и их жизнь укорачивается. Вот результат того, что они стали цивилизованными, «окалькуттизированными» людьми. Доктора же и вайдьи ускоряют их деградацию. Они всезнающи, они полагают, что могут все вылечить с помощью лекарств. Если человек страдает от легкого скопления газов, немедленно прописывается какое-нибудь лекарство. Увы, в головы этих вайдьев никогда не приходит мысль посоветовать человеку вместо лекарств пройти пешком четыре-пять миль.

Я имею возможность бывать во многих странах и видеть многие способы приготовления пищи, но ни один из них не может сравниться с удивительным способом приготовления пищи в Бенгалии, и не будет большим преувеличением сказать, что стоило бы родиться вновь, чтобы насладиться опять приготавливаемой там пищей. Очень жаль, что люди не ценят зубы, пока их имеют! Почему мы должны копировать Запад в приготовлении пищи, да и многие ли это могут себе позволить? Пища, которая наиболее приемлема в нашей части страны,-- это чистая бенгальская пища, дешевая, доброкачественная и питательная, такая же, впрочем, как и пища в Восточной Бенгалии. Подражайте же бенгальской кухне, ибо чем больше вы станете тут ориентироваться на Запад, тем хуже для вас.

Вы, калькуттцы, цивилизованны, это несомненно! Сбившись с пути из-за привлекательности той пагубной паутины из базарных сладостей, которая соткана вами же, банкура высыпали весь свой сладкий рис в реку Дамодаран, Калаидал был выброшен в мусорную корзину, жители же Дакки и Викрампура ко всем чертям выбросили все свои древние кушанья -- другими словами они стали «цивилизованными»! Вы, горожане, идете по пути гибели и разрушения и ведете за собой других и при этом гордитесь тем, что вы «цивилизованные»! А эти провинциалы настолько глупы, что они будут есть все отбросы Калькутты и страдать после этого от расстройства желудка и дизентерии, но они никогда не признают того, что это им не подходит, а будут защищать себя, утверждая, что во всех бедах повинен воздух Калькутты, который так влажен и «солон»! Они во всем должны быть горожанами любой ценой!

Пока, вкратце, достаточно о достоинствах нашей пищи и наших обычаев. Теперь я остановлюсь на том, что обычно едят европейцы, расскажу, как постепенно менялось их меню.

Во многих странах бедняки употребляют в пищу разные сорта кукурузы, «зелень», овощи; рыба же и мясо считаются роскошью и употребляются в основном в форме приправы. Зерновые культуры, которые произрастают в этих странах в изобилии и являются главной статьей сельскохозяйственного производства, представляют собой основной рацион для бедных слоев, подобно тому, как в Бенгалии, Ориссе, Мадрасе и на Малабском побережье основной пищей служат рис, бобы и овощи, и иногда в виде приправы употребляется рыба или мясо.

По всей Индии травы, овощи, бобы, рыба и мясо используются лишь для того, чтобы придать вкус роти (незаквашенный хлеб) или рису, и поэтому они на санскрите называются «вьянджана» или, другими словами, то, что «придает вкус пище». В Пенджабе, Раджпутане или Декане богатые люди и принцы хотя и едят мясное каждый день, тем не менее и для них основной пищей является роти или рис. Тот, кто ежедневно имеет один фунт мяса, одновременно съедает при этом самое меньшее два фунта чапати.

Подобным же образом на Западе основной пищей людей в бедных странах и в особенности бедных людей в богатых странах является хлеб и картофель, мясо же употребляется в пищу редко, а если и употребляется, то как приправа. В Испании, Португалии, Италии и других странах со сравнительно теплым климатом растет в изобилии виноград, и виноградные вина там очень дешевы. Эти вина не производят отравляющего воздействия (если пить их в небольшом количестве) и даже весьма полезны. Бедняки в этих странах поэтому вместо рыбы или мяса пьют превосходный виноградный сок. В северных частях Европы, в России, Швеции или Норвегии, основу питания беднейших слоев составляют ржаной хлеб, картофель и небольшое количество сушеной рыбы.

Пища состоятельных людей Европы и всех жителей Америки немного отличается; она состоит в основном из рыбы и мяса, хлеб же, рис и тому подобное идет в качестве приправы. В Америке едят очень мало хлеба. Когда подается к столу рыба, то это только одна рыба, когда подается мясо, то это только одно мясо; и то и другое едят без хлеба или риса. Причем при подаче к столу десяти различных блюд столько же раз меняют и тарелки. Прими мы за образец подобные правила, подавать еду пришлось бы так: сначала, скажем, приносят шукту (острый карри), затем тарелка сменяется и дал подается на другой; подобным же образом приносят суп, затем немного риса или несколько лучи и прочее, и прочее. Единственная выгода такого питания разве в том, что потребляется лишь небольшое количество разнообразной пищи, и это предохраняет человека от чрезмерного потребления чего-либо одного. Французы по утрам выпивают чашку кофе, съедают один или два ломтика хлеба с маслом, умеренно едят рыбу или мясо днем, основное же количество пищи приходится на поздний вечер. У итальянцев и испанцев обычаи такие же, как и у французов. Немцы едят очень много, пять или шесть раз в день, каждый раз с большим или меньшим количеством мяса. Англичане садятся за стол трижды в день, причем завтрак у них очень легкий. В перерывах между приемами пищи они непременно пьют чай или кофе. Американцы едят также трижды в день, но каждый раз очень обильно, с большим количеством мяса. Во всех этих странах тем не менее основным считается обед. Богатые люди имеют французских поваров, и пища приготовляется на французский манер. Сначала подается немного соленой рыбы или икры либо определенная закуска и овощи -- для возбуждения аппетита, затем следует суп, потом, в соответствии с существующим обычаем -- фрукты, за ними рыба, после нее мясо в соусе карри, мясо жареное или запеченное с овощами, затем птица, сладости и, наконец, изысканное мороженое. На столах у богатых с каждой переменой блюд меняется и вино -- рейнвейн, кларет и ледяное шампанское. Ложка, вилка и нож также всякий раз меняются. После обеда подают кофе без молока и ликер в тонких ликерных рюмках, а затем уже все закуривают. Чем больше разного вина подается к блюдам, тем богаче и состоятельнее считается хозяин дома. Чтобы дать обед, тратятся подчас такие огромные суммы, которые подорвали бы финансовое положение сравнительно состоятельного человека в нашей стране.

Сидя скрестив ноги на деревянной дощечке, лежащей на полу, и используя такую же дощечку для того, чтобы облокотиться на нее, ариец обычно ест из одной-единственной металлической тарелки, поставленной на возвышающийся немного над землей деревянный столик. Подобные обычаи все еще в ходу в Пенджабе, Раджпутане, Махараштре и Гуджарате. Люди в Бенгалии, Ориссе, Телингане и Малабаре столиком во время еды не пользуются, а едят с тарелки или листа, поставленных на землю. Даже махараджа Майсора поступает таким же образом. Мусульмане принимают пищу, сидя на больших белых простынях. Бирманцы и японцы ставят тарелки на землю и едят, стоя перед ними на коленях, а не на корточках, как это делают индийцы. Китайцы во время еды сидят на стульях, а тарелки стоят на столах, причем они пользуются ложками и деревянными палочками. В древние времена римляне и греки сидели во время еды за столом, откинувшись на кушетку, и ели руками. Другие европейцы раньше также брали пищу руками со стоящего перед ними стола, теперь же они едят ложками и вилками. Чтобы столоваться по-китайски, требуются немалые навыки. Подобно тому, как наши торговцы паном благодаря ловкости рук используют две острые металлические пластинки как ножницы для того, чтобы нарезать листья бетеля, так и китайцы манипулируют зажатыми между пальцами и ладонью правой руки двумя палочками, как щипцами, захватывают ими и подносят пищу ко рту. Складывая же две палочки вместе и держа горшок с рисом у рта, они этими палочками бросают рис в рот, как совком.

Говорят, что примитивные предки каждой нации ели все, что могли достать. Убив большое животное, они растягивали еду на целый месяц и не брезговали даже загнивающим уже мясом. Они не могли добыть себе пищу на каждый день с помощью охоты и поэтому, подобно диким зверям, наедались до отвала однажды, а затем в течение долгих дней голодали. Постепенно они становились более цивилизованными, научились возделывать землю, обеспечивать себя пропитанием на каждый день. Но обычай принимать с пищей что-нибудь типа загнившего мясо со старых времен сохранился. Прежде мясо с душком было неотъемлемой частью пищи, теперь на его месте появилось нечто новое, типа соуса или модной приправы. Эскимосы живут в снежных областях, где не произрастают никакие злаки, их ежедневной пищей являются рыба и мясо. Когда у них пропадает аппетит, они съедают небольшой кусочек мяса с душком, чтобы восстановить его. Даже сейчас европейцы не готовят блюда из дичи, оленины, пока их мясо свежее, но вывешивают их на определенное время, пока мясо не приобретает душок. В Калькутте мясо оленя, у которого появился несвежий запах, распродается немедленно, как только его привозят на рынок; многие люди предпочитают есть рыбу, которая стала уже немного портиться. В некоторых местах Европы сыр, который уже начал немного попахивать, считается наиболее вкусным. Даже вегетарианцы любят в небольших количествах лук и чеснок, южноиндийские же брахманы обязательно используют их при приготовлении пищи. Но индусские шастры это также запрещают, считая грехом употребление в пищу чеснока, лука, мяса домашней птицы и свинины для определенной касты (брахманов) и те, кто ест эту пищу, рискуют потерять свою касту. Поэтому ортодоксальные индусы отказались от чеснока и лука, заменив их асафетидой [15], которая по запаху даже более резка, чем чеснок или лук. Ортодоксальные брахманы из Гималаев также стали употреблять в пищу определенный тип сушеной травы, которая пахнет так же, как чеснок. А что в этом плохого? Священные тексты ничего не имеют против употребления подобных пряностей в пищу.

Каждая религия содержит в себе определенные правила относительно принятия какой-либо пищи и запреты на принятие другой, и только христианство является в данной связи исключением. Джайны и буддисты ни под каким видом не будут есть рыбу или мясо. Джайны также не станут есть картофель, редис или другие корнеплоды, которые растут под землей, поскольку в процессе их выкапывания могут быть убиты насекомые. Они не будут принимать пищу ночью, ибо в темноте какие-нибудь насекомые могут случайно попасть в рот и погибнуть. Евреи не едят рыбу, которая не имеет чешуи, не едят свинину и мясо других непарнокопытных и нежвачных животных. Если же молоко или иные молочные продукты будут принесены на кухню, где в это время готовится рыба или мясо, еврей выбросит все, что там было приготовлено. По этой причине ортодоксальные иудаисты никогда не едят пищу, приготовленную людьми других наций. Подобно индусам, они не употребляют в пищу мясо животных, которые были просто забиты, а не принесены в жертву богам. В Бенгалии и Пенджабе мясо, которое приносится в жертву Богине, называется Махапрасада, или «великое подношение». Евреи не будут есть мясо иное, кроме Махапрасады, то есть если оно не поднесено соответствующим образом в жертву Богу. Поэтому, так же как и индусам, им не позволяется покупать мясо в любом магазине. Мусульмане, так же как и иудаисты, соблюдают многие правила, но не доходят в этом, подобно последним, до крайностей -- они не едят одновременно рыбу, мясо и молоко, но не считают большим грехом, если эти продукты во время приготовления пищи одновременно присутствуют на кухне или если они соприкасаются друг с другом. В отношении пищи между индусами и евреями очень много схожего. Евреи, однако, в отличие от индусов не употребляют в пищу мясо дикого кабана. В Пенджабе в результате смертельной вражды между индусами и мусульманами первые делают всегда то, что никогда не будут делать вторые, и поэтому мясо дикого кабана стало там у индусов весьма распространенным блюдом. Для раджпутов охота на диких кабанов и использование их мяса в пищу стало частью дхармы. Принятие в пищу даже мяса одомашненной свиньи в значительной мере более предпочтительно на Декане среди всех каст, кроме брахманов. Индусы едят дичь (петухов или курочек), но не одомашненную птицу.

Люди, населяющие Индию от Бенгалии до Непала и в Гималаях вплоть до границ Кашмира, следуют одним и тем же правилам в отношении пищи. В этих частях страны предписания Ману в значительной степени имеют свою силу и по сей день. Но они еще в большей степени соблюдаются в районах, начиная от Кумаона и до Кашмира, нежели в Бенгалии, Бихаре, Аллахабаде или Непале. Например, бенгальцы не едят дичь и яйца диких птиц, но употребляют в пищу утиные яйца, так же как и непальцы, но к северу от Кумаона даже это не разрешается. Кашмирцы с удовольствием едят яйца дикой утки, но избегают принимать в пищу яйца домашней птицы. Среди людей, населяющих Индию, начиная от Аллахабада, кроме Гималаев, те, кто употребляет в пищу козлятину, едят и дичь.

Все эти правила и запреты в отношении пищи имеют целью, вне всякого сомнения, соблюдение интересов здоровья, хотя, конечно, в каждом конкретном случае очень трудно с точностью определить, какая пища полезна для здоровья, а какая нет. Домашняя свинья и птица едят все подряд и очень грязны, поэтому их мясо под запретом. Никто не видит, что едят дикие животные в лесу, поэтому принимать в пищу их мясо не запрещается. Кроме того, дикие животные здоровее и менее подвержены болезням, чем одомашненные. Молоко очень трудно переваривается, особенно если человек страдает повышенной кислотностью, и известны случаи, когда выпитый залпом в спешке стакан молока приводил к трагическим последствиям. Молоко следует пить так, как сосет его ребенок из материнской груди. Если оно принимается небольшими порциями, оно легко усваивается, в противном же случае -- нет. Будучи само по себе трудно усвояемым, оно становится еще более опасным, если его пить и одновременно есть мясо -- поэтому евреям запрещается в одно и то же время употреблять их в пищу.

Глупа и невежественна та мать, которая заставляет своего ребенка заглатывать как можно больше молока и которая в отчаянии тискает на протяжении нескольких месяцев свою грудь, видя, что дорогому ей существу не остается надежды! Современные доктора предписывают выпивать пинту молока взрослому, да и то его следует пить как можно медленнее, для детей же соска самое лучшее, что может быть. Наши матери слишком заняты заботами по дому, поэтому служанка берет ребенка на руки и, часто еще поддерживая его коленом, с помощью ложки заставляет его заглотнуть столько молока, сколько он только может! В результате же дети страдают от расстройства печени и редко вырастают здоровыми -- молоко оказывается их проклятьем. И только те, кто обладает достаточными жизненными силами, чтобы выжить в условиях такого опасного кормления, достигают сильной и здоровой зрелости. А подумайте о наших старых неудобных комнатах, о горячей пище, которой кормят детей, и других тому подобных вещах. Действительно чудо, а возможно, и божественная милость, что мать и ребенок преодолевают эти жестокие испытания и последний вырастает здоровым и сильным.

[15] Асафетида -- растительная смола, используемая как приправа. (Примеч. ред.)

1. ВСТУПЛЕНИЕ | 2. ОБЫЧАИ: ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ | 3. ПИЩА И ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ | 
4. ОДЕЖДА КАК АТРИБУТ ЦИВИЛИЗАЦИИ | 5. ЭТИКЕТ И МАНЕРЫ |
6. ФРАНЦИЯ - ПАРИЖ | 7. ПРОГРЕСС ЦИВИЛИЗАЦИИ 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ