На главную страницу

РАЗНОЕ

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ | 2. ОБЫЧАИ: ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ | 3. ПИЩА И ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ | 
4. ОДЕЖДА КАК АТРИБУТ ЦИВИЛИЗАЦИИ | 5. ЭТИКЕТ И МАНЕРЫ |
6. ФРАНЦИЯ - ПАРИЖ | 7. ПРОГРЕСС ЦИВИЛИЗАЦИИ 

Свами Вивекананда
ВОСТОК И ЗАПАД

2. ОБЫЧАИ: ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ

Предваряющая часть, в форме предисловия, заняла, пожалуй, слишком много места, но после этой беседы для нас будет проще сравнивать западные и восточные нации. Они хороши, и мы также хороши. «Нельзя восхвалять других, равно как и нельзя хулить других: обе стороны равны». Конечно, существуют градации и вариации хорошего, только и всего.

В соответствии с нашей точкой зрения три компонента составляют человека. Существует тело, существует ум и существует душа. Сначала обратимся к телу, представляющему собой внешнюю характеристику человека. Для начала посмотрим, сколь многовариантны различия в отношении тела. Сколько существует разновидностей носов, лиц, волос, роста, цвета кожи, полноты и т. п.

Современные этнологи считают, что различия в цвете лица объясняются смешением крови. Хотя холодный или жаркий климат и место жительства в определенной степени сказываются на цвете кожи, все же главным, определяющим моментом следует считать наследственность. Даже в самых холодных частях света живут люди с темным цветом кожи, в самых же жарких странах встречаются люди со светлыми лицами. Цвет кожи племен аборигенов Канады, Америки и эскимосов северного Заполярья не светлый. И в то же время острова типа Борнео, Целебеса и других, расположенные в экваториальных зонах, населены белокожими аборигенами.

Согласно индусским шастрам, три индусские касты -- брахманы, кшатрии и вайшьи, и некоторые нации вне пределов Индии, а именно: цин, хун, дарад, пахлава, явана и хаш -- являются ариями. Нация цин, о которой идет речь в шастрах, не имеет ничего общего с современными китайцами. Кроме того, в те далекие дни китайцы отнюдь не называли себя цин. Существовала самостоятельная, могущественная нация, называвшая себя цин, которая проживала в северо-восточных районах Кашмира, а дарады жили на территории между Индией и Афганистаном, где теперь проживают горные племена. Сохранившиеся потомки древней нации цин и сейчас еще встречаются в небольших количествах, так же как все еще существует Дарадистхан. В «Раджатарангини», истории Кашмира, часто можно встретить ссылки на господство могущественной империи Дарад-Радж. Древнее племя гун царствовало долгое время в северо-западных частях Индии. Тибетцы в настоящий момент называют себя гун, хотя, возможно, это не гун, а «гуны». В действительности гун, на которых можно обнаружить ссылки у Ману, не есть современные тибетцы, но в то же время вполне вероятно, что современные тибетцы представляют собой продукт смешения древних арийских гунов и некоторых других могольских племен, которые пришли в Тибет из Центральной Азии. Согласно исследованиям русского и французского путешественников, Пржевальского и герцога Орлеанского, среди различных тибетских племен и сейчас встречаются люди с типом лица и глаз, подобных арийским. Явана было именем, которым нарекли греков. Вокруг его происхождения было немало споров. Некоторые говорили, что впервые слово «явана» было использовано для определения греческого племени, населявшего область под названием Иония, и поэтому в палийских письменах императора Ашоки греки именовались ионами, и впоследствии из этого названия «иона» произошло санскритское слово «явана». И в то же время, согласно некоторым индийским исследователям древности, термин «явана» не используется для характеристики греков. Но все эти точки зрения неверны. «Явана» есть само по себе оригинальное название, ибо не только индусы, но и древние египтяне и вавилоняне называли так греков. Термин «пахлава» используется для определения древних парсов, говорящих на наречии пахлави. Даже сейчас термин «хаш» используется для обозначения полуцивилизованных арийских племен, живущих в горных районах Гималаев. В этом смысле современные европейцы есть потомки этой народности хаш, другими словами, те арийские племена, которые были нецивилизованными в древности, все принадлежали к народности хаш.

По мнению многих известных современных ученых, арии имели красновато-белый цвет лица, черные или рыжие волосы, прямые носы, четко очерченные глаза и т. д. и форму головы, немного варьирующуюся в зависимости от цвета волос. В тех случаях, когда цвет кожи был темным, это происходило благодаря смешению арийской крови с кровью людей более темной расы. Ученые полагают, что к западу от границ Гималаев все еще существуют племена с чисто арийской кровью, а остальные имеют смешанную кровь, иначе почему же они обладают темным цветом кожи? Но европейским пандитам уже следовало бы понять, что в южных частях Индии многие дети рождаются с рыжими волосами, которые после двух-трех лет меняют свой цвет на черный, и что многие люди, живущие в Гималаях, имеют рыжие волосы и голубые или серые глаза.

Пусть пандиты спорят между собой, но именно индусы всегда называли себя ариями. Будь то смешанной или чистой крови, но индусы -- это арии, и из этого следует исходить. Если европейцам мы, арии, не нравимся, потому что у нас темный цвет кожи, пусть они выберут себе другое имя -- какое нам дело до этого?

Темные или светлые, не важно, но из всех наций мира индусы самые красивые и обладают самыми правильными чертами лица. Я не хвастаюсь и не преувеличиваю только потому, что они принадлежат к той же расе, что и я,-- этот факт хорошо известен во всем мире. Где еще вы можете встретить так много людей с правильными чертами лица, как не в Индии? Кроме всего прочего, следует принять во внимание и то обстоятельство, что в нашей стране по сравнению с другими выглядеть красивым значительно сложнее, ибо наши тела в большей степени открыты взору. В других странах уродливые люди всегда стремятся выглядеть красивее, скрывая свое тело под одеждой и красивыми нарядами.

Конечно, с точки зрения физического здоровья западные нации значительно превосходят нас. На Западе мужчины в возрасте сорока лет, а женщины -- пятидесяти все еще молоды. Это, без сомнения, результат того, что они лучше питаются, хорошо одеваются и живут в хорошем климате, а кроме всего прочего, секрет моложавости заключается в том, что они не женятся в столь раннем возрасте. Спросите у представителей наиболее сильных наших племен, каков у них возраст вступления в брак. Спросите у представителей горных племен, таких, как гуркхи, панджаби, джаты, африди, каков у них возраст вступления в брак. Обратитесь и к своим шастрам -- тридцатилетний возраст предписывается для брахмана, двадцатипятилетний -- для кшатрия, двадцатилетний -- для вайшьи. В отношении долголетия, физического и духовного развития между нами и европейцами существуют значительные различия. По мере достижения нами сорокалетнего возраста наши надежды, физическое и душевное здоровье уже приходят в упадок. А они в этом же самом возрасте, будучи полны юношеского задора и надежды, лишь начинают жить.

Мы -- вегетарианцы, и поэтому большинство наших болезней желудочного происхождения -- наши пожилые мужчины и женщины чаще всего умирают от желудочных болезней. На Западе едят мясо, и поэтому большинство страдает сердечными заболеваниями -- пожилые мужчины и женщины там умирают, как правило, от болезней сердца и легких. Один ученый доктор на Западе обратил внимание на то, что люди, имеющие желудочные заболевания, в большинстве случаев склонны к меланхолии и отречению от мира, люди же, страдающие заболеваниями сердца и других органов, расположенных в верхней части тела, всегда до последнего момента не теряют надежды. Заболевший холерой с самого начала боится смерти, в то время как болеющий чахоткой всегда надеется выздороветь. «Быть может, благодаря этому,-- с полным основанием может спросить этот доктор,-- индийцы всегда думают и говорят о смерти и отречении?» Пока я еще не нашел удовлетворительного ответа на этот вопрос, но в нем, как представляется, есть доля истины, и он заслуживает самого серьезного рассмотрения.

В нашей стране люди редко страдают от заболеваний зубов и волос, на Западе же очень немногие имеют свои собственные, здоровые зубы и очень высок процент людей облысевших. Носы и уши наших женщин служат им, чтобы носить украшения, на Западе женщины высшего света в настоящее время редко делают то же самое, зато стягивая себе талию настолько, что трещит позвоночник, и тем самым деформируя печень и селезенку, они терпят смертельные муки ради того, чтобы выглядеть красивыми, сюда же следует добавить и тяжесть платья, фасон которого с наибольшей выгодой подчеркивает их прелести. Впрочем, западная одежда все же лучше приспособлена для работы. За исключением тех платьев, которые носят женщины высшего света, одежда других женщин, как правило, ужасна. Сари наших женщин, чога, чапкан и тюрбан наших мужчин значительно выигрывают по красоте по сравнению с западной одеждой. Тесное платье не может сравниться по красоте с тем, которое падает естественными складками. Но наша одежда, развеваясь и ниспадая складками, не очень приспособлена для выполнения работы, она неизбежно портится в процессе труда. Есть такая вещь, как мода. Западная мода проявляется в одежде, наша же -- в украшениях, хотя с недавних пор она проникает также и в одежду. Париж -- центр моды для женщин, Лондон -- для мужчин. Моду часто устанавливают французские актрисы. Следящий за модой мир будет тщательно подражать тому фасону платья, который носит известная современная актриса. Моду определяют сейчас крупные фирмы по пошиву одежды. Трудно даже представить себе, какие огромные суммы в миллионы фунтов тратятся на пошив платьев на Западе. Бизнес на пошиве одежды превратился в настоящую науку. Какой цвет платья в наибольшей степени гармонирует с цветом кожи девушки и цветом ее волос, какую часть ее тела следует прикрыть и какую, наоборот, эффектно подчеркнуть,-- эти и другие подобные не менее важные вопросы приходится со всей серьезностью решать конструкторам одежды. И опять-таки фасоны платьев, которые носят женщины высшего света, должны носить и все остальные, иначе они рискуют потерять свою касту. Это есть МОДА.

И опять же мода меняется с каждым днем, иначе говоря, она меняется четыре раза в год наверняка и множество раз кроме этого. Богатым людям платье шьют по последней моде лучшие фирмы, люди же, принадлежащие к средним сословиям, заказывают одежду у домашних швей или шьют ее сами. В том случае, если приближается смена моды, они или изменяют, или приспосабливают определенным образом свою старую одежду, или же покупают новую. Состоятельные люди отдают свою одежду, вышедшую из моды, своим подчиненным или слугам. Служанки богатых женщин и слуги мужчин продают ее, и она вывозится в различные колонии, созданные европейцами в Африке, Азии и Австралии, и там ее снова носят. Платья тех, кто чрезвычайно богат, заказываются в Париже, другие же шьют ее по этим образцам в своих собственных странах в швейных мастерских. Но шляпки женщин должны быть обязательно французскими. Платья англичанок и немок не так хороши, они, как правило, не следуют парижской моде, кроме, разумеется, небольшого числа тех, кто очень богат и принадлежит к высшим сословиям. Поэтому женщины других стран изощряются в шутках по их поводу. Но мужчины в Англии все одеваются очень хорошо. Американские мужчины и женщины почти без исключения носят модную одежду. Хотя американское правительство облагает очень высокими таможенными пошлинами всю одежду, импортируемую из Лондона и Парижа, с тем чтобы оградить страну от ввоза иностранной одежды, все же женщины заказывают платья в Париже, а мужчины -- в Лондоне. Тысячи мужчин и женщин заняты каждодневными поставками на рынок шерстяной и шелковой материи различного качества и цвета и тысячи шьют из нее различную одежду. Если платье сшито не точно по моде, дамы и господа не могут появиться в нем на улицах, не рискуя прослыть отставшими от моды. Хотя у нас в стране мы не столь печемся о моде на одежду, у нас в определенной степени есть мода на украшения. Торговцы шелком, шерстью и другими тканями на Западе всегда пристально следят за изменениями моды и за тем, что начинает нравиться людям, либо они изобретают новую моду, следуя своей фантазии, и стремятся привлечь к ней внимание людей. Как только торговец преуспел на рынке, сумел вызвать ажиотаж в отношении нового фасона или материи, он может себя считать обеспеченным на всю жизнь. Во времена императора Наполеона III во Франции его жена -- императрица Евгения была всемирно признанным воплощением моды на Западе. Она отдавала исключительное предпочтение кашмирским шалям, и поэтому шали стоимостью в миллионы рупий ежегодно экспортировались из Кашмира в Европу. С падением Наполеона III мода изменилась и кашмирские шали больше не имеют спроса. Что же касается наших торговцев, они всегда идут по уже проторенной дорожке. Они оказались не в состоянии изобрести ничего нового, чтобы привлечь внимание Запада в изменившихся условиях, и таким образом рынок сбыта для них оказался потерянным. Кашмир испытал тяжелое потрясение, и его богатые и крупные торговцы в одночасье разорились.

Этот мир, если ты имеешь глаза и видишь,-- твой, иначе -- он мой; полагаете ли вы, что кто-то будет кого-то ждать? Западные нации изобретают новые средства и методы приобретения предметов роскоши и удобства из других стран мира. Они наблюдают за ситуацией, так сказать, с помощью десятков глаз и работают с помощью двух сотен рук, в то время как мы никогда не делаем того, чего не было бы написано в шастрах, и поэтому движемся по старой, наезженной колее; мы не предпринимаем хоть каких-нибудь усилий для того, чтобы найти что-либо оригинальное или новое, да и сама возможность этого уже сейчас утрачена нами. Вся нация взывает к небесам, моля о пище, и умирает с голоду. Чья это вина? Только наша! Какие средства мы используем, чтобы выйти из этого горестного положения? Никаких! Только сотрясаем воздух громкими и пустыми разговорами! Это все, что мы делаем. Почему бы не вылезти из темного угла и не посмотреть широко открытыми глазами на то, как движется мир? Тогда ум станет открытым, и сила мышления и своевременных действий придет сама собой. Вы, безусловно, знаете историю о дэвах и асурах. Дэвы обладали верой в Душу, в Бога и в последующую жизнь, в то время как асуры придавали большее значение земной жизни, посвящали себя радостям этого мира и стремились к всевозможным физическим наслаждениям. Мы не собираемся дискутировать здесь, кто лучше -- дэвы или асуры, но если исходить из их описания в пуранах, асуры кажутся, по правде говоря, более похожими на людей и гораздо более человечными, чем дэвы, хотя дэвы, безусловно, во многих отношениях превосходят асуров. Для того же, чтобы понять, что такое Восток и Запад, мы не можем найти лучшего способа, чем представить индусов сыновьями дэвов, а западные нации -- сыновьями асуров.

Для начала давайте рассмотрим взгляды обеих сторон на чистоту тела. Чистота включает в себя чистоту ума и чистоту тела, последняя достигается с помощью омовения и т. п. Ни одна нация в мире не может сравниться по чистоте тела с индусом, который потребляет наибольшее количество воды. Принятие полной ванны, за редким исключением,-- почти совсем не встречается среди других наций. Англичане ввели это в практику после того, как они побывали в Индии. Спросите наших студентов, которые уехали в Англию для получения образования, и они скажут вам, сколь недостаточны там условия для принятия ванны. Когда западные люди моются -- а это бывает раз в неделю,-- они меняют нижнюю одежду. Конечно, сейчас те, кто имеет соответствующие условия, моются ежедневно, а среди американцев количество таких людей гораздо больше. Немцы же моются раз в неделю, французы и другие -- и того реже! Испания и Италия -- жаркие страны, но там от мытья до мытья срок еще больше! Представьте себе: есть столько чеснока, потеть день и ночь и все же не мыться! Злые духи должны бежать от них, не говоря уже о человеке! Что означает «помыться» на Западе? Умывание лица, мытье головы, рук, то есть тех частей тела, которые обычно открыты. Один мой друг миллионер однажды пригласил меня в Париж, Париж -- столицу современной цивилизации, Париж -- цитадель роскоши, моды и всех благ на земле, центр всех наук и искусств. Мой друг разместил меня в огромном роскошном отеле, где подавали обед в королевском стиле, но в котором вместо ванны было одно недоразумение. Два дня я страдал молча, до тех пор пока наконец не выдержал и не обратился к моему другу с такими словами: «Дорогой брат, пусть эта царская роскошь останется при тебе и будет твоей! Я страстно желаю вырваться отсюда. Здесь так жарко и нет условий для того, чтобы принять ванну. Если и дальше придется терпеть такое, боюсь, что я взвою, как бешеная собака». Услышав это, мой друг сжалился надо мной, обругал прислугу отеля и сказал: «Я не допущу, чтобы ты оставался здесь более, пойдем и поищем лучшее место». Мы осмотрели двенадцать лучших отелей, но ни один из них не был приспособлен, чтобы принять там ванну. Лишь в отдельных домах это можно было сделать за четыре или пять рупий. Боже мой! В тот самый день я прочел в газете о том, что пожилая женщина решила принять ванну и прямо в ней умерла! Что бы ни говорили доктора, я склонен думать, что она впервые в жизни имела дело с таким количеством воды, и ее тело не выдержало такого внезапного потрясения! Это не преувеличение. Что касается русских и других, то они ужасно нечистоплотны в этом смысле. Начиная от границ Тибета ситуация более или менее одинаковая во всех районах. В Америке же в каждом отеле есть ванная и водопровод.

Обратите внимание на различия. Почему мы, индусы, совершаем омовения? Из-за боязни совершить грех. Западные люди моют руки и лицо ради того, чтобы они были чистыми. Помыться для нас означает совершить омовение всего тела с тем, чтобы сошедшая с него грязь и пыль могли быть видимыми. И опять-таки наши южно-индийские братья украшают себя столь длинными и широкими знаками кастового отличия, что им приходится пользоваться пемзой, чтобы отмыть свое тело. Помыться у нас где бы то ни было -- весьма простое дело, но на Западе это не так. Они должны снять с себя целый ворох одежды, а сколько на ней крючков, пуговиц и петель! Мы не стесняемся показывать свое тело, но для них это ужасно! Разве что мужчины, скажем, отец и сын не будут испытывать неудобств. Только перед женщиной вам следует прикрыть свой стыд.

Привычка к внешней чистоте, как и все остальные, иногда превращается в своего рода пытку или в противоположность ачары (чистоты). Европейцы считают, что все отправления, связанные с телом, следует осуществлять вдали от посторонних глаз. Ну что ж, прекрасно. «Вульгарно плевать в присутствии других людей. Полоскать рот в присутствии посторонних неприлично». Поэтому, боясь оскорбить общественное мнение, они не полощут рот после принятия пищи, в результате чего зубы постепенно разрушаются. Здесь мы имеем дело с элементарной нечистоплотностью из-за боязни, что общество будет шокировано. У нас же можно наблюдать иную картину -- не считается зазорным полоскать рот перед всеми или, сидя на улице, производить при этом такой шум, как будто вы больны. И это действительно просто невыносимо. Все эти операции, разумеется, необходимо проводить без шума и вдали от посторонних глаз, но не делать этого, опасаясь возможных свидетелей,-- также не верно.

Общество смиренно терпит и приспосабливается к тем обычаям, которые неизбежно возникают как результат определенных климатических условий. В жаркой стране, подобной нашей, мы пьем воду стакан за стаканом, и в этой ситуации невозможно удержаться, чтобы не отрыгнуть, но на Западе эта привычка считается неджентльменской. Однако там пользоваться носовым платком и сморкаться за едой не возбраняется, у нас же это считается неприличным. А ведь понятно: в таких холодных странах, как у них, избежать этого невозможно.

Мы, индусы, питаем большое отвращение к грязи, и тем не менее мы сами часто оказываемся грязны. Грязь настолько отвратительна для нас, что после соприкосновения с ней мы совершаем омовение, и для того, чтобы избавиться от нее, оставляем смрадные кучи гнить рядом с нашим домом, главное -- чтобы нас эта грязь не касалась. Но с другой стороны, задумываемся ли мы когда-нибудь, что живем таким образом практически в аду? С тем чтобы избавиться от одной нечистоты, мы создаем другую, еще большую; для того, чтобы избежать одного зла, мы идем к другому, еще большему. Тот, у кого дома много грязи, безусловно грешник. Дабы получить воздаяние за это, ему не нужно ждать следующей жизни -- наказание обрушивается на его голову уже в этой.

Благосклонность обеих богинь, Лакшми (богини судьбы) и Сарасвати (богини наук), распространяется ныне на народы, населяющие западные страны. Они не останавливаются только на приобретении предметов удовольствия, но во всех своих действиях стремятся к красоте и изяществу. В еде и питье, в своих домах и в их окружении, буквально во всем они стремятся к элегантности. Когда-то и мы стремились к тому же, когда страна была богатой и процветающей. Сейчас у нас слишком много нищеты, и, еще более усугубляя положение, мы приближаем свою собственную погибель двумя путями, а именно: мы отбрасываем прочь то, что имеем, и безуспешно пытаемся сделать чуждые идеалы и привычки своими. Те национальные добродетели, которые мы имели в прошлом, постепенно исчезают, но взамен мы не приобретаем ничего с Запада. В манере сидеть, ходить, говорить и т. д. в древности мы имели свои собственные традиционные черты, которые сейчас утрачены, но мы и не в состоянии приобрести навыки западного этикета. Приливные воды жизни уносят те древние религиозные обряды, практику, научные достижения и т. п., которые еще остались у нас, и в то же время нечто новое и соответствующее потребностям времени не пускает корней и не становится прочно нашим. В колебаниях между этими двумя линиями и коренятся все наши беды.

То, что происходит в Бенгалии, прочно пока не укоренилось. Более всего деградировало наше искусство. В минувшие дни пожилые женщины обычно раскрашивали пол, двери и стены пастой из рисовой муки, создавая разные прекрасные картины; они искусно вырезали листья подорожника, на которых подавалась пища, они щедро расточали свое искусство, рисуя красивые узоры на тарелках. Это искусство теперь постепенно исчезает либо исчезло вовсе.

Конечно, нужно учиться новому, его следует вводить в практику и совершенствовать, но следует ли при этом отметать все старое только на том основании, что оно старо? Чему новому мы научились? Ничему, кроме, пожалуй, умения беспорядочно нанизывать слова! Какой действительно полезной наукой или искусством мы овладели? Поезжайте и посмотрите на сохранившиеся до наших дней в отдаленных деревнях резьбу по дереву и каменную кладку. Плотники же в ваших теперешних городах не могут смастерить даже обычные двери. Трудно определить, предназначены они для лачуги или виллы! Мастера преуспели лишь в покупке заморских инструментов, как будто только в этом и состоит плотницкое искусство! Увы! Таково сегодня положение дел в стране практически в каждой сфере. Все наше самобытное постепенно утрачивается, и в то же время мы научились у европейцев только умению произносить длинные речи. Только и всего -- читать и говорить! Бенгальцы да еще ирландцы в Европе -- две нации, очень похожие друг на друга,-- они только говорят и говорят, жонглируя словами. Эти две нации знают толк в произнесении грандиозных речей. Но они полностью теряются, когда надо сделать хоть самую малость практически, и к тому же они ругаются и дерутся между собой на протяжении всей своей жизни!

На Западе принято содержать все вокруг себя в порядке и чистоте. Это вошло в привычку даже у самых бедных. Слуги, служанки, повара и прочие -- все одеты в безукоризненно чистую одежду. Все дома содержатся в аккуратности и порядке благодаря ежедневной уборке, мытью полов и вытиранию пыли. Составной частью хороших манер является привычка не разбрасывать вещи повсюду, но раскладывать их на отведенные им места. Их кухни выглядят чистыми и сияющими, очистки от овощей и другие подобного рода отходы на время складываются в определенные емкости, а затем отвозятся мусорщиком и выбрасываются в отдаленных, специально устроенных свалках. Нет такого заведения, чтобы выбрасывать мусор прямо во двор или на улицу.

Дома и всякие другие постройки тех, кто очень богат, представляют собой действительно зрелище, заслуживающее внимания: денно и нощно царят в них порядок и чистота. Кроме всего прочего, у богатых принято коллекционировать произведения искусства других стран и украшать ими свои комнаты. Что касается нас, то нам нет необходимости, по крайней мере в настоящее время, собирать произведения искусства, как это делают они. Однако не следует ли нам по крайней мере стремиться сохранить те из них, которые пока еще не утрачены? Нам потребуется немало времени для того, чтобы стать столь же искусными в живописи и скульптуре. В этих двух областях искусства у нас никогда не было больших достижений. Самое большое, на что мы способны, подражая европейцам,-- это создать среди нас одного или двух Рави Варм! Но те наши патуа (художники), которые создают чалчитры [14] для изображений богинь в Западной Бенгалии, во много раз превосходят по мастерству таких живописцев. В своих работах они по крайней мере проявляют смелость в великолепном сочетании красок. Рисунки же Рави Вармы и других заставляют прятать лицо от стыда! Много лучше их позолоченные картины Джайпура и чалчитры богини Дурги, которые сохранились с древних времен. Относительно западной скульптуры и живописи я оставляю за собой право высказать свои соображения когда-нибудь еще. Это слишком обширный предмет для того, чтобы быть рассмотренным в рамках этой работы.

[14] Чалчитры -- аркообразные рамки вокруг образов божеств, украшенные картинками Падраники. (Примеч. автора.)

1. ВСТУПЛЕНИЕ | 2. ОБЫЧАИ: ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ | 3. ПИЩА И ЕЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ | 
4. ОДЕЖДА КАК АТРИБУТ ЦИВИЛИЗАЦИИ | 5. ЭТИКЕТ И МАНЕРЫ |
6. ФРАНЦИЯ - ПАРИЖ | 7. ПРОГРЕСС ЦИВИЛИЗАЦИИ 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ