На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Свами ШИВАНАНДА
Практика КАРМА ЙОГИ

Часть VII. Карма Йога в Гите

Глава 2. Возможность для личного усилия

В Гите вы найдёте: “Каждый человек знания действует в соответствии со своей собственной природой; существа следуют природе; то, что ограничивает, поможет.” (гл.3, Шлока 33).

Значение этой Шлоки неправильно понимается многими людьми. Многие стали фаталистами. Они ведут инертную жизнь. Они говорят: “Какая польза от нашего усилия? Природа является решающей. Мы не можем идти против природы. Природа непреодолима. Все живые существа следуют своей собственной природе, и влияние природы человека сказывается на его поведении. Что можно сделать по принуждению или при сдерживании? Позвольте нам не прилагать самим усилий.” Это досадная ошибка. Это плачевное недоразумение.

Существует ясное объяснение этого вопроса в следующей Шлоке, 34-й. Шлоки 33 и 34 должны идти вместе. Тогда их значение будет понятным. Даже человек знания или Джнани ведёт себя согласно своей собственной природе. Нет нужды говорить, что невежественный человек действует согласно своей собственной природе, поскольку он не знает, как контролировать её. Если каждый индивидуум ведёт себя согласно лишь своей собственной природе, если нет никого, кто не обладает своей собственной природой, тогда не существует возможности для индивидуального усилия (Пурушартха). В этом случае учения Шастр, которые вдохновляют людей к правильному усилию, должны быть совершенно бессмысленными.

В следующем стихе Бог Кришна просит Арджуну совершать Пурушартху и подняться над Рага Двещей, двумя потоками привлечения и отвращения. “Любовь и антипатия к объектам чувств живёт в чувствах; пусть никто не попадает под владычество этих двух; они являются разрушителями пути.” (гл.3, Шлока 34).

Если ученик контролирует эти Вритти, он уже завоевал Природу, он стал богом Природы. Он может командовать Природой. Природа становится его покорной прислугой. Природа действует через эти две Вритти. То, что вы называете вселенной, является лишь Рага Двещей. Не существует мира для того Джнани или Йога, который покорил эти две Вритти. Не существует мира помимо этих двух Вритти. Человек привязан или привлечён к чувственным объектам посредством Вритти, Раги. Когда он развивает Вайрагью, Рага уничтожается. Невежественный человек является рабом этих двух Вритти, поэтому он беспокойно мечется то здесь, то там в этом океане Самсары, подобно соломинке на ветру. Патанджали Махариши просто описывает определённые методы в своей философии Раджа Йоги для контроля над этими двумя Вритти. Он даёт следующее определение Йоги:

“Йога – это контроль или ограничение видоизменений Читты (сознания).”
(Йога Читта Вритти Ниродхах.)

Он также предписывает Пурушартху для искоренения Вритти, контроля над природой и для достижения Кайвалья Мокши или независимости. Он не говорит: “Природа весьма могущественна, сохраняйте спокойствие и станьте рабом природы. Какая польза от вашей борьбы и Садханы?” Его Йога является точной наукой. Он предписывает определённые, позитивные, точные и эффективные методы для контроля над природой. Он говорит: “Контролируйте Вритти и затем погрузитесь в свою собственную Сварупу (сущность). Вся природа будет под вашим контролем.” Васиштха также просит Шри Раму совершать Пурушартху.

Посредством Раги человек любит объект; посредством Двеши он испытывает отвращение к объекту. Если любой человек поднимается над этим колебанием желаний и нежеланий, любви и ненависти, притяжения и отталкивания, он больше не будет являться субъектом этой природы. Он может понять учение Шастр. Его ум чист. Если он становится жертвой этих двух потоков, его ум становится нечистым. Он не может понять значение Шастр. Он пренебрегает своими собственными обязанностями. Он начинает выполнять обязанности других, поскольку его ум находится в беспорядке и изумлении. Рага и Двеша являются великими препятствиями на духовном пути. Они являются противниками человека или ученика. Они подобны разбойникам с большой дороги. Если Вивека и Вичара (способность различать и исследовать природу Атмана) зарождаются в ученике, Рага Двеша аннулируется.

О человек! Обучайся практическим урокам у природы. Дерево манго совершает Пурушартху. Оно даёт тень для усталого путника и замечательный фрукт для обладателя этого дерева. Жасмин распространяет сладостный аромат для всех. Муравьи заняты сбором зёрен летом. Они наслаждаются зёрнами в муравейнике во время сезона дождей и зимой. Пчёлы усердно собирают мёд с цветов и опьянены от радости, вкушая мёд. Реки снабжают людей хорошей, сверкающей водой. Солнце даёт энергию и тепло растениям и человеческим существам и превращает солёные воды моря в приятную питьевую воду. Сандаловое дерево испускает аромат во всех направлениях. Мускусный олень даёт мускус. Земля снабжает зерном, золотом, железом, свинцом, овощами и другими необходимыми для человека вещами. Родители предписывают Пурушартху своим детям. Учителя просят студента: “Учись хорошо, обладай хорошим характером. Сдавай свой экзамен и получай хорошую работу. Совершай благотворительность, контролируй чувства и стань хорошим человеком.”

В Гите вы найдёте: “Но дисциплинированное Я, движущееся среди чувственных объектов, с чувствами, свободными от привлечения и отвращения, овладевшее чувствами, следует к миру.” (гл.2, Шлока 64).

Теперь устранена трудность, которую вы встретили в Шлоке 33. Теперь совершайте Пурушартху. Устраните Рага Двешу и пребывайте в мире (покое). Тогда Природа станет вашей послушной прислугой. Вы станете хозяином или богом Природы. Совершайте Садхану. Практикуйте! Практикуйте! Реализуйте! Реализуйте! Это ваша высшая обязанность. Вам дали это тело для достижения этой цели!

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ