На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Свами ШИВАНАНДА
Практика КАРМА ЙОГИ

Часть V. Карма и перевоплощение

Глава 7. Карма в философии Джайнизма

Карма в философии Джайнизма подразделяется на восемь классов:

- та, которая действует как препятствие к знанию об истине;
- та, которая действует как препятствие к правильному внутреннему взгляду различного рода;
- та, которая даёт человеку наслаждение и страдание и
- та, которая производит изумление.

Остальные четыре опять подразделяются на подклассы настолько детально, что ученик, изучающий Джайнистскую философию Кармы, может проследить любое последствие для отдельно взятой Кармы. Люди, которые с помощью правильной веры, правильного знания, правильного поведения уничтожили все Кармы и таким образом полностью развили природу своей души, достигают высшего совершенства, становятся божественными и называются Джайнами. Те Джайны, которые на каждой стадии проповедовали закон и устанавливали порядок, называются Тиртханкарами.

Субъективный по отношению к закону Кармы человек должен отработать последствия своих предыдущих действий. Эта Карма является своего рода силой, которая удерживает душу в рабстве и мешает ей полностью познать себя. Существует много разновидностей этой силы. Рабство Кармы возникает из-за тенденций, и самая преобладающая из них определяет тип тела, которое душа должна создать для себя для своего будущего воплощения. Суммой этих тенденций является то, что называется характером, и этот характер сам по себе состоит из хорошо переваренных и усвоенных переживаний всего прошлого души. Теперь, если мы хотим проанализировать представление о тенденции, мы не потерпим неудачу в наблюдении, поскольку оно является модификацией ума в различных способах. Джайнистская литература учит, что Кармическая сила является продуктом разновидности материи, частицы которой вступают в комбинацию с душой. Это объясняет природу силы, которая препятствует душе реализовать свою собственную божественную природу. Это очевидно также, что всё, что должна сделать душа, - это избавиться от частиц материи, которые она притянула к себе. Как только это будет совершено, душа будет свободна от всех видов рабства и обретёт совершенное знание и блаженство.

Карма является энергией, которую производит воплощённое существо, - будь то жизненная, умственная или моральная, - и которая поддерживает его в мирском мире, в Самсаре. Короче говоря, Карма является полностью Самсарическим устройством воплощённого существа. Это прекрасно разоблачает идею жертвоприношения. Кармы, которые удерживают индивидуума в отсталом состоянии, известны как Папа; а те, которые помогают ему в развитии, называются Пунья. Джайнистская философия даёт подробный перечень Карм и объясняет, как они притягиваются (Ащрава), как они используются индивидуумом (Бандха), как их приток может быть остановлен (Самвара), как они могут быть полностью выработаны (Нирджара) и что является конечным состоянием совершенного индивидуума (Мокша). Следовательно, эта особая ветвь философии включает такие предметы, как ощущение, восприятие, сознание, страдание и наслаждение, мораль жизни, мораль испорченности, строение тела и все факторы индивидуальности.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ