На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Свами ШИВАНАНДА
Практика КАРМА ЙОГИ

Часть V. Карма и перевоплощение

Глава 6. Секреты Кармы

Карма является суммой всех действий – хороших, плохих и смешанных, - которые индивидуум совершает на протяжении своей жизни. Она является коллективным итогом человеческих действий. Эти действия определяют его будущее существование. Существует двойное возмездие или вознаграждение за человеческие добродетельные действия. Человек получает хорошее рождение в подходящем окружении , окружающей обстановке и имеет хорошие возможности для своих добрых действий: это одно вознаграждение. Другое вознаграждение заключается в том, что он также обретает место в небесном жилище. Но после реализации счастья он, безусловно, будет отброшен назад в этот физический план. Бог Кришна говорит в Гите:

“Они, насладившись небесноподобным миром, исчерпывают свою святость, возвращаются назад в этот мир смерти. Следуя добродетели, наслаждаясь тремя (Ведами) и желая объекта желаний, они достигают состояния движения взад и вперёд.”

Очень трудно сказать, какая Карма привела к определённой болезни. Была ли это одна Карма или комбинация нескольких Карм, которые вызвали эпилепсию? Мудрецы утверждают, что кража золотого ожерелья в следующем рождении приносит появление Скрофулы на шее. Они говорят, что лепра, эпилепсия и гульма (хронический гастрит) возникают благодаря очень плохим Кармам. Трудно также сказать, действительно ли это тело является результатом одной Кармы или смеси нескольких Карм. Обычно одна сильная и могущественная Карма определяет рождение индивидуума и поддерживает течение жизни в определённом рождении. Некоторые более малые Кармы могут присоединиться к главному ядру или к центральному звену. Учёные люди говорят, что человек иногда должен иметь несколько рождений, чтобы исчерпать плоды одной важной добродетельной Кармы. Секрет Кармы очень таинственен. Лишь Бог знает эти секреты, поскольку Он является Законодателем. Иногда высокодобродетельные и порочные Кармы приносят свои плоды в одной жизни.

Человек не может оставаться бездеятельным, не совершая каких-либо действий органами действия, ногами, руками и т.д., или умом. Даже если он станет Санньясином и удалится в пещеру в Гималаях, он должен продолжать есть, пить, совершать естественные отправления, спать и т.д. Поэтому Бог говорит в Гите:

“Никто не может даже на мгновение остаться действительно бездеятельным; поскольку человек беспомощен управлять действием качеств, порождённых природой.” (гл.3, Шлока 5).

Если работа прекращается, чтобы дать повторное рождение, буквально никто не может быть свободен. Чтобы избежать этого трудного понимания, приписанного силам разрушающей Кармы, Гита говорит:

“Огонь мудрости превращает все действия в пепел.” (гл.4, Шлока 37).
(Джнанагних сарвакармани бхасмасаткуруте.)

Суммируя в двух словах вышесказанное, следует сказать, что существует три вида Карм: Санчита, или накопленные Кармы, Прарабдха, или плодоносящие Кармы, и Агами, или текущие действия. Санчита является действиями, которые накопились в нескольких предыдущих рождениях. Прарабдха – это те, что дали настоящую жизнь и уже начали приносить плоды, и Агами является действиями, которые совершены в этой настоящей жизни. Они принесут плоды в будущей жизни. Санчита и Агами разрушаются обретением Брахма Джнаны или знания о Душе или Боге. Но Прарабдха может быть истощена лишь переживанием её плодов в настоящей жизни. Ребёнок, родившийся слепым, глухим или немым – это благодаря Прарабдхе. Один человек умирает в возрасте 90 лет, другой – в 35, а третий – в 18: это благодаря Прарабдхе. Каста (Джати), продолжительность жизни, наслаждение (Бхога) – всё это благодаря Прарабдхе. Добродетельный человек страдает, он голоден. Негодяй находится в благоприятных условиях. Престарелая мать теряет своего единственного сына, который был её единственной поддержкой. Молодая девушка, которая недавно вышла замуж, теряет своего мужа. Примеры, подобные этим, можно приводить до бесконечности. Во всех этих случаях безошибочно действует Прарабдха, с научной точностью и чёткостью.

Посмотрите, как действует Прарабдха. Женщина из Парижа подошла ко мне за интервью. Она сказала, что с тех пор, как поселилась в Индии, она чувствовала себя в этой стране, как дома. Индия была очень близка ей. Она очень полюбила Индию и индийцев. Спустя три месяца она всё забыла о своих родителях и родных местах. Она полюбила индийский способ одеваться, поэтому она сменила свою одежду. Они хотела обрести постоянное место жительства в Индии для практики Йоги. Это ясно показывает, что в своём предыдущем рождении она родилась в Индии. Другая американская женщина, жившая в Лакшман Джхуле недалеко от Ришикеша 15 лет назад. Она жила на Бхикшу, вела жизнь аскета и умерла на берегах Ганги. Всё это Прарабдха. Индусы говорят, что там, где есть Анна-Джала (пища и питьё) для человека, туда он и будет направлен. Вы не можете оставаться более ни на секунду в том месте, где Анна-Джала закончилась.

Последняя мощная мысль, которая занимает ум человека в момент смерти, определяет природу его следующего рождения. В Гите вы найдёте:

“О чём бы в момент оставления тела ни подумал человек, о любом существе, лишь к тому существу он последует, о Каунтея. Всегда поступай так соответственно природе.” (гл.8, Шлока 6).

Ям ям вапи смаран бхавам тьяджатпанте;
Калебарам там тамевайти Каунтея сада тадбхавитах.

Если мысль о чае приходит в ваш ум в момент смерти, вы можете стать управляющим на чайной плантации в следующем рождении, если вы совершали добродетельные поступки, или вы можете родиться разнорабочим на чайной плантации, если вы совершали какие-либо плохие поступки. Пьяница, когда он умирает, будет думать о спиртном напитке. Распущенный человек будет думать лишь о женщинах, когда он находится почти при смерти. Я видел умирающего человека, который имел привычку использовать нюхательный табак. Когда он был в бессознательном состоянии, он приближал свои пальцы к носу даже теперь и, делая это, воображал, что он нюхает табак. Очевидно, он имел мысли о нюхательном табаке. Медицинский служащий в больнице применял все виды оскорбительных терминов, когда он был в умирающем состоянии. Раджа Джада Бхарата из сострадания к оленю внимательно ухаживал за животным. Постепенно у него развилась привязанность. Единственная мысль, которая посетила его ум, когда он был почти при смерти, была мысль об олене. Поэтому он получил рождение в виде оленя. В каждом индийском доме в ухо умирающему человеку нашёптывают такие слова, как Хари Ом, Рам, Рам Нараян и Кришна. Идея состоит в том, что умирающий человек может вспомнить Имя и форму Господа и посредством этого достичь счастливого обиталища. Если человек ведёт добродетельную жизнь в течение многих лет и если он долгое время совершает Джапу и медитацию, только тогда, благодаря силе привычки, он вспомнит Бога и Его Имя в момент смерти.

Священные писания индуизма говорят, что человек может стать Дэвом или зверем или птицей или растением или камнем согласно его достоинств или недостатков. Упанишады также подтверждают это заявление. Капила также соглашается с этой точкой зрения. Но буддизм и некоторые западные философы учат, что: “Для человека, который однажды получил человеческое рождение, не существует регресса. Для него нет необходимости в повторном рождении в виде животного из-за его недостатков, поскольку он может получить наказание различными способами в самой человеческой жизни.” Когда человек принимает форму Дева, все человеческие Самскары, привычки и тенденции остаются дремлющими. Когда человек принимает форму собаки, проявляются лишь животные тенденции, привычки и Самскары. Человеческие тенденции остаются подавленными. Некоторые собаки получают королевское обращение во дворцах королей. Они ездят в машинах, едят хорошую пищу и спят на подушках. Все они являются выродившимися человеческими существами.

После смерти этого физического тела, состоящего из пяти элементов, оно становится негодным, подобно сброшенной свёрнутой кольцом коже змеи. Внутреннее астральное тело или Линга Шарира, которое состоит из девятнадцати Таттв, а именно: пяти органов восприятия (Карма Индрий), пяти органов действия (Джнана Индрий), пяти энергий (Пран), ума, Буддхи, Читты и Ахамкары, следует на небеса. Оно возвращается назад на физический план, надевая другое физическое тело, и перевоплощается. Это астральное тело содержит впечатления о Кармах. Это тело остаётся до тех пор, пока человек не обретает знание о Душе и вытекающее из этого освобождение. Тогда оно распадается, и его составные части вливаются в океан Танматр или Авьякты.

Небеса и ад являются лишь творениями ума. Этот ум создаёт небеса ада и ад небесный. Они являются концепциями Пуран. Для Ведантиста не существует ни ад, ни небеса. Кто должен страдать? Атман является Акартой или Нишкрийей. Атман является всепроникающим. Он вечно свободен (Нитья Мукта).

Действие уничтожается или с помощью искупительных церемоний (Праяшчитта), или с помощью знания о Душе или Брахмане, или в результате полного осуществления их следствий.

Смрити утверждают, что некоторые отдельные действия, такие, как убийство Брахмина, вызывают более чем одно новое существование.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ