На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Свами ШИВАНАНДА
Практика КАРМА ЙОГИ

Часть V. Карма и перевоплощение

Глава 2. Законы реинкарнации

Учение о реинкарнации принято в настоящее время большинством человечества. Его придерживаются как истины могущественные восточные нации. Древняя цивилизация Египта строилась на этой доктрине. Она была передана Пифагору, Эмпедоклу, Платону, Вергилию и Овидию, которые распространили её в Греции и Италии. Она является ключом философии Платона, когда он говорит, что всё знание является воспоминанием. Это было полностью принято неоплатонистами, такими, как Плотин и Проклас. Сотни миллионов индусов, буддистов и джайнов сделали эту доктрину основанием своей философии, религии, правительства и социальных институтов. Она была основным пунктом персидской религии Унаги. Доктрина метемпсихоза была главным принципом веры друидов и была передана кельтам, галлам и британцам. Это была любимая идея среди арабских философов. Право и церемонии римлян, друидов и евреев убедительно выражали веру в неё. Евреи приняли её после Вавилонского плена. Джон Баптист был для них вторым Илиёй. Иисус считался вновь появившимся Джоном Баптистом или одним из старых пророков. Чистилище Римских католиков явилось как бы выдуманной заменой этой доктрине. Философы, такие, как Кант, Шеллинг, Шопенгауэр, поддерживали эту доктрину. Её придерживались также теологи Юлиус Мюллер, Дорнер и Эдвард Бичер. И сегодня она господствует среди жителей Бирмы, Тайланда, Китая, среди японцев, татар, тибетцев, восточных индийцев и цейлонцев, включая по меньшей мере 750 миллионов людей, или почти две трети человеческой расы. Разве не поразительно тогда, что это великое, мощное философское образование, которое индусы, буддисты и джайны дали миру за столетия и столетия до христианской эры, должны или могут быть стёрты с лица земли западным и европейским миром благодаря душегубным и абсурдным догмам тёмных веков, которые последовали позже? Из-за гонения мудрецов и уничтожения бесчисленных трудов библиотеки Константинополя церковная иерархия умудрилась погрузить всю Европу в умственную темноту, которая дала миру чёрную запись инквизиции и потерю миллионов человеческих жизней из-за религиозных войн и гонений.

Вот вызов тем неверующим в индийскую теорию переселения. Недавно маленькая девочка Шанти Деви дала точное описание своих прошлых жизней в Дели. Это было огромной сенсацией в Дели и Муттре, более того, во всех Объединённых Провинциях. Собралось великое множество людей, чтобы услышать её заявление. Она узнала своего мужа и ребёнка из своего предыдущего рождения, которые жили в Муттре. Она указала место, где хранились деньги, а также на старый колодец в доме, который к настоящему времени был зарыт. Все её заявления были должным образом подтверждены и засвидетельствованы достойными свидетелями. Несколько случаев, подобных этому, имели место в Рангуне, Ситапуре и в различных других местах. Они совершенно обычны в настоящее время. В подобных случаях Джива совершает немедленное повторное рождение со старым астральным телом или Линга Шарирой. Поэтому воспроизводятся воспоминания о предыдущем рождении. Джива не остаётся в ментальном мире долгое время, чтобы построить новый ум и астральное тело согласно своим предшествующим опытам в мире.

Переселение появилось в раннехристианской церкви. Илия имел повторное рождение как Джон Баптист. Верующие в переходное повторное рождение спрашивают: “Совершил ли слепой человек грех или это благодаря его родителям он родился слепым?” Существует период тревоги непосредственно после смерти, когда ангелы борются с демонами за обладание уходящей душой на её пути в Чистилище.

Пифагор и другие получили своё верование в метемпсихоз только из Индии. Пифагор, который достиг расцвета в шестом веке, также обучал доктрине переселения и, довольно странным способом, предписывал воздержание от употребления в пищу мяса.

Сосание ребёнка и плавание утёнка – эти инстинктивные действия являются доказательствами памяти, которая, должно быть, является результатом их соответствующих и неотделимых впечатлений, оставленных от подобных действий в предыдущем воплощении, неважно, когда и где. Каждое действие оставляет в Читте Самскары, которые вызывают воспоминания. Воспоминания, в свою очередь, ведут к свежим действиям и свежим впечатлениям. Этот цикл, или Чакрика, происходит извечно, подобно аналогии семени и дерева.

Для них не существует начала, желание жить существует вечно “для них”, то есть для желаний. Желания не имеют ни начала, ни конца, каждое существо цепляется за эту физическую жизнь (Абхинивеща). Эта “воля к жизни” вечна. Переживание также не имеет начала. Вы не сможете думать о том времени, когда это чувство “Ахам” или “Я” не существовало. Это “Я” существует непрерывно, без перерывов. Отсюда мы очень легко можем прийти к заключению, что для нас существовали предыдущие рождения.

Теперь, разве может существовать страх смерти, чтобы избежать страдания, у какого-либо существа, которое было лишь рождено, если бы оно не имело переживания обязательности смерти, если бы оно не поняло, что желание избежать чего-либо является лишь вызванным воспоминанием, пережитым ранее? Нечто, которое присуще всему, нуждается в необходимости причины. Как так может быть, чтобы ребёнок, который не испытывал этот долг смерти в настоящей жизни, как он, выпадая из рук матери, начинает трепетать и крепко цепляться руками за ожерелье, лежащее у неё на груди? Каким образом этот ребёнок должен испытывать страх смерти, который может быть вызван лишь воспоминанием о страдании в результате антипатии к смерти, чьё существование передаётся дрожью ребёнка?

Мы имеем примеры детей-гениев. Мальчик пяти лет становится гениальным пианистом или виолончелистом. Шри Джнанадев написал свой комментарий “Джнанешвари” к Гите, когда ему было 14 лет от роду. Существуют дети-математики. В Мадрасе жил мальчик-Бхагаватар, который руководил Катхами, когда ему было восемь лет. Как можно объяснить подобные странные феномены? Они не являются капризами природы. Лишь теория переселения может объяснить все эти вещи. Если один человек получает глубокие впечатления в своём уме, обучаясь музыке или математике в этом рождении, он переносит эти впечатления в следующее рождение и становится чудом в этих науках, хотя он ещё мальчик.

Согласно христианской вере, конечной судьбой праведника является вечная жизнь, а грешника – вечный огонь или вечное проклятие. Как это может быть, когда грешнику не даётся возможность для очищения себя в более поздних рождениях?

Доктрина реинкарнации является общей для ииндуизма, буддизма и джайнизма. Что такое реинкарнация? Реинкарнация – это учение о том, что душа входит в этот мир не как новое создание, а после долгого курса предыдущих существований, и она должна пройти ещё множество дальнейших существований, прежде чем она достигнет своего конечного предназначения. Какое возможное влияние на мозг вызывает идея “Я есть Я”? Это признание истинной сущности, не меняющейся от рождения до смерти. С детства до старости, на протяжении всего времени общих изменений всех молекул мозга, идея о том, что “Я есть Я”, остаётся нерушимой. Это “Я есть Я” есть душа. Это – эта душа, которая делает возможным воспоминание. Она имеет своё собственное сознание, и не сознание о чём-либо ещё. Следовательно, она является сущностью, существующей сама по себе. Закон сохранения энергии правилен как в физическом, так и в духовном мире. Следовательно, ни один атом не может быть создан или разрушен, а также ни одна духовная сущность не может быть создана или разрушена. Что становится с душой после того, что мы называем смертью? Нет во вселенной сил, которые могли бы уничтожить её.

Реинкарнация – это единственное учение, которое проливает полный свет на такой весьма спорный вопрос, как первоначальный грех. Не может быть большей несправедливости в мире, чем тот факт, что я сейчас страдаю за преступления своего предка. Ответственность Адониса за наши грехи является лишь удобным инструментом теологов. Никто, кроме самого индивидуума, не может быть обвинён за свои неправильные действия. Разве свод законов Соединённых Штатов не основан на идее справедливости? Разве любой судья, восседающий на троне правосудия, будет оправдвн в принятии смерти – добровольного самоубийцы мистера Б – в качестве должного возмездия за убийство, совершённое мистером А? Если он сделает это, не будет ли тот же самый судья обвинён перед высшим судом, знающим о подстрекательстве к самоубийству мистера Б? И тем не менее нас просят верить в то, что вина одного человека может быть смыта страданием другого.

Но больше всего доктрина реинкарнации помогает тогда, когда мы видим неравенство, несправедливость и зло в мире и ищем решение. Почему один человек рождается богатым, а другой бедным? Почему один человек рождается в Центральной Африке среди людоедов, а другой – на мирных просторах Индии? Почему королева Виктория родилась, чтобы управлять территориями, где никогда не садится солнце, и почему рабочий в Бирме работает как раб на чайной плантации англичанина? Что является причиной этой кажущейся несправедливости? Даже те, кто верит в личного творца вселенной, должны верить в это учение о реинкарнации, для того чтобы оправдать Бога от обвинения в преступном намерении.

Даже в Новом Завете существует достаточно свидетельств относительно реинкарнации. Так, в откровении Святого Иоанна 9.2 ученики Христа задают Иисусу вопрос: “Какой грех совершил этот человек или его родители, в результате чего он родился слепым?” Здесь имеется ссылка на две популярные теории того времени. Одна – теория Моисея, который учил, что грехи отцов должны переходить на детей в третьем и четвёртом поколении, а другая теория является доктриной реинкарнации. Иисус просто говорит, что ни грех человека, ни грех его отца не явились причиной его слепоты. Он не отрицает предшествующее существование того человека. Бог Иисус также имеет в виду, что Иоанн является повторно рождённым Илиёй.

Но люди могут спросить: “Если это учение правильно, как так, что мы не помним свои прошлые воплощения?” Я объясняю таким людям, каким способом мы управляем способностью помнить. Действительно, пока мы живём в теле, мы пользуемся ею посредством головного мозга. Проходя из одного воплощения в другое, душа не берёт с собой предыдущий головной мозг в новое тело. Даже в течение одной жизни разве всегда мы помним свои прошлые действия? Разве может кто-нибудь вспомнить ту прекрасную эпоху раннего детства?

Если вы обладаете знанием техники Раджа Йоги в постижении впечатлений непосредственно с помощью процесса Самьямы (Дхарана, Дхьяна и Самадхи одновременно), вы можете вспомнить свои прошлые жизни. В философии Раджа Йоги Патанджали Махариши вы найдёте:

“С помощью постижения впечатлений приходит знание о прошлой жизни.”

(Самскарат Сакшат Каранат Пурваджати Джнанам)

Все переживания, которые вы имели в различных рождениях, остаются в форме впечатлений или остаточных потенций в Читте или подсознательном уме. Они остаются в очень и очень тонкой форме, так же как звук остаётся в тонкой форме на граммофонной пластинке. Эти тонкие впечатления принимают форму волн, и вы получаете воспоминания о прошлых переживаниях. Следовательно, если Йог может выполнять Самьяму на этих прошлых переживаниях в Читте, он может во всех деталях вспомнить все свои прошлые жизни.

2.1. Реинкарнация абсолютно правильна

Едва ли человек может достичь совершенства в одной жизни. Он должен развить своё сердце, интеллект и руки. Он должен сформировать свой характер в совершенной манере. Он должен развить различные качества, такие, как милосердие, терпение, любовь, прощение, равное видение, храбрость и т.д. Он должен обучиться многим урокам и опытам в этом великом мире-школе. Следовательно, ему потребуется много жизней. Реинкарнация является абсолютной правдой. Одна маленькая жизнь является частью длинных серий жизней, расположенных за вами и выстилающихся перед вами. Она совершенно незначительна. Человек приобретает лишь немного опыта. Он очень мало развивается. Во время периода жизни человек совершает множество дурных поступков. Он делает очень мало хороших действий. Лишь немногие умирают хорошими людьми. Христиане верят, что одна жизнь определяет и решает всё. Но как так может быть? Как может вечное будущее человека быть зависимым от одной крошечной, маленькой, незначительной жизни? Если в этой жизни человек верит в Христа, он обретёт вечный мир на небесах; если он не верит в этой жизни, он получит вечное проклятие, он навсегда будет брошен в огненное озеро или в ужасный ад. Не является ли это самой иррациональной доктриной? Разве человек не должен иметь шанс для исправления и улучшения? Доктрина реинкарнации абсолютно рациональна. Она даёт обилие возможностей для человеческого очищения, продвижения и постепенной эволюции.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ