На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Свами ШИВАНАНДА
Практика КАРМА ЙОГИ

Часть IV. Карма и свобода

Глава 3. Что посеешь, то и пожнёшь

Этот мир действует по хорошо сложившимся законам. Здесь нет хаоса. В жизни нет такой вещи, как случайность или случай. События происходят в определённой последовательности или порядке. Существует совершенная гармония. Ребёнок растёт, достигая детства и юности, производит детей, стареет и умирает. Ребёнок становится отцом, и отец производит ребёнка. Как так – человеческое существо порождает человеческое существо, лошадь порождает лошадь, кошка – кошку, собака – собаку, и обезьяна – обезьяну. Семя прорастает и превращается в стебель с листьями, веточками и цветами. В дальнейшем оно приносит плоды и семена в определённое время года. Семя от данного плода в дальнейшем даёт происхождение дереву, подобному родительскому. Семя дерева манго не может дать рост дереву Джамбу. Каким образом только дерево манго происходит от семени манго, дерево Джамбу – от семени Джамбу, яблоня – от яблочного семени? Это действительно великая тайна. Существует некая таинственная сила, которая действует за всеми этими феноменами. Эта таинственная всепроникающая сила или сознательность есть Бог. Тот, кто посеет рис, пожнёт рис. Тот, кто посеет зелёный горошек, пожнёт зелёный горошек. Тот, кто посеет апельсины, пожнёт апельсины. Человек сеет семена, чтобы достичь того, что он желает пожинать. Точно так же человек совершает плохие поступки и пожинает плоды страдания. Тот, кто совершает добродетельные поступки, пожинает добрые плоды. Человек пожинает плоды согласно своим Кармам или действиям.

Каким образом один человек является королём, а другой нищим, один – гений, а другой – дурак, один человек очень богат, а другой – в нужде, один всегда пребывает в добром здравии, а другой постоянно болеет, один красив, а другой безобразен, один человек безнравственный, а другой святой, один умирает в возрасте десяти лет, а другой умирает в девяносто лет? Всё это благодаря наследственности? Определённо нет. Действующей причиной является Карма. Тот, кто совершал Тапас, медитацию, имел Сатсанг с Махатмами, служил святым и преданным и вёл чистую жизнь, рождается в этом рождении как Йог или святой. Тот, кто совершал порочные действия в предыдущем рождении, рождается безнравственным человеком. Тот, кто совершал много благотворительности в предыдущем рождении, рождается как король. Лишь теория Кармы может объяснить эти вещи прекрасно и удовлетворительно. Господь Кришна говорит:

“Независимо от того, когда при оставлении тела человек думает о каком-либо существе, лишь к этому существу он следует, о сын Кунти, благодаря его постоянной мысли об этом существе.” (гл.8, Шлока 6).

Невежество, желание и эгоистическое действие (Авидья, Кама и Карма) являются тремя Грантхи или узлами, которые привязывают человека к колесу Самсары. Человек вначале испытывает желание иметь одеяло. Он говорит: “Нынче очень суровая зима. Я хочу купить одеяло.” Затем он начинает думать, где ему приобрести его. Теперь он решает купить его в ближайшем универмаге. Он берёт деньги, следует в универмаг и покупает одеяло. Вначале у него есть желание. Затем мысль создаёт его образ. Затем – Карма или действие, заключающееся в движении и покупке. Три вещи, а именно: желание, мысль и действие, - всегда идут вместе. Желание и мысль являются внутренними актами, действие – внешний акт. Если человек испытывает хорошее желание, он обретает хорошие мысли и совершает хорошие действия. Если человек лелеет дурные желания, он развивает плохие мысли и совершает плохие действия. Это именно мысль развивает характер человека. Если человек культивирует мысли о милосердии, любви, терпении, щедрости и понимании, он проявляет эти добродетели в своём характере и поведении в обществе по отношению к другим. Здесь также применимо правило, которое касается посева семян в почву. Если человек посеет добродетель милосердия, он пожинает добрый урожай милосердия. Он становится милосердным. Если человек посеет жестокость, он пожинает богатый урожай жестокости. Он совершает жестокие поступки. Человек может изменить свои привычки, мысли и характер, развивая добрые привычки и мысли. Это мысль побуждает тело к действию. Это мысль находится позади каждого действия. Это желание находится за мыслью.

Не позволяйте желаниям контролировать ваши мысли. Не увлекайтесь легко всякого рода желаниями из-за эмоций. Когда проявляются желания, подумайте, поразмышляйте хорошо. Подумайте, действительно ли это особое желание по отношению к особому объекту принесёт максимум счастья и минимум страдания. Если наоборот, безжалостно отбросьте его. Не пытайтесь осуществить его. Вы должны контролировать желания посредством мыслей. Вы не должны позволять желанию управлять мыслью. Вы должны постепенно обрести силу для контроля над желанием. Желание, когда оно контролируемо, превращается в волю. Вы обретёте силу воли. Многие люди падают жертвой своих желаний и беспомощно мечутся туда-сюда, подобно соломинке на ветру. Это большая жалость. Тот человек, который обрёл контроль над желаниями и мыслями, действительно является могущественным и счастливым человеком.

Научитесь быть мудрецом. Научитесь различать. Научитесь контролировать мысли и желания. Внимательно наблюдайте за своими мыслями. Не позволяйте какой-либо вредной мысли войти в ворота умственной фабрики. Уничтожьте её в зародыше. Всегда поддерживайте святые, возвышенные мысли и желания. Отрекитесь от порочных мыслей и порочных желаний. Развивайте страсть к Самореализации. Одно лишь это сильное и святое желание уничтожит все остальные мирские желания. Хорошо поймите теорию Кармы. Разрубите три узла Авидйи и реализуйте Сатчидананду. Только тогда вы окажетесь за пределами действия закона Кармы. Только тогда вы станете Дживанмуктой или освобождённым мудрецом ещё при жизни. Это высшая цель жизни. Это ваша высшая обязанность. Все остальные обязанности вторичны и самообусловлены из-за Абхиманы, невежества и заблуждения.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ