На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Свами ШИВАНАНДА
Практика КАРМА ЙОГИ

Часть IV. Карма и свобода

Глава 1. Свободная воля

Насколько человек является свободным агентом в своих действиях – должно быть сознательно понято в свете Веданты. Только тогда человек может найти удовлетворительный ответ и решение. На Западе различные компетентные люди обсуждали этот вопрос с различных точек зрения. Тем не менее, они не пришли к какому-либо определённому заключению. Они лишь приняли настоящее к рассмотрению. Это печальная ошибка. Настоящее является лишь фрагментом бесконечности. Если бесконечное прошлое и бесконечное будущее также принять к рассмотрению, они тоже определённо прибудут к определённому заключению, которое принесёт мир и утешение беспокойному уму. Подобно тому, как человек, который видит лишь одну сторону медали, борется с другим человеком, который видит лишь другую сторону медали, точно так же люди, которые знают лишь частичные истины, сражаются друг с другом и вовлечены в бесполезные споры и дебаты. Подобно тому, как человек, который видит обе стороны медали, может легко разрешить спор двух людей, которые видят лишь одну часть медали, точно так же один лишь Ведантист, который обладает полным знанием о всей истине, может разрешить спор тех людей, которые пытаются обнаружить, действительно ли и насколько человек является свободным агентом в своих действиях.

Детерминисты говорят, что воля человека так же связана с законом причинной связи, как и все остальные феномены во вселенной. Этики потерпят полную неудачу, если не будет свободы для человека. Действительно, не может быть какой-либо моральной ответственности, если нет свободы. Как можно судить о человеке по его действиям, если в действительности он не является свободным агентом? Как можно определить судом вознаграждение или наказание для человека, если он выполнял действия по принуждению, а не по своему выбору? Человек будет как автомат или кусок дерева, у которого руки и ноги крепко связаны.

Осознание Души даёт человеку чувство, что он всегда свободен. Эта идея свободы укоренилась в уме каждого человека. Она скрыта в сознании Души. Хотя человеку нечего есть, хотя он находится в очень неблагоприятных условиях, существует особый инстинкт в человеке, который побуждает его думать так, что он всегда свободен. Поскольку Нитья Мукта (вечно свободный) Атман находится за его умом, чувствами и ощущениями, он чувствует, что он свободен. Он знает, что он связан и что он упакован во временное передвижное жильё из плоти. Он полностью осведомлён о том, что он является рабом Майи и Авидьи; и тем не менее что-то внутри говорит ему, что он одновременно свободен. Он обладает этим двойственным чувством, потому что в сущности он является всепроникающей массой мудрости (Виджнанагхана Атман). Он получает эти вспышки или проблески свободы даже тогда, когда трудится в неблагоприятных условиях. Существуют ободрения, поддержки для борющейся души, которые приходят изнутри. Он находится в умирающем состоянии. Доктора нашли случай абсолютно безнадёжным. Тем не менее, пронзительный внутренний голос изнутри говорит: “Я бессмертный, я свободный.” Он лелеет присущее чувство: “Я свободен, хотя я кажусь внешне связанным. Это рабство иллюзорное.”

Позвольте мне здесь повторить слова Бога Кришны из Гиты, которые свидетельствуют о свободе человека при совершении Кармы:

“Пусть человек поднимет себя с помощью себя, пусть он не опускается; поскольку он один является другом себя, он один является врагом себя.” (гл.6, Шлока 5).

“Для него, который победил себя собой, его собственное Я является другом себя, но для него, кто не [победил] себя, его собственное Я занимает место врага как [внешнего] врага.” (гл.6, Шлока 6).

Упанишады также вторят подобной идее:

“Пробуждайся, поднимайся и, обратившись к опытному учителю, учись.” (Катха Упанишад).

В заключение я хочу ещё раз отметить, что человек является свободно действующей силой. Он является Сватантрой, или независимым в совершении действий. Каким бы ни было настоящее состояние человека, он может иметь славное будущее посредством правильного усилия и правильного мышления. Многие достигли успеха и величия, многие достигли цели жизни посредством правильного усилия. Это содержит благо для всех. Человек вечно свободен. Пусть свобода будет целью вашей жизни! Пусть все мы приложим усилия в правильном направлении для достижения свободы – врождённого права человека! Пусть то высшее Существо, Антарьямин, управляет нами во всех наших действиях!

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ