На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Свами ШИВАНАНДА
Практика КАРМА ЙОГИ

Часть II. Универсальные законы

Глава 2. Закон причины

Весь феномен Природы управляется одним важным законом – универсальным законом причинности, который известен также как закон Кармы. Закон причинности является универсальным законом, который поддерживает внутреннюю гармонию и логический порядок Вселенной. Человеческие дела также являются субъектом этого закона, так же как и события и случаи в этом физическом плане. Карма является Санскритским термином, который происходит от корня “Кри”, означающего “действовать”, и означает “действие” или “дело”. Любое физическое или умственное действие является Кармой. Мысль также является Кармой. Реакция, которая сопровождает действие, является Кармой. Карма – это широкое понятие. Притяжение, отталкивание, гравитация, дыхание, разговор, гуляние или хождение, видение, слышание, употребление пищи, восприятие, повеление, желание, мышление – всё это является действиями тела, ума и чувств. Всё это является Кармой. Карма включает как причину, так и следствие.

Все остальные законы Природы подчинены этому основному закону. Светит Солнце, горит огонь, текут реки, дует ветер, деревья расцветают и плодоносят, ум думает, чувствует и повелевает, мозг и различные органы, такие, как сердце, лёгкие, селезёнка и почки, работают в гармонии и в строгом подчинении этому великому закону причины и следствия. Этот великий закон действует всюду – на физическом и ментальном планах. Не существует феномена, который бы ускользал от действия этого могущественного закона.

Семя обнаруживает свою причину в дереве и, в свою очередь, становится причиной дерева. Взрослый отец порождает сына, и сын, в свою очередь, становится отцом. Причина обнаруживается в следствии, и следствие обнаруживается в причине. Следствие подобно причине. Это является универсальной цепью причины и следствия, которая не имеет конца. Нет необходимости в соединении цепи. Этот мир живёт на основании этого фундаментального жизненно важного закона. Этот закон является непреклонным и незыблемым.

Учёные тщательно изучают феномен Природы и пытаются обнаружить точные причины всего, что имеет место в Природе. Астроном сидит в своей обсерватории с гигантским, мощным телескопом, наблюдая картину звёздного неба и очень тщательно изучая звёзды и планеты. Он пытается найти точную причину того, что вызывает этот феномен. Размышляющий философ сидит в созерцательном настроении и пытается обнаружить причину этого мира, причину страданий и несчастий этой Самсары, а также причину феномена этого рождения и смерти.

Ни одно событие не может произойти без позитивной, определённой причины, стоящей за ним. Разразившаяся война, полёт кометы, возникновение землетрясения или извержение вулкана, гром, молния, наводнение, болезни тела, удача и неудача – за всем этим стоят определённые причины.

Если у вас вскочил карбункул или вы сломали ногу или руку, очевидно, что это возникает благодаря определённой плохой Карме в предшествующем рождении. Плохая Карма стала причиной, а карбункул или перелом является следствием. Если вы обладаете определённой удачей в этом рождении, то это благодаря хорошим действиям, которые вы, должно быть, совершали в своём предыдущем рождении.

Не существует такого понятия, как случай или случайность. Если вы неспособны проследить причину отдельного случая, причина скрыта или неизвестна. Этот закон причины и следствия совершенно таинственен. Поэтому Бог Кришна говорит:

“Таинственным является путь действия”
(“Гахана кармано гайтих”).

Если ваш ограниченный разум неспособен обнаружить причину несчастного случая или другого происшествия, это не означает, что за этим не стоит причина.

Все физические и умственные силы в природе повинуются этому великому закону причины и следствия. Закон и Законодатель едины. Закон и Бог – едины. Природа и её законы едины. Законы гравитации, отталкивания, сцепления и отталкивания, притяжения и отталкивания, закон любви и ненависти на физическом плане, законы относительности и единства, закон ассоциации на умственном плане – все они действуют в строгом соответствии с законом причины и следствия. От вибрации электрона до вращения могущественной планеты, от падения манго на землю до мощного повеления Йога, от движения бегуна в лёгкой атлетике до движения радиоволн в тонком эфире, от передачи телеграфного послания до телепатической связи Йога в мире мыслей – каждое событие является следствием определённой невидимой силы, которая действует в полном согласии и гармонии с законом причины и следствия.

Тщательное изучение этого закона даёт поддержку человеку, который потерял надежду, находится в отчаянии и страдании. Судьба создаётся мыслями, привычками и характером человека. Существует возможность его исправления и улучшения изменением его мыслей и привычек. Подлец может стать святым, проститутка может стать строгой женщиной, нищий может стать королём. Всё это обеспечивает этот могущественный закон. Только Законом Кармы можно объяснить красоту неравенства этого мира: почему один человек богатый, другой бедный, почему один безнравственный, а другой святой, почему один очень тупой, а другой гений или всесторонне развитая личность, почему один родился слабым, а другой сильным и здоровым и так далее. Как вы можете объяснить эти неравенства? Всё это является Кармой. Бог никогда не может быть несправедливым или пристрастным.

Этот мир является относительным планом. Он состоит из добра, зла и смеси добра и зла. Поэтому Бог Кришна говорит в Гите:

“Добро, зло и их смешение – тройственны. Это будущий плод действия для несдающегося.” (Гита, гл.8, Шлока 12)
(“Аништамиштам мишрам ча тривидхам карманах пхалам.”)

В этом мире не существует абсолютное добро или абсолютное зло. То, что даёт вам удобство и удовольствие, то, что полезно вам, миру и вашему окружению, является добром. То, что даёт вам неудобства, вызывает обеспокоенность, страдания и несчастье, то, что не полезно миру и вашему окружению, является злом. То, что даёт страдания и боль одним и доставляет удовольствие другим, является смесью добра и зла.

Каждое действие, которое вы совершаете, производит двойственный эффект. Оно производит впечатление на ваш ум, и когда вы умираете, вы переносите Самскару в Кармашаю, или во вместилище действий в своём подсознательном уме. Мир производит впечатление или оставляет запись в Акаше. Любое действие отражается и воздействует на вас с равной силой и эффектом. Если вы вредите другому человеку, вы в действительности вредите себе. Это неправильное действие отражается и воздействует на вас и наносит вам вред. Оно принесёт страдания и боль. Если вы делаете другому человеку хорошее, вы в действительности помогаете себе. В действительности вы совершаете добро для себя, поскольку не существует ничего, кроме Души. Это добродетельное воздействие отразится на вас с равной силой и эффектом. Оно принесёт вам радость и счастье. Поэтому мудрецы и Риши, провидцы и добродетельные люди в один голос говорят:

“Возлюби ближнего своего, как себя самого. Никогда не рань чувства других. Ахимса Парамо Дхарма – непричинение вреда является высшей добродетелью. Делай добро всем. Обращайся с другими так, как ты хотел, чтобы обращались с тобой”.

Тот, кто правильно понимает этот закон, никогда не будет причинять какой-либо вред кому бы то ни было. Он станет воплощением добродетели.

Если вы совершаете плохое действие против индивидуума, это приносит беспокойство всей атмосфере. Если вы питаете злую мысль, она загрязняет весь мир мысли. Поэтому оккультисты говорят:

“Развивайте добрые мысли. Уничтожайте злые мысли”.

За каждой мыслью стоит причина. Каждое действие, каждая мысль, какой бы обыденной и незначительной она ни была, прямо или опосредованно воздействует на весь мир. Та благородная душа, которая всегда делает добро миру и поддерживает возвышенные мысли, является благословением для всего мира. Она очищает весь мир.

Предположим на минуту, что вы написали в газете какую-то сенсационную статью. Она вызывает эмоции и чувства читателей. Они начинают что-то делать против Правительства. Возникает серьёзный беспорядок. Приводятся в действие полицейские силы. Многих людей убивают. Создаётся множество новых законов для того, чтобы оказать сопротивление и подавить беспорядки. Родители тех, кто был убит, страдают. Этот беспорядок оказывает воздействие на умы людей и в других частях мира. Фактически весь мир поражён одним событием. Одна сенсационная статья привела к таким губительным последствиям. Одно событие может одновременно быть как причиной, так и следствием. Бесконечные цепочки причины и следствия возникают повсюду. Вы не можете сказать, что эта связь бесполезна или в ней нет необходимости.

Теперь у вас есть всестороннее понимание этого великого закона причины и следствия. Вы можете изменить свои мысли, привычки и сформировать новый характер. Вы можете стать праведным человеком и святым, совершая добродетельные действия и поддерживая благородные и божественные мысли. Когда вы достигнете знания Души, когда вы уничтожите этот малый ум, когда вы переступите пределы трёх Гун и трёх Авастх, вы сможете обрести покой в своей собственной Сварупе. Вы можете стать идентичным с Законодателем, и тогда закон причины и следствия не будет действовать на вас. Вы можете завоевать Природу. Пусть этот невидимый Законодатель, Брахман, управляет вами для достижения конечного блаженства жизни!

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ