На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Свами ШИВАНАНДА
Практика КАРМА ЙОГИ

Часть I. Йога служения

Глава 8. Работа является поклонением

Работа является поклонением. Работа – это медитация. Служите всем с сильной любовью без какой-либо идеи содействия, не ожидая плодов или вознаграждения. Вы реализуете Бога. Служение человечеству есть служение Богу.

Работа возвышает, когда выполняется с должным духом, без привязанности или эгоизма. Если вы являетесь Бхактой (преданным), ощущайте, что вы есть Нимитта, или инструмент в руках Господа. Если вы встали на путь Джнаны, ощущайте, что вы являетесь молчаливым Сакши (свидетелем) и что Пракрити делает всё. Вся работа является священной. Нет лакейской работы с высшей точки зрения (с точки зрения Абсолюта, с точки зрения Карма Йоги). Даже уборка мусора, когда выполняется с должным умственным отношением, как описано выше, станет Йогической деятельностью для Богореализации.

Это – эгоизм, который плачевным образом подхватывается вашим сердцем. Эгоизм является ядом человеческой жизни. Эгоизм закрывает облаками понимание. Эгоизм является ограниченностью ума. Бхога (чувственное наслаждение) увеличивает эгоизм и эгоистичность Правритти. Это – причина человеческих страданий. Подлинный духовный прогресс начинается с самоотверженного служения.

Служите Садху, Санньясинам, Бхактам, бедным и больным людям с Бхавой, Прем и Бхакти. Бог находится в сердцах всех.

Как сказано в Гите, гл.18, Шлока 61:

“Бог живёт в сердцах всех существ, о Арджуна, и посредством Его иллюзорной силы все существа побуждаются к периодическому возвращению, подобно вращению на гончарном круге”.

(Ишварах сарвабхутанам хриддесе арджуна тиштхати;
Бхрамайян сарвабхутани янтрарудхани майяя.)

Дух служения должен быть глубоко укоренённым во всех ваших костях, клетках, тканях и нервах. Награда будет неоценимой. Практикуйте и ощущайте космическое расширение или космическую экспансию и безграничную, бесконечную Ананду (блаженство). Высокие разговоры и праздная болтовня недостаточны, мои дорогие друзья. Продемонстрируйте интенсивное рвение, усердие, энтузиазм в работе. Будьте пылким в духовном служении.

Обладайте Ништхой с Богом и Чештой с руками, подобно Бахурупи, который имел мужскую Ништху и женскую Чешту. С помощью постепенной практики вы будете в состоянии выполнять два дела одновременно. Повторяйте Имя Господа во время работы. Карма Йога обычно комбинируется с Бхакти Йогой. Карма Йог подносит Господу в виде жертвоприношения (Ишвара Пранидхана) всё, что выполняет посредством Карма Индрий (органов действия).

Карма Йог не ожидает в ответ даже любви, уважения или восхищения от людей, которым он служит.

Вначале все ваши Кармы могут быть не чистого типа Нишкамьи. Некоторые могут быть Сакамья (с ожиданием). Некоторые могут быть Нишкамья. Вы должны быть очень бдительным в тщательном изучении своих побуждений во время действия. Вы должны быть всегда в состоянии самоанализа. Мало-помалу, по мере того, как сердце становится всё чище и чище посредством постоянной работы, ваши действия станут совершенно бескорыстными и самоотверженными.

В уме существует три Доши, а именно: Маля (что означает загрязнённость подобно похоти, гневу, алчности и т.д.), Викшепа (метания ума) и Аварана (завеса невежества). Маля устраняется посредством Нишкамья Карма Йоги, Викшепа – посредством Упасаны (поклонения) и Аварана – посредством изучения Ведантической литературы и Джнаны. Карма Йога даёт Читта Шуддхи. Она очищает сердце и подготавливает ум к зарождению знания (Джнана Удая).

Только тот, кто сократил свои желания и контролирует свои Индрии, может заниматься Карма Йогой. Как может человек, живущий в роскоши, с восстающими Индриями, служить другим? Он всё хочет для себя, он хочет эксплуатировать других людей и господствовать над ними. Ещё одним условием является то, что он должен иметь уравновешенный ум. Он должен также быть свободным от Рага-двеши (желания и отвращения). В Гите, гл.18, Шлока 23, сказано:

“Предписанное действие называется чистым, если оно совершается тем, кто не обладает желанием вкушать плоды действия, и кто лишён привязанности, без любви и ненависти”.

Вы должны обучиться тайне отречения или отказа от плодов действия. Долгим будет урок; утомительной будет практика. Вы должны сочетать энергию в работе с безразличием к результатам работы.

Уничтожьте честолюбие, уничтожьте желание жизни, уничтожьте желание иметь удобства. Работайте так, как те, кто являются честолюбивыми. Уважайте жизнь, как те, кто желают её. Будьте счастливы, как те, кто живёт ради счастья.

Примирение этих противоположностей является секретом отречения. Все, кто ищет силу, жизнь или удобства, совершают действия с точки зрения приобретения и наслаждения этими плодами, и они направляют свою деятельность к этому результату. Плод действия является мотивацией для усилия, а его желание вдохновляет усилие.

Ученики должны действовать в этом мире так же энергично, как дети, но они должны иметь иную мотивацию; они должны работать, чтобы был осуществлён божественный закон, чтобы было продвинуто божественное предназначение, чтобы Воля Господа могла быть выполнена во всех тонкостях. Это – новая мотивация, и она едина с непреодолимыми силами; они работают только для Бога. Действуя таким образом, они не создают уз Кармы, поскольку именно желание создаёт узы.

Итак, достижение отречения является трудным и требует долгого времени и упорной практики. Испытуемый должен вначале постараться быть беззаботным, беспечным к результатам, которые приходят лично к нему в результате действий; он должен стараться изо всех сил и затем избавлять себя от всех чувств, которые возникают, как реакция на действие; он должен стараться быть ровным независимо от того, что придёт. Если приходит успех, он должен сдержать чувство приподнятого настроения, если неудача – он не должен позволить депрессии овладеть им. Он должен упорно повторять свои попытки до тех пор, пока постепенно не обнаружит, что стал мало заботиться о сдерживании (или падении), хотя он не потерял ни чуточки своей энергии и усердия в своих действиях. Он не будет искать внешней деятельности, а будет стараться изо всех сил в каждой обязанности, которая встречается на его пути, и начнёт проявлять уравновешенное состояние ума, которое является венцом силы и отрешённости Души.

Он должен торопиться к достижению этого посредством трезвой оценки так называемых земных ценностей, и должен медитировать на их преходящей природе, на тревоге, беспокойстве тех, чьи сердца фиксированы на них, и на опустошённости от них, когда они, наконец, достигнуты и захвачены, на пресыщенности, которая следует по пятам обладания. Высокое интеллектуальное уважение придёт ему на помощь при разочаровании и удержит его в успехе, и таким образом окажет ему помощь в получении большего равновесия. Это – поле ежедневного сражения, которое требует многих лет работы человека.

Испытуемый должен помнить, что большая часть его работы состоит в практике правил, заложенных всеми искренними монахами.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ