На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Свами ШИВАНАНДА
Практика КАРМА ЙОГИ

Часть I. Йога служения

Глава 2. Йога служения

Что является объектом Севы, или служения? Почему вы служите бедным и нуждающимся, а также страдающему человечеству в целом? Почему вы служите обществу и стране? Да, совершая служение, вы очищаете своё сердце. Исчезают эгоизм, ненависть, ревность, идея превосходства и все скрытые негативные качества. Развиваются скромность, чистая любовь, симпатия, терпимость и милосердие. Уничтожается чувство обособленности. Искореняется эгоизм. Вы обретёте широкий открытый взгляд на жизнь. Вы начнёте ощущать единство и единение. В конце концов, вы обретёте знание о Душе. Вы осознаете "Единое во всём" и "всё - в Едином". Вы ощутите безграничную радость. Что, в конце концов, является обществом? Это - не что иное, как собрание единиц, или индивидуумов. Мир - это не что иное, как проявление Бога. Служение человечеству и стране - фактически не что иное, как служение Богу. Служение является поклонением. Но необходимо служить с Бхавой. Только тогда можно быстро достичь реализации и очищения сердца.

Чувство обособленности является колоссальными оковами. Уничтожьте чувство обособленности посредством Брахма Бхаваны, путём развития Адвайтического единства сознания и посредством самоотверженного служения. Это чувство обособленности является иллюзией, созданной невежеством, или Майей.

Развивайте сильный энтузиазм для бескорыстного самоотверженного служения. Будьте добры ко всем. Любите всех. Служите всем. Будьте терпимыми и щедрыми по отношению ко всем. Служите Богу – в каждом человеке. Это – путь для достижения цели.

Подобно матери, которая потеряла девять детей и любит единственного оставшегося сына так крепко, так сильно, точно так же и вы должны развить безграничную любовь ко всем существам. Это – первое и самое важное качество для ученика. Астральное тело человека, обладающего этой безграничной любовью, будет сиять великолепным светом и блеском. Возникнет зарево неописуемого великолепия.

Тот, кто игнорирует свои собственные наслаждения и удобства и пытается всегда помогать другим, действительно является продвинутым учеником на пути духовности. Он имеет при себе отмычки для того, чтобы открыть сферы духовного блаженства.

Во время критических ситуаций вы должны быть в состоянии быстро соображать и действовать немедленно, с безошибочной точностью и глубокой концентрацией. Вы должны стараться замечать, что вы - не опрометчивы и не слишком стремительны. Вы должны быть спокойными и собранными.

В наши дни многие духовные ученики предпочитают выполнять какую-нибудь приятную работу: что-нибудь писать, собирать цветы для Пуджи, приводить в порядок книги в библиотеке, что-то попечатать, за чем-то понаблюдать, управлять работой и так далее. Они не любят ходить за водой, колоть дрова, мыть грязную посуду, стирать одежду, подметать, готовить пищу, мыть подкладное судно и ухаживать за больными. Они считают эти виды работы лакейскими. Они не пытаются понять истинный дух Карма Йоги и Веданты. Они всё ещё являются Бабу. Они нуждаются в суровой дисциплине и тренировке. В течение первого года я ставлю этих Бабу-учеников для выполнения работы, связанной с обслуживанием больных. В течение следующего года я заставляю их мыть посуду и подметать комнату. Стирать одежду больных - в течение третьего года. Только тогда они становятся настоящими учениками. Только тогда они будут готовы начать медитировать.

Если Ашрам не управляется должным образом, кухня становится центром сражения. Вся Майя находится на кухне. Ученики начинают сражаться здесь. Один ученик говорит: “Я не получил гхи или овощи сегодня”. Другой говорит: “Суп из дала был очень водянистым. Вишваранджан добавил обычной воды из Ганги в суп. Он не любит меня”. Но если здесь находится действительно развитый Карма Йог для тренировки молодых учеников, истинная Адвайта Веданта начинается на кухне Ашрама и заканчивается в Васиштха Гухе в Гималаях. Кухня является лучшим тренировочным центром или школой для развития терпения, выдержки, воздержанности, милосердия, симпатии, любви, способности приспосабливаться и создания духа подлинного служения для очищения сердца и для реализации единства жизни. Каждый ученик должен знать, как правильно готовить пищу.

Если ученик живёт с Гуру, он должен быть готов старательно выполнять любую работу, определённую для него. Если вы создаёте интерес в работе, против которой возмущается ум, позже вы сможете выполнять любой вид работы. Совершая это, вы, несомненно, разовьёте свою силу воли.

Равновесие ума приносит подлинное, длительное счастье для дисциплинированного человека. Это – не товар, который можно купить на рынке. В действительности это – редкий дар, который может быть достигнут с помощью длительного самоотверженного служения с Атма Бхавой, равным видением, контролем Индрий и при помощи самообуздания, развивая такие добродетели, как умение приспособиться, широкое щедрое терпение и высокая степень выдержки, безмятежность, спокойствие, контроль настроения, с помощью устранения беспокойства, тревоги, страха и депрессии посредством духовной Садханы и медитации. Это спокойствие и равновесие ума может дать истинное вечное счастье человеку. Богатство трёх миров – ничто по сравнению с блаженством, испытываемым великой душой, которая обладает безмятежным и уравновешенным умом. Теперь скажите мне честно: где это блаженство? Кто является великим человеком? Богатый король с неуравновешенным и распущенным умом, живущий во дворце, или бедный святой с великолепным спокойствием и уравновешенным умом, живущий в шалаше на берегу священной Ганги?

Если вы по-настоящему хотите служить другому человеку, вы должны стараться угодить ему во всех отношениях. Вы не должны делать только то, что вам приятно. Вы должны совершать такие действия, чтобы они давали ему безграничное счастье. Это составляет подлинное служение. Но обычно под маскировкой служения другим людям люди стараются лишь сделать приятное себе. Это - серьёзная ошибка. Тот, кто даёт ручку острого ножа, чтобы его взял другой, а сам берётся за острое лезвие, выполняет настоящее служение. Подлинный Севак радуется служению. Он взваливает на свои плечи наиболее ответственную, трудную, трудоёмкую, неинтересную работу и убивает своё собственное маленькое "я" для того, чтобы быть полезным другим. Он сознательно терпит страдание и боль, чтобы служить и быть полезным другим.

Остановка дыхания посредством Кумбхаки на два часа, вращение чёток в течение двадцати четырёх часов, сидение в Самадхи в течение сорока дней в подземелье без пищи, подрезав уздечку языка и практикуя Кхечари Мудру, стояние на одной ноге под палящим жарким летним солнцем, выполнение Тратаки на солнце в полдень, чтение Ом, Ом, Ом в одиночестве и тишине в джунглях, проливание океана слёз во время выполнения Санкиртана – всё это не поможет до тех пор, пока человек не объединит горячую любовь к Богу во всех существах с пламенным духом служения Ему во всех существах. Ученикам сегодняшнего дня, к сожалению, не хватает этих двух совершенно необходимых качеств. Это является причиной того, что они не достигают каких-то успехов в медитации в одиночестве. Они не обладают подготовленной почвой – я имею в виду Антахкарану – с помощью длительной практики любви и служения в начале. Я видел в своей богатой опытом жизни Бхакт такого рода: Бхакт, которые носили полдюжины гирлянд вокруг своей шеи и запястий и бормотали день за днём “Харе Рама Харе Кришна”, вращая длинную Джапа Малю в своих руках. Эти Бхакты никогда не приблизятся к больному, даже если он находится в умирающем состоянии, и не дадут ему ни капли воды и молока; они не спросят: “Что я могу сделать для тебя, брат мой? Как я могу быть полезным тебе?” Они лишь из любопытства будут просто наблюдать за больным на расстоянии. Можете ли вы назвать этих людей истинными Вайшнавами или Бхактами? Есть ли хотя бы гран настоящей пользы в их медитации или Бхаджане? Джинда Нараян (живой Нараян) в форме больного является в умирающем состоянии. Они бессердечны, чтобы подойти и служить ему, или просто сказать несколько добрых поддерживающих слов в критический момент, когда его жизнь висит на волоске! Как могут они ожидать получения Даршаны всемилостивого Хари, когда у них такие чёрствые сердца? Как могут они надеяться на Богореализацию, когда у них нет глаз, чтобы видеть Бога во всех существах, и духа служения, чтобы услужить Ему во всех этих формах?

Лишь тот человек, который обладает знанием и преданностью, может действительно эффективно служить стране и людям. Джнана и Бхакти должны быть твёрдой основой Карма Йоги. Вначале Джнана может комбинироваться с Карма Йогой или Бхакти Йога может комбинироваться с Карма Йогой. Джнана Карма Йог думает и чувствует, что он служит своему собственному Атману, и реализует Адвайтическое сознание. Бхакти Карма Йог думает и ощущает, что он служит своему Господу, своему собственному Иште во всём; и реализует Божественное сознание и имеет Даршану своего Возлюбленного. Просто филантропическая работа без симпатии, без преданности и знания - это не более чем просто общественная уборка мусора. Это - не Йога или поклонение. Это - более низкий план. Он не может достаточно возвысить человека. Прогресс будет слабым и медленным, если вообще это можно назвать прогрессом. Помните: умственное отношение, или Бхава, даёт громадное добро.

Карма Йог, который выполняет всю работу в форме поклонения Богу, который вначале отдаёт своё тело, ум, душу и все свои действия как цветы или подношения к Лотосовым Стопам Господа, который вечно поглощён в Боге посредством постоянной мысли о Боге, теряет себя в Богоосознании с помощью всеобщего самопожертвования. Он становится поглощённым в Боге. Он становится единым с Космической Волей. Это - его последняя и самая высшая стадия. Он осознаёт, что всё, что происходит в мире - не что иное, как Лила Бога, или божественная игра. Он осознаёт истину, высказанную в Брахма Сутрах: Кокаватту лила кайвальям. Он ощущает, что он является единым с Богом, а также является участником Его Лилы. Он живёт лишь для Него. Он живёт только в Нём. Он думает и действует теперь, как Сам Бог. Завеса спадает. Чувство обособленности полностью уничтожается. Теперь он наслаждается Божественной Айшварьей.

Врач, работающий в больнице, должен думать, что все пациенты являются проявлением Бога. Он должен думать, что тело является движущимся храмом Бога, и что больница является большим храмом или Вриндаваном или Айодхьей. Он должен думать таким образом: “Я выполняю все свои действия, чтобы угодить Господу, а не для того, чтобы удовлетворить своё высокомерие”. Он должен думать, что Бог является внутренним правителем (Антарьямином) и что Он один управляет его органами изнутри. Что Бог является существом, дёргающим за верёвочки это тело, подобно кукольнику. Он должен думать, что он работает, чтобы осуществить Божественную Волю в великом плане или в порядке вещей. Он должен предложить все свои действия к Стопам Господа, независимо от того, хорошие они или плохие. Затем он должен сказать: Ом Тат Сат Кришнарпанамасту или Ом Тат Сат Брахмарпанамасту в конце и вечером, когда он отправляется спать. Это – Джнанагни или огонь мудрости, или огонь преданности, который разрушает плоды действия, создавая Читта Шуддхи, знание о Душе, и окончательное освобождение. Он никогда не должен думать даже так: “Я сделал такую похвальную работу, совершил такие похвальные действия…. Я получу достойное место на Сварге и т.д. Я буду рождён в следующем рождении богачом”. Посредством постоянной практики такого рода он медленно обретёт умственную непривязанность к работе. Женщина, когда она выполняет свои домашние обязанности, также должна поддерживать вышеуказанное умственное отношение. Подобным образом можно одухотворить все действия. Все действия станут поклонением Богу. Человек может реализовать Бога в любой ситуации, какое бы место в жизни он ни занимал, если только он действует с правильным умственным отношением.

Пусть великий Бог, Обладатель Флейты Вриндавана (Кришна), возлюбленный Радхи (Радха = Удачливая или добивающаяся успеха; имя знаменитой Гопи, возлюбленной Шри Кришны, которая считается воплощением Богини Лакшми), радующий Дэваки (Дэваки = имя матери Шри Кришны, жены Васудэвы), благословит нас правильной верой, Шуддха Прем, правильным умственным отношением и внутренней духовной силой, чтобы выполнять самоотверженное служение миру и реализовать Господа, оставаясь в мире, выполняя Нишкамья Карма Йогу с Нараяна Бхавой, всё время помня о Боге и предлагая в виде подношения все действия, тело, ум и душу к Его Лотосовым Стопам! Пусть благословение Шивы и Хари снизойдёт на всех нас!

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ