На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Свами ШИВАНАНДА
БХАКТИ ЙОГА

Часть XI. Бхакти и Джнана

Глава 2. Джнани – это величайший Бхакта

Бхагаван Шри Шанкарачарья дал определение Бхакти как преданности, или сильной привязанности к Атману. Вы не можете полностью отделить Бхакти от Джнаны. Когда Бхакти становится зрелой, она превращается в Джнану. Настоящий Джнани является преданным Господа Хари, Господа Кришны, Господа Рамы, Господа Шивы, Дурги, Сарасвати, Лакшми, Господа Иисуса и Будды. Невежественные люди считают, что Джнани – это сухой человек, не обладающий преданностью. Это досадная ошибка. Джнани обладает очень большим сердцем. Познакомьтесь с гимнами Шри Шанкарачарьи и постарайтесь измерить глубину его преданности. Пробегитесь по работам, написанным Шри Аппая Дикшитаром. Вы обнаружите неизмеримую глубину его безграничной преданности.

Свами Рама Тиртха был Джнани. Разве он не был Бхактой Бога Кришны? Если Ведантист исключает Бхакти, это значит, что он не по-настоящему охватил или понял Веданту. Те же самые атрибуты Господа или Ниргуна Брахмана проявляют себя в виде Бога в форме религиозного поклонения Его преданных.

Бог Кришна рассматривает Джнани как первоклассного Бхакту. Он говорит в Гите: "Из этих двух мудрый, постоянно находящийся в гармонии, поклоняющийся Единому, является лучшим. Я являюсь сверхдорогим для мудреца, и он дорог Мне. Благородными являются все остальные, но Я рассматриваю мудреца поистине как Себя Самого. Он, объединённый со Мной, фиксирован на Мне, высшем пути."

Бхакти неотделима от Джнаны. Наоборот, Джнана усиливает Бхакти. Тот, кто обладает знанием Веданты, хорошо укоренился в своей преданности. Он устойчив и твёрд. Невежественные люди говорят, что если Бхакта изучает Веданту, он теряет свою преданность. Это неверно. Изучение Веданты помогает увеличить и развить преданность. Преданность человека – знатока Ведантической литературы хорошо обоснована. Бхакти и Джнана подобны двум крыльям птицы, помогающим человеку долететь до Брахмана, к вершине освобождения.

Шри Веда Вьяса написал 18 Пуран для пользы всему миру. Он написал Махабхарату. Но где-то в глубине сердца он был не удовлетворён. Он испытывал тревогу и беспокойство. Нарада встретил Вьясу и поинтересовался: "Что с тобой, о Вьяса? У тебя такое угнетённое, подавленное настроение." Вьяса излил ему свою сердечную боль. Тогда Нарада сказал: "Ты должен написать книгу, которая имеет дело с Прем Кришны и Лилами Бога Кришны. Только тогда ты обретёшь покой ума." Затем Вьяса написал Бхагавату, переполненную Бхакти Расой и Киртаном Хари. Риши изучали Бхагавату и вели беседы о ней в уединении в лесу в окрестностях жилища Шукадевы. Шукадева, совершенный Джнани, был очень сильно привлечён учениями Риши. Он отправился к своему отцу и изучал Бхагавату под его руководством. Только потом он обучил Бхагавате Раджу Парикшита.

Какой преданностью обладал Шукадева! Отсюда становится совершенно ясно, что преданность и Джнана неотделимы друг от друга. Джнани является высшим Бхактой. Ведантисты, которые говорят плохие слова о преданности, заблуждаются и находятся под чарами Майи. Бхакти вовсе не является антагонистичной Джнане. Между ними существует взаимозависимость.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ