На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Йогарадж Борис Сахаров
ЙОГА ИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ

Глава 4. СТУПЕНИ ПРАКТИКИ ЙОГИ

4. ПРАНАЯМА (Дыхательные упражнения)

Теперь мы подошли к четвертой ступени ЙОГИ, к ПРАНАЯМЕ. Это слово означает, как уже разъяснялось, “напряжение (ЯМА) космической жизненной энергии (ПРАНА)” и скрывает в себе всю тайну дыхательной техники. К сожалению, индийскими авторами не разъясняется, что сюда входит, хуже того, обозначается как “контроль дыхания”.

Это неподходящее обозначение ведет к неправильному толкованию древних текстов, отображающих эту неправильную технику. Сюда следует добавить господствующее на Западе полностью неправильное представление о фактическом процессе дыхания в человеческом теле, а также от исходящей из этого неправильной дыхательной техники.

Все это столь же достойно сожаления, как и то, что сами специалисты бездумно распространяют и снова рекомендуют основанную на неправильных заключениях и часто ведущую к значительному ущербу для здоровья дыхательную гимнастику, невзирая на мысли о физиологических фактах. Поэтому мы будем творить добро заостряя наше внимание особенно на нескольких фактах физиологии дыхательных органов.

Мы начнем наше рассмотрение отдельных дыхательных упражнений по очереди, которая неплоха, однако способна заблудившимся в этой сфере и получившим ущерб при практическом применении этой ошибочной техники, полностью компенсировать.

Будут названы 8 дыхательных упражнений, как принадлежащих к ПРАНАЯМЕ:

1. САХИТА, 2. СУРЬЯБХЕДА, 3. УДДЖАЙН, 4. СИТАЛИ, 5. БХАСТРИКА, 6. БХРАМАРИ, 7. МУРЧХА, 8. КЕВАЛИ. Вместо последнего вида некоторые тексты разъясняют так называемый ПЛАВИНИ (“плавающий”), потому что человек, пользуясь этим дыханием, без всякого движения может держаться на воде сколько угодно долго. Начнем прямо этим ПЛАВИНИ.

В нормальных условиях человеческое тело (худое) плавает в соленой воде (морей, океанов и т. п.), но тонет в пресной (реках или озерах), даже если оно имеет некоторое жировое покрытие. Толстых людей вода в известной мере “носит”. Каким же образом может худой человек, выполняющий это дыхательное упражнение, не утонуть в пресной воде, как единогласно утверждают индийские тексты? Как гласит предписание: наполните живот воздухом и оставайтесь без движения лежать, сидеть или стоять в воде в любой позе, пока голова наверху. Так как правильная техника давным давно забыта, некоторые хатха-йогины пытаются добиться того же результата тем, что просто глотают воздух и наполняют им желудок - отвратительная процедура, так как этот воздух позже должен быть извергнут. При всем этом правильная техника предельно проста - нужно дышать диафрагмой, только и всего! Даже разговор не помеха при этом способе дыхания, при условии, что за грудобрюшной преградой всегда будет оставаться достаточно много воздуха. Тем самым этот ПЛАВИНИ как способ дыхания, является безошибочным контролем правильного диафрагменного (полного) дыхания, потому что это полное дыхание является единственно правильным способом дыхания. Значит, если кто-либо вам попытается демонстрировать диафрагменное дыхание и при этом сам уйдет под воду, не верьте ему, он говорит бессмыслицу.

Взгляните на скелет грудной клетки попристальнее. Мы убеждаемся, что ребра прикреплены с обеих сторон, спереди к грудине, сзади к позвоночнику. Разденемся до пояса и сядем перед зеркалом. Теперь попытаемся, продолжая дышать спокойно, развести руки вверх и в стороны. Проделаем это же без дыхания. Во всех случаях мы убеждаемся, что дыханию это движение не мешает и не влияет на него никоим образом. Даже некоторое растяжение грудной клетки в нижней ее части (там, где имеются четыре “фальшивых” ребра) натянутыми мышцами рук (дельтовидной мышцей), это растяжение едва ли можно заметить. Отсюда мы делаем вывод, что, во-первых, дыхание независимо от этих движений рук и, что, во-вторых, верхушки легких (находящихся под первой, самой верхней парой ребер) этим незначительным растяжением нижней (открытой) группой грудной клетки никоим образом не растягиваются. Кому придет в голову надувать камеру шины тем, что он будет растягивать саму камеру? Но многие “эксперты по дыханию” верят в эту бессмыслицу, ибо они рекомендуют при вдохе поднимать и руки, благодаря чему, по их мнению, воздух достигнет и верхушки легких. Это еще не все, они даже утверждают, что это и есть диафрагменное дыхание. Но при этом диафрагма, которая всегда более или менее работает вместе с грудной клеткой, задействована в самой малой степени. А чему учит практический опыт врача-легочника? Что именно те пациенты чаще всего имеют катар верха легких или даже туберкулез легких, которые дышат грудной клеткой, причем почти исключительно поднимают грудную клетку вверх - техника, которая встречается не только у большинства женщин, но и спортсменов и даже нужна им. Они измеряют объем легких, к сожалению, не количеством вдохнутого воздуха, а только и единственно объемом груди. А при этом нашим единственным дыхательным инструментом является диафрагма, а не грудная клетка, как это определенно доказывает вышеописанный ПЛАВИНИ-феномен. Точно так же, как поршни воздушного насоса всасывают воздух, так действует и наша диафрагма при дыхании - вопрос лишь как нужно двигать эти поршни нашего тела?

На это индийская ЙОГА дает как достойный внимания, так и практический ответ - посредством определенного положения языка. Оно называется НАБХО-МУДРА и состоит в следующем. Корень языка (не кончик языка!) кладется на мягкое нёбо (маленький язычок), как для произнесения носового “н” в слове “ланге” (или как при дыхании носом открытым ртом). Если при этом проделать легкое нажатие языком на зев и так вдохнуть, возникает легкий храпящий звук и тотчас почувствуешь характерное давление на область анального отверстия, связанного с дыханием - включена диафрагма. Позже в этом искусственном средстве нужда отпадает, но положение языка имеет еще и другие преимущества и потому очень рекомендуется йогинами. Другая помощь - это уже известное сильное подтягивание после последовательного выдоха (УДДИЯНА БАНДХА). Если диафрагма, благодаря постепенному упражнению, достаточно опускается вниз, чем и объясняется ПЛАВИНИ-феномен - не в охвате груди, а в объеме диафрагмы заключается весь секрет.

Есть еще одно дыхательное упражнение, дающее более легкое изучение диафрагменного дыхания, а именно т. н. “воздуходувный мех” (БХАСТРИКА), которое нормальным образом должно проделываться диафрагмой, иначе оно легко причиняет чувство головокружения, знак, что дыхание неправильное. Но при этом мы были бы уже посреди практики, а нам еще приходится рассматривать нечто теоретическое. Что происходит, например, если мы стараемся, но дышим все же грудной клеткой, а должно быть диафрагменное дыхание? Пока мы делаем обычные глубокие вдохи при простой дыхательной гимнастике, не должно, с точки зрения уже объясненного несовершенного дыхания, возникать дальнейших осложнений, пока мы не переступили обычных границ. Но кто может сказать, где эти границы лежат, при условии, что грудное дыхание уже само по себе ненормально? Любая активизация и интенсификация этого ненормального дыхания гимнастики и особенно спорта, атлетики и т. п., таит в себе растущую опасность чрезмерного растяжения легочной ткани, которое неизменно возрастает, если упражняться в дыхании по ЙОГЕ этим способом.

Только подумайте, любое индийское дыхательное упражнение преследует целью сильное растяжение вдохов постоянно растянутым затаиванием дыхания - как мы сейчас увидим, это затаивание дыхания длится при каждом вдохе около 1,5 минут (от 48 до 144 секунд) и такие вдохи по индийским предписаниям нужно делать четырежды в день по 80, а всего 320, если хочешь удовлетворить эти условия. Это соответствует затаиванию дыхания около 8 часов ежедневно. Чудо ли, что человек этим безрассудным растяжением чрезвычайно нежной легочной ткани причинит себе непременно эмфизему легких, астму или еще что-либо похуже? Практика АСАН показала, что неосторожное перенапряжение эластичной и прочной мышечной ткани может привести к болям, длящимся днями - насколько же страшнее должен быть вред, если более нежная легочная ткань будет подвержена такому постоянному избыточному растяжению! Эта опасность исключена, если растягивать вместо этого диафрагму, т. е. дышать диафрагмой, и при этом еще после каждого выдоха ее крепко подтягивать (УДДИЯНА-БАНДХА), благодаря чему в легких возникает “отрицательное давление” (вакуум), так что легочная ткань то вздувается, то сжимается и поэтому остается эластичной. Иначе бы ни один самый опытный йогин не переносил бы это упражнение без вреда.

Но есть еще одна бессмыслица, которая широко распространена на Западе и даже рекомендуется специалистами по дыханию - я имею ввиду выдох через рот. Приверженцы этого метода могут говорить все что угодно, но они должны признать следующее:

1. Природа дала нам для дыхания нос, а не рот. Если мы должны, как многократно говорится, выдыхать через рот, чтобы достичь совершенно полного выдоха, то мать-природа наверняка снабдила бы нас в этом смысле.

2. Задачей слизистой оболочки носа является, между прочим, согревание вдыхаемого наружного воздуха, собственно в мороз холодный воздух в носу нагревается настолько, что вдыхается без вреда для легких. Если этот дополнительно подогретый в легких воздух выдыхать через нос, то нос длительное время остается теплым. Если же наоборот, выдыхать его через рот, нос вновь вдыхаемым холодным воздухом скоро так охладится, что начнет просто-таки болеть и невольно заставит и вдыхать через рот, что совершенно и полностью неприемлемо.

3. Главнейшей задачей слизистой носа является сбор частиц пыли и уничтожение бацилл. Последнему помогает выдыхание двуокиси углерода использованного воздуха через нос. И это тем действеннее, чем основательнее и глубже делается каждый вдох, как это имеет место в случае дыхательных упражнений. При выдохе через рот это действие совершенно выпадает.

4. Каждый орган развивается в деятельности и хиреет от длительного покоя. При выдохе через рот слизистая оболочка носа выполняет лишь половину работы, кроме того недостаточно закаляется и легко застуживается и закупоривается. Следствием является катар слизистой оболочки носа.

5. Выдох и особенно полюбившееся выталкивание воздуха через рот с “ссс”, “ффф” и “фю” и другими надуманными на Западе бессмыслицами производит усиленное давление на нежные легочные пузырьки и надолго делает астматиком или подверженным астме по меньшей мере. Это неоднократно подтверждает пример музыкантов духовых инструментов и не в последнюю очередь пловцов кролем. Этот факт подкрепляется тем, что выталкивание воздуха через нос и предусмотренное время само по себе излечивает многолетнюю астму.

Перечисление этих неоспоримых фактов могло бы стать достаточным, чтобы усомниться в надуманном положительном действии выдыхания через рот. Но я добавлю к этому дальнейший факт - выдох через рот не рекомендуется ни в одном чисто индийском дыхательном упражнении. Тот кто выдает этот идиотский способ выдоха за метод ЙОГИ - или просто не в курсе дела, или действует против истинного познания. После этих теоретических выпадов можно было бы приступить собственно к нашей практике. И все же остается сказать еще кое-что - на этот раз о примечательных принципах правильного учения индийских авторов книг по ЙОГЕ. Первым требуется при дыхательных упражнениях, так называемое, “очищение нервов” (НАДИ-СУДДХИ). И сразу же, что это за такие НАДИ? Свами Шивананда говорит в своей “КУНДАЛИНИ-ЙОГА” однозначно: “НАДИ это астральные трубки, которые состоят из астральной материи и руководят психологическими потоками”. И далее: “Если дыхание проистекает через СУШУМНУ (спинно-мозговой канал), принцип мышления стабилизируется. Если НАДИ полны нечистотами, дыхание не может пройти через средний НАДИ. Поэтому для очищения НАДИ нужно проделать ПРАНАЯМЫ”. И Радж Бахудур Шри Чандра Васу считает: “ВАЙЮ не проходит (не может) в НАДИ, пока они наполнены нечистотами (калом и т. д.)”.

Читатель может как угодно размышлять над тем, как, во-первых, “кал и т. д.” попали из прямой кишки в спинномозговой канал или в какие-либо другие астральные каналы тела, и во-вторых, как осуществить благодаря этим дыхательным упражнениям очищение астральных каналов от, необъяснимым образом, попавших туда нечистот. И при этом древний текст говорит довольно недвусмысленно о способе Гхеранды: “Имеется два вида очищения НАДИ - САМАНУ (с МАНТРОЙ) и НИРМАНУ (без МАНТРЫ). САМАНУ проделывается с БИДЖА (буквально МАНТРОЙ), НИРМАНУ посредством ДХАУТИ (очистительными упражнениями).”

В соответствии с этим есть две возможности очищения НАДИ - грубоматериальные каналы, тоже называемые НАДИ, очищаются водой и т. д., а тонкоматериальные (нервы и др.) дыханием. Но есть ли на самом деле дыхание, которое проникает в эти тонкоматериальные каналы? Любой дилетант в анатомии знает, что ноздри сходятся уже за мягким небом, так что дыхание, приходя безразлично по какой из них, проходит через ту же самую трахею и даже до самого легкого. Как же нужно это дыхание пропускать через ИДА (левая часть тела) или ПИНГАЛА (правая часть тела) или даже СУШУМНА (средний спинномозговой канал) с целью “очищения нервов” и в последующем при ПРАНАЯМЕ? Санскритские тексты, если они говорят об этом обстоятельстве, никогда не употребляют выражение “дыхание” (СВАСА), а постоянно упоминают понятия “ПРАНА”, “ВАЙЮ” или “МАРУША”, которые столь же мало обозначают дыхание как ПРАНАЯМА “контроль дыхания”. А выражение МАЛА-АКУЛА, которое переводится как “от нечистот освобожденный”, собственно, означает “путаница жидкостей (ДОША)” тела, как “ветер””, “желчь” и “слизь”. Против этой путаницы или нерегулярности помогает наряду с дыхательным упражнением СИТАЛИ в первую очередь КАПАЛАБХАТИ, которая является первой ступенью “очищения НАДИ”. В чем она состоит?

Вдыхают слева, выдыхают справа, затем вдох справа, выдох слева и т. д., благодаря чему “устраняются заболевания слизистой оболочки”, как гласит теория. Высшая ступень этого очищения НАДИ практически не отличается от САХИТЫ, которая включает все виды дыхания через ноздри. Из этого следует, что любое дыхательное упражнение, при котором дышится лишь через одну сторону носа служит очищению НАДИ и потому делает это последнее не нужным в качестве специального упражнения. Из вышесказанного также следует, что без сомнения речь идет о регулировании обеих магнетических потоков СУРЬЯ-СВАРА (правой стороны) и ЧАНДРА-СВАРА (левой стороны). Если тело состоит в созвучии с природой (т. е. здорово), оба эти потока сменяются регулярно через каждые два часа. Если же человек болен, в нем это действие смены нарушено и как следствие этого происходит “путаница жидкостей “ветра”, “слизи” и “желчи”. Это является объяснением вопроса, каким образом дыхание, во-первых, “очищает нервы” (тонкоматериальные каналы обеих сторон тела ИДА и ПИНГАЛА) и, во-вторых, может очистить средний канал от “нечистот” (неупорядоченности обоих потоков, ибо несколько минут между каждым двухчасовым периодом дыхание происходит через обе ноздри равномерно и ПРАНА проходит через средний канал спинного мозга СУШУМНА).

Это феномен возникает особенно четко при восходах и заходах Солнца, почему и предписывается упражняться в это время, так же как и в полдень и в полночь, если должно наступить это же явление. Если этого не происходит, то должно быть вызвано искусственно. Так это очищение нервов преследует двойную цель. Во-первых, достигается общее регулирование и укрепление магнитных потоков тела, во-вторых, немедленное регулирование, благодаря чему достигается последующее равновесие обоих потоков. Но первое достигается также хорошо выполнением дыхательного упражнения через отдельную ноздрю, как КАПАЛАБХАТИ, СУРЬЯБХЕДА и САХИТА. Магнитное равновесие же достигается много проще следующим вспомогательным средством. Ложатся на свободную сторону (на которой сторона носа свободная) и выжидают 7-10 минут. По истечении этого времени, а возможно и раньше, обе части носа освободятся. Тогда можно делать дыхательные упражнения. Затем следует практика ПРАНАЯМЫ. И об этом также как и об АСАНАХ у Патанджали на первый взгляд не найдешь указаний. Более точное исследование объясняет, однако, очень многое. Это практически правильный метод, который существенно отличается от обычных объяснений современных (даже индийских) авторитетов. Что говорит Патанджали? Его последующее руководящее после АСАН предложение гласит: “Ему (т. е. не смущению противными и равным образом не препятствование противным) следует ПРАНАЯМА - расщепление процесса вдоха и выдоха” (“ЙОГА-СУТРА”, II, 49).

В чем состоит это расщепление процесса вдоха и выдоха? Очевидно в разделении вдоха и выдоха. Так как Патанджали последний вид дыхания, так называемый КЕВАЛИ, при котором не предпочитаются ни вдох, ни выдох относит к четвертому виду (“ЙОГА-СУТРА”, II, 51), то, следовательно, имеются в общем четыре возможности: 1. Вдох и выдох одновременно, 2. Вдох, 3. Выдох, 4. Ни вдох, ни выдох. Если мы еще добавим, что слово “ПРАНАЯМА” означает затяжку процесса дыхания, отсюда последует необходимость по возможности растянуть по длине соответствующий из четырех указанных процессов. Это практически проистекает из “ЙОГА-СУТРЫ”, II, 50: “Вид и способ задержки дыхания вне или же внутри (тела), характеризуется по месту, длительности и количеству, и является долгим и тонким”.

Пусть читатель возразит, что слово СТАМБХА в оригинале означает “задержка дыхания”, а не “затягивание дыхания” (КУМБХАКА). Разница столь же мала, сколь выражение в оригинале ДИРГХА-СУКШМА - “или надолго затаить, или коротко” (Вивекананда, “РАДЖА-ЙОГА”). Ибо слово СУКШМА есть более “тонко” (тонкоматериальное), “едва слышимое”, а не просто “коротко” и это есть существенно другая техника, чем обычно рекомендуется, по которой нужно затаить дыхание “долго или коротко”. Точно так, как в случае АСАН, нужно совершенно исключить усилие, боль, вообще любое употребление перебарывания, ибо любое насилие есть факиризм, а не ЙОГА. Так, не нужно при ПРАНАЯМЕ затаивать дыхание с усилием или с самоцелью. Мы увидели, что основным принципом АСАН является застывание в определенной позе, пока застывание еще кажется приятным. Этот принцип простирается на технику дыхания, на концентрацию и медитацию, т. е. на всю ЙОГУ вообще. Не “ХАТХА” (усилие), а “ХАТХА” (объединение “Солнца” и “Луны”, вдоха и выдоха, души с духом космоса), и не возделывание рук, сидение на льду голым, или на доске с гвоздями, не факирские затаивания дыхания на минуты или даже часы, не созерцание кончика носа или пупка, или еще чего-либо. Из простых, но точных наставлений Патанджали четко и ясно следует, что вдох или выдох, каждое по четырем видам дыхания, должны проделываться медленно и тонко (так, что этого не слышно), вплоть до застывания.

Например, вдохнуть так, чтобы вдох посредине замедлился, благодаря чему этот процесс станет все менее слышным, пока пауза не выключится сама по себе - в том состоит застывание на вдохе. Тоже самое имеет место и при выдохе, всякое искусственное, каждое насильственное затаивание дыхания, как многократно предписывается, например, на 62, 80 или даже 144 сек. (2,4 мин.), является чистейшей бессмыслицей, факиризмом, духовным самоубийством.

Читателю не следует искать ни в коем случае в моей критике личных аспектов. Настоящие йогины, как Бабаджи, Лахири Махасайя и Юктешвар Гири не оставляли без четкости ничего, заявляя: “КРИЙЯ-ЙОГА (подготовка тела) не имеет ничего общего с ненаучными дыхательными упражнениями, которым учит несколько заблудших фанатиков. Их стремления задержать дыхание в легких усилием являются не только неестественными, но разрешаются неприятно”. И при этом, собственно, принятое всеми индусами обозначение важнейшего дыхательного упражнения, САХИТЫ, как СУКШМА-ПУРВАК (“приятное предварительное упражнение”) уже своим названием должно любого упражняющегося вести к мягкому приятному способу дыхания. Этот правильный способ дыхания дает возможность лучше всего изучать себя на практике.

1. Сначала встает вопрос о тех дыхательных упражнениях, при которых одновременно удлиняются как вдох, так и выдох.

СИТАЛИ. Свернуть язык трубочкой и медленно вдыхать через язык с легким прихлебывающим звуком. Затем задержать дыхание без неприятного ощущения несколько мгновений и в заключение выдохнуть его через нос нормально. У некоторых людей не сразу получится держать язык таким образом. Они помогают себе тем, что вдыхают через зубы или через слабо открытый рот как через трубочку. Нужно лишь следить за тем, чтобы, во-первых, губы были прикрыты слюной как сеткой и, во-вторых, слюна, как и в первом варианте, после каждого вдоха проглатывается. При этом она играет роль жидкости-катализатора, которая очищает вдыхаемый воздух физически, химически и даже бактериологически. Проведенные германскими учеными опыты показали, что слюна имеет тройственное влияние на бактерий, которое может действовать как связывающее, парализующее и даже убивающее средство как на бациллу Клебса-Леффлера, дифтерийную и многие другие.

Это дыхательное упражнение имеет много преимуществ. Оно освобождает человека от простуд (носоглотки), перебарывает чувство голода и жажды, очищает кровь и дает новую бархатную кожу, почему это дыхательное упражнение известно как “змеиное дыхание” (так сказать “меняет кожу”). Но самым примечательным из всех действий является способность быстро заживлять небольшие повреждения кожи лишь простым усилием воли. Это дыхательное упражнение имеет и недостаток - его нельзя проделывать на холодном воздухе из-за опасности простудиться.

БХАСТРИКА. Быстро вдыхать и выдыхать через нос, как воздушный насос, около 20-30 раз один за другим. Затем сделать глубокий вдох - вдыхать медленно, возможно (но без какого-либо усилия), затаить дыхание и затем медленно (через нос) выдохнуть. Со временем увеличить число коротких дыханий постепенно до 120 раз. Затаивание дыхания дается без труда, ибо быстрые вдохи и выдохи накачивают большое количество кислорода - на этом основывается, главным образом, удивительное действие этого дыхательного упражнения.

Эта БХАСТРИКА (воздуходувка) является самым лучшим и самым действенным из всех дыхательных упражнений. Благодаря ему человек может вдохнуть любое количество кислорода и, следовательно, таким образом, ввести очищенную и обогащенную кровь в любую часть тела, даже в любую клетку тела (через соответствующую АСАНУ). Если при дыхании держать кончики пальцев на ключицах, то почувствуешь, как верхушки легких, благодаря этим толчкам дыхания, снабжаются все новым кислородом и поэтому содержатся здоровыми. Поэтому эта БХАСТРИКА обращена особым преимуществом против легочных заболеваний, прежде всего туберкулеза и астмы. Что касается астмы, то само хроническое заболевание блестяще исцеляется уже после нескольких месяцев этого упражнения дыхания. Может показаться парадоксом, но это действительно так, что толчкообразный вдох через рот делает человека предрасположенным к астме, тот же самый толчкообразный через нос излечивает его от астмы. Нужно лишь при всех астматических и легочных заболеваниях начинать это дыхательное упражнение очень осторожно и мягко, даже очень легко, сообразуясь с телесными возможностями больного, поднимать все по силе и числу толчков - тогда безусловно достигните успеха. Этим не ограничивается благое действие упражнения. БХАСТРИКА успокаивает сердце. После бега, трудного подъема по горным дорогам или даже после душевного волнения нужно по этому способу лишь сделать 20-30 вдохов-выдохов и сердцебиение моментально исчезает, поскольку потребное телу количество кислорода вновь закачано. По этой причине это упражнение рекомендуется как для подготовки, так и для заключения всем спортсменам, прежде всего бегунам, пловцам и ныряльщикам. Дальнейшее преимущество БХАСТРИКИ как неожиданно, так и полезно. Это дыхание выполняется в ритме схваток, помогает даже полному обезболиванию родов, почему эта техника используется в нескольких парижских родильных домах и родовых палатах. Не в последнюю очередь БХАСТРИКА может предусматриваться и как противораковый фактор в силу своего действия избыточного подкачивания кислорода, поскольку исходя из новейших данных исследований, недостаток кислорода в клетках считается первопричиной рака. Посредством этого дыхательного упражнения человек может, как уже указывалось, во взаимодействии с правильно выполняемыми упражнениями АСАН во все свое тело ввести значительное количество кислорода.

Исходя из этого, имеется не менее важное следствие упражнения БХАСТРИКИ, но чисто психического происхождения. Я еще вернусь к этому, когда мы будем рассматривать главу концентрация (сосредоточение).

Дыхательные упражнения этой группы, в которой вдох и выдох выступают в равной мере, не принадлежит в собственном смысле к ПРАНАЯМЕ (затягивание дыхания), если рассматривать с точки зрения увеличения насосного способа дыхания БХАСТРИКИ - они скорее всего очистительные упражнения. Так, СИТАЛИ в большей мере очищает вдыхаемый воздух, чем это делается при нормальном способе дыхания через нос - конечно для особых гигиенических целей, причем КАКИ-МУДРА это заменяет. В случае с БХАСТРИКОЙ речь идет о регулируемом “кислородном купании” всего организма, ибо полученный при быстрой смене вдоха и выдоха кислород, прежде чем он превратится в легких в двуокись углерода, тотчас заменяется свежей порцией и т. д. так, что в легких долго остается практически чистый воздух, кислород которого достигает затем кровеносных путей - блестящая возможность оживить и освежить тело. Дополнительно проделываемое длинное и глубокое дыхание действует как выравниватель, чтобы устранить перенасыщение кислородом.

Так мы подходим к новой группе дыхательных упражнений, которые построены на противоположном принципе, причем решающую роль играет двуокись углерода. Так как по данным венского психотерапевта доктора Штоцки, половина всех обращающихся за врачебной помощью пациентов и согласно мировой статистике 10% земного населения страдают от неврозов, эта индийская дыхательная техника заслуживает нашего особого внимания как антиневрозный фактор. Как уже упоминалось, в США психиатры с большим успехом применяют особый метод, по которому невротики вдыхают смесь газов из 70% кислорода и 30% двуокиси углерода около 5 минут и после 30-100 таких процедур их невроз излечивается. Но эти все процедуры излишни, если больной умеет по этому индийскому методу задерживать дыхание и по этому способу постепенно повышать содержание двуокиси углерода в воздухе, который вдохнул и задержал в легких.

2. Вторая группа дыхательных упражнений, построенных главным образом на вдохе, но с другой стороны преследующих целью уже поясненное очищение нервов - если понимать под “очищением” поляризацию левых и правых потоков и под “нервами” тонкоматериальные каналы и в первую очередь ИДА-НАДИ (левой части тела спинномозгового канала) и ПИНГАЛА-НАДИ (правой части) - охватывает в свою очередь два упражнения СУРЬЯБХЕДА и САХИТА, с единственной разницей, что первое проделывается лишь в одном направлении, второе - по обоим направлениям.

СУРЬЯБХЕДА - это “пронизывание тела солнечным дыханием”. По учению ЛАЙЯ-ЙОГИ в теле каждого живого существа, как мы знаем, имеются лунное дыхание (через левое носовое отверстие) и солнечное дыхание (через правое носовое отверстие), причем каждое из этих дыханий преобладает каждые два часа - должно немного преобладать, если человек хочет быть здоровым. Поэтому первая заповедь знатоков дыхания - привести в созвучие свое тело и тем самым свои дыхательные потоки с этим космическим ритмом. Так как солнечное дыхание согревает, а лунное охлаждает, начинают дышать солнечным дыханием, чтобы изгнать какие-либо простуды, насморки и т. д. Предписание гласит поэтому: “…Вдохни внешний воздух по возможности через правое носовое отверстие (СУРЬЯ-НАДИ). Задержи дыхание с большим напряжением и сделай эту КУМБХАКУ столь длинной, пока не выступит пот на волосах и ногтях… Затем выдохни через ИДА-НАДИ снова и непрерывным импульсом” (“ГХЕРАНДА САМХИТА”, 58-66).

Это, довольно, героическое мероприятие, однако, скрывает одну тайну. Как читатель видит, это состоящее собственно из трех предложений описание, тем не менее, охватывает девять строф. Два первых предложения 58-59, последняя строфа обозначена 66, а о чем гласят находящиеся между ними шесть полных строф, которые при описании этого способа дыхания повсюду просто выбрасываются? Они повествуют о девяти различных формах космической жизненной энергии (ПРАНА), которые действуют на все во всем теле и благодаря СУРЬЯБХЕДА особенно оживляются. Поэтому вся 66 строфа гласит: “Извлеки затем все эти связанные с СУРЬЯ-вдохом ВАЙЮ из корня пупка и потом выдохни через ИДА-НАДИ крепким и непрерывным импульсом”. При этом нас удовлетворяет сначала ясное указание на воздействие этого способа дыхания на все тело, а не только на его правую (солнечную) сторону. Так как с другой стороны во всех индийских дыхательных упражнениях постоянно обходится левая часть тела (не в последнюю очередь, потому что безусловно показали эксперименты Чарльза Ланселаниа и др., излучаемая Солнцем космическая жизненная энергия поглощается левой стороной тонкоматериального тела, а правой переносится на физическое тело), у нас напрашивается необходимость, проводить это дыхательное упражнение и с левой стороны. Обозначение СУРЬЯБХЕДА объясняется много лучше как “пронизывание всего тела”, а не только одной его правой части, солнечной энергией. Так мы подходим логически к решению этой тайны в следующем способе дыхания.

САХИТА. Вдохнуть слева, несколько задержать дыхание и затем выдохнуть справа, после этого дышать наоборот - вдохнуть справа и после затаивания дыхания снова выдохнуть слева, как в случае СУРЬЯБХЕДА. Отсюда очевидно, что первый способ, а именно, СУРЬЯБХЕДА, излишен, так как именно он включается во второе дыхательное упражнение (САХИТА). Но знатоки текстов тотчас же возражают: эта САХИТА, если отказаться от ее сопровождающих МАНТРЫ и медитации, есть все то же самое, что и "очищение нервов” (НАДИ-СУДДХИ)! Совершенно правильно, поэтому это дыхательное упражнение делают практически следующим образом:

1. Соблюдая правила пальцев (правое носовое отверстие постоянно закрывать большим пальцем, левое мизинцем и безымянным пальцем правой руки), вдохнуть сначала несколько (около шести) раз медленно только левой стороной, и левой же (без задержки дыхания) выдохнуть. Затем точно так же справа вдохнуть и выдохнуть тоже шесть раз. Ежедневно увеличивать число дыханий до тех пор, пока не овладеешь этим дыхательным упражнением (около двух недель).

2. После этого первого предварительного упражнения - нужно очень осторожно обращаться с дыхательными упражнениями - вдохнуть таким же способом спокойно и глубоко, но по возможности неслышно, слева, а выдохнуть справа, затем справа вдохнуть, слева выдохнуть, используя всякий раз только пальцы, без задержки дыхания, столько же раз, осторожно увеличивая количество дыханий, снова около двух недель.

Эти оба предварительных упражнения - особенно второе - относятся к “очищению лобных пазух” (КАПАЛАБХАТИ), чем окончательно можно объяснить столь часто упоминаемое “очищение нервов”, ибо под “лобными пазухами” понимают место выше носоглотки, где оба воздушных потока всякий раз меняют свои правое и левое направление. Теперь идет основное упражнение (САХИТА).

Вдохнуть слева спокойно и бесшумно, посреди вдоха постепенно замедляя, благодаря чему в заключение наступит очевидная пауза (с воздухом). Очевидная, потому что с другой стороны имеешь чувство, как будто можешь еще вдохнуть немного воздуха. Если появится слабая потребность выдоха, спокойно выдохнуть справа без замедления выдоха. Затем очередность меняется местами - справа вдохнуть, затем все медленнее слева опять выдохнуть и т. д., все время попеременно. Это и есть САХИТА.

Эта отмеченная Патанджали оригинальная техника совершенно безвредна для сердца. Только нужно при дыхании наблюдать свой пульс - сердце при этом остается спокойным. Задержка дыхания, рекомендуемая индусами самым схоластическим образом в связи с “правильным” режимом 1:4:2, тотчас же действует на сердце - удары сердца становятся или заметно медленнее (при задержке дыхания) или чаще (при выдохе). Отсюда проявляется обещанное действие этого дыхательного упражнения, - “чувствовать прохождение потоков через все тело” (см. Вивекананда, “РАДЖА-ЙОГА”), - после его практики десятилетиями? Это обстоятельство, так же как и факт, что этот, так называемый ритм (1:4:2), даже не является ритмом, и способ, как это рекомендуется теоретически, вызывает подозрения, что эти предписания исходят от тех, которые сами их не опробовали. Так, например, у Свами Шивананды можно найти часто встречающееся заявление (см. его труды “РАДЖА-ЙОГА”, “ХАТХА-ЙОГА”, “Практические уроки ЙОГИ” и многие другие): “Занятый тяжелым трудом САДХАКА (практикующий) может выполнять 320 раз затаивание дыхания, четырежды в день при 80 затаиваниях дыхания всякий раз”.

В практике “Уроков” он говорит, что лучшим соотношением было бы 20 секунд вдыхать, 80 секунд задерживать и 40 секунд выдыхать и предписывает для высшего класса упражняющихся в общей сложности час дыхательных упражнений ежедневно. В своей вышедшей лишь на индийском языке “РАДЖА-ЙОГЕ”, он даже называет соотношение как высшее 36:144:72 секунды. Теперь подсчитаем: 20 сек.+80 сек.+40 сек, дают 140 или в общем помноженное на 320, равно 44800 сек., или 12,4 часа! Пусть теперь каждый для себя решит, смог бы он быть в этом смысле “работающим” или “тяжелоработающим”. Спрашивается, где же найти время для других упражнений, не говоря уже о еде, сне, заработке. При этом остается открытым вопрос, на который вряд ли можно дать ответ, как можно задерживать дыхание на 7 полных часов? Только вдумайтесь: в этом воздухе, что мы вдыхаем имеется 79,3% азота, 20,94% кислорода и около 0,03% двуокиси углерода (углекислота), не принимая во внимание прочих “благородных” газов, как аргон и т. д. В выдыхаемом воздухе при нормальных условиях находят примерно тоже самое содержание азота (79%), кроме того еще около 3,9% углекислоты и около 16,5% кислорода. Что же происходит, если выдыхаемый воздух удерживать в легких длительное время? Этот остаток углекислоты используется. Так как обмен веществ в теле не прекращается и сгорание в тканях продолжает иметь место, остаточная углекислота становится в последующем угарным газом. Само по себе это наводит на размышления. Мы уже видели, что вдыхание известного количества углекислоты в определенных границах даже производит благоприятное действие на наши нервы - от этого вероятно получило свое название по старинному образцу “очищение нервов” (оздоровление нервов) - очевидный факт. Но чем дальше таким образом будет удерживаться, тем быстрее станет этот запас углекислоты ничтожным, а при недостаточном количестве доступа углекислоты развивается образование в высшей степени опасного, более того, смертоносного газа окиси углерода (СО). Действие примерно такое, как если бы у сильно горящей печи закрыть заслонку или в закрытом помещении запустить автомобильный двигатель. Это сравнение ни в коем случае не притянуто за волосы, ибо уже содержание в воздухе угарного газа 0,06% причиняет головную боль менее чем за час, обморок - за два часа, “трудноработающий САДХАКА” же подвергается этой опасности 7 часов ежедневно.

Тем безобиднее второй вариант этого дыхательного упражнения, при котором сначала, например, вдыхают слева, непосредственно затем выдыхают справа и затем задерживают дыхание без воздуха. И здесь тоже я рекомендую оригинальную технику, по которой нормально вдыхать, выдыхать с замедлением, как бы желая перестать на этом выдохе. Благодаря этому пауза без воздуха придет сама собой.

Начинающий может в обоих вариантах соотношение между вдохом и выдохом регулировать тем, что он некоторое время упражняется по принципу 1:4:2 - исключительно для того, чтобы не впасть случайно в другой ритм, как например 1:1:1 или 1:2:2. Уже ранее указывалось, что соотношение 1:4:2 возникает само по себе, если ни в коем случае не дышать при упражнениях насильственно. Нельзя превышать время 6:24:12 сек., пока не сотрете границы между вдохом, задержкой и выдохом при правильной технике (затаивание дыхания, а не остановка его!).

Дыхательные упражнения этой второй группы (собственно, САХИТА одна, так как СУРЬЯ-БХЕДА образует ее составную часть) имеют чрезвычайно благотворное действие. Здесь можно различить три момента:

а) как “очищение нервов” - благодаря регулированию обоих дыхательных потоков достигают их правильного нормального функционирования. Левая сторона тонкоматериального тела поглощает ПРАНУ из космоса, а правая сообщает ее физическому телу. В этом смысле следует понимать способы выражения древних текстов, при котором при одностороннем вдыхании ПРАНА проводится через ИДА-НАДИ (левую сторону), а также ПИНГАЛА-НАДИ (правую) тонкоматериального тела. Исходя из этого, каждое представление, вдыхаешь ПРАНУ или выдыхаешь является совмещением психического с физическим - к сожалению столь обычное! - материализация духовного вместо одухотворения материального должно быть нашей задачей. То же самое относится и к таким предписаниям, как следующее: “Имей умственное устремление, что все божественные качества, как сострадание, любовь, прощение, радость, мир и т. д., входят в твое тело с воздухом, который ты вдыхаешь, а все демонические качества, как веселье, гнев, зависть и т. д. выбрасываются с воздухом, который ты выдыхаешь”.

Любовь не пар, а ненависть не выхлопной газ, которые можно было бы “с воздухом вдоха или выдоха” усваивать или выделять, столь же мало, сколь можно выдыхать электричество или свет.

б) как физиологическое действие - так СУРЬЯБХЕДА должна (и действительно может) изгонять глисты, устранять насморки и другие заболевания слизистой, в особенности в двухстороннем исполнении САХИТА, смягчать или совсем излечивать неврозы, облегчать ревматизм и многие заболевания, как утверждают индийские врачи.

в) как духовное действие, больше как подготовка к духовным упражнениям концентрации и медитации. САХИТА, впрочем, в этой связи пусть называется также и СУКХА-ПУРВАК (“приятное подготовительное упражнение”), ведет в своих обоих вариантах специально полученное в дальнейших дыхательных упражнениях затягивание вдоха и выдоха, благодаря чему может достигаться состояние в подъеме духа (УНМАНИ).

3. Третьей группой дыхательных упражнений - сначала, главным образом, вдохов (2 упражнения) и затем в основном выдохов (1 упражнение) - начинаются, собственно, упражнения ПРАНАЯМЫ (растяжение), причем вдохи-выдохи следуют здесь через оба носовых отверстия. Сюда относятся УДДЖАЙН, БХРАМАРИ и МУРЧХА. Сначала должен быть растянут сколь возможно по долготе вдох. Это обеспечивает УДДЖАЙН.

Известным нам уже положением языка - легкое нажатие корня языка на мягкое нёбо (НАБХО-МУДРА) - несколько сужается носоглотка так, что возникает легкий шум или храп, если при этом вдыхать как можно медленнее. Следите прежде всего за тем, чтобы был слышен непрерывный и одновременно слабый звук храпа, лишь самим упражняющимся, а не кем другим. Затем спокойно задержать дыхание и медленно выдохнуть через оба носовых отверстия (или через одно левое). Это лишь предварительное упражнение, целью которого является направить внимание упражняющегося на процесс вдоха. Основное упражнение УДДЖАЙН состоит в следующем: попытаться вместо сужения носоглотки языком, удлинить вдох при его помощи так, чтобы зажужжать внутри себя. Выбрать тон, но не какую-то мелодию, а именно по возможности высокий, ибо чем ниже звук жужжания, тем труднее вдыхать его без перерыва. Помните, это жужжание должно непременно оставаться на одной высоте и не прерываться, за короткой задержкой дыхания следует спокойный выдох.

Это УДДЖАЙН (“преодолевающее”) - название указывает на способность подчинить своей воле дремлющую в теле силу КУНДАЛИНИ (об этом речь пойдет позже), “разбудить ее” - образует вторую часть уже описанной БХАСТРИКИ, особенно, если мы при этом ограничимся на первой (предварительной) форме УДДЖАЙН. Далее говорится, что УДДЖАЙН предупреждает водянку и более того, ее последствия. По Гхеранде образование слизи и “ужасные нервные болезни” возникают по той простой причине, что САХИТА, при которой на этот раз благодаря постоянному и медленному притоку кислорода во время сильно затянутого вдоха возникает опасность удушья и это обстоятельство делает УДДЖАЙН еще более ценным.

БХРАМАРИ. Если в упражнении УДДЖАЙН долгий лишь вдох при короткой (нормальной) задержке дыхания и так же коротком выдохе, то следующий шаг - длинный вдох, длинная задержка при коротком (нормальном) выдохе - дальнейшее затягивание вдоха, переходящее постепенно в паузу “с воздухом”. Это происходит лучше всего в связи с сосредоточением на шуме вне или внутри собственного тела. Каждый из нас знает, что если попытаться прислушаться к тихому шороху, то невольно затаиваешь дыхание. Для этого можно выбрать любой отдаленный шум или шуршание большой раковины. Так как руки при этом упражнении свободны, потому что дыхание происходит через оба носовых отверстия, держат одной рукой большую раковину, непосредственно около уха и во время вдоха стараются углубиться в это шуршание, как бы желая избрать в нем определенный звук.

Чем глубже при этом концентрируешься - это упражнение именно и способствует этой концентрации и становится тем самым переходом к ступени концентрации - тем легче и естественнее устанавливается затаивание дыхания (с воздухом), ведь получается, что сосредоточение на этом шорохе будет совершенно лишь при этой паузе. При всех случаях избегать того, чтобы вызывать задержку дыхания искусственно при помощи запирания носоглотки.

Только вдох должен становиться все медленнее, пауза в дыхании наступит сама по себе.

После первоначальных попыток с раковиной можно перейти к тому, чтобы прислушиваться к шуму крови в жилах, особенно в аорте, для чего сначала зажимать пальцами оба уха и сосредотачиваться на шуме в правом ухе уже вышеописанным способом, а позже - и не затыкая ушей. Это называется “звучание шума АНАХАТЫ в сердце” (в большей степени в аорте), сама по себе маленькая наука, которую часто встречаешь в индийских текстах и по которой изменения шумов от далекого грома до тихой мелодии должно способствовать определению высоты степени совершенствования в искусстве ЛАЙЯ-ЙОГИ.

Так как мы в данный момент овладевали этим дыхательным упражнением с точки зрения дыхательной техники, достаточно чтобы слушание этих шумов помогло преобразовывать вдох в паузу в дыхании (затаивание - не остановка дыхания!). В этом отношении это дыхательное упражнение напоминает технику САХИТЫ, с той разницей, что здесь дышат обеими носовыми отверстиями. Но в остальном к этому упражнению (БХРАМАРИ или “пчелиное жужжание”) относится все то же самое, что говорилось о свойствах САХИТЫ (за исключением поляризации дыхательных потоков) и УДДЖАЙН. Единственно новый фактор здесь - это введение способности концентрации.

МУРЧХА. Это последнее дыхательное упражнение этой третьей группы. Оно является, как и второй вариант САХИТЫ, противоположностью БХРАМАРИ. Вдыхать нормально и вслед за этим выдохнуть как можно медленно, пока это постоянно замедляющееся выдыхание перейдет в паузу без воздуха. Обозначение МУРЧХА (“беспамятство”) указывает на оглушающее действие этого вида дыхания на человека. Физиологически действие этого упражнения, как и любого другого дыхательного упражнения, при котором пауза в дыхании и выдох дольше вдоха, объясняется тем, что уже объясненный процесс сгорания при малом доступе кислорода таит в себе опасность удушья. Поглощающая способность гемоглобина крови по отношению к окиси углерода (СО) в 200 раз выше, чем при поглощении кислорода, недостаток которого в теле вызывает асфикцию (удушье), первым тревожным сигналом которой является потеря сознания.

Поэтому вряд ли рекомендуется продолжать выполнение этого упражнения до этой степени. Но оно несмотря на это имеет неизмеримую ценность. Если идти вперед постепенно и не превышать паузу в дыхании, заметишь, как чуточку выключается сознание так, что внешние шумы и другие помехи уже не могут вывести из состояния покоя. Да, они даже более ощущаются, факт, являющийся большой помощью при медитации. Это оглушение сознания может привести даже к полному отделению тонкоматериального тела от физического (“выход астрального тела”), однако следует предостеречь от того, чтобы доводить это “состояние оглушения” до полноты, ибо только краткое прекращение дыхательной деятельности, как оно практикуется и ценится многими хатха-йогинами. Если это состояние отсутствие дыхания и связанное с ним сковывание сердечной деятельности длится более 6 минут, при нормальных условиях наступает смерть, ибо чрезвычайно тонкие клетки головного мозга после этого короткого промежутка времени начинают разлагаться. Но если соблюдать предосторожность и придерживаться указанной меры, дыхательное упражнение МУРЧХА дает неоспоримые преимущества, так как оно в противоположность БХРАМАРИ, которая способствует напряжению сознания, вызывает расслабление его, а следовательно, и всего тела. Да и сон наш, взятый в основе своей, является этой самой МУРЧХА в легкой форме, так как выдох во сне длиннее, чем вдох - правило, которое можно употреблять как действенное средство против бессоницы.

По этой самой причине Патанджали относил это дыхательное упражнение к возможности достичь покоя и ясности мыслительной субстанции (ЧИТТА-ПРАСАДАНА): “Или (этим может достигаться ЧИТТА-ПРАСАДАНА) благодаря совершенному выдоху и задержке дыхания” (“ЙОГА-СУТРА”, I, 34).

Но вообще-то учение ЙОГИ считает укорачивающим жизнь фактором то положение, когда долгота выдоха превышает долготу вдоха - наверное из достоверно известных древних физиологических соображений. Отсюда возникает необходимость систематизации дыхательных упражнений по принципу равной длины вдоха и выдоха при непревосходящей этой длины задержке дыхания (паузе с воздухом или без него). Если мы рассмотрим все возможные комбинации короткого или длинного вдоха и выдоха и задержки дыхания, появится следующая таблица:

Вдох Затаивание Выдох Вид дыхания Ценность
Короткий Длинное Короткий САХИТА 1 -
Короткий Длинное Длинный САХИТА 2 -
Длинный Короткое Короткий УДДЖАЙН +
Длинный Длинное Короткий БХРАМАРИ +
Короткий Короткое Длинный МУРЧХА --
Длинный Короткое Длинный ТАЛА-ЮКТА +
Длинный Длинное Длинный КЕВАЛИ 1 ++
Короткий Короткое Короткий КЕВАЛИ 2 ++

При этом малая ценность обозначена минусом или удвоенным минусом, полноценность плюсом или двойным плюсом.

Из этой таблицы убедительно выделяется последний и высший способ, так называемый КЕВАЛИ (“исключительно затаивание дыхания”). Этому способу дыхания предшествует предварительное упражнение ТАЛА-ЮКТА (“связанное с ритмом”), так называемое маятниковое дыхание. Этим завершаются все возможные вариации дыхательной техники. Не входящие в эту таблицу дыхательные упражнения, как ПЛАВИНИ, СУРЬЯБХЕДА, СИТАЛИ и БХАСТРИКА являются с одной стороны (как ПЛАВИНИ) в качестве основного принципа входящими в любое дыхание, с другой стороны (как СУРЬЯБХЕДА), образующими часть упомянутых или преобладающими в заключительных очистительных упражнениях (как СИТАЛИ и БХАСТРИКА).

4. Четвертая и последняя группа дыхательной техники состоит из единственного упражнения, называемого КЕВАЛИ, которое требует уже в соответствии со своим именем своеобразной, нигде, к сожалению, до сих пор необъясненной техники. Что означает это название? “КЕВАЛИ” значит “единственный” (исключающий все остальное) и обычно понимается как “исключительно затаивание дыхания” и так же выполняется, но оно много шире, чем только это.

Мы видели, что так называемое “затаивание дыхания” должно быть в действительности застыванием в дыхании как при вдохе, так и при выдохе. Отсюда проистекает двойной характер КЕВАЛИ, что отчетливо показывается в практике и представляет из себя две следующие одна за другой ступени - КЕВАЛИ 1 и КЕВАЛИ 2. Так как этот особенно подчеркнутый Патанджали по эффективности “четвертый способ дыхания” действительно необходим для последующих упражнений в концентрации и медитации, как еще будет показано, является непременным условием правильного понимания и выполнения высших упражнений ЙОГИ.

Читатель же будет поражен, узнав, что сами признаннейшие авторитеты в области ЙОГИ не едины между собой по рекомендованному Патанджали порядку выполнения этого дыхательного упражнения. Так Свами Вивекананда переводит 51-й афоризм 2-й главы “ЙОГА-СУТРЫ” следующим образом: “Четвертое дыхательное движение состоит в сдерживании ПРАНЫ благодаря размышлению о внешних и внутренних предметах”. А Свами Шивананда же говорит: “Четвертое (упражнение ПРАНАЯМЫ) проистекает через внутренние и внешние позиции”. А теософская интерпретация В. К. Югда, которая опирается частично на перевод М. А. Оппермана, частично на “Науку дыхания” Рамачараки, гласит: “Имеется особый вид регулирования дыхания, который с одной стороны имеет отношение к сказанному в двух последних афоризмах (т. е. выдох, вдох, затаивание дыхания, определенные по времени, месту и количеству, короткие или долгие) и с другой стороны к внутренней сфере дыхания”, (“Афоризмы по ЙОГЕ Патанджали”).

И все же данное Патанджали указание при правильном понимании внутренней взаимозависимости учения достаточно четко: “Четвертый способ дыхания - это тот, который имеет ввиду область выдоха и вдоха” (Б. Сахаров, “Великая тайна”).

Техника - соответственно, наблюдения процесса дыхания, или как это называется “иметь ввиду внешнюю или внутреннюю область дыхания” - не более и не менее. Эта техника уже разъяснялась Буддой и составляет предмет ежедневной практики в ашраме Ауробиндо, а также в КРИЙЯ-ЙОГЕ. Как она выполняется? Сначала делается предварительное упражнение, которое вводит эту технику спонтанно. Это предварительное упражнение называется ТАЛА-ЮКТА (“связанное с ритмом”). Это не что иное, как маятниковое дыхание, причем длительность вдоха и выдоха точно равны. Например, считают про себя до трех при вдохе и до трех при выдохе. При этом помогают себе представляя маятникообразное качание, которое проходит через тело туда и обратно. Хотя длительность качки сама по себе имеет секундное значение и является лишь задающей регулярность (ритм), попытайтесь постепенно растянуть качок по длине - до четырех, затем до пяти и т. д. - до тех пор, пока наконец один качок не перейдет во второй и дыхание станет “непрерывным”. Этот непрерывный способ дыхания, при котором грудная клетка длительное время остается растянутой и есть уже первая ступень КЕВАЛИ.

КЕВАЛИ 1. Теперь мы понимаем, что должно значить “исключительное застывание в дыхании” - легкие застывают в чрезвычайно медленном вдохе, который затем непрерывно переходит в выдох. Отсюда следует практическое выполнение этого упражнения - попытаться стереть границы между вдохом и выдохом и наоборот, или, как это назвал Шанкара в своем комментарии к стиху 29, главы IV “ГИТЫ”: ”Вдох приносит в жертву выдоху, а выдох - вдоху”. Это происходит без какого-либо усилия, при котором наблюдают процесс дыхания. Это КЕВАЛИ 1, или непрерывное дыхание, которое сопровождает любую концентрацию и по этой причине, которым должен обладать любой ученик ЙОГИ. Установлено, что объект концентрации можно удержать в мыслях лишь при этом “непрерывном дыхании”. Нормальным способом для нас возможно привязываться нашим принципом мышления к какой-либо мысли самое большее на 2-3 секунды, ибо уже после этого кратковременного напряжения удерживаемая форма мысли расплывается как кусок воска в горячей печи. Но если мы хотим удержать этот образ возможно дольше, то для этого есть одно-единственное средство, а именно, при этом вдыхать как можно медленнее, случайно сдерживая дыхание. Во всяком случае граница между вдохом и выдохом стирается полностью, причем способность концентрации имеет свой кульминационный пункт при этом кажущимся полном прекращении вдоха, а ее минимум на другом “конце", а именно, на почти стертой границе между выдохом и новым вдохом. Поэтому КЕВАЛИ 1 является непременным условием для концентрации мышления или, правильнее говоря, принципа мышления, а все вышеперечисленные дыхательные упражнения служат лишь цели, обучения этому непрерывному дыханию. Однако же это не конец дыхательной техники, ибо имеется еще один, более высокий способ дыхания, так называемое, незаметное дыхание, которое постоянно содействует и сопровождает самую наиважнейшую ступень ЙОГИ - медитацию, и обозначается как КЕВАЛИ 2.

КЕВАЛИ 2. Этот способ дыхания можно охарактеризовать самое наилучшее, как расслабление дыхательных органов, обусловленное опущением грудной клетки. Если упражняющийся при предыдущем способе дыхания (КЕВАЛИ 1) получил ощущение неограниченного расширения всего дыхательного аппарата во время дыхания, то он чувствует постепенный упадок его, пока дыхание почти прекращается, во всяком случае станет почти незаметным. Это состояние называется по индийски ЛАЙЯ (“прятки”) дыхания, в противоположность КСАЙЯ (“иссякание”,“заход”), полному прекращению дыхания, которое преподается некоторыми безответственными учителями ЙОГИ, хотя это умерщвление дыхательной деятельности самими ими не выполняется и полностью извращается подлинная мысль предписания Патанджали: “покой и ясность мыслительной субстанции”, “приводимую сюда”, а не закостенение ее. Если тело йогина в “УПАНИШАДАХ” сравнивается с повозкой, мысли с лошадью и дыхание с поводьями, управлением конем и езда, то ни в коем случае не должны быть целью искусства езды (ЙОГИ) остановка коня и повозки.

Но как достичь этих высших из всех ступеней дыхания? Они возникают, как впрочем и все в ЙОГЕ, сами по себе, как только достигнута предыдущая ступень, непрерывное дыхание достигает правильных взмахов. Если посредством постепенного вдоха добился необходимого расширения легких до их максимальных границ, то вся грудная клетка, дыхательные органы расслабляются, “спадают” пока дыхания более не замечаешь. Получается, что как будто вообще не дышишь.

Это незаметное дыхание, как уже указывалось, является постоянным сопровождением медитации, каковая возникает и достигает своего высшего размера только при этом способе дыхания (КЕВАЛИ 2). Всякая попытка вызвать медитацию или даже погружение как ее вершину, со всеми возникающими отсюда явлениями и силами, без этого способа дыхания непременно не достигнет цели.

Эти три дыхательных упражнения последней группы - ТАЛА-ЮКТА, КЕВАЛИ 1 и КЕВАЛИ 2 - выполняются после других, но могут возникнуть и спонтанно, фактически, со временем не нужны будут предварительные упражнения, да и прочие дыхательные упражнения для того, чтобы немедленно выполнить последнее и важнейшее незаметное дыхание. Но хорошо делают, начиная с маятникового дыхания. Во всяком случае можно быть уверенным, что КЕВАЛИ (1 и 2), поскольку речь будет идти о дальнейших упражнениях ЙОГИ - концентрации и медитации - заменяет и замещает все дыхательные упражнения.

Но и ТАЛА-ЮКТА имеет многие преимущества. Она в высшей степени успокаивает нервы и нет практически никакого другого дыхательного упражнения, да и вообще другого упражнения, которое в том же действии приравнивалось бы к этому маятниковому дыханию. Второе, успокоением лицевых нервов, которые у цивилизованных людей вследствие ежедневных забот и напряжения в борьбе за существование более или менее натянуты и придают лицу типичное выражение, расслабляются и они. Общее выражение получает благодаря этому спокойствие и гармоничность, становится одним словом “прекраснее”. Все мы знаем удивительную уравновешенность, почти одухотворенность “Маски неизвестного”, захлебнувшегося в Сене - в смерти расслабляются все мышцы лица, и этим же объясняется этот феномен спокойствия и у живых, которые постоянно и неограниченно упражняются в маятниковом дыхании. Третье, и это также недостижимо иными средствами, голос становится яснее и выше, особенно у мужчин. Он остается даже после “ломки голоса”, как правило, несколько выше.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ