На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Йогарадж Борис Сахаров
ЙОГА ИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ

Глава 4. СТУПЕНИ ПРАКТИКИ ЙОГИ

3. АСАНА (Поза тела)

Позы седа

Прежде чем перейти к 4-й ступени ЙОГИ - ПРАНАЯМЕ, мы должны овладеть еще несколькими позами посадки, которые с одной стороны являются конечной и единственной целью ступени АСАНА и с другой стороны, необходимы для изучения дыхательной техники и всех последующих практик ЙОГИ, как концентрация, медитация, отвлечение, так как они невыполнимы без твердой, принимаемой на длительное время посадки. Далее, выше приводилось основное положение Патанджали, как следствие овладением АСАНАМИ: ”Благодаря этому не впадешь в противоположности”.

При этом под “противоположностями” (ДВАНДВА) понимаются обычно все противоположные пары, как жара и холод, боль и блаженство, страдание и радость и т. д. А именно, благодаря многолетнему упражнению в АСАНАХ, восприятие таких противоположностей действительно значительно ослабляется, однако, заявление, что упражняющийся якобы не впадает в них, является преувеличением. Есть другое, более глубокое значение выражения “ДВАНДВА АНАБХИГХАТА”, а именно “на торможение” (АНАБХИГХАТА”) противоположностей (ДВАНДВА), причем последние из обеих тонкоматериальных пар в теле любого человека означают “СУРЬЯ-СВАРА” (“солнечное” или правое дыхание) и “ЧАНДРА-СВАРА” (“лунное” или левое дыхание), положительные и отрицательные магнетические потоки. Магнетический поток всей правой стороны тела, так же как и каждой отдельной части рассматривается учением ЙОГИ как положительный, соответсвующий магнетический поток левой стороны - как отрицательный. Общее здоровье человека и даже его психическое равновесие должно зависеть от правильной гармонии этих обоих потоков (сравните с ныне довольно широко признанным древне-китайским методом лечения иглоукалыванием и около полустолетия назад проведенными французскими исследователями д’Роша, Ленселином, Дюрвилем и др. научными экспериментами над эфирным и астральным телами человека, опубликованными в книге, вышедшей в издательстве “Эдисьон Дюрвиль” в Париже, которые блестяще подтверждают эту теорию ЙОГИ).

Итак, каждая АСАНА с точки зрения ее чисто физиологической ценности, а также и этой возвышенной цели ведет к определенной гармонии тонкоматериальной поляризации магнетических сил. Так как любое заболевание является, в конечном счете, нарушением этого магнетического равновесия, отсюда проявляется особая ценность АСАНЫ как мощного фактора напряжения, расслабления и зависимости от физической потребности. Так, “Алмазный сед”, чтобы показать пример, рассматривался с точки зрения поляризации магнетических потоков, действует технически различно от “Седа черепахи” или от “Седа тельца”, при котором держатся в первом голени, а в последнем бедра накрест (в “Алмазном седе” же прямые), хотя все три АСАНЫ предписаны против ишиаса (невралгии седалищного нерва).

Объяснение простое - во время “Алмазного седа” ступни остаются у тех частей тела и поддерживают соответствующие правый и левый потоки ног и седалищной группы, повышая тем самым напряжение, а в обеих последних позах (“Сед черепахи” и “Сед тельца”) противоположное положение ног, расслабление этих боковых групп благодаря нейтрализации потоков. Но для чего же нужно это напряжение, если все в ЙОГЕ должно быть расслабленным? Поскольку речь идет о позах тела как таковых, в упражнениях ЙОГИ тело должно быть расслаблено. Это напряжение относится лишь к космической энергии (ПРАНА), которая при комбинации позы с соответствующим дыхательным упражнением действует в теле и вызывает оздоровление, концентрацию и тому подобное. Это дает нам важное сознание того, что ПРАНАЯМА означает не некий “контроль” за дыханием, как обычно считается, а напряжение (ЯМА) космической энергии (ПРАНА), которая создается дыханием, к чему должна перебрасывать мостик определенная поза посадки. Каковы же эти позы посадки? В Индии особенно любят две следующие:

СИДДХАСАНА1. “Совершенный сед” (СИДДХАСАНА). Сесть прямо, т. е. с прямой линией головы, шеи и спины на более или менее мягкую подстилку (ковер или матрац) со сложенными ногами, причем левая пятка в паху, правая - поверх лобковой кости со стопой просунутой между левой икрой и бедром с положенными на пол обеими коленями, обе лодыжки покоятся одна на другой. Эта поза посадки очень ценится йогинами, но предписана лишь для мужчин. Почему? На этот вопрос нигде нет указаний, но он очень важен. Отрицательные магнетические потоки левой части тела действуют в общем тормозяще, положительные (правой) наоборот возбуждающе. В то время как левая пятка, как предписано, непосредственно касается области мужского полового органа, она тормозит образование семени в половых железах, что предусматривается индусами - прежде всего в непризнании подлинных причин в сексуальной психологии. Сомневаюсь, желательно ли это и западным людям, во всяком случае их следует в этом сориентировать. Это упражнение, если оно выполняется женщиной, не только не достигает своей цели, наоборот, правая выдвинутая пятка только ненужно возбуждает женский половой орган. То же самое происходило бы и в случае с мужчинами при обратном положении стоп. Из этих соображений выполнение “Совершенного седа” на длительность следут отвергнуть, разве только западные мужчины захотят сделать себя аскетами. Несомненно лучшей во всех отношениях позой посадки является

ПАДМАСАНА2. “Сед лотоса” (ПАДМАСАНА). Положение тела то же самое, только ступни лежат иначе - правая в левом паховом изгибе, левая в правом, причем пятки касаются живота. Эта посадка относится и к мягкой и к жесткой подстилке. Его единственный недостаток - во всяком случае для людей на Западе - в том, что он необычно труден, ибо совершенное им овладение требует при систематической тренировке редко менее половины, чаще целый год и даже более. Его неоспоримое и недостижимое при всех других позах преимущество заключается в полном отключении ног, так как магнетические потоки от пяток устремляются непосредственно в сторону живота, благодаря чему возникает особенно сильное чувство состояния душевного равновесия, которое тем более ощутимо, чем дольше длится поза. И все же едва ли на Западе его выдержат так долго, как индусы, которые пользуются им с детства. Ничуть не менее рекомендуется выполнять его всем, особенно женщинам, желающим отрегулировать недостаточную или же избыточную форму яичников, и довести длительность выполнения до нескольких (10-15) минут.

Как замену или подготовительное упражнение для “Седа лотоса” я рекомендую “Свободный сед”, который имеет два варианта:

а) так называемый “Сед Яджнавалкья”, при котором ноги лежат параллельно перед нижней частью тела. Это первая предварительная ступень, и

б) собственно МУКТАСАНА, при которой ступни лежат друг на друге, как вторую предварительную ступень перед “Седом лотоса”. Если при этом левая ступня сверху, получается упражнение практически как “Расслабленный сед лотоса”, а если правая стопа лежит сверху - как “Расслабленный совершенный сед” без недостатков такового, но с новым недостатком в обоих случаях, так как ноги при этом не отключаются.

Собственно, для тех, кто изучал “Сед лотоса”, обе предварительные ступени окажутся приемлемым переходом от европейского способа посадки. Если же сам этот заменитель позы представляет непреодолимые трудности (в большинстве, потому что колени во всех случаях должны опираться на пол), может сослужить хорошую службу вышеописанный “Алмазный сед”, если не забывать держать сведенными вместе колени и концы ступней с тем, чтобы левый и правый потоки не действовали обособленно как, например, в “Седе лягушки”, якобы требующим повышения способности сосредотачиваться.

Кроме того, следует соблюдать, чтобы во всех позах посадки голова, шея и спина оставались прямыми (вертикальными). Таким образом нужно избегать всех случаев выполнения каких-либо упражнений дыхательных и на сосредоточение в положении лежа, а именно исходя из следующей причины. Поднимающиеся вертикально из Земли магнетические лучи должны идти вдоль позвоночника, а не должны улетучиваться из тела, как это происходит в положении лежа. Тогда будет благотворным возникающее вследствие упражнений дыхания и сосредоточения оживление КУНДАЛИНИ, которое является безусловно необходимым в ЙОГЕ для всех психических переживаний и познаний. Не в последнюю очередь поднимается вызванное таким образом пламя КУНДАЛИНИ, которое как любое пламя направлено вверх и якобы при других положениях тела минует центры тонкоматериального тела или опаляет другие места, чего нужно избегать во всех случаях.

Остается сказать несколько слов о не менее важном - положении рук. Это не все равно, как, к сожалению, сказано в индийских книгах по ЙОГЕ, как и где держать руки или пальцы при упражнениях дыхания, концентрации или медитации. Положение рук и пальцев является наукой само по себе и она не возникла бы, если бы любое положение рук или пальцев (также называемая МУДРА) не имело бы значения. В действительности одно положение рук может влиять на дыхание, а через него на концентрацию и медитацию. Это основывается на переменном действии магнитных потоков в теле. Проведите на пробу такой эксперимент. Пусть читатель, сидя в любой позе, сплетет руки и положит их на низ живота, а через несколько секунд спустит их на колени ладонями вперед. Если при этом закрыть глаза и сосредоточиться на внутреннем чувстве, вы согласитесь со мной, что удержание рук у низа живота вызывает чувство сосредоточенной силы, в то время как положение тыльной стороны кисти на коленях, тотчас же вызывает ощущение отдачи силы. Если при этом ладони положить на колени, ощущение потери силы прекратится, но чувство силы не будет ярким, как при сложенных на животе руках. Тоже самое, если не более четко, ощущается и при положении ног. Если ноги перекрещены или касаются друг друга, возникает тихое чувство сжатой силы, которое начинает исчезать, как только ноги разъединяются. Этим простым экспериментом, который особенно отчетлив при упражнениях дыхания или концентрации, сказано все.

Теперь мы понимаем, почему йогины сидят всегда со сжатыми ногами. Но и это еще не все. Если руки лежат на коленях, они усиливают оба магнетических потока и следствием этого является повышенное напряжение и поэтому повышенная дыхательная деятельность. Вдох (между прочим, также форма “Солнечного дыхания”) усиливается и тем самым начинает действовать концентрация (как напряжение принципа мышления). Это напряжение магнетических потоков обособляется и усиливается еще примечательным положением пальцев (СИНМУДРА) - большой палец и указательный согнуты вместе, остальные выпрямлены. Большой палец и указательный правой руки положительно заряжены, безымянный и мизинец - отрицательно, на левой руке наоборот, в то время как средние пальцы нейтральны (в боковых потоках руки, хотя по отношению друг к другу поляризованы). При дыхательных упражнениях, которые должны повышать силовой потенциал в теле, ладони держатся обращенными вовне, потому что в таком положении дается свободный путь приему космической ПРАНЫ из мирового пространства.

Во время концентрации напротив ладони должны лежать на коленях, чтобы быть изолированными от внешнего мира. Это положение кистей рук и пальцев относится не только к медитации, ибо каждая медитация является расслаблением и постоянно сопровождается особым видом дыхания, при котором преобладает выдох, о чем позже будет сказано подробно. Собственно, мастер медитации может впадать в состояние в любой позе, но упражняющийся будет действовать по меньшей мере безрассудно, если не будет соблюдать жестких законов природы. А этот закон гласит - если вдох затягивается, автоматически начинается концентрация и наоборот, если затягивается выдох, автоматически начинается медитация.

Непостижимо, почему сегодняшние йогины не говорят об этом ни слова и держат читателя их книг в неведении этой важной взаимозависимости, ибо все, что об этом знают, это то что “дыхание во время медитации становится спокойнее”. Из упомянутого закона исходит целая техника концентрации и медитации - понятия, которые постоянно путают. Нужно лишь вводить соответствующий способ дыхания и от него зависящая ступень сознания будет приходить автоматически. Поэтому техника дыхания практикуется постоянно перед концентрацией и медитацией, поэтому бесперспективно начинать концентрацию или даже медитацию без овладения техникой дыхания.

Вернемся к положению рук чтобы еще раз вкратце охватить. Кисти рук на колени - содействует замедлению вдоха. Пусть читатель проделает опыт. Пусть после того, как некоторое время посидит со сложенными руками, положит ладони на колени. Он тотчас же (уже в следующую секунду) почувствует потребность дышать дольше и глубже. При любом повторении эксперимента этот феномен неизбежно имеет место.

Итак, держать ладони на коленях помогает вдоху, а так как вдох является постоянным качеством концентрации, то это действие настолько сильно, что если посреди медитации положить руки на колени, сознание возвратится на ступень концентрации. Если руки переплести и еще того больше положить их на колени или ступни, то это сопровождается повышенным выдохом и медитацией. По этой причине часто требуется в качестве седа медитации “Сед лотоса” с перекрещенными (за спиной) руками, каждая рука держит противоположный носок стопы. Не нужен тяжелый вывих тела, ибо тоже самое перекрестное положение на животе делает точно то же самое с намного меньшими усилиями.

Из вышесказанного следует важное признание. Точно также как АСАНА требует сначала напряжения (растяжения) определенных частей тела и непосредственно за этим возможно большее расслабление всего тела, так же и с дыханием и следовательно случай с принципом мышления. Сначала далеко идущее напряжение жизненных сил (ПРАНА), благодаря чему затягивается вдох, чтобы позволить возникнуть более глубокой концентрации принципа мышления. Вслед за тем столь же полное расслабление ПРАНЫ и с ним растянутый выдох, который расслабляет принцип мышления и вызывает медитацию, пока наконец тело, дыхание и мышление “растворятся” (полностью забудутся) и вызовут интуитивное вдохновение из надсознания, но не из подсознания, как многие неправильно понимают, ибо это едва ли стоило бы стольких усилий (дар силы познания высоких миров и законов - высшая цель ЙОГИ, без которой все упражнения будут гимнастическими в лучшем случае, если не факирскими). Не только здоровый дух в здоровом теле является идеалом ЙОГИ, а гений - гений в здоровом теле, ибо не только гениальность в своей области, а и если нужно, во всех областях достигается совершенным йогином. “Ни сидение в позе лотоса, ни созерцание кончика носа не является ЙОГОЙ. ЙОГА есть единство души с мировым духом”.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ