На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Йогарадж Борис Сахаров
ЙОГА ИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ

Глава 4. СТУПЕНИ ПРАКТИКИ ЙОГИ

3. АСАНА (Поза тела)

“Мост” (ЧАКРАСАНА)

ЧАКРАСАНАИз “Алмазного сна” повернуться слегка набок, чтобы можно было поставить ноги на носки, несколько приподнять колени. Помочь себе при этом, держа руки на подъемах ног. Затем опереться на локти и перенести тяжесть тела вперед настолько, чтобы колени достали пола. Ступни ног при этом лучше поддерживать за маленькие пальцы ног, в не за большие, так как иначе можно легко вывихнуть пальцы стопы. Когда колени достигнут пола, опереться на макушку головы так, чтобы для данной позиции тело имело три точки опоры - голова, локти и колени. Это требует известной тренированности и гибкости и должно практиковаться с вниманием и осторожностью. Теперь, все еще удерживая руками ступни, медленно поднять седалище и среднюю часть тела вверх, пока руки не выпрямятся, при этом упражняющемуся кажется, что голова перекатывается через лицо. Упражнение само по себе не сложное, детски легкое, но действует фантастически. Оно называется “Мост на голове” и выглядит точно так же, как перевернутый “Конь-качалка”.

Однако, это всего лишь подготовительное, хотя и очень действенное и поэтому непременное, упражнение к настоящему “Мосту”, который выполняется так.

Из “Моста на голове” опереться на расположенные вблизи головы ладони, поставленные наоборот (пальцами к спине). Это удается безо всякого напряжения, ибо тело опирается на носки ног и голову у границы роста волос. Просто выпрямить руки, благодаря чему корпус выгнется. Так как этот “Мост” является очень коварным упражнением, нужно соблюдать следующие меры безопасности.

1. Всегда безопаснее переходить в “Мост” из положения “Мост на голове” являющегося подготовкой, а во всех АСАНАХ нужно прежде всего избегать принимать какие-либо позы сразу. Особенно следует подумать, к примеру, делать ли “Мост” сверху после перерыва в несколько дней. Лавры акробатической танцовщицы, которые не дают спать некоторым молодым почитательницам ЙОГИ, никогда не начинаются без усилий, ведь танцовщица упражняется ежедневно по много часов и даже за кулисами она повторяет свои движения перед выходом, чтобы выпорхнуть на сцену с легкостью и уверенностью бабочки.

2. При правильном выполнении “Моста” всегда есть опасность растяжения и вытекающих отсюда болей мышц спины, если при этом очень сильно прогнуться. В этой плоскости, так же как и в отношении длительности принятой позы есть довольно надежный признак - как только при выполнении “Моста” будет замечено своеобразное чувство слабости в крестце, нужно незамедлительно прекращать упражнение. Еще безопаснее не допускать до этого, иначе неизбежны тянущие боли в крестце назавтра или послезавтра, наступающие внезапно, очень сильные и преследующие около двух дней, хотя и длящиеся лишь несколько секунд. Рыбы

3. Опасность болей в крестце имеется также и тогда, когда выходишь из “Моста” не в обратном порядке, как вообще нужно заканчивать все АСАНЫ, а сначала опускаться седалищем на пол. Следовательно, следите, чтобы сначала на пол ложились лопатки.

4. Чтобы избежать вывиха при переносе опоры с носков на всю ступню, следите, чтобы она переносилась по внутреннему краю стопы (доворачивать пятки внутрь).

Если соблюдать эти простые правила, то опасность растяжения исключается.

Точно также как “Алмазный сон” является комбинацией “Алмазного седа” и “Рыбы”, так и “Мост” представляет собой совмещение “Кобры” и “Коня-качалки”, и тем самым имеет комбинированное действие этих поз по отдельности.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ