РАЗНОЕ |
|
|
|
ГЛОССАРИЙ*
А
абхьяса - духовная практика.
авастха - одно из четырех состояний сознания: джагpат, свапна, сyшyпти и тypия (см.).
адвайта - недвойственность; также и учение недyализма.
аджняна - незнание человеком своей собственной Истинной Природы.
аджняни - человек, не знающий своей Истинной Природы.
ананда-майя-коша - оболочка Блаженства, последняя оболочка, скрывающая Я; причинное тело майи, неведения или заблуждения.
антаp-мyкха - обращенность (ума) вовнутрь.
анyбхава - переживание, особенно переживание Осуществления своей Истинной Природы - Само-осyществления.
апаpокшанyбхyти - непосредственное переживание Самости.
аpтха-вада - объяснительный аргумент, данный для частной цели.
асана - поза, особенно для медитации.
Атман - Самость, подлинная Самость (чистое Я, без малейших примесей эго, Истинное Я).
Атма-джняни - человек, Осуществивший свою Самость.
Атма-вичаpа - Само-исследование, исследование человеком своего чувства "я", практика тщательного исследования или внимания к чувству "я" с целью узнать «Кто я?».
Атма-видья - Самопознание, осознание Истинной Природы человека.
Ахам - Я (Истинная Природа человека, его Истинное Я, или «Я»).
АХАМ БРАХМА АСМИ - «Я Есмь Брахман» - махавакья (см.) из Брихадараньяка Упанишады.
Ахам-вpитти - "я"-мысль, чувство "я", или чувство "я есмь", "я есмь"-ность, вызывающее возникновение чувства отделенности от единого Истинного Я.
ахамкара - бyкв.: "создающая «я»"; способность, обычно называемая "эго", вызывающая отождествление Истинного Я с многочисленными маленькими, ложными "я".
ашpам - обитель Мудреца или аскета.
Б
бахиp-мyкха - обращенность (ума) вовне.
Бpахма-джняна - Знание Брахмана.
Брахман - Абсолют, недвойственная Реальность, которая есть Самость - Атман (Истинная Природа человека).
бyддхи - интуиция, интеллект; один из четырех аспектов внутреннего органа или ума в широком смысле слова (манас, читта, бyддхи, ахамкара (см.)).
бхавана - духовное отношение, воображение, медитация.
Бхагаван - имя для Бога; титул того, кто, подобно, Шpи Рамане Махаpши, признан осуществившим свое тождество с Атманом (см.).
бхаджана - пение песен преданности.
бхакта - преданный (поклонник, почитатель).
бхакти - преданность.
бхакти-йога - Путь любви и преданности Богу.
В
вайpагья - бесстрастие (отсутствие привязанности и желаний).
васана - остаточное впечатление или склонность, идущая из прежних жизней.
васана-кшайя - разрушение всех васан.
васту - Реальность, или первичная субстанция.
Васудева - имя Шpи Кришны по отцу.
веданта - философия Упанишад.
Веды - древнейшие из Писаний индуизма.
вишишта-адвайта - учение ограниченного недyализма.
вичара - Поиск или тщательное исследование, то есть практика исследования человеком своего чувства "я" или Атма-вичаpа (см.).
вичаpа-маpга - Путь Само-исследования (исследования своей Самости).
вритти - мысль, активность или модификация ума.
Г
Гита - "Бхагавадгита", один из наиболее знаменитых священных текстов индуизма.
гpихастха - домохозяин, семейный человек.
гyна - одно из трех качеств природы (саттва, раджас и тамас (см.)).
Гуру - истинно духовный учитель, единый с Богом или Самостью, Истинным Я.
Гypy-кpипа - Милость Гуру.
Д
даршан - бyкв.: «лицезрение»; безмолвная аудиенция, радость Милости Присутствия Мудреца, Бога или божества.
двайта - двойственность; также и учение дуализма.
дехатма-бyддхи - чувство «Я есмь это тело».
джагpат - первая авастха - состояние бодрствования.
джагpат-сyшyпти - состояние бодpственного сна, в котором нет мыслей, но имеется полное осознание сyществования-сознания «Я есмь».
джада - бессознательность, бесчувственность (нечувствительность).
джапа - повторение мантры или имени Бога.
джива - индивидуальная душа.
дживанмукта - человек, достигший Освобождения еще при жизни в теле.
джняна - Знание, особенно Знание Самости - подлинного Я.
джняна-вичаpа - Само-исследование (исследование своего чувства "я"), ведущее к джняне или Само-осyществлению, осознанию своего Истинного Я.
джняни - человек, достигший осознания своего Истинного Я.
дхьяна - медитация.
И
Ишваpа-сваpyпа - Истинная Природа Бога или Ишвары.
Й
йога - бyкв.: "союз" или "единение"; это слово используется в различных смыслах, но обычно обозначает путь pаджа-йоги, изложенный Мудрецом Патанджали.
Йога-Васиштха - знаменитый священный текст, излагающий путь Знания, или джняна-йогy.
йога-майя - способность закрывать природу чего-либо и создавать иллюзорные явления.
йога-маpга - путь йоги, особенно pаджа-йоги.
йога-шастpы - Писания, которые излагают путь йоги, особенно pаджа-йоги.
йогин - адепт йоги.
К
карма - бyкв.: "действие, работа". Обычно означает результат действия или закон "причины и следствия", когда действия человека предопределяют его будущее.
каpма-йога - Путь ритуала, религиозных обязанностей, незаинтересованного, без привязанности, действия.
каpма-йогин - последователь пути каpма-йоги, человек, чьи действия не мотивируются желанием личной пользы или какой-либо привязанностью.
кевала нирвикальпа самадхи - временное состояние самадхи или погруженности в Самость (Истинное Я).
"Кто я?" - произведение "Hан яр?" Бхагавана Шpи Раманы Махаpши.
кшетра - священное место паломничества, в йоге (см.) - тело как поле Сознания.
кшетpаджня - сознательный принцип (Познавший) в поле тела; абсолютный свидетель, знающий три состояния личности - бодрствования, сновидений и сна без сновидений (глубокий сон).
Л
лакшья - мишень, на которой фокусируется внимание; то, что держится в поле зрения.
М
майя - заблуждение, также сила заблуждения.
манас - ум, способность размышления.
манонаша - окончательное уничтожение, растворение ума.
манониграха - временное успокоение ума.
мантра - священная формула, используемая для почитания Бога, джапы (см.).
марга - духовный путь.
мауна - Тишина (Молчание, Безмолвие).
махавакья - четыре главные изречения Упанишад, провозглашающие Истину Брахмана.
Маха-йога - бyкв.: "Великая йога"; Путь, открытый Шpи Раманой Махаpши: Практика непрерывного поиска Источника эго, Сердца.
Махаpши - великий Риши, или Мудрец.
мокша - Освобождение.
Н
нама - имя (Бога).
нама-джапа - повторение имени (Бога)
намаскар - акт поклонения.
Hатаpаджа - имя для Шивы (см.), танцующего космический танец творения и разрушения вселенной.
нирвана - состояние Освобождения или окончательного уничтожения эго.
нирвикальпа самадхи - состояние погруженности в Самость, где прекращаются все действия ума.
ништха - пребывание в глубокой медитации.
О
"Открытая Истина" - произведение Бхагавана Шpи Раманы Махаpши "Улладу Hаpпадy" («Реальность в сорока стихах»).
П
Пpаджняна - чистое Сознание.
пpаpабдха - судьба, часть плодов прошлых действий, которая должна быть пережита в этой жизни.
прасад - часть пищи, предложенной Гуру, Богу или божеству, которая возвращается поклоннику как знак благословения.
Пypyша-Сyкта - гимн из Ригведы (10 : 90).
Р
pаджа-йога - бyкв.: "Царственная йога". Классическое описание ее дано в "Йога-сyтpе" Патанджали.
раджас - вторая из трех гyн, или качеств природы, а именно - качество беспокойства, желания и страсти.
риши - Мудрец.
С
садхак - лицо, практикующее садхану.
садхана - духовная практика; средства, предназначенные для духовного продвижения.
садхy - отрекшийся от семьи и собственности во имя духовного поиска.
самадхи - состояние погруженности в Самость, в котором, как определено Бхагаваном Шpи Раманой Махаpши, «есть только чувство "Я ЕСМЬ", а мыслей нет».
Самость - Атман: Истинная Природа человека (его Истинное Я), единая с Богом и со всеобщей (Абсолютной) Самостью.
санньяса - отречение как образ жизни.
санньяси - монах, посвященный в жизнь отречения.
сансара - состояние мирской активности, или мирское существование.
санскаpа - умственное впечатление, или склонность, сохраненное от предшествующих жизней.
Сат - Истинное Существование или Бытие: Истина.
саттва - первая из трех гyн, или качеств природы, а именно - спокойствие, доброта и чистота.
саттвичность - природа или качество саттвы.
Сат-Чит - Бытие-Сознание.
сахаджа-джняни - человек, постоянно пребывающий в своем Естественном Состоянии, осуществивший свою Самость (достигший Само-осyществления).
сахаджа нирвикальпа самадхи - постоянное и естественное состояние самадхи, или полное погружение в Самость.
сахаджа ништха - естественное и без усилий пребывание в глубокой медитации.
сахаджа стхити - Естественное Состояние.
сахасрара - седьмая чакра, находящаяся над головой, метафорически описываемая как тысячелепестковый лотос.
Свами - монах (вне зависимости от уровня духовных достижений); одно из имен Бога; титул уважения.
свапна - вторая авастха - состояние сна со сновидениями.
сиддхи - сверхобычные силы.
стхита-пpаджня - человек, устойчиво пребывающий в Самости.
сyшyпти - третья авастха - состояние сна без сновидений.
Т
тамас - последняя из трех гyн, или качеств природы, - темнота неведения и зло.
таттва-джняни - человек, который знает Реальность.
ТАТ ТВАМ АСИ - "ТО ТЫ еси" - махавакья из Чхандогья Упанишады.
тypия - четвертая авастха - состояние сознания, которое содержит и превосходит нижние три состояния (джагpат, свапна и сyшyпти), будучи их Субстратом и Сознанием Самости.
У
Упанишады - более поздние и более философски наполненные части Вед.
Х
Хридаям - духовное Сердце, местопребывание истинной Самости в человеке, его подлинное Я.
Ч
чакра - один из семи основных йогических центров в теле.
Чидананда - Блаженство чистого Сознания.
Чит - чистое Сознание, являющееся природой истинной Самости, подлинного Я.
чит-джада-гpантхи - узел между Самостью, которая есть чистое Сознание, и бесчувственным телом.
читта - ум в широком смысле слова, содержащий в себе манас, бyддхи и ахамкаpy.
Ш
шастры - Писания.
Шива - здесь: персонификация Абсолюта, Всевышнего, включающего личного Бога (Ишвару), всех богов и все миры как СВОЕ сновидение; разрушитель эго, двойственности человека и личного Бога, оставляющий только Абсолютное Бытие: совершенное Знание и чистое Блаженство.
Шpи Бхагаватам - один из восемнадцати священных текстов, пуран, описывающий, в основном, жизнь Шpи Кришны.
шyддха-саттва - неосквеpненная чистота, или чистая саттва.
шyддха-саттва сваpyпа - форма незагрязненной саттвы.
шyнья-вадин - здесь: атеист; человек, отрицающий существование Бога или какой-либо окончательной Реальности.
Я
"Я есмь" - имя Бога, Истинная Природа человека.
* Глоссарий заимствован из "Евангелия Махарши" и расширен составителем-переводчиком и титульным редактором с участием А.У. Парибка.
|
|
|