На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Сарвепалли Радхакришнан
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Том II

Глава восьмая
АДВАЙТА-ВЕДАНТА ШАНКАРЫ

III. ЛИТЕРАТУРА

Главные работы школы адвайта составляют комментарии Шанкары на основные упанишады 14, на «Бхагавадгиту» и «Веданта-сутра». «Упадешасахасри» и «Вивекачудамани» отражают его общую позицию. Популярные гимны Шанкары, обращенные к различным формам божества, как «Дакшинамурти», «Стотре», «Харимидостотра», «Анандалахары» и «Сундарьялахари», раскрывают нам его веру в жизнь и оправдывают его любовь к ней. К числу других работ, которые приписываются Шанкаре, относятся: «Аптаваджрасучи», «Атмабодха», «Мохамудгара», «Дашаслоки» и «Апарокманубхути», а также комментарии на «Вишнудсахасранаму» и «Санатсуджатию». В произведениях Шанкары нашли свое отражение многие характерные черты его многогранной личности.

Главный вопрос, касающийся стиля произведений Шанкары,- это вопрос о том, каким образом в них отражаются качества его ума, его сила и логика, настроение и чувство юмора. Философия Шанкары имеет длительную историю, причем с течением времени она прогрессировала. Представители других воззрений защищают свои позиции обычно путем опровержения взглядов Шанкары. Это вызывает необходимость защищать позицию Шанкары в каждом столетии. Однако мы можем проследить надлежащим образом судьбы системы Шанкары лишь в то время, когда он жил 15.

14 «Чхандогья», «Брихадараньяка», «Тайттирия», «Айтарея», «Шветашватара», «Кена», «Катха», «Иха», «Прашна», «Мундака» и «Мандукья». Говорят, что Шанкара составил также комментарии на упанишады - «Атхарвашикха», «Атхарваширас» и «Нрисинхатапания».

15 «Varttikas» и «Naiskarmyasiddhi» Сурешварачарьи, «Bhamati» Вачаспати, «Paneapadika» Падмапады и «Nyayanirnaya» Анандагири - хорошо известные трактаты о системе адвайта, составленные непосредственно после эпохи Шанкары. «Kalpataru» Амалананды (середина XIII века) представляет собой комментарий на «Bhamati». Аппаядикшита (XVI век) написал свою работу «Kalpataruparimala» в виде обширного трактата о «Kalpataru». Его «Siddhantalesa» является имеющим важное значение кратким изложением различных направлений системы адвайта. Произведение Падмапады «Paneapadika» - тщательно разработанный точный перевод новых четырех сутр - было прокомментировано Пракашейманом (1200 год н. э.) в труде «Раnсаpadikavivarana». Видьяранья (XIV век), который вообще отождествляется с Мадхавой, написал свою работу «Vivarnaaprameyasamgraha» как подстрочный комментарий на произведения Пракашатмана. Если его «Pancadasi» является классическим произведением поздней адвайты, то и «jivanmuktiviveka» представляет собой значительную ценность. Относительно авторства «Pancadasi» мнения издавна расходятся. Говорят, что Видьяранья, вероятно, написал первые шесть глав, а Бхаратитиртха - остальные девять глав (см. Pitambarasvamin'ed, p. 6). Нишгаладаса в своей работе «Vrttiprabhakara» (р. 424) приписывает первые десять глав Видьяранье, а остальные пять - Бхаратитиртхе. Сарваджнятмамуни (900 год н. э.) составил общее описание взглядов Шанкары в своей работе «Samksepasariraka», которую прокомментировал Раматиртха. «Khandanakhandakhadya» Шри Харши (1190 год н. э.) является наиболее замечательной работой о диалектике адвайты. Это обширное исследование о бесплодности философии, указывающее на неспособность человеческого ума охватить те возвышенные объекты, которые при его умозрительной способности считаются достойными того, чтобы ими заниматься. В духе Нагарджуны Шри Харша тщательно анализирует общие категории и, ведя читателя длинным и трудным путем, устанавливает ту простую истину, что истинность или ложность чего-либо не может быть окончательно доказана. Все вызывает сомнение, за исключением всеобщего сознания. Вера Шри Харши в первичную реальность духа отличает его от буддистского нигилизма (1.5). Он подвергает обстоятельному рассмотрению праманы системы ньяя, ее теорию причинности и приводит доводы, что ньяя имеет дело с кажущимся существованием, а не с реальностью. Согласно Шри Харше, многообразие вещей не является первичным (1.9), тогда как абсолют есть первичное. хотя он и непознаваем. На этот труд Читсукха составил комментарий в дополнение к другой, самостоятельной работе по этому же вопросу, известной под названием «Tattvadipika». В «Nyayamrtam» критикуется «Sitsukhiyam». Эта работа подвергается критике в труде Мадхусуданы Сарвати (XVI век) под названием «Advaitasiddhi». Рамачарья в своей «Tarangini» критически исследует «Advaitasidhi». Произведение Брахмананды под названием «Gaudabrohmanandiyam» или «Gurucandrika» является защитой «Advaitasiddhi» от критики «Tarangini». Шанкара Мишра и Рагхунатха написали самостоятельные работы о «Khandana». «Vedantaparibhasa» Дхармараджи (XVI век) представляет собой превосходное руководство по метафизической логике, на которую Рамакришна, сын Дхармараджи, составил свою «Sikhamani». К этому же руководству Амарадаса разработал полезный глоссарий под названием «Maniprabha» в своем труде «Vijnanamrta» (XVI век), где пытается доказать, что дуализм системы санкхья продолжает существовать в самой веданте. Труды «Brahmavidyabharana» Адвайтнанды (XV век), «Ratnaprabha» Гавандананды, «Vedantasara» Садананды (XV век) с их комментариями «Subodhini» и «Vidvanmanoranjani», «Siddhantamuktavali» Ранашананды, «Advaitabrahmasiddhi» Санандашанды, «Advaitamakaranda» Лабшикхары - произведения огромного значения. Многие из поздних упанишад, как например «Махоупанишад», и такие религиозные произведения, как «Yogavasistha» и «Adhyatmaramayana», защищают адвайтизм. «Yogavasistha» характеризуется буддистскими воззрениями (ср. Yad idam drsgate kincit tan nasti kim api dhruvam).

Yatha gundharvanagaram yatha vari marusthale (II). О системе адвайта [Все, что кажется видимым, на самом деле вовсе не существует, подобно (мифическому) городу гандхарвов, подобно воде в пустыне.] Ведантой было написано много работ, которые ничего не прибавили к глубине и истине высказываний Шанкары. Хотя Сурешвара, Вачаспати, Подмапада, Шри Харша, Видьяранья, Ситсукха, Сарваджнятмамуни, Мудхусудана, Сарасвати, Аппьядикшита принадлежали к одному и тому же направлению, все же они могли сказать нечто новое и отразить некоторую характерную черту сущности абсолютного идеализма, которая не была раскрыта ранее с той же глубиной. Применяя одинаковый метод и выражая одно и то же воззрение, они тем не менее умеют сохранять свою собственную индивидуальность.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ