Сарвепалли Радхакришнан
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Том II
Глава вторая
ЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ НЬЯЙИ
XV. ПАМЯТЬ
Все познание делится на презентативное (анубхава)
которое не является воспроизведением
прежних состояний сознания, и
репрезентативное (смрити), которое
воспроизводит в сознании прежний опыт 325. Если мы исключим знание
по памяти, все прошлое потеряет для нас
всякую достоверность. Познание по памяти
основывается на остающихся в сознании
следах (санскараджанья). Память
определяется как то, что «обусловлено
особым контрактом души с манасом и следом,
оставленным прежним опытом» 326.
Иногда говорят, что причиной памяти
является исключительно впечатление (санскараматраджанья),
и тем самым отличают ее от опознавания (пратьябхиджня).
В то время как непосредственной причиной
вспоминания является впечатление, причиной
опознавания является восприятие тождества
наличного объекта с чем-то другим. Ньяя не
признает память отдельным источником
познания на том основании, что она дает не
новое знание об объектах, а только
воспроизведение прошлого опыта в той форме
и в том порядке, в которых он в прошлом
существовал, а теперь перестал
существовать 327.
Ценность вспоминаемого знания зависит от
ценности прежнего опыта, который
воспроизводится. Некоторые логики включают
познание посредством вспоминания в
действительное познание, когда последнее
определяется как непротиворечивое
познание 328.
Вспоминания не одновременны, поскольку
внимание (пранидхана), восприятие знака
и остаток (лингадижняна) не бывают
налицо в одно и то же время 329.
325 «Tarkasamgraha», 34.
326 V. S., IX. 2. 6.
327 N. S. «vrtti», I, 1. 3.
328 «Tarkakaumudi», p. 7.
329 N. S., III. 2.33; N. В., III. 2. 25 - 30; N. V., III.
2. 25 - 26. Среди причин вспоминания
упоминаются: 1) pranidhana - внимание; 2) nibandha -
ассоциация; 3) abhyasa - повторение; 4) linga - знак; 5)
laksana - описательный знак; 6) sadrsya - сходство; 7)
parigraha - собственность; 8) asrayasrtasambandha -
отношение коррелятов; 9) anantarya -
непосредственное следование; 10) viyoga -
разделение; 11) ekakarya - тождество функций; 12)
virodha - вражда; 13) atisaya - превосходство; 14) prapti -
приобретение; 15) vyavadhana - вмешательство; 16)
sukhaduhkha - удовольствие и страдание; 17) icchadvesa -
желание и отвращение; 18) bhaya - страх; 19) arthitva -
нужда; 20) kriya - действие; 21) raga - привязанность;
22) dharma - заслуга; 23) adharma - дефект. Согласно
Ватсьяяне, эти пункты никоим образом не
являются исчерпывающими. Nidarsanam cedam smrtihetunam na
parisamkhyanam ity (N. В., III. 2. 41). Все причины
ассоциаций и вспоминания идей могут быть
подведены под перечисленные пункты.