Сарвепалли Радхакришнан
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Том II
Глава десятая
ШИВАИТСКИЙ, ШАКТИСТСКИЙ И БОЛЕЕ ПОЗДНИЙ ВИШНУИСТСКИЙ ТЕИЗМ
XI. МИР ПРИРОДЫ
Материальные продукты являются объектами неодушевленного мира и образуют тела
и органы всех существ. Все они произошли от первичной материи, пракрити, и
возвратились к ней со временем. Хотя пракрити появляется как однородная, в
действительности она образована из различных начал в тонком виде. Она
развивается в воспринимаемую вселенную, когда принимает законченный вид
благодаря богу и душам. Божественные формы образуются из пракрити, которая
является материальной причиной и в которой он существует в различных формах
99.
Перед тем как мы переходим от непроявившейся пракрити к хорошо развитым формам
творения, мы имеем двадцать четыре продукта творения, которые суть: махат,
аханкара, буддхи, манас, десять чувств, пять чувственных объектов и пять
основных элементов. Они перед своей эволюцией существуют в первоначальной
пракрити в тонких формах.
Три аспекта пракрити главенствуют благодаря трем формам Лакшми - Шри, Бху и
Дурги. Авидья является формой пракрити, она имеется в двух видах:
дживаччхадика, или той, которая затемняет духовные силы дживы, и
прамаччхадика, или той, которая закрывает всевышнего от взора дживы. Эти две
формы авидьи являются положительными началами, образующими субстанцию пракрити.
99 I. 4. 25.