На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава 

Мать о ДХАММАПАДЕ

XXVI
О Брамине

Усилья прилагай, Брамин! Останови поток желаний и наслаждения отринь.
Узнав, как уничтожить корни бытия, Несотворенное постигнешь.
Когда Брамин к вершине двух путей восходит,
к средоточению и углублению в себя, с него спадают путы все и Знание он получает.
Кто видит мир в единстве, противоречья примирив,
кто непривязан и без страха, того Брамином назову.
Кто предан самоуглубленью, свободен от нечистоты, кто безупречен и исполнен чувства долга,
кто высшей цели смог достичь, такого почитаю я Брамином.
Днем солнце сияет, ночью - светит луна. Сияет доспехами воин. Брамин озарен в созерцании.
И день и ночь, не прекращая, свет излучает Будда.
Брамин известен тем, что зло отринул. Монах известен самодисциплиной.
Аскет известен тем, что победил в себе нечистоту.
Ударить Брамина нельзя, но и Брамин ударом на удар не отвечает.
Позор тому, ударит кто Брамина. Позор Брамину, если на удар ответит.
Нет лучше для Брамина ничего, чем отстранить свой ум от удовольствий жизни;
и, поборов в себе дурные устремленья, он облегчит страдания свои.
Кто зла не сотворит ни в действии, ни в слове и ни в мысли, того Брамином почитаю я.
И, как Брамин огонь священный чтит, должны вы уважать и почитать того,
кто преподаст Ученье Будды вам, кто б ни был он.
Ни волос убранство, ни предки, ни знатное происхожденье вам не помогут стать Брамином.
В ком истина жива и справедливость, кто чист, воистину тот и Брамин.
Что толку в убранстве волос, о глупец, и в шкуре антилопы на плечах!
В тебе бурлят неистовые страсти, и чистота твоя - всего лишь видимость одна.
Он в рубище одет и истощен, от худобы видны все вены,
в лесу он предан самоуглублению один - такого называю я Брамином.
Того не назову Брамином, кто, будь из рода он Браминов или от матери Браминки он рожден,
но сам надменен и богат. Того считаю я Брамином, кто ни богатства, ни привязанностей не имеет.
Того считаю я Брамином, кто путы все порвал, в ком страха больше нет,
кто стал привязанностей выше, кто сам себя освободил.
Кто постепенно разорвал стальные обручи ума, привязанности сбросил вервия,
разбил сомнения оковы и цепь наклонностей дурных, невежества кто сбросил иго,
кто просветлен, того считаю я Брамином.
Кто сносит осуждение беззлобно, удары и мучения и кто воистину силен долготерпением своим,
такого почитаю я Брамином.
Кто гневу чужд и предан вере, и добродетелен, и все желанья победил, постиг,
как управлять собой, и на земле живет в своем последнем воплощеньи, такого называю я Брамином.
Кто не привязан к удовольствиям, что доставляют чувства,
как капля влаги - к лотоса цветку или зерно горчичное - к иголки острию, такого почитаю я Брамином.
Кто в этой жизни перестал страдать, кто бремя тяжкое сложил,
ярмо привязанностей сбросил, такого почитаю я Брамином.
Кто мудр и в суть вещей способен проникать,
кто доброе и злое различать умеет и цели высшей кто достиг, такого почитаю я Брамином.
Кто общества мирян не ищет и монахов и нет кому нужды в домашнем очаге,
и кто довольствоваться может малым, такого почитаю я Брамином.
Кто вред живым созданьям не наносит ни большим, ни малым,
не убивает сам и убивать других не понуждает, такого почитаю я Брамином.
Приветливый среди враждебных, спокойный среди буйных,
среди корыстных бескорыстный - такого почитаю я Брамином.
С кого и сластолюбие, и ненависть, и гордость,
и ложь слетели, как горчичное зерно слетает с острия иглы, такого почитаю я Брамином.
Чья речь нежна и поучительна, правдива, не обижает никого, такого почитаю я Брамином.
Кто в этом мире не возьмет чужого, помимо подаянья, будь оно малым иль большим,
коротким иль длинным, хорошим иль дурным, такого почитаю я Брамином.
Кто не стремится ни к чему ни в этом мире,
ни в миру ином и все желанья кто оставил и достиг свободы, такого почитаю я Брамином.
В ком нет желаний больше, кто совершенства в знании достиг,
кто всякое сомнение отбросил и кто бессмертия изведал глубину, такого почитаю я Брамином.
Кто в этом мире связи все добра и зла разрушил, кто беспечален, безупречен, чист,
такого почитаю я Брамином.
В ком ни пятна, как на луне, ни тени, кто светел, чист и безмятежен, в ком жажда наслаждений умерла,
такого почитаю я Брамином.
Кто смог преодолеть круговорот перерождений и этот топкий грязный путь, тернистую стезю,
другого берега сумел достичь, кто в самоуглубленье погружен,
лишен желаний, сомненья победил и не привязан ни к чему, исполненный покоя, такого почитаю я Брамином.
В ком сластолюбие угасло, кто отказался от радостей мирских,
оставил кров свой, чтобы жить скитальцем, такого почитаю я Брамином.
В ком вожделенье всякое мертво, кто отказался от радостей мирских,
оставил кров свой, отринул жажду воплощений, такого почитаю я Брамином.
Кто связи все отринул с этим миром и выше связей стал небесных,
кто все привязанности превозмог, такого почитаю я Брамином.
Кто равно безучастен к приятному и неприятному, свободен от связей всех и пут,
кто все миры постиг, подвижника такого почитаю я Брамином.
Кто знает в совершенстве все о рождении и смерти всех существ и кто ничем не связан,
тот блажен, тот просветлен, такого почитаю я Брамином.
Удел грядущий чей неведом ни богам, ни смертным, желаний кто лишен,
от скверны чист, кто стал архатом, такого почитаю я Брамином.
Кто не владеет уж ничем, ни тем, что было, будет или есть,
кто больше уж ничем не связан с миром, такого почитаю я Брамином.
Кто Благороден, Совершенен, кто Герой, Мудрец великий,
Победитель, Бесстрастный, Чистый, Просветленный - такого почитаю я Брамином.
Кто знает жизни прошлые свои, пред кем открыты небеса и преисподня и кто чреду своих рождений
завершил и видит все насквозь, и мудрости исполнен совершенной, такого почитаю я Брамином.

Так завершается Дхаммапада. И если, используя образ самой Дхаммапады, нам удалось на деле осуществить малую толику, хотя бы с горчичное зерно из того, что там написано, тогда мы не напрасно потратили время.

Но об одном Дхаммапада умалчивает: высшее беспристрастие и высшая свобода являются естественным результатом работы по самосовершенствованию, духовного прогресса, целью которого является не освобождение в Нирване, как сказано здесь, и не какая-то конкретная цель или результат - он может быть каким угодно; дело в том, что духовный прогресс это есть основной закон и смысл земной жизни, это истина бытия Вселенной, и если вы приводите свою жизнь в соответствие с этой истиной, то естественным образом достигаете высшей духовной реализации со всеми вытекающими последствиями.

Глубокая вера в божественную Милость, полная преданность божественной Истине, полное самопосвящение божественному Провидению - все это заставляет вас делать то, что надлежит делать, не заботясь ни о каких результатах; это и есть совершенное освобождение.

Это и есть настоящее уничтожение страдания, когда сознание исполняется непреходящей радости, и дивные чудеса открываются вам на каждом шагу.

Мы благодарны Будде за его вклад в духовный прогресс человечества, и, как я говорила в самом начале, будем стараться на деле осуществить хотя бы немногое из всех тех прекрасных советов, которые он дает нам; цель же и плоды наших усилий предоставим определять превосходящей всякое разумение высшей Мудрости.

5 сентября 1958 г. 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ