На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

Мать о ДХАММАПАДЕ

XXV
О Бхикху

Блажен, кто управляет зрением и слухом, и обонянием, и языком своим.
Блажен, кто в действиях собою управляет, и в мыслях, и в словах.
Блажен, кто может управлять собой во всем. Избавлен от страданья Бхикху, владеющий собой во всем.
Владеющий руками и ногами, и языком, и полностью самим собой,
кто наслаждается при самоуглубленьи и в мире пребывает, и живет уединенно, его мы Бхикху назовем.
Бхикху, словом овладевший, скромный, сдержанный в речах,
если он Учение толкует ясно, слово его сладостно, как мед.
Если Бхикху Учением жив и находит в Учении радость,
если он размышляет над ним, хорошо его знает, он тогда от него никогда не отступит.
Не должен Бхикху с небреженьем относиться к тому, что в мудрости и добродетели сумел достичь,
не следует ему завидовать и знанию других; не сможет в себя углубиться снедаемый завистью Бхикху.
Пусть Бхикху и немногого достиг, достигнутого пусть не презирает;
коль жизнь его чиста и неуклонна воля, он похвалы самих богов достоин будет.
Кто не привязан к имени и форме и слова "мой" не знает, кого отсутствие вещей не огорчает,
воистину, того мы Бхикху назовем.
Проникнутый любовью Бхикху, в Ученье Просветленного он веры преисполнен,
тот Бхикху, без сомнения, постигнет мир
Нирваны, блаженство высшее, где места нет условностям земным.
Корабль тела своего от бремени освободи, о Бхикху;
он легким станет, когда ты за борт свои желания и злобу сбросишь, и тогда Нирваны ты достигнешь.
Пять пут разорви: веру в эго, сомнение, веру в пустую обрядность, злую волю свою и свое вожделенье.
Отвергни другие пять пут: стремление жить в мире форм,
в мире тонком, свободном от форм неизменных, гордыню, невежество и беспокойство.
В себе воспитай же пять качеств других: энергию, веру и бдительность, собранность мысли и мудрость.
Так, пятикратно свободный, зовется тот Бхикху "поток одолевшим".
Мыслью в себя углубитесь, о Бхикху, бойтесь в себе небреженья.
Ум свой от органов чувств отвратите, чтобы потом не кричать "О, как больно!",
если в беспечности вдруг проглотили металл раскаленный.
В ком знания нет, тот в себя погрузиться не может; без собранной мысли не может и знания быть.
Тот близок к Нирване, в ком собранность мысли и знание есть.
Нирваны пустоту познавший Бхикху и разум усмиривший свой,
изведал нелюдскую радость, узрев Учения свет ясный.
Бессмертных он наслаждение и счастье разделяет всякий раз,
как мысль его круговорот и смену каждой вещи преходящей в этом мире созерцает.
Четыре вещи положил в основу жизни мудрый Бхикху:
над чувствами своими власть и удовлетворенность,
и соблюдение положенных Ученьем правил, и благородная компания друзей,
чей образ жизни неизменно чист.
Да будет Бхикху добр, радушен и учтив;
тогда от сердца радостного полноты положит он конец страданью.
И как жасмин увядшие цветы роняет, так и Бхикху отбросит ненависть и вожделенье.
Спокойного в поступках и в речах, и в разуме своем отвергнувшего всяк мирской соблазн -
такого Бхикху "безмятежным" назовем.
И бдительный, и пробужденный, себе пусть будет Бхикху неусыпный страж и попечитель,
и жить он будет счастливо.
Воистину, сам человек - себе защита и приют.
Умей же управлять собою, как торговец - скакуном породы чистой.
Исполненный радостной веры в Учение Будды,
Бхикху мира совершенного достигнет, прекращения рождений на земле.
И Бхикху, юный, преданный Ученью Будды, мир озаряет, как луна, что вышла из-за туч.

Здесь есть, среди всего прочего, совет всегда быть благожелательным. Не нужно усматривать в нем один из тех избитых советов, какие обыкновенно дают друг другу люди. Здесь все гораздо интереснее - поясню - "Будь всегда доброжелательным, и ты избавишься от страданий, будь всегда доволен и счастлив, и сам начнешь источать вокруг себя это тихое счастье".

Замечательно то обстоятельство, что деятельность органов пищеварения крайне болезненно реагирует на проявления дурного расположения духа, как внутренние - склонность во всем выискивать недостатки, недоброжелательность, желчность, так и внешние - злоязычие, например. Ничто так не расстраивает пищеварительные функции, как подобные проявления, и здесь получается порочный круг: чем сильнее расстройство пищеварительной системы, тем более в человеке недоброжелательности, скептицизма, недовольства жизнью, людьми, обстоятельствами. Есть определенная безысходность в таком положении. И против него только одно лекарство: решительно порвать с такими настроениями, полностью запретить себе поддаваться им, и, постоянно следя за собой, придерживаться всепонимающего благожелательного отношения ко всему и ко всем. Попробуйте жить по этому правилу и увидите, что вам станет лучше.

22 августа 1958 г.   

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ