На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

Мать о ДХАММАПАДЕ

XXIV
О вожделении

Подобно ползучему стеблю Малувы, беспечным желаниям нету конца;
из жизни в жизнь скитаются мятущиеся души, как обезьяны в поиске плодов.
Кто в миру во власти вожделений пребывает, тот увидит, как скорби его возрастут,
как растет трава Бирана в час после дождя.
Кому в миру подвластно вожделенье, что так докучливо и трудно одолимо, тот увидит,
как пройдут его печали, словно капли дождевые, что скатились с лотоса цветка.
Всем собравшимся здесь вот мой добрый совет: вырви с корнем желанье, как траву вырывают Бирану.
И Мара тогда не погубит тебя, как речной поток сокрушает тростник.
Как срубленное дерево побеги вновь пускает от корней,
так снова к нам печаль приходит, пока желание в нас живо.
Заблудшего, кто противостоять не может всем тридцати шести потокам вожделенья,
поток уносит жажды к наслажденьям.
Все новые желанья порождая, потоки вожделения текут.
Везде, где вожделение увидишь, рази его под корень мудростью своей.
Не позволяй воображению стремиться к преходящим наслажденьям,
сластолюбивых ждет рождение и смерть.
Люди мечутся во власти вожделений, как зайцы мечутся в ловушке.
Привязанностью скованы, как цепью, они терпеть страданья будут долго.
Люди мечутся во власти вожделений, как зайцы мечутся в ловушке.
Отбрось желание, о Бхикху, стремясь освободиться от страстей.
Кто, покинув лес желаний, вновь спешит в него обратно,
тот подобен человеку, что стремится глупо в рабство.
Кто к жене своей и детям, к драгоценностям привязан,
скован крепче, чем железом - мудрецы так говорят.
Эти путы очень крепки и с себя их сбросить трудно,
хоть и кажется, что можно очень просто их порвать.
Мудрый их с себя снимает; он отринул вожделенья, удовольствий он не ищет,
мудрый долю одинокую избрал.
Все гонимые страстями увлекаются потоком своих собственных желаний,
как паук в плену томится своей собственной сети.
Мудрый сети разрывает, он отринул вожделенья, удовольствий он не ищет,
мудрый долю одинокую избрал.
Пусть не свяжут тебя узы тем, что было, будет, есть.
Перебраться только нужно через реку этой жизни и ногою стать на берег, другой берег бытия;
когда ум достиг свободы, нет возврата и не будет ни к рождению, ни к смерти.
Кто гоним всегда страстями, злою мыслью разжигаем, ищет только наслаждений,
непрестанно вожделенье в нем растет; сам себе он цепи крепкие кует.
Кто находит наслажденье в подавлении злых мыслей, кто и бдителен,
и зорок, чтобы скверну разглядеть, тот, воистину, положит вожделениям конец, разобьет он цепи Мары.
Кто достиг конечной цели, кто уже не знает страха, вожделения и скверны,
бытия шипы тот вырвал, и рождаться в этом мире перестанет он теперь.
Отрешенный и бесстрастный, зная слова скрытый смысл и Писания постигший,
он не будет вновь рождаться, и назвать его мы можем "Величайшим Мудрецом".
"Я все преодолел, я знаю все; я от всего отрекся, я независим и желаниям я чужд,
все сам постиг - кого я назову учителем своим ?"
Дар Истины превыше всех даров, всех благоуханий превыше - благоуханье Истины,
а наслажденье в Истине - превыше наслаждений всех, желаний выше всех - свобода от желаний.
Глупца богатство губит, но не того, кто к берегу другому бытия стремится.
Себя и тех, кто с ним, глупец своим богатством губит.
Сорняк губителен для поля; а страсть - погибель для людей.
А посему свободное от страсти сердце дает обильный урожай.
Сорняк губителен для поля; а ненависть - погибель для людей.
А посему свободное от ненависти сердце дает обильный урожай.
Сорняк губителен для поля; а заблуждение - погибель для людей.
А посему свободное от заблуждений сердце дает обильный урожай.
Сорняк губителен для поля; а вожделение - погибель для людей.
А посему свободное от вожделенья сердце дает обильный урожай.

Последним мы и воспользуемся для медитации.

8 августа 1958 г.

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ