На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

Мать о ДХАММАПАДЕ

XX
О пути

Из всех путей Путь Восьмеричный - лучший;
из истин - та, что вобрала в себя Четыре наставленья в Истине;
из чувств всех лучшее чувство бесстрастия;
из всех людей - тот лучший, Будда, кто видит истину и понимает.
Вот это настоящий Путь и есть; иного нет, что дал бы чистоту прозренья.
Ты, этим следуя путем, смутишь дух зла.
Идя таким путем, страданья прекратишь.
Я сам об этом возвестил пути, когда постиг, как избежать шипов страдания.
Усилия ты должен сам предпринимать, а Просветленные лишь Путь тебе укажут.
Кто предан самоуглубленью и следует по этому Пути, с себя тот сбросит узы Мары.
"Все, что рождено от временных условий, - преходяще".
Как скоро человек постиг все это, свободен он от всех скорбей. Вот к очищенью путь.
"Страдает все, что рождено от временных условий".
Как скоро человек постиг все это, свободен он от всех скорбей. Вот к очищенью путь.
"Все вещи в этом мире иллюзорны". Как скоро человек постиг все это, свободен он от всех скорбей.
Вот к очищенью путь.
Кто молод и силен, но действовать не хочет, когда приходит время,
чей ум - в плену пустых, бесплодных мыслей, - тот празднолюбец, и мудрости путей ему не отыскать.
Уменье управлять своим умом и сдержанность в словах, отказ от злых поступков -
вот три основы очищенья, чтобы достичь пути, что мудрыми указан.
Нет мудрости без самоуглубленья, вся мудрость из него проистекает.
Руби под корень лес своих желаний, не только дерево одно. В лесу том обитает страх.
Руби под корень этот лес с деревьями большими и поменьше. Свободны будьте от желаний, Бхикху.
Пока мужчина из себя не вырвет влеченье к женщине без всякого остатка,
не будет ум его освобожден, как сосунок от матери не может быть свободен.
Любовь к себе ты вырви с корнем как осенний лотос.
Пусть будет для тебя одна любовь - Покой Нирваны. Так учил Сугата 1.
"Здесь в дождь найду убежище себе, а здесь - когда наступит холод, а там - в жару".
Так думает глупец в уме своем, не зная, что ожидает впереди его.
Кто к детям и скоту привязан, застигнет смерть того врасплох и унесет,
как спящую деревню уносит бурных вод поток.
Ни дети, ни отец и ни семья нас не спасут;
когда настигнет смерть, все наши ближние - не помощь.
Со всею ясностью осознавая это, мудрец по праведной стезе без промедления спешит к Нирване.

Здесь содержится несколько очень полезных советов: умеренность в речи, ментальный контроль, воздержание от дурных действий. Все это крайне необходимо.

А вот это хотя и категорично, но тоже очень верно и сильно: "Пока мужчина из себя не вырвет влеченье к женщине без всякого остатка, не будет ум его освобожден, как сосунок от матери не может быть свободен".

И последнее: "Любовь к себе ты вырви с корнем как осенний лотос. Пусть будет для тебя одна любовь - Покой Нирваны. Так нас учил Сугата".

Похоже, эти советы были предназначены для людей, в интеллектуальном отношении находившихся в начале Пути. Легко представить картину, когда собравшимся крестьянам, людям незатейливым по складу ума, нужно было говорить примерно так: "Слушайте внимательно, нет смысла загадывать наперед, потому что вы не знаете, что ждет вас завтра. Вы копите добро, в кругу семьи находите покой и отдых, строите планы назавтра и на потом, но не осознаете, что смерть подстерегает вас на каждом шагу и в любую минуту может настигнуть вас".

Но существует в умственном развитии и несколько более высокая ступень, когда об этом уже не нужно говорить - этим нужно жить! Жить, постоянно осознавая, что все вокруг без исключения преходяще, и не следует иметь никакой привязанности, если хочешь быть свободным и двигаться к совершенству вместе со всей Вселенной, поспевать в своем развитии за вечным ритмом. Это понятно. Но важно практическое осуществление. Такое впечатление, что все это говорилось людям, которые прежде никогда ни о чем подобном даже и не задумывались, и поэтому то, что они слышали, имело на них максимальное по своей силе воздействие.

Так или иначе человечество все же движется вперед - главным образом, на ментальном уровне сознания, - несмотря на все видимые признаки, которые, казалось бы, говорят об обратном. Появилось много новых понятий, о которых говорить особо уже нет нужды... если только вы не отправитесь в такие края, где уровень развития совсем примитивен, да и то... распространение идей идет повсюду, всюду проникает свет ментального сознания; в самых неожиданных местах обнаруживается возможность восприятия новых идей.

Похоже, в прошлом веке земле был дарован некий свет, распространение которого привело к тому, что определенные идеи, идеи-силы, идеи некогда новые, способные менять сознание людей, утеряли свою актуальность - устарели. Пришел новый свет.

В действительности прогресс не столь уж велик, а в каких-то направлениях, быть может, даже произошло движение вспять, но что касается умственного развития, способностей к постижению окружающего, интеллектуального видения мира, то здесь сдвиги, действительно, значительны.

Мы как бы движемся вперед ускоренным шагом, и то, чему раньше придавали большое значение, теперь становится общепринятым явлением в свете новых открытий. Нам всем прекрасно известно, что жизнь в своем теперешнем виде далека от идеала, что нигде нет порядка, что повсюду боль и мука, неразбериха, повсюду хаос, невежество - не правда ли? это уж, кажется, превратилось в избитую истину.

Но можно выбраться из всего этого путем всеобщей реализации, всеобщего преобразования, с помощью нового света, который установит во всем порядок и гармонию, и в этой возможности - наша надежда и наша весть, которую мы понесем в мир. Это весть истины и силы.

Нужно строить новую жизнь.

И тогда все эти трудности и тяготы, которые казались столь непреодолимыми, исчезнут сами собой.

Если можешь жить светло и радостно, будешь ли цепляться за мрак и страдание?

27 июня 1958 г. 


1 Будда.

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ