На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

Мать о ДХАММАПАДЕ

XVIII
О нечистоте

Вот и стал ты, как высохший лист; тебя посланцы Ямы поджидают у порога.
И уходить тебе вот-вот, а ты к дороге не готов!
Не мешкай и трудись упорно, и в мудрости спасение ищи.
Когда нечистоту с себя ты сбросишь, войти в небесную обитель сможешь благородных духом.
Твои дни сочтены, ты предстоишь пред богом смерти. И негде будет отдохнуть тебе в дороге.
Ты не готов к пути в загробный мир.
Не мешкай, и трудись упорно, и в мудрости спасение ищи.
Когда нечистоту с себя ты сбросишь, избегнешь ты перерожденья и снова не придется умирать.
Как мастер дел серебряных от грязи очищает серебро, мудрец день ото дня,
минута за минутой себя от скверны очищает.
Как ржавчина железо разъедает, так и дела дурные разрушают человека, его в несчастье повергая.
Как сила мантры требует повтора, а прочный дом - ухода за собой,
так праздность - враг телесной красоты,
а бдительность - твой первый друг, если стоишь на собственной ты страже.
Для женщины - нечистота беспутство. А скупость - для дающего нечистота.
Поступки злые совершая, нечистоту стяжаем в этом мире и в миру ином.
Но хуже нет нечистоты невежества, о Бхикху.
Избавьтесь только от нее, и не останется в вас больше скверны.
Бесстыдным и нахальным, как вороны, хвастливым,
злым, самонадеянным, испорченным легко живется.
Жизнь тяжела для тех, кто скромен и ищет чистоты,
кто к миру сердцем не привязан, кто независим и в сужденьи верном строг.
Кто убивает, лжет, крадет, чужой жены желает и предается пьянству,
тот в мире этом уже лишил себя корней.
Знай: трудно одолеть нечистоту и злобу.
Не дай же вожделению и злу тебя повергнуть в нескончаемые муки.
Рука дающего дает согласно вере и расположенью. И если ты не рад питью и пище,
что преподнес тебе другой, как подаянье, ни днем, ни ночью не достичь тебе покоя Духа.
Но тот, кто с корнем вырвал это чувство огорченья, тот днем и ночью в глубине сосредоточен Духа.
Ничто не жжет сильнее, чем огонь желаний, и ненависти хватки в мире нет сильней.
Нет западни искуснее, чем сети заблужденья, потока нет неудержимей, чем поток желаний.
Легко увидеть недостатки у другого, труднее разглядеть свои.
Поведать о чужих грехах спешим всему мы свету, свои же прячем,
как игрок скрывает ловкий выпавшую плохо кость.
Кто ищет недостатки в людях, питая этим раздражение в себе,
свои пороки преумножит, но не избавится от них.
Не может быть дорог на небосводе; не может быть Саманы 1 без духовного Пути,
и люди в суете находят наслажденье. Все эти трудности преодолели Татагаты 2.
Не может быть дорог на небосводе; не может быть Саманы без духовного Пути,
и мир условностей непостоянен; но Будды сохраняют вечно неизменность.

Я прочитала ваши записки по поводу контроля над речью. Некоторые из вас отнеслись к делу очень серьезно. Я довольна результатами. Думаю, что будет только лучше для всех, если вы и дальше будете этим заниматься.

Кто-то мне очень верно написал, что стоит начать такую практику и уже нельзя остановиться, потому что для этого нет, собственно, никаких причин; сначала вы этому посвящаете какой-то час в день, а затем становится уже потребностью, привычкой, и вы продолжаете делать это, как нечто само собой разумеющееся.

Будет превосходно, если в ходе ваших упражнений вы придете именно к такому результату.

Остановимся на трех положениях из прочитанного сегодня вечером. Первое состоит в том, что человек должен постоянно проявлять настойчивость и упорство в предпринятом деле, если хочет достичь какого-то результата. Так, Дхаммапада говорит, что если вам дана мантра, но вы повторяете ее недостаточно часто, то в ней для вас нет никакого смысла; предаваясь рассеянности, вы теряете то, что вам дает внимание и бдительность; если, взяв за правило следовать полезным привычкам, вы его не придерживаетесь, никакой пользы вам от этого не будет - иначе говоря, необходимо во всем проявлять настойчивость и упорство. Взять хотя бы то упражнение, которое я предложила вам на предыдущей встрече, - я предложила его в надежде, что вы введете его в круг своих привычек, и тогда это поможет вам справиться с собственными трудностями.

Мне уже кто-то сказал - и совершенно справедливо, - что с помощью практики такого частичного безмолвия или, во всяком случае, словесного воздержания, удается естественным образом справиться с большим числом своих недостатков, избежать трений в общении и взаимонепонимания. Так оно и есть.

Задержимся теперь на следующем предмете нашего чтения - речь идет о нечистоте в человеке и мире; в качестве примера Дхаммапада толкует о злонамеренности и злодеянии. Злодеяние скверно как в этом, так и в иных мирах, говорится в тексте, но уже в следующем стихе сказано, что нет ничего более нечистого, чем Неведение, иначе говоря, Неведение рассматривается как главный недостаток, такой недостаток, который должен быть исправлен в первую очередь; под Неведением здесь понимается не отсутствие сведений или поверхностных знаний, касающихся внешней стороны этого мира, но забвение подлинного смысла жизни - того, ради чего, собственно, мы живем.

И было еще третье, не так ли?... Да, так вот: не следует тешить себя иллюзией, что если у вас есть намерение идти путем правды, если вы скромны, непритязательны, стремитесь к чистоте, бесстрастию, ищете уединения, ясности в суждениях, то в жизни вам от этого будет легче ...как раз наоборот! С того самого времени, как человек начинает движение к внутреннему и внешнему совершенству, для него начинаются главные трудности.

Как часто приходится мне слышать от людей: "Как же так, все точно ополчились против меня теперь, когда я стараюсь быть добрым!" Но это происходит именно для того, чтобы вы поняли, что быть добрым нужно совершенно бескорыстно, быть добрым нужно не ради доброго отношения к себе со стороны других - а ради самой доброты.

Всегда один и тот же урок: стараться делать как можно лучше, делать все, что в твоих силах, но без ожидания результата, не ради результата. Рассчитывать на воздаяние за содеянное добро, стараться быть добрым в надежде сделать свою жизнь легче, такой подход сам по себе полностью обесценивает всякое доброе дело.

Нужно быть добрым из любви к добру, нужно быть справедливым из любви к справедливости, нужно быть чистым из любви к безупречности, нужно быть бескорыстным из любви к бескорыстию, тогда ваше движение вперед обеспечено.

13 июня 1958 г. 


1 Аскет.

2 Просветленные Будды, которые, согласно буддийской традиции, пришли на землю, чтобы открыть вечную Истину

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ