На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

Мать о ДХАММАПАДЕ

XIV
О Пробужденном

Непревзойденный и равных не имеющий себе - как проследить пути его,
когда следов он не оставил, Пробужденный, что в мире пребывает Бесконечном?
Как заблудиться могут те, в ком нет ни вожделений, ни желаний?
Как отыскать пути к Нему, что не оставил никаких следов, к тому,
что Пробужден и пребывает в мире бесконечном ?
Богов способен зависть возбудить мудрец, что предан самоуглубленью,
тот бдительный и Пробужденный, что с радостью живет в уединении.
Родиться человеком трудно. Планида смертной жизни нелегка.
Непросто участи счастливой заслужить, услышать истину Ученья,
еще труднее Буддой стать и называться Пробужденным.
Не делай зла; твори добро и ум свой в чистоте держи - вот Будды Пробужденного ученье.
Терпение - достоинство из лучших у аскета;
Нирвана - высшее из состояний, - так Будды говорят.
Тот не монах, кто причиняет зло; воистину, и не подвижник тот,
кто притеснять других стремится.
Не обижать других, не причинять вреда, учиться по Закону жить Ученья,
умеренность в еде, уединенье, погруженность в высшее сознанье - вот ученье Будд.
Дождю из золота не утолить желаний жажду, желанья наши ненасытны и страданья порождают.
Известно это мудрецам.
Не ищет мудрый наслаждений ни в небесах, ни на земле;
он - Будды ученик и радость лишь находит в усмиренъи всех желаний.
Люди, гонимые страхом, в горах и в лесах, и в храмах пытаются скрыться.
Но нет надежного убежища нигде. Нигде не может человек спастись от множества страданий.
Но кто прибежище находит в Будде, в Дхамме 1, в Сангхе 2,
исполнен совершенным знаньем, тот постигает благородных истин суть,
число же истин тех - четыре:
Страдание, его причина, как победить страданье и восьмеричный Путь,
что приведет к его уничтоженью.
Вот то убежище, где не страшны страданья, оно зовется высочайшим.
Найди его, оно тебя избавит от страданья.
Не часто можно встретить Совершенных, Благородных Духом. Они не часто посещают землю.
Но где мудрец такой родится, там люди счастливо живут.
Благословенно Будд рожденье, учение благословенно и Закон.
Благословенна Сангха, что в единстве пребывает.
Нельзя заслуг того измерить человека, что почести достойным воздает,
будь это Будда сам или его ученики, - тех,
кто избавился от заблужденья всякого и всякого желанья,
кто все препятствия в себе преодолел и пересек поток скорбей и боли.

Здесь речь идет о четырех Истинах и восьмеричном Пути, который ведет к уничтожению страдания. Рассмотрим более подробно, о чем говорится в тексте. Четыре благородные Истины таковы:

1. Жизнь - если иметь в виду жизнь обычную, протекающую в Неведении и Лжи - нерасторжимо связана со страданием: страданием телесным и страданием душевным.

2. Причина страдания есть желание, вызываемое неведением, которое по природе свойственно всякой обособленной жизни.

3. Существует средство избежать страдания, прекратить мучения.

4. Такого избавления можно достичь, если придерживаться принципов Восьмеричного Пути, при движении по которому ум постепенно очищается от собственного Неведения. Так что четвертая Истина так и называется: метод Восьмеричного Пути.

Благородный Путь состоит в осуществлении следующих восьми ступеней при помощи систематической практики:

1. Правильное видение. Видеть все таким, каково оно есть на самом деле, то есть иметь ясное, точное, адекватное видение.

Человеческому Бытию присущи три свойства: а) боль; б) бренность; в) отсутствие неизменного "я", то есть эго. Так говорит Дхаммапада. Но это не совсем точно, здесь нужно говорить, скорее, об отсутствии в человеке как в некотором психологическом конгломерате отдельного, определенного и постоянного, устойчивого во времени личного начала; именно по этой причине человек, например, не помнит о своих предыдущих жизнях, не имеет ощущения непрерывности своего сознания на протяжении всех этих жизней.

Таким образом, первый принцип - правильно видеть, а это значит видеть, что существование связано со страданием и болью, что все преходяще и что индивидуальное сознание не сохраняет непрерывность на протяжении различных жизней.

2. Правильные намерения или желания. Здесь не следовало бы использовать то же самое слово "желание", так как нам как раз сказано, что не нужно иметь желаний, более точно будет сказать "правильные устремления". Так что следовало бы заменить слово "желание" на слово "устремление".

Каковы же правильные намерения? Освободиться от привязанностей и относиться благожелательно ко всему сущему. Постоянно сохранять состояние доброжелательства. Всегда и всем желать наилучшего.

3. Правильная речь, речь, не причиняющая никому боли - никогда не говорить попусту и тщательно избегать всякого недоброжелательного слова.

4. Правильное поведение, миролюбивое, честное - во всех отношениях: не только в поступках, но и в чувствах и в мыслях. Быть честным в мыслях - одно из самых труднодостижимых качеств.

5. Правильный образ жизни, исключающий причинение зла или угрозу опасности для другого существа. Это правило понять относительно легко. Но находятся люди, которые, вопреки всякому здравому смыслу, доводят этот принцип до крайности; такие, например, прикрывают себе платком рот, чтобы не проглотить микроба, метут перед собой дорогу, чтобы не раздавить насекомое. Это уже немножко через край, ибо вся жизнь в ее нынешнем состоянии построена на разрушении; но при верном понимании текста становится ясно, что этот принцип предписывает просто избегать всякой возможности причинить зло и запрещает сознательно угрожать какой-либо опасностью любому существу. Под существом здесь можно понимать всякое живое существо, и если человек распространяет такую предосторожность и такую благожелательность на все живое во вселенной, то это способствует его внутреннему развитию.

6. Правильные усилия. Не расходовать впустую силы на бесполезные дела, но концентрировать всю свою энергию и направлять усилия на преодоление Неведения и освобождение от Лжи; здесь перестараться невозможно.

7. Седьмой принцип подтверждает шестой: правильный настрой духа. Поддерживать в себе постоянно деятельный и бодрый дух. Нельзя жить в полудреме, в полусознательном состоянии: обычно в жизни человек отдается, так сказать, на волю волн, а там - будь, что будет! Так поступает всякий. Временами человек пробуждается и начинает видеть, что понапрасну растратил время. Он хочет наверстать упущенное, но уже минуту спустя снова впадает в апатию. Лучше меньше горячности, но больше настойчивости.

8. И наконец: правильное сосредоточение. Глубокое и лишенное эгоизма сосредоточение мысли на сущности вещей, сокровенной истине и цели, которую предстоит достичь.

Как часто в жизненном потоке образуются пустоты, ничем незаполненные промежутки времени, какие-то, быть может, минуты, порой - и больше. И чем же человек заполняет их? Он тотчас же пускается искать, чем бы развлечь себя, выдумывает то одну, то другую глупость, лишь бы убить время. Это общее правило. Люди от мала до велика большую часть своего времени проводят в попытках убежать от скуки. Скука для человека страх смертный, и способ спасения от нее он находит в том, чтобы делать глупости.

Но есть и лучшее средство: обратиться к собственной памяти.

Когда у вас появляется время, час это или всего лишь несколько минут, скажите себе: "Ну вот, у меня есть, наконец, время сосредоточиться, собраться, еще раз обратиться к подлинным смыслу и цели жизни и предложить себя Тому, что есть истина и вечность". Если бы всякий раз, когда вас не донимают внешние обстоятельства, вы потрудились бы поступать так, вы бы увидели, что ваше продвижение по пути очень ускорилось. Вместо того, чтобы понапрасну тратить время на болтовню, на пустые дела, на такое чтение, которое снижает уровень сознания (и это еще в лучшем случае, я не беру здесь другие глупости, по своим последствиям значительно более серьезные), вместо того, чтобы искать способы одурманить себя, сокращать отпущенное время, которого и без того мало, и в конце жизни вдруг осознать, что три четверти возможностей, благоприятствующих развитию, упущено - здесь хочется двигаться в удвоенном темпе, но так не получается, - так вот, вместо всего этого лучше развивать в себе воздержанность, уравновешенность, терпеливость, спокойствие и никогда не упускать дарованной вам благоприятной возможности, то есть использовать предоставившуюся свободную минуту для достижения истинной цели.

Когда вам нечего делать, вы мечетесь, суетитесь, спешите встретиться с друзьями, погулять - и это, опять же, в лучшем случае, не говоря о том, чего делать нельзя просто с очевидностью, - вместо этого спокойно посидите наедине с небом или морем, или с деревьями - смотря по имеющейся возможности (здесь, кстати, у вас есть любая из упомянутых) - и постарайтесь выполнить хотя бы что-то одно из следующего: осознать для чего вы живете, как надо жить, что хотите делать и что нужно делать, как наилучшим образом избежать Неведения, Лжи, боли, в которой живет человек.

16 мая 1958 г.

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ