На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

Мать о ДХАММАПАДЕ

X
О наказании

Страх наказания любого повергает в дрожь, боятся смерти все.
К другим ты относись как к самому себе, ни сам не убивай, ни понуждай к убийству.
Страх наказания любого повергает в дрожь, жизнь дорога для всех.
К другим ты относись как к самому себе, ни сам не убивай, ни понуждай других к убийству.
Кто ради счастья своего других существ готов подвергнуть муке,
тот не достигнет счастья после смерти.
Кто ради счастья своего других существ не подвергает муке,
тот достигает счастья после смерти.
Ты людям грубых слов не говори, твои слова к тебе же возвратятся.
Гневные слова страдания приносят, и произнесший их получит их же и в ответ.
И если ты, как гонг разбитый, и тих и молчалив,
то ты уже достиг Нирваны и корни зла в себе перерубил.
И как пастух на пастбище сгоняет палкой стадо,
так смерть и старость жизнь выгоняют из всего живого.
Глупец не знает, что творит, свершая дело злое;
содеянное зло его поглотит и сожжет, как пламя жаркое огня.
Кто зло беззлобному способен причинить и безобидного обидеть,
тот будет обречен одно из десяти страданий испытать:
Жестокую он испытает боль, невосполнимые утраты понесет,
изведает тяжелые страданья, неизлечимую болезнь и, наконец, рассудок потеряет.
Гоним властями будет и жертвой станет клеветы, утрату близких и богатства он познает.
Огонь сожжет его жилище; а после смерти, утратив тело, он вновь родится, но в аду.
Ничто не может смертного очистить, коль он сомнение в себе не победил:
ходи он хоть нагим, хоть волосы свяжи узлом, хоть пребывай в грязи,
постись, спи на сырой земле и пеплом натирайся, и позы принимай аскетов.
Пусть будет он одет богато, но если безмятежен ум его, сам он спокоен, сдержан, собой владеет,
чист, не причиняет зла другому существу, то он - Брамин и Бхикху, и аскет.
Найдется ль в этом мире человек, что вовсе бы не заслужил упрека,
как скакун, хотя и чистокровный, - удара бы не заслужил хлыстом.
Будь, как скакун горячий, нетерпелив и скор в своем стремленьи к цели.
Пусть добродетель, вера, самоуглубленность и жажда Истины, энергия и праведность,
и совершенство знанья, и преданность ученью в тебе разрушит всякое страданье.
По своему желанию направить воду могут те, кто строят акведуки,
полет стрелы направить лучник может; преображает плотник дерево в своих руках;
мудрец собою управляет.

Создается впечатление, что все это было написано для людей, достаточно наивных. Довольно забавно выглядит весь этот список несчастий, которые обрушатся на вашу голову за совершенное зло.

Будде, по всей видимости, приходилось подбирать выражения для своих проповедей - разумеется, если мы имеем дело с точным воспроизведением его слов - сообразуясь с аудиторией, так что, обращаясь к людям, простым и необразованным, он, чтобы им было понятнее, в своей речи опирался на явления чисто материального мира, используя сравнения из повседневной жизни, из непосредственной окружающей действительности. Стихи эти существенно различаются по своему значению. Некоторые из них стали очень известными, как, например, последний, где сначала говорится о том, как ремесленник работает каждый над своим материалом, чтобы воплотить то, что он задумал, а затем следует это неожиданное заключение: мудрый управляет собою.

Впечатление и в самом деле такое, что с того времени человек ушел далеко вперед в своем умственном развитии. Мысль усложнилась, психическая жизнь людей стала глубже, так что почти детскими кажутся эти рассуждения и доводы, приводимые в этих строфах. Но стоит перейти к практике, как становится ясно, что человек остался примерно на том же уровне, что если в умственном отношении и был достигнут какой-то прогресс, то со стороны духовной практики положение дел, и без того бывшее отнюдь не блестящим, кажется, стало еще хуже; а в этих стихах еще ощущается детская простота, что-то чистое, неиспорченное и, к сожалению, человечеством уже утерянное.

В ту эпоху существовало нравственное здоровье, ныне совершенно утраченное. Все эти наставления вызывают у вас улыбку, однако довести до дела то, чему они учат, теперь значительно труднее, нежели в те времена. Кажется, какой-то дух лицемерия, безосновательных притязаний, скрытого внутреннего раздвоения овладел умом и всем образом жизни человека, и люди самым губительным образом научились обманывать сами себя.

В то время достаточно было сказать: "Не делай зла, ты будешь наказан за это" - и в простоте своего ума и сердца человек думал: "Правда! Лучше не делать зла, а то будешь наказан", зато теперь вы скажете с иронической улыбкой: "Я наверняка сумею избежать наказания".

Человек, похоже, вырос в умственном отношении, он стал будто лучше жонглировать идеями и с точки зрения разума подходить к моральным принципам, но в то же время утратил здоровое простодушие живших ближе к Природе и не столь искушенных в играх с идеями. Таким образом, человечество, кажется, приблизилось к чрезвычайно опасной поворотной точке; те, кто пытается найти выход из состояния общего упадка, проповедуют возврат к простоте былых времен, но это, естественно, невозможно, ибо пути назад нет.

Нужно идти дальше, нужно двигаться вперед, подняться к большим высотам, оставить жажду удовольствий и личного благополучия, но уже не из страха перед наказанием, пусть даже и не в здешнем мире, а в результате нового понимания прекрасного, жажды истины и света, осознания, что только расширяя свое сознание, наполняясь все большим светом, постоянно горя стремлением к дальнейшему самосовершенствованию, можно обрести нерушимый и всеобъемлющий покой и непреходящее счастье.

Нужно подниматься ввысь и расширять сознание - подниматься ввысь ... и расширять сознание.

18 апреля 1958 г.

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ