На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

Мать о ДХАММАПАДЕ

VI
О мудром

Ищи же мудреца, пусть он тебе откроет, как тайное сокровище, твои пороки;
стремись быть ближе с ним, вреда не будет - только благо.
Кто нас ко благу призывает и удержать готов от зла,
тот вызовет у честных уважение, у негодяев - только ненависть одну.
Ни общества, ни дружбы у низких духом не ищи,
ищи расположения людей достойных и дружбы лучших из людей.
Кто прямо из источника Учения вкушает, тот счастливо живет и счастлив дух его.
Мудрец всегда в Учении находит радость, что Будды проповедуют ученики.
По своему желанью направить воду могут те, кто строят акведуки;
полет стрелы направить лучник может, преображает плотник дерево в своих руках,
мудрец собою управляет.
Как пред скалой бессилен ветер, так мудрого не могут тронуть ни порицание, ни похвала.
Мудрец, Учение постигший, умиротворен, как озера глубокая вода покойна и прозрачна.
Где б ни был истинный мудрец, он удовольствия везде отвергнет.
Ни радость и ни боль его не могут тронуть.
Ни ради блага своего и блага ближнего не пожелает мудрый ни царства, ни богатства, ни детей.
Не ищет он удачи на неправедных путях - он мудр и добродетелен, и честен.
Немногие достичь способны берега другого.
На этом берегу ютится большинство, лишь взад-вперед снуют, не более того.
Кто в жизни следует Ученью, тот смерти узы может разорвать,
каким бы тяжким ни был путь борьбы со смертью.
Мудрец дорогу света изберет и позади себя оставит темные пучины бытия.
Он свой покинет дом скитаний ради одиноких,
и радость станет он искать, что в мире трудно обрести.
Отринув все желания и узы чувств, мудрец очистится от всякой скверны,
что ум способна запятнать.
Кто разум укрепил на всех ступенях знанья,
кто всякую привязанность оставил и радость черпает он в самоотреченьи, и обуздал свои порывы,
тот полон света и в мире этом достигает он Нирваны.

Здесь есть особо замечательный по выразительности стих, это первый из прочитанных: "Ищи же мудреца, пусть он тебе откроет, как тайное сокровище, твои пороки".

Во всех Писаниях, призванных помогать совершенствованию человека, говорится, что нужно всегда быть особенно благодарным тем, кто указывает вам на ваши недостатки, что следует искать общества таких людей; но здесь эта мысль выражена особенно удачно: указать человеку на его недостаток - это все равно что открыть перед ним сокровище, иначе говоря: обнаруживать в себе какой-то недостаток, неспособность к чему-либо, непонимание, слабость, неискренность, словом, все, что мешает совершенствованию, - все равно что всякий раз находить для себя чудесное сокровище.

И вместо того, чтобы впадать в уныние - "Ну, вот! еще один недостаток", нужно, напротив, радоваться, как будто приобрел нечто замечательное, поскольку обнаружено еще одно из препятствий, затрудняющих движение вперед; но как только вы нашли недостаток - вырывайте его с корнем! Те, кто практикует какую-либо йогическую дисциплину, признают, что с той минуты, как вы узнали, что в вас есть что-то, чего быть не должно, у вас есть и сила устранить это, удалить, разрушить.

Открыть в себе недостаток - действительно, приобретение: при этом словно целый поток света изливается на место маленькой частицы мрака, едва только она была изгнана.

В йогической практике нельзя позволять себе той слабости, той нерешительности, безволия, которые не дают силе вступить в действие немедленно вслед за обретением знания. Знать, что чего-то быть не должно, и мириться с этим есть признак такой слабости, которая недопустима в практике любой серьезной дисциплины; это безволие, граничащее с неискренностью. Вы знаете, что чего-то не должно быть, и с того самого момента, как вы это узнали, в ваших силах сделать так, чтобы этого не было, ибо знание и сила - это по существу одно и то же, иначе говоря, нельзя допустить - где бы то ни было в вашем существе - и тени той злой воли, что противится главному устремлению вашей воли - устремлению к совершенствованию, что делает вас немощными, лишает смелости и сил перед лицом зла, которое вы должны уничтожить.

Грех по незнанию - не грех, это часть общего мирового зла - при нынешнем состоянии мира, но если знаешь и грешишь, то это уже плохо. Это означает, что где-то в человеке, как червь в яблоке, затаилась частица злой воли, которую нужно отыскать и уничтожить любой ценой, ибо всякая слабость подобного рода - источник трудностей, уже непоправимых, порою, впоследствии.

Итак, первым делом вам следует от всей души порадоваться, когда кто-то или что-то позволяет вам отчетливо осознать в себе какой-то недостаток, о котором прежде вы не знали. Нужно не сетовать, а радоваться и в этой радости черпать силу, которая поможет вам избавиться от того, чего быть не должно.

21 марта 1958 г. 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ