На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

Мать о ДХАММАПАДЕ

V
О глупце

Длится долго бессонная ночь; для уставшего долгим покажется путь;
цепь рождений длинна для глупца, не познавшего Истины суть.
Если не сыщешь в попутчики равного или такого, что выше тебя,
в путь отправляйся один-одинешенек; дружбы с глупцом не води никогда.
Глупец лелеет мысль, что он богатством обладает, и сын его был для него рожден.
Но может ли глупец владеть богатством и детьми, коль не владеет сам собой?
Глупец, что признает себя глупцом, уже хотя бы этим мудр.
Но тот воистину глупец, кто, будучи глупцом, себя разумным мнит.
Глупец останется глупцом, прожив всю жизнь у мудреца на службе;
об истине он будет знать не больше, чем знает ложка о похлебки вкусе.
Разумный, прослужив у мудреца хотя бы миг один,
постигнет быстро истину, как языком мы вкус похлебки ощущаем.
Глупцы, в невежестве что пребывают, страшнее для самих себя, чем самый страшный враг;
приносят горькие плоды поступки их и мысли.
Одни лишь жалобы и слезы дурные действия способны принести,
и сожаления не смогут участь вашу облегчить.
Поступки добрые не вызывают сожаленья и принести способны только радость.
Пока не принесло плодов дурное дело, глупец считает, что вкушает мед.
Когда приходит время пожинать плоды, страдания одни он пожинает.
Глупец, хоть и вкушает пишу день за днем со стеблем Кусы 1, не стоит и мизинца того, кто истину постиг.
Как молоко не сразу прокисает, так и дурное дело не сразу принесет свои плоды,
оно сокрыто, как огонь под пеплом.
Каким бы знанием не обладал глупец, оно к погибели его ведет и голову ему кружит, и лучшее все разрушает.
Глуп тот монах, что жаждет славы и над другими Бхикху хочет вознестись,
и полновластия в монастыре добиться, и почитания мирян снискать.
"Пусть и миряне, и монахи мои деяния почтят; пусть все послушны будут мне!" -
вот устремление глупца, в ком гордость каждую минуту прибывает.
К земному благу приведет одна дорога, другая приведет к Нирване.
Постигнув это, Бхикху, Будды ученик, не к почестям стремится,
но в одиночестве стремится Истину найти.

Все вышесказанное направлено против лицемеров, против тех, кто под личиной напускной мудрости лелеет в сердце желания, честолюбие, потребность быть на виду, кто живет ради удовлетворения своего честолюбия, своих желаний, вместо того чтобы посвятить жизнь одному-единственному делу, ради которого вообще стоит жить: обрести подлинное сознание, полностью отдать себя Божественному, достичь мира, света и радости, которые проистекают из подлинной мудрости и забвения себя ради Божественного.

Во всей этой главе можно было бы легко заменить слово "глупец" на слово "эго". Тот, кто живет своим эго, ради своего эго, в надежде удовлетворить свои потребности, - глупец. Пока человек не преодолеет свое эго, пока он не достигнет такого состояния сознания, в котором существование эго теряет всякий смысл, никаких надежд прийти к намеченной цели быть у него не может.

Похоже, на каком-то историческом этапе наличие эго было необходимым для формирования индивидуального сознания, с другой стороны, вместе с эго возникли все препятствия, все страдания, трудности, все, что теперь выступает для нас в качестве враждебных сил. Но для внутреннего очищения человека, освобождения от эго была необходимость и в существовании самих этих сил; эго - одновременно и следствие деятельности этих сил, и причина, благодаря которой они продолжают существовать. Исчезнет эго, исчезнут, не имея больше оснований для своего бытия, и враждебные силы.

С обретением внутренней свободы, с достижением полной искренности, совершенной чистоты всякое страдание прекратится, ибо оно уже будет ненужным для движения сознания к его конечной цели.

Мудрость, следовательно, состоит в том, чтобы усердно трудиться над своим внутренним преобразованием и с победой выйти из битвы, которая, принеся свои результаты, утратит вместе с тем и право на свое существование.

14 марта 1958 г.

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ