На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

Мать о ДХАММАПАДЕ

IX
О зле

Спеши благое дело совершать с усердьем, оставь все помыслы о злом;
кто добрые дела без рвения творит, умом во зле тот пребывает.
Кто злодеяние успел свершить, пусть впредь поступков злых не повторяет и удовольствия не ищет в них.
Чем больше зла творишь, тем больше и страданье.
Кто благо совершил, пусть поступает так и впредь и ищет радость в благе.
От дел благих и счастье возрастает.
Пока плоды дурного дела не созрели, злодей доволен тем, что совершил.
Но как настанет жатвы срок, злодей несчастие познает.
Пока плоды благого дела не созрели, творивший благо может быть несчастлив.
Но как настанет жатвы срок, творивший благо счастие познает.
Не говори ты с легкостью беспечной, что не коснется зло тебя.
Как наполняется кувшин за каплей капля - так злобы исполняется глупец.
Не говори ты с легкостью беспечной, что добродетели ты чужд.
Как наполняется кувшин за каплей капля - так благости исполнится мудрец.
Купец с богатым караваном, но не богатый на друзей, дорог опасных избегает;
кто любит жизнь, остерегайся яда; и точно так же поступай по отношению к злу.
Рука неповрежденная, без ран, спокойно может яд держать, он ей не причинит вреда;
усвоив это, сообразно поступай: зло праведных не задевает.
Обиду нанеся тому, кто чист, невинен, беззащитен, на голову свою беду ты навлечешь,
как если бы бросал ты против ветра пыль.
Одним судьба -родиться снова на земле; злодеям - опуститься в мир Нирайи 1;
ждут праведных небесные края; свободных от желаний ждет Нирвана.
Ни в пучине морской, ни на небе, ни в скалистых пещерах -
нигде на земле не укрыться злодею от плодов злых деяний своих.
Ни в пучине морской, ни на небе, ни в скалистых пещерах -
нигде на земле не сыскать того места, где спрятаться можно от смерти своей.

Людям свойственно крайне небрежно обращаться с приходящими к ним мыслями. Поэтому в воздухе витает множество самых разнообразных мыслей, которые в действительности никому не принадлежат; они находятся в непрестанном движении и беспрепятственно, даже слишком беспрепятственно, переходят от одного человека к другому, ибо крайне редки те люди, которые могут держать свои мысли под строгим контролем.

Прибегая к буддийской практике, чтобы обучиться контролю над своими мыслями, вы открываете для себя много интересного. Так, проводя наблюдение за своими мыслями, вы не позволяете им свободно проникать в вас и порою прочно занимать ваш ум в самое неподходящее время, вместо этого вы следите, вы наблюдаете за ними со стороны, и здесь вы с изумлением замечаете, что за какие-то мгновения в мозгу у вас проносится совершенно невероятное количество самых зловредных мыслей.

Вы считаете себя хорошим, милым и доброжелательным, вы всегда исполнены самых добрых чувств. Вы не желаете никому зла, всем желаете только блага - так говорите вы себе и очень собою довольны; но если вы, когда думаете, проследите за собой - только честно - вы обнаружите, что голова ваша набита порой просто ужасающими мыслями, которых вы прежде даже не замечали.

Чем, например, отвечаете вы своим друзьям, родственникам, знакомым, когда что-то вышло йе по-вашему: вы без промедления посылаете их всех к черту! Вы тут же желаете им каких только возможно неприятностей, даже не замечая этого! С каким чувством вы говорите: "Так и надо! Это научит его уму-разуму!" Или когда осуждаете: "Нужно было смотреть, что делаешь!" Или, если кто-либо поступает не по вашему: "Он за это еще поплатится!", и так далее.

Вы не осознаете всего этого, потому что не обращаете внимания на свои мысли. Вы осознаете это, когда это уж слишком явно; когда же мысли ваши только приходят и уходят - вы этого почти не замечаете. Таким образом, вы обнаруживаете, что если вы действительно хотите быть чистыми и целиком быть на стороне Истины, то от вас потребуются постоянное внимание, собранность, искренность, способность вести самонаблюдение, осуществлять самоконтроль, то есть качества, свойственные не каждому. И вы начинаете понимать, как это трудно - быть по-настоящему искренним.

Человек льстит себе, когда думает, что у него только добрые чувства и благие намерения, что действует только во имя блага - да, это так! но только до тех пор, пока он сознателен и владеет собой, но стоит его вниманию несколько ослабиться, как в нем помимо его сознания начинает твориться все, что угодно, и все это не очень-то красиво.

Если вы хотите добиться полной чистоты в доме, то поддерживать чистоту и следить за ним нужно долго, очень долго; и особенно не поддаваться мысли, что вы уже достигли цели, вот так, одним махом, потому что в один прекрасный день вы решили быть на стороне истины - слов нет, само по себе это намерение существенное и важное, но за ним последует еще много других дней, которые вы должны провести в строжайшем надзоре за собой, чтобы оставаться верным своему решению.

4 апреля 1958 г. 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ