На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

Мать о ДХАММАПАДЕ

III
Об уме

Все мысли мудреца, как стрелы лучника, прямы;
мысль так же, как стрелу, непросто укротить и выпрямить, и в цель направить.
Как рыба, из воды попавшая на сушу,
наш разум бьется и дрожит, оставшись за пределом царства Мары.
Неукротимый и непостоянный, наш ум все время ищет наслаждений.
Ты должен подчинить его себе. Ум укрощенный - счастья неизменного залог.
Да будет мудрый - господин над мыслями своими;
их трудно удержать, они бесплотны и к наслаждению всегда стремятся.
Ум, направляемый умело, - счастья неизменного залог.
Блуждающий вдали один, без тела, сокрытый в глубине - таков наш ум.
Кому удастся покорить его, тот сбросит узы Мары.
Не укрепится разум у того, чей ум непостоянен,
кому неведом истинный Закон и кто некрепок в вере.
Тот, у кого смятенья в мыслях нет, чей ум желанием не отягчен,
кого добро и зло уж больше не тревожат,
вполне быть назван может пробужденным, не знает страха он.
Познав, что тело хрупко, как кувшин,
ум укрепи, как крепость в час осады,
и Мару знания мечом рази, и пуще ока береги потом, что отвоюешь.
И очень скоро тело это без жизни в землю ляжет, ненужное, как брошенный чурбан.
Ни враг, ни ненавистник не причинят так много зла, как ум, что в ложное направлен русло.
Отец и мать, и вся родня не сделают тебе того добра, как ум, что в русло верное направлен.

Эти стихи обращены к тем, кто еще не умеет управлять своим умом. В них показана привязанность человека к своему образу жизни, мысли, действия, даже когда он пытается избавиться от них. Как только, приложив усилия, ему это удается, он чувствует себя, как рыба, выброшенная из воды; его ум беспокоен и мечется, вырванный из привычной среды темных желаний.

Ум остается неустойчив, даже несмотря на вашу окончательную решимость добиться от него обратного. К тому же в нем все зыбко, трудноуловимо. Он постоянно ищет для себя удовольствия, хотя с виду это, возможно, и не так; глубоко в сердце скрыты его намерения, ничем не выдающие своей истинной природы.

Не позволяя себе забывать о слабости и непрочности тела и прилагая усилия по укреплению ума против его собственных слабостей, нужно, вооружившись мечом мудрости, бороться с враждебными силами, бережно охраняя достигнутые успехи от враждебных сил, которые могут обобрать вас, ибо они беззастенчивые воры.

Далее следует коротенькая строфа для тех, у кого есть страх перед смертью, чтобы помочь им от этого страха освободиться. Затем, в последней строфе, также краткое обращение к тем, кто слишком привязан к своим близким, чтобы показать им тщетность такой привязанности.

И, наконец, напоследок - предостережение: мысль, ложно направленная, неуправляемая, приносит больше зла, чем враг врагу или ненавистник, то есть даже те, кто действует с наилучшими намерениями, если у них нет мудрого умения управлять своими мыслями, приносят не только самим себе, но и тем, кого они любят, больше зла, чем враг и ненавистник.

Безмерна способность ума к самообману. Свои желания, свои склонности он облачает в наряд самых разных и самых восхитительных намерений.

Чтобы преодолеть все это, нужно обладать бесстрашием настоящего воина и честностью, прямотой, искренностью, которые выдержат любые испытания.

28 февраля 1958 г.

Оглавление Дхаммапады | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ