На главную страницу

 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Предисловие | Введение | Распознавание | 
Отсутствие желаний | Праведное поведение | Любовь

Дж. Кришнамурти
У ног Учителя

III. ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Необходимые качества для праведного поведения даны Учителем в следующем порядке:

1. Самообладание в мыслях и чувствах.
2. Самообладание в поступках.
3. Терпимость.
4. Светлое настроение.
5. Сосредоточенность.
6. Доверие.

Я знаю, что некоторые из них переводятся иначе, но я употребляю те названия, которые Сам Учитель употреблял, когда объяснял их мне.

САМООБЛАДАНИЕ В МЫСЛЯХ И ЧУВСТВАХ

Отсутствие желаний приводит к господству над астральным телом, а также и над ментальным. Это означает такое господство над своим настроением, чтобы гнев или нетерпение стали невозможными; и такое господство над умом, чтобы мысль оставалась всегда спокойной и безмятежной, а вследствие спокойствия мысли появилось бы такое господство над нервами, чтобы они по возможности утратили свою раздражительность. Последнее трудно, потому что подготовляясь к Пути, мы невольно сообщаем своему физическому телу большую чувствительность, вследствие чего нервы легко потрясаются всяким неожиданным звуком или ударом и остро чувствуют всякое напряжение; тем не менее следует сделать все, что от нас зависит.

Спокойный ум означает также мужество, которое даст возможность бесстрашно встречаться с трудностями и испытаниями на Пути; спокойствие указывает и на стойкость, которая дает силу равнодушно переживать жизненные невзгоды и не поддаваться непрестанным заботам и тревогам о мелочах, в которых многие теряют большую часть своего времени. Учитель учит, что внешние события не имеют никакого значения; огорчения, невзгоды, болезни, потери - все это должно казаться ничтожным для ученика и не должно нарушать мира его души. Все это - последствия его прошлых действий, и когда они являются, следует переносить их с бодростью, помня, что всякое зло преходяще, и что наш долг оставаться всегда радостными и светлыми. Последствия эти принадлежат предыдущим существованиям, а не настоящей жизни, их нельзя изменить, поэтому совершенно бесполезно печалиться о них. Лучше думать о том, что совершается в настоящем, что создает события твоей будущей жизни, так как это ты можешь изменять.

Никогда не допускай в себе чувства печали или уныния. Уныние - дурное чувство, потому что оно заражает других людей и омрачает их жизнь, а ты не имеешь права делать это. И потому, когда такое чувство приблизится к тебе, отгони его сразу.

И еще в другом смысле необходим контроль над мыслью: ты не должен позволять ей рассеиваться, что бы ты ни делал, сосредотачивайся мысленно на своем деле, дабы оно было сделано в совершенстве; не допускай, чтобы ум твой оставался праздным, и навсегда храни в его глубине светлые мысли, чтобы они могли явиться немедленно, как только ум окажется свободным.

 Употребляй свою силу мысли ежедневно для добрых целей, будь одной из сил, двигающих эволюцию. Думай каждый день о ком-нибудь, кто страдает, скорбит или нуждается в помощи, и изливай на него свои любящие мысли.

Воздерживай свой ум от гордости и гордых дум, ибо гордость исходит от невежества. Человек, который не знает, воображает, что он велик, что он сделал то или другое великое дело; мудрый человек знает, что только Бог велик, что все хорошее совершается только Богом.

 САМООБЛАДАНИЕ В ПОСТУПКАХ

Если твоя мысль такова, какою она должна быть, у тебя не будет затруднения с поступками. И все же помни, что если хочешь быть полезным для человечества, мысль должна проявляться в поступках. Лень не должна быть допускаема, должна быть постоянная активность в области добрых дел. Но это относится к твоему собственному долгу, - а не к долгу другого человека, если он не просит тебя о помощи. Предоставь каждому исполнять свое дело по-своему; будь всегда готов помочь там, где твоя помощь нужна, никогда не вмешивайся в чужое дело. Для многих самое трудное в мире - заниматься своим собственным делом, не вмешиваясь в чужие дела, но для ученика это необходимо.

Благодаря тому, что ты стремишься выполнить более высокий труд, ты не должен забывать своих обыкновенных обязанностей, ибо пока ты не выполнил их, ты не освободишься для другого служения. Ты не должен брать на себя новых мирских обязанностей, но те, которые ты уже принял на себя, ты должен исполнять в совершенстве, - все ясные и разумные обязанности, которые ты сам признаешь, но не те, которые другие желают навязать тебе. Если ты стремишься стать Его учеником, ты должен исполнять свою обыкновенную работу не хуже, а лучше, чем другие; ибо и ее ты должен исполнять во имя Его.

ТЕРПИМОСТЬ

Ты должен чувствовать полнейшую терпимость ко всем и сердечное участие к верованиям людей других религий, совершенно такое же, как и к своей собственной религии. Потому что их религии есть для них такой же путь к Высшему, как для тебя твоя религия. Чтобы помогать всем, ты должен всех понимать.

Но чтобы приобрести эту совершенную терпимость, ты должен сам освободиться от всякого фанатизма и суеверия. Ты должен знать, что обряды несущественны; иначе ты мог бы возомнить себя лучше тех, которые не исполняют их. Но в то же время, ты не должен осуждать тех, которые еще нуждаются в них. Предоставь им делать так, как они хотят; но и они не должны мешать тебе, знающему истину, не должны навязывать тебе того, что ты уже перерос. Будь снисходителен ко всему, будь добр ко всем.

Теперь, когда глаза твои открыты, некоторые из твоих прежних верований и обрядов могут показаться тебе нелепыми. Но хотя сам ты и перестал в них участвовать, относись к ним с уважением ради тех добрых душ, для которых они все еще нужны. Они имеют свое место и свое значение; они подобны тем двойным линиям, которые помогали тебе в детстве писать ровно и правильно, пока ты не научился писать гораздо лучше и свободнее без них. Было время, когда они были нужны для тебя, но теперь это время прошло.

Один из Великих Учителей написал: "Когда я был младенцем, я по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое". Но тот, кто позабывал свое детство и утерял сочувствие к детям, тот не может учить их или помогать им. Смотри же на всех с добротою, ласково и терпимо, но будь одинаков ко всем, к Буддисту, к Индусу, к Джайну и к Еврею, к Христианину и к Магометанину.

СВЕТЛОЕ НАСТРОЕНИЕ

Ты должен бодро нести свою карму, какова бы она ни была, считая за честь страдание, которое посылается тебе, потому что оно доказывает, что Владыки Кармы находят тебя достойным. И как бы твои страдания ни были тяжелы, будь благодарен, что они не еще более трудны. Помни, что ты не можешь быть в помощь Учителю, пока ты не погасишь свою дурную карму и не сделаешься свободным. Посвятив себя Ему, ты этим просил об ускорении своей кармы и потому в течение одной или двух жизней ты должен покончить с тем, что могло бы растянуться на сотню жизней. Но для того, чтобы использовать страдание как можно лучше, ты должен нести его бодро и радостно.

 Есть еще нечто, на что нужно обратить внимание.

Необходимо отказаться от всякого чувства собственности. Карма может отнять у тебя то, что для тебя дороже всего - даже наиболее горячо любимых людей. Но и в этом случае ты должен оставаться бодрым и готовым расстаться со всем. Часто Учителю бывает нужно пролить свою Силу на других через слугу своего; но он не может этого сделать, если слуга его предается скорби. Потому светлое настроение должно быть обычным для ученика.

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ

Единственная цель, которую ты должен поставить перед собой, это - исполнять работу Учителя. Какое бы иное дело ни выпало на твою долю, этого ты никогда не должен забывать. Но ничто иное и не может выпасть на твою долю, потому что каждая полезная и бескорыстная работа и есть работа Учителя, и ты должен исполнять ее во имя Его. И все твое внимание должно быть направлено на каждую подробность дела, которое ты совершаешь, чтобы оно было выполнено как можно совершеннее. Тот же Учитель написал: "Что бы ты ни делал, делай от всего сердца, как бы ты делал для Бога, а не для людей".

Подумай, как бы ты начал исполнять свою работу, если бы ты знал, что Учитель сейчас придет и взглянет на нее; также должен ты исполнить и всю свою работу. Тот, кто много знает, лучше других поймет, что означает этот стих. Есть и другой, много древнее: "Что бы твоей руке ни приходилось делать, делай это из всех сил твоих".

Сосредоточенность означает также, что ничто не может совлечь тебя даже на одну минуту с Пути, на который ты вступил. Никакие искушения, никакие мирские удовольствия, никакие мирские привязанности не должны отвлекать тебя. Ибо ты сам должен слиться с Путем; он должен стать частью твоей природы настолько, чтобы ты был уже не в состоянии свернуть с него и продолжал следовать по нему, не думая о нем. Ты, бессмертная Монада, решила так, уклониться от Пути значило бы уклониться от самого себя.

ДОВЕРИЕ

Ты должен доверять своему Учителю; ты должен доверять и себе. Если ты увидел Учителя, ты будешь верить Ему всецело, через жизни и смерти. Если же ты еще не видел Его, ты все же должен попытаться постичь Его и довериться Ему, иначе даже Он не будет в состоянии помочь тебе. Пока нет полного доверия, не может быть полного излияния любви и силы.

Ты должен верить себе. Ты говоришь, что хорошо знаешь себя? Если ты это думаешь, ты не знаешь себя; ты знаешь лишь слабую, внешнюю шелуху, которая часто падала в грязь. Но ты - твое истинное Я - есть искра от огня Самого Бога, и Бог, который всемогущ, пребывает в тебе; и потому нет ничего, что бы ты не мог совершить, если бы только захотел. Скажи себе: "То, что совершил человек, человек может совершить снова. Я - человек, и в то же время и Бог в человеке; я могу совершить это и я совершу". Ибо воля твоя должна быть подобно закаленной стали, если ты хочешь ступать по Пути.

Предисловие | Введение | Распознавание | 
Отсутствие желаний | Праведное поведение | Любовь

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ