На главную страницу

РАЗНОЕ

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава 

Шри Свами Сатчидананда
ЖИВАЯ ГИТА:
Вся Бхагавад Гита
Комментарий для современных читателей

Глава 11. Йога Видения Космической Формы

1. Арджуна сказал: “С помощью своего сострадания ты научил меня самому глубокому таинству Души. И теперь я больше не заблуждаюсь.

2. О, лотосоокий Господь! Теперь, благодаря твоему детальному разъяснению, я узнал о возникновении и исчезновении каждого существа, а также о твоём безграничном Духе.

3. О, Пурушоттама (божественный Господь), теперь я знаю, что всё существует в таком виде, о котором ты говорил, и я хотел бы видеть твою космическую форму.

4. Бог всех Йогов, если ты считаешь, что я достаточно твёрд и непоколебим, чтобы видеть Тебя, тогда, прошу тебя, покажи мне Себя вечного".

5. Благословенный Господь отвечал: “Арджуна, сейчас ты увидишь мои божественные формы во множестве миллионов цветов и вариантов!

6. Арджуна, посмотри на все небесные силы и на духов природы (адитьяс, васус и рудрас), а также на многие другие удивительные вещи, которые никогда прежде не демонстрировались.

В этой главе Бог показывает Свою высшую форму. Когда вы видите её, вы воспринимаете всё, что находится во вселенной, как часть Его тела.

7. Посмотри на моё тело, Арджуна. В нём ты увидишь всю вселенную; все, что движется и всё, что [кажется] неподвижно, а также всё остальное, что ты желаешь видеть. И всё является частью одного и того же - меня.

Это ещё одна возможность сказать, что одно и то же сознание выражает себя в качестве всей вселенной. На тамильском языке существует прекрасное выражение, которое можно перевести так: “Бог! Ты и только Ты являешься тем, кто стал всем этим миром. Ничто не существует без Тебя”.

В Своей Космической форме он говорит: “Видишь, всё движимое и неподвижное является частью Моего тела. Обычно ты не можешь видеть это своими глазами. Поэтому я наделю тебя божественным зрением”. Физический глаз имеет ограничения. Даже наше мысленное видение имеет ограничения. Ограниченная сознательность не может видеть всё.

Иногда люди, у которых немного больше желчи, чем у других, во время долгого пребывания в одном положении на жарком солнце, при резком подъёме испытывают головокружение, и им кажется, что всё плывёт перед глазами. В этом состоянии они не воспринимают людей как людей. Определённые химические вещества, попадая в мозг, приводят к расстройствам в его работе. Тогда человек может воспринимать всё по-другому. Точно так же вы не можете видеть ограниченным зрением космос, как единое тело. Вам нужен другой глаз.

8. Но ты не можешь видеть мою космическую форму своими физическими глазами. Я дам тебе духовное зрение. Теперь лицезрей мою Йогу - Йогу Ишвары".

Услыхав всё это о божественном великолепии высшего Бога, Арджуна стал весьма любознательным. “Если всё это так”, - сказал он, - “Я хотел бы увидеть твою космическую форму. Сдаётся, ты говоришь, что являешься всем. Не мог бы ты показать мне это?”

“Я ценю твой интерес”, - говорит Кришна, “Но, к сожалению, ты не сможешь увидеть эту космическую форму своими физическими глазами”.

-“Хорошо, если ты хочешь показать мне себя, то ты мог бы дать мне и глаза, чтобы увидеть это. Я бы очень хотел видеть то, о чём ты говоришь. Пожалуйста, дай мне глаза и покажи мне себя”.

“Чтобы увидеть космическую форму божественного”, - говорит Кришна, - “тебе необходим “божественный глаз”. Это не значит, что вам в прямом смысле слова должен быть дан божественный глаз, он у вас уже есть. "Я временно уберу завесу и дам возможность твоему глазу нормально видеть. Только тогда ты сможешь увидеть божественную форму”. Вы должны обладать таким зрением, ибо необходим божественный глаз, чтобы видеть божественную форму, так же как требуется вор, чтобы поймать вора.

Когда Арджуна выразил желание видеть космическую форму, Кришна сказал: “Мой мальчик, ты не можешь сделать это с помощью своего ограниченного физического зрения. Но, поскольку ты заинтересован в этом и, насколько мне известно, собираешься рассказать об этом людям, я дам тебе возможность видеть Мою космическую форму, чтобы другие люди также узнали о ней”. Он дал эту способность не просто ради Арджуны. Через Арджуну он рассказал миру о том, что существует космическая красота - Бог, действующий на космическом уровне. Поэтому он сделал всё необходимое, чтобы дать Арджуне такое видение.

9. Санджая продолжал: “Сказав это, Ваше Величество, Бог Кришна, высший мастер Йоги, продемонстрировал Арджуне свою космическую форму Господа Бога;

10. Куда ни посмотри, всюду были миллионы лиц, глаз, видящих всё; бесчисленные рты, говорящие удивительные вещи; и образы слишком многочисленные, чтобы их можно было описать. Всем этим был он, пребывающий на усыпанных драгоценными камнями небесах, с бесконечным количеством поднятых рук, демонстрирующих сверхъестественные силы - по одному божественному оружию в каждой руке.

11. Одетый в мантию света и увешанный гирляндами цветущих небес - безграничный, удивительный и блистательный, обращённый одновременно во все направления, в присутствии неописуемого божественного аромата.

12. Если бы одновременно на небе засияли тысячи солнц, их блеск был бы (чем-то) подобным сиянию высшего Духа (Махатмана).

13. Здесь, в теле Бога богов Арджуна видел многообразие вселенной во всей её полноте, с многочисленными уровнями и частями. Всё пребывало в сущностном единстве".

В космическом видении всё воспринимается как крошечная клетка этого великого тела, подобно тому, как в нашем теле находятся миллиарды и миллиарды клеток. Фактически, все мы являемся клетками космического тела. Безусловно, каждый из нас может гордиться тем, что мы являемся клетками космического тела Бога. И Бог нуждается в каждой клетке. Нет никого, кто был бы не нужен. Нет никого, кто был бы выше или ниже.

Затем, Арджуна, действительно, увидел всё.

14. Волосы Арджуны встали дыбом. Поражённый, он в экстазе упал, распростёршись в глубоком почтении перед Богом. Сложив ладони вместе перед сердцем, он произнёс:

15. “О, господь! Я вижу в тебе всех дэвов. Твоё тело содержит все живые существа и все уровни эволюции. Здесь даже творец - Брахма, восседающий на лотосе и окружённый мудрецами и небесными змеями.

16. Я вижу тебя воплощённого в массе бесчисленных форм. Куда бы я ни повернулся, всюду руки, тела, рты, глаза, простирающиеся до бесконечности. Ты всюду; у тебя нет конца, середины, начала. О, Бог вселенной, весь космос является твоим телом.

17. Теперь я вижу тебя, увенчанного драгоценностями и держащего булаву и диск среди такого ослепительного света, что я едва могу его терпеть. Ты подобен жгучему солнцу, сияющему во всех направлениях.

18. Ты - то, что следует знать: высшая, нетленная реальность. Ты - драгоценная обитель вселенной; убежище для всех творений и вечный защитник дхармы (вечной мудрости). Теперь я понял, что ты являешься Пурушей, древним из древних.

19. Ты простираешься всюду. Нет места, откуда бы ты не возникал, и места, какого бы ты не достиг; нет пространства, где бы тебя не было. Ты обладаешь неисчерпаемой силой. Солнце и Луна являются твоими глазами. Твои уста подобны пламенному огню, согревающему всю вселенную.

20. Все части света от небес до земли наполнены твоим присутствием. О, Махатман (Высший Дух), три мира трепещут перед твоей поразительной и вселяющей ужас космической формой.

21. Это правда, что множество обитателей небес [боги, ангелы, высшие существа] действительно входят в тебя. Некоторые из них настолько поражены, что могут лишь превозносить тебя и преклоняться перед тобой, сложив вместе ладони в знак уважения. Множество мудрецов и святых непроизвольно воспевают тебя в возвышенных песнях и [говорят для тебя в] высказываниях: “Пусть всюду будет мир и покой”.

22. Глядя на тебя, даже небесные существа всех уровней становятся поражёнными и ошеломлёнными.

23. Лицезрея твою безграничную силу, Господь, трепещет вся вселенная. В присутствии твоей формы, нагоняющей страх, с бесчисленными глазами, которые видят всё; с бесчисленными ногами, руками, телами и страшными оскаленными зубами, я тоже весь дрожу, Господь.

24. Видя тебя, простирающегося выше небес с открытыми ртами, излучающими волны разных цветов, и глазами, впивающимися в меня со всех сторон подобно огню, моё сердце трепещет от страха. О, Вишну, я потерял храбрость и покой.

25. Когда я смотрю в твой страшный рот с ужасными клыками, я вижу огни конца времени. Я не могу больше это выносить и не знаю, куда отвернуться. О, Бог богов, поддерживающий всю вселенную, сжалься надо мной!

26. Я вижу всех сыновей Дхритараштры и всех земных воинов, королей, Бхишму, Дрону и Карну, а также наших могущественных воинов...

27. Все они беспомощны, будучи захваченными стремительным потоком, который вливается в твой устрашающий рот с ужасными клыками. Просто жуть какая-то! Некоторые из них раздавливаются твоими зубами, а их головы стираются в порошок.

Арджуна просто видел всё, включая войну, которая уже шла, Бхишму, Карну, Дурьодхану и всех поверженных воинов. Он видел будущее в настоящем. Он видел всё. Он был поражён!

После того, как Арджуна получил это видение и увидел всё, он испугался: “Пожалуйста, прекрати! Я не хочу больше это видеть! Вернись в своё обычное состояние! Забери у меня эти глаза! Верни мне прежние глаза!” Почему? Он получил видение преждевременно. Всему своё время. Если вы заставляете кого-либо что-то делать до того, как он становится готовым к этому, возникнут большие проблемы.

“О, мой Бог! Что это? Я страшно напуган. Прекрати всё это!”

Когда Арджуна увидел космическую форму Бога Кришны, пожирающую мир своим огненным ртом, там он увидел и себя, Арджуну, а также Дхарму и Дурьодхану. Там он увидел обе армии, сражающиеся друг с другом, и многих погибающих воинов. Точно так же, как стоя рядом с Кришной перед началом боя, он видел армии, так же отчётливо он увидел сам ход битвы. Почему? Потому что он так же видел будущее, как настоящее. Он был удивлён: “Что это? Что я вижу? Неужели всё это уже произошло? Может ли кто-нибудь остановить это?” На этом уровне нет ни прошлого, ни будущего. Всё существует здесь и сейчас. Он видел на этом уровне.

Если бы Арджуна сохранил это космическое видение или хорошо бы помнил об этом, эта Гита никогда бы не вышла за пределы этой главы. Не нужно было бы лично Кришне говорить что-то ещё именно Арджуне. Но Арджуна имел это видение, поскольку Кришна временно наделил его такой способностью. Когда это видение закончилось, большая его часть была забыта. Остались лишь какие-то проблески воспоминания. А раз это забыто, драма мира должна продолжаться.

С точки зрения более высокого восприятия, всё уже предопределено. Не существует будущего как такового. Всё происходит в вечном настоящем. Но, если только читать или слушать, - это будет лишь теория. Вы должны пережить это. Хотя всё это предопределено и уже завершено, тем не менее, мы должны действовать как часть этого спектакля. В спектакле будущее уже известно каждому актёру. В конце концов, злодей будет уничтожен и герой одержит победу. Он спасёт свою возлюбленную, и они заживут счастливо. Но в ходе представления, если вы играете роль героя, злодей должен одерживать победу. Но разве вы скажете: “Хорошо, в конце концов, я буду победителем, почему я должен плакать?”

Даже если вы так считаете, режиссёр не позволит вам этого сделать. Он скажет: “Что за чушь! Не валяй дурака! Делай своё дело! Плачь!”

Разве можем мы спорить с режиссёром: “Почему я должен плакать? Всё будет в порядке”. Нет. Мы должны просто играть свою роль, даже если мы осознаём её и всё происходящее, как игру воображения, ибо все мы равны.

28. Подобно стремительному потоку, несущемуся к океану, эти герои-воины в суматохе мчатся в твою зияющую пасть смерти.

29. Теперь я понимаю, что все творения, подобно мотылькам, летящим в огонь, несутся в твой широко раскрытый рот смерти.

30. Твои уста изрыгают пламя. Ты поворачиваешься во всех направлениях, при этом твой язык жадно облизывает губы. Со всех сторон ты пожираешь всё живое. О, Вишну! Твоё сияние повергло вселенную в огонь!

Это выглядит пугающе. В космическом свете вы можете видеть Бога, пожирающего тысячи людей в результате естественного или созданного руками людей бедствия. Вы можете винить кого-то за это. Но во всей этой картине - это лишь часть игры. Хотя это звучит несколько жестоко, но истина состоит в том, что когда Бог хочет уничтожить кого-то, он просто остановит дыхание этого существа, Он вызовет землетрясение во всём мире и планета разрушится. Это даже не займёт много времени. Что мы делаем, когда в нашем теле возникают проблемы? Иногда мы отправляемся к врачу, чтобы что-то вырезать, почистить, совершить операцию, т.е. убрать ненужное. В космическом теле Бог иногда тоже делает подобные вещи. Наши тела являются микрокосмом. Бог является макрокосмом.

Мы просто должны это принять в таком свете: да, это часть пути. Бог использует саму природу или человека. Если мы это примем, то спасём наши умы от возникновения ненависти. Иначе мы во всём будем винить других. Всё зависит от того, как мы смотрим на вещи. Но мы можем подняться над проблемами, если поднимем наше сознание до космического уровня и посмотрим на всё, как на единое целое. Таким образом, мы сохраним равновесие нашего ума. Мы примем изменения.

Преданному легко сказать: “На всё Божья Воля. Я - Твой. Всё - Твоё. Всё будет по-Твоему”. Но если вы выйдете из дома и увидите свою машину с огромной вмятиной, сделанной проходящим транспортом, вы тут же придёте в бешенство.

Что случилось с вашими представлениями: “Ты так захотел. На всё Твоя Воля?” Вы забылись и отождествляете себя с этой ситуацией, когда вы увидели вмятину. Если бы вы действительно принимали всё, то подумали бы: “Да, вероятно, на то воля Господа”.

Я не призываю вас игнорировать возникающие проблемы. Разумеется, беспокойтесь о вещах. По крайней мере, сообщите в страховую компанию, с которой у вас договор. Пусть она позаботится об этом. Или, если вы увидели машину, задевшую вашу, запомните её номер. Да, делайте всё это; но из-за этого не должно быть подавленного либо возбуждённого состояния, не говоря уже о бешенстве. Иначе вы просто потеряете контроль над своим умом, а из-за расстроенного умственного состояния мы часто делаем ещё больше ошибок. Итак, вначале следует спокойно воспринять всё, что произошло. Но затем не просто отправляйтесь спать, а, приняв это, выполняйте свою роль соответственно ситуации.

31. О Господь, этой ужасной формы, высший Повелитель! Ты существовал прежде, чем возникло что-либо ещё. Я распростёрт перед тобой. Будь милостив! Я должен знать: кто ты; что ты делаешь, и почему ты это делаешь?

32. Благословенный Господь сказал: “Я - всемогущее время, разрушитель миров. Сейчас Я пришёл, чтобы уничтожить этот мир. Независимо от того, сражаешься ты или нет, все воины обеих армий, собравшиеся здесь, непременно умрут.

Бог Кришна сказал: “Я пришёл сюда, чтобы облегчить жизнь и спасти невинных людей от безнравственных”. Это две цели. “Арджуна, независимо от того, собираешься ты сражаться или нет, всё уже произошло. Поскольку ты являешься моим другом, я наделю тебя доблестью. Но это уже случилось. Если ты не хочешь такого одолжения, забудь это”.

Вот что означает: “Независимо от того, сражаешься ли ты или нет, воины армии противника не будут жить”. Они должны погибнуть. Это часть естественного порядка вещей. Иногда вы делаете что-то с определённым намерением. Если вы достигли поставленной цели, то можете подумать, что всё уже сделано. И вы должны верить в это. В действительности существует ещё более Высокая Воля, которая решает вопросы, связанные с конечным результатом. Это не означает, что врач должен думать: “Мне сейчас нет смысла делать что-то, всё уже решено заранее”. Нет, он должен оперировать, когда это необходимо. Врач является частью природы, которая заботится о вас. Но выживете вы или нет, в конечном итоге зависит от Высшей Воли. Поэтому врач никогда не должен думать: “Я спасу эту жизнь”.

Не беспокойтесь, но выполняйте свою роль. Мы не должны прекращать действия. Существует старая народная поговорка: “Когда утром в церкви бьёт колокол, встаёт Солнце”. Звонарь не должен говорить: “Независимо от того, буду я бить в колокол или нет, Солнце встанет”. Тогда он потеряет свою работу. Ему нужно просто бить в колокол, и пусть Солнце восходит тогда, когда оно должно взойти. Но вы выполняйте свою роль. Поэтому и даны некоторые чувства индивидуальности, чтобы вы могли выполнять свою роль.

Более того, даже просветлённый человек будет продолжать играть предписанную роль. Он или она будут действовать как обычный человек среди обычных людей. Когда вы находитесь в Риме, ведите себя, как римлянин. Когда вы среди душевнобольных людей, не ведите себя, как совершенно здоровый человек, иначе эти люди могут убить вас, прежде чем вы закончите своё дело. Поэтому действуйте так, словно вы тоже душевнобольной человек. Это также является просветлённостью.

Святой поэт, мудрец Тхируваллувар говорил: “Если человек обучен всему, но не знает, как себя вести в окружающем мире, он является законченным дураком”. Отсюда понятно, в чём заключается просвещённость.

33. Поэтому, Арджуна, вставай и стань знаменитым! Победи своих врагов и наслаждайся завоёванным королевством, которое ты отстоял. Я уже уничтожил (вражеских) воинов. Ты должен быть орудием в моих руках, Арджуна.

34. Ступай и уничтожь Дрону, Бхишму, Джаядрадху, Карну и других храбрых воинов, которых Я уже приговорил к смерти в этой битве. Не беспокойся и не бойся. Просто вставай и борись! И ты победишь своих врагов в битве”.

35. Санджая сказал: “После того, как Кришна произнёс эти слова, Арджуну охватила дрожь. Он сложил вместе ладони перед сердцем, поклонился Богу и, задыхаясь, произнёс:

36. “Кришна, замечательно, что мир воспевает хвалу тебе. Всё зло даже в самых отдалённых уголках космоса исчезает в твоём присутствии. Множество святых и мудрецов поклоняются тебе.

37. Как они вообще могут что-то делать, кроме совершения поклонения тебе, Махатману? Ты находишься за пределами всего. Ты являешься источником всего, даже Брахмы. О вечный Бог богов! Ты являешься обителью всей вселенной. Ты нерушим. Ты представляешь собой существование и несуществование; одновременно. Ты - высшее состояние, находящееся за пределами обоих.

38. Ты - Адидэва (Изначальный), самый древний Пуруша (Бог), место высшего покоя и убежище вселенной. Ты являешься самой осознанностью, знатоком и (кроме того) всем, что известно. Ты - окончательная обитель. О, великое существо, состоящее из бесчисленных образов и форм, ты пронизываешь всю вселенную.

39. Ты являешься богом ветра (Ваю), богом смерти (Ямой), богом огня (Агни) и богом воды (Варуной). Ты являешься луной и творцом всего, что рождено. Изначально ты являешься прародителем всех существ. Я тысячекратно приветствую тебя и воздаю тебе поклоны уважения.

40. Со всех сторон, куда бы я ни бросил взгляд, всюду ты! Я кланяюсь тебе во все стороны в смиренном почтении. Ты безграничен и твоя сила неисчерпаема. Ты пронизываешь всё, что существует. Поистине, ты - всё!

41. Мой Бог! Иногда в прошлом, благодаря своему невежеству, легкомысленности, а также из любви к своему дорогому другу, я фамильярно обращался к тебе: “О Друг! Эй, Кришна!” - не сознавая, кем ты являешься на самом деле.

42. Когда мы играли или отдыхали, сидели или ели, одни или вместе с другими людьми, я, определённо, вёл себя невоспитанно по отношению к тебе; мои манеры были слишком фамильярными. К тому же я был неуважителен к тебе, Господь. Я умоляю, прости меня!

“Эй! Иди сюда! Сделай то, сделай это! Обычно я разговаривал с тобой довольно фамильярно”, - говорит Арджуна Кришне. “Теперь из-за этого я чувствую себя виновным. Я не знал твою истинную природу”. Он действительно чувствует свою вину.

43. Ты - отец мира и всего, что в нём находится, включая одушевлённые существа и неодушевлённые предметы. Ты являешься высшим гуру. Определённо, весь мир должен почитать тебя и поклоняться тебе. Во всех трёх мирах, о могущественный и не имеющий равных в силе, нет никого равного тебе.

44. Милостивый Господь! Я смиренно преклоняюсь перед тобой и прошу простить меня, подобно тому, как отец прощает своё дитя, как друг прощает своего друга, как любимая прощает своего возлюбленного.

Он приводит эти примеры, поскольку отец всегда должен прощать своего ребёнка, иначе как можно назвать его отцом? Друг должен прощать своего друга, иначе он (или она) не является другом (подругой). Точно также любящий человек должен прощать свою возлюбленную. Такое прощение как раз и показывает вашу истинную любовь.

45. Я потрясён, увидев тебя таким, каким тебя никто больше не видел. Мой разум смущён. Я пришёл в ужас при виде твоей космической формы. О, Бог богов, обитель космоса, прояви сострадание и покажи мне вновь свою обычную форму.

46. Я безумно хочу видеть тебя таким, каким ты был прежде, окружённый светом, не с тысячами рук, демонстрирующими твои силы, а с четырьмя, держащими булаву и диск".

47. Благословенный Господь сказал: “С помощью моей йогической силы, Арджуна, ты был благословлён на видение моей космической формы, которая является лучезарной, вездесущей и вечной.

Он просто даёт Арджуне небольшое вознаграждение, чтобы тот почувствовал себя важным. Это ещё один способ управления людьми, когда говорят: “Вы - избранный! Помните об этом. Я даю это только вам”.

И это правда. Никто больше не видел это проявление. В этом вся прелесть. Арджуна был средним из пяти братьев: не слишком хороший и не слишком плохой. Он был избран, потому что был между ними, как некто средний. Бог Кришна мог выбрать старшего сына Дхармапутру, который был образованным и святым человеком. Он легко мог дать ему Бхагавад Гиту. А почему не дал? Потому что тот был и так хорош. Не нужно подбирать для этого что-то слишком хорошее. В этом весь фокус. Другой брат, Бхима, был слишком диким. Арджуна был посередине. Кришна выбирает среднего, поскольку вся Гита является рекомендацией для обычного человека, который должен выполнять свои обязанности и одновременно знать конечную истину.

В этом красота Гиты. Она показывает, как можно познать конечную истину и при этом выполнять свою роль, поскольку вы всё ещё здесь.

48. Великий герой! Никто больше, кроме тебя, не может видеть Меня в таком виде: ни те, кто изучают священные писания, ни те, кто совершают ритуальные подношения, ни те, кто занимаются благотворительностью, ни те, кто следуют всем предписаниям религиозных правил, ни даже аскеты, которые заняты аскетической практикой (тапас).

49. Тебе больше нет необходимости бояться или смущаться, глядя на мою устрашающую форму. Пусть твоё сердце будет радостным и все страхи исчезнут. Я вновь проявлю себя перед тобой таким, каким Я был прежде".

50. (Затем) Санджая сказал: “Сказав это, Кришна вновь возник в своём величественном, более привычном виде и тут же успокоил взволнованный разум Арджуны”.

51. Арджуна сказал: “То, что я вижу теперь, является твоей прекрасной человеческой формой, мой Господь. Мой разум успокоился и пришёл в нормальное состояние”.

Конечно, Бог Кришна успокоил его и принял свою прежнюю форму. Когда он сделал это, он лишил также и Арджуну божественного видения, и тот забыл почти всё, что видел.

“Эй, Кришна, как дела?”

Видите, он сразу вернулся к своим прежним взаимоотношениям. Такова человеческая природа.

52. Благословенный Господь сказал: “Несомненно, трудно видеть Меня таким, каким видел Меня ты. Даже дэвы могут позволить себе лишь стремиться увидеть Мою космическую форму”.

Бог Кришна завершает эту тему тремя последующими строфами.

53. [Хотя это приносит большую заслугу] Изучение священных писаний, практика аскетизма, занятие благотворительностью и даже самопожертвование не приносят человеку видение того, что видел ты.

А нет ли здесь противоречия? Прежде Кришна говорил, что аскетизм является важным делом; практика является важным делом; изучение священных писаний и благотворительность являются важными делами, а также жертвоприношение является самым важным делом. А здесь он говорит: “Ты не можешь достичь Меня даже с помощью всех этих вещей”.

Похоже, здесь полное противоречие. Духовный путь очень сложен. Если вы глубоко вдумаетесь, то поймёте, что здесь нет противоречия. Вот что он имел в виду: “Ты не можешь видеть Меня в этой форме, изучая Веды, с помощью аскетических практик, с помощью даров или жертвоприношения. Ни один из этих способов не является необходимым для того, чтобы видеть Меня или испытать покой”.

Я всегда стараюсь объяснить это с помощью Йоги. Вам не нужно делать все эти вещи для того, чтобы переживать покой. Вам не нужны йогические позы, дыхательные практики, повторение мантры, ритуальные поклонения или даже самоподчинение. Ничто из выше перечисленного не является необходимым для того, чтобы вы почувствовали покой.

Тогда зачем их выполнять? Не для достижения покоя, а для того, чтобы избежать нарушения покоя. Поймите, пожалуйста, правильно, что, выполняя все эти вещи, вы избегаете нарушения своего покоя.

Вы привнесёте свет, если откроите все шторы? Нет. Вам и не нужно привносить свет. Он уже здесь. По каким-то причинам прежде вы препятствовали его проникновению. Теперь вы просто устраняете все препятствия, которые мешали вашей встрече со светом. Вот что говорит Бог Кришна: “Все ваши практики и изучения священных писаний предохраняют вас от умственного беспокойства; они устраняют то, что уводит вас от возможности видеть свет”.

Посмотрите на чашу с водой. Вам не нужно что-то делать, чтобы успокоить воду, за исключением того, что нужно перестать трясти чашу. То же самое со спокойствием ума. Чтобы удержать его от колебаний, нарушения покоя, вы изучаете священные писания, практикуете некоторые формы аскетизма, отказываетесь от привязанностей и выполняете все йогические практики.

Все эти практики предназначены для самоочищения, а не для Самореализации. Душа уже реализована, но маленькое я, ум должен быть очищен, чтобы узнать это. Для очищения этого маленького я просто устраните то, что ограничивает ясность.

Поддерживайте это в уме: “Я всегда чист. Что я должен делать? Просто беречься от собственного загрязнения”. Запомните. Применяйте это в своей повседневной жизни. Постоянно помните о том, что говорит Кришна в следующей шлоке:

54. Знай, Арджуна, что только с помощью постоянной и непоколебимой преданности можно увидеть Меня в моей космической форме и осознать Меня.

Это означает постоянно помнить: “Я - прекрасен. Я не нуждаюсь в каком-то ином определении. Я могу использовать какое-то определение просто ради забавы. Но я не должен ограничивать себя этими определениями”. Помните, вы можете использовать некоторые ограничения, но всегда знайте, что вы не ограничены. Если ваши повседневные действия основаны на этом, то вы уже являетесь прекрасным.

55. Тот, кто желает Меня больше всего на свете и (таким образом) полностью посвящает себя Мне и (так) предлагает Мне все свои действия и (таким образом) отбрасывает все личные (эгоистические) привязанности и чувства враждебности к любому другому существу, Арджуна, такая личность действительно достигает Меня.

Естественно, если вы остаётесь в своём прекрасном виде, то как вы можете питать какую-то враждебность? В тот момент, когда вы забываете об этом единстве и ошибочно воспринимаете различия за истину, тогда вы создаёте друзей и врагов. Вместо этого просто признавайте высшее положение Бога и личный покой.

Возьмём, например, мыло и грязь. Зачем мы применяем мыло для грязной льняной ткани? Не для того, чтобы сделать льняную ткань белой. Мыло никогда не сделает льняную ткань белой. А что же оно сделает? Оно уберёт грязь - вот и всё. Вам не нужно делать льняную ткань белой. Уберите грязь, и тогда лён станет белым. Мыло не может сделать его белым. Это звучит противоречиво. Мыло смывает грязь и смывается само. Мыло - это тоже разновидность грязи.

Поэтому все эти замечательные учения, аскетические практики, отречение и всё остальное, в конечном итоге, должны быть отброшены, чтобы сделать вас свободным. Вы не должны цепляться за мыло, которым являются все ваши практики. Пусть они уходят подобно тому, как смывается мыло. Но вы не можете просто отбросить эти практики, когда захотите. Поддерживайте чистоту. Стирайте до тех пор, пока вся грязь не уйдёт. Тогда даже очистительные практики просто отпадут сами по себе. Тогда вы станете вечно свободным.

На этом заканчивается Одиннадцатая глава Бхагавад Гиты, Учения Йоги, которая озаглавлена: Йога Видения Космической Формы.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ