На главную страницу

РАЗНОЕ

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава 

Шри Свами Сатчидананда
ЖИВАЯ ГИТА:
Вся Бхагавад Гита
Комментарий для современных читателей

Глава 10. Йога Божественных Проявлений

Десятая глава называется Вибхути Йога. Вибхути означает “Божественные Проявления”. Так же называется священный пепел. В южной Индии, когда предлагается такой пепел, его называют Ад вибхути. Вам, возможно, интересно узнать, почему там пепел называют вибхути? Нет ли в этом священном пепле проявления божественного? Для этого нам следует узнать, что подразумевается под вибхути и как изготавливают священный пепел.

Священный пепел делается из коровьего навоза. Даже эта “грязь” может стать священной, когда она полностью сгорает. Навоз сжигается в герметичных печах. После полного сгорания он превращается в чистый белый пепел и сразу же получает название вибхути.

А вообще есть ли что-нибудь, что мы могли бы выбросить, как грязь? Нет ничего такого низкого. Если это должным образом обработать, то даже самое грязное вещество становится священным из священных.

Даже в грязи скрыта святость. Сжигая то, что нам не нужно, мы добываем эту святость или чистоту, божественное сознание. Это и есть вибхути - проявление божественного. В этой главе Бог Кришна показывает, как Божественность проявлена во всём.

1. Благословенный Господь сказал: “О, могущественный Арджуна, если ты будешь слушать дальше, Я продолжу изложение своего высшего учения, чтобы оно вдохновило тебя и принесло тебе наслаждение и пользу”.

2. Даже боги и святые мудрецы (риши) не знают Моего происхождения. Истина состоит в том, что Я являюсь источником богов и мудрецов.

3. Среди всех людей, лица, которые признают Меня как нерождённого и не имеющего начала Бога всей Вселенной, познают истину и освободятся от греха.

4. Из Меня возникли такие качества, как проницательность (буддхи), мудрость (джнана), свобода от заблуждений, прощение, истина (сатья), самоконтроль, уравновешенность, удовольствие и страдание, рождение и смерть, страх и бесстрашие (абхая).

5. А также непричинение вреда (ахимса), спокойствие, довольство, аскетизм (тапас), великодушие (дана), честь и бесчестие. Во всём творении эти качества берут начало исключительно из Меня.

Это означает, что независимо от того, является ли что-то хорошим или плохим, болезненным или приятным, Бог - источник этого. Без Бога не может быть ничего. Как вы можете сказать о чём-то, как о хорошем или плохом? Нет ничего плохого, если вы используете это должным образом.

6. Семь великих мудрецов и четыре древних основателя человечества (ману) были созданы в моём уме, и от меня получили свою жизнеспособность. Позже все остальные творения мира получили своё развитие из них.

Что означают семь риши и четыре ману? В этих названиях скрыт эзотерический смысл. Семь риши представляют семь планов сознания. В этом творении сознание функционирует на семи различных уровнях. Это было описано много веков назад святым, который обратился к Богу и сказал: “Я побывал на всех этих уровнях и постепенно развился до человеческого уровня. Помоги мне, пожалуйста, продвинуться дальше и не скатиться назад”. В творении существует семь уровней сознания. На высшем уровне находятся дэвы - боги. (Вы можете удивиться, что даже дэвы являются частью творения. Это означает, что они не являются Абсолютными высшими божествами. Они также находятся на различных уровнях. Среди них есть боги более высокого и более низкого уровня.)

Число два является человеческим уровнем. Три - уровнем животных. Четыре - птиц. Пять - пресмыкающихся. Шесть - водных существ. Семь - неподвижных существ, которые являются неодушевлёнными и неподвижными.

Творение подразделяется: на подвижное и неподвижное. Некоторые формы жизни обладают подвижностью. Другие, такие как растения, минералы, неподвижны. Они не двигаются сами. По крайней мере, это не заметно невооружённым глазом. И неудивительно, что даже тысячи лет назад их также признавали сознательными неподвижными существами, относящимися к одной из семи категорий.

Я дал описание видов сознания в нисходящем направлении. Согласно теории Дарвина, развитие сознания идёт снизу вверх. Однако, согласно древнеиндийским священным писаниям, между ними нет существенной разницы. Все они созданы равными. Нет более высокого или более низкого состояния сознания. В этом различие между теорией Дарвина и этим пониманием. Все шубда риши или великие мудрецы, которые причисляются к создателям существ различных уровней, имеющих различные уровни сознания, создали все существа одновременно, а не одно за другим. Это неправильный подход человека - смотреть свысока на так называемые недоразвитые твари, птиц, растения и камни. Выражение, что все они были созданы одним и тем же способом, означает, что одно и то же сознание пронизывает всё творение на всех уровнях.

Ману означает “Законодатель”. Он определяет кто, что и как должен делать. Иногда говорят, что существует четыре ману, которые создали порядок творения. Поймите это правильно. Все они являются различными аспектами одного абсолютного Бога. Они не созданы как всё остальное. Это означает, что одно и то же сознание функционирует на различных уровнях, чтобы придать порядок различным уровням творения. Это Кришна и старается объяснить в данной шлоке.

7. Тот, кто, действительно, понимает мою силу и славу моих многочисленных продолжающих возникать проявлений, безусловно, укоренится в непоколебимой Йоге (единство с бесконечным).

8. Я - источник всего. Мудрецы понимают это и с любовью поклоняются Мне.

9. Их умы всегда думают обо Мне. [Следовательно,] их жизнь посвящена Мне; они даже посвящают свою жизненную энергию Мне. Когда они говорят, они всегда говорят обо Мне. Так, поддерживая друг друга, они всегда остаются удовлетворёнными и счастливыми.

10. Есть преданные, которые поклоняются Мне из любви. Я завещаю им Буддхи Йогу. С её помощью они придут ко Мне.

Это всё слова Кришны. Смотрите, даже чтобы достичь Буддхи Йоги, нам нужна помощь Бога. Сами мы не можем даже различать. Но мы можем приобрести эту Йогу различения с помощью истинной преданности, которая означает функционирование с преданным отношением. Поклонение не всегда ограничивается подходом к алтарю, предложением чего-либо и молитвой. Истинное значение поклонения - это видение Бога во всём. Истинная преданность Богу - это выполнение чего-либо с чувством, что вы, в конце концов, используете и обращаетесь к одному и тому же сознанию, которое выражается в различных формах.

Если мы видим Бога во всём, - это подразумевает наличие вместилищ или сосудов, наполненных этим сознанием, как будто само вместилище не сделано из того же самого сознания. Но не существует даже мельчайшей точки без этого сознания. Всё едино: содержимое является сознанием, вместилище также является сознанием. Почувствовать и увидеть всё, как выражение этого сознания, и является истинной преданностью. Преданность - это не просто подчинение, обожание или произношение красивых слов любви. Преданность в повседневной жизни означает видение всего, как проявления Бога. Преданность означает видение этого сознания, одного и того же Бога во всём или точнее, как всё. Тогда как бы вы не относились к тому аспекту или проявлению, это становятся вашим поклонением. Ваше действие или служение предназначено исключительно для одного сознания, а не для кого-то ещё. Преданность и поклонение идут вместе.

Это может случиться в любой момент нашей жизни, через всё, что мы делаем. Когда это произойдёт, автоматически возникнет Йога различения. Вначале мы совершаем определённые поступки для того, чтобы приобрести способность различать - традиционную преданность и поклонение. Когда мы обладаем вивекой (способностью различать), возникает истинная преданность. Различение означает, что вы можете отличить реальное от нереального, постоянное от непостоянного. В действительности же ничто не является нереальным. Мы можем думать, что некоторые вещи нереальны или непостоянны. Похоже, в связи с этим иногда возникает дилемма: вспоминание абсолютной сущности при одновременном пребывании в обычной мирской жизни.

Все различные названия и формы временно даны для изменений сущности одного сознания, которое является постоянным. Но в действительности изменения не существуют. Просто кажется, что изменяется изначальное сознание. Вода предстаёт в виде волны, но, в конце концов, волна - не что иное, как сама вода. Если мы видим волну только как волну, а не одновременно как воду, тогда это подобно иллюзии. Мы должны различать: “Да, я вижу это как волну, поскольку оно поднимается, я называю его волной. Но это та же сама вода, поднимающаяся вверх”. Это и есть способность различать ту же самую сущность, стоящую за всеми названиями и формами. Все мы можем сидеть вместе, используя различные названия для кажущихся различных форм. Это хорошо для функционирования на мирском уровне. Но, даже если мы замечаем различия, делая различные вещи, ум должен воспринимать всё это на фоне единого сознания: “Всё это - одно и то же, выражающее себя по-разному”.

Но когда всё видится лишь как одно и то же сознание, тогда жизнь становится неинтересной. Ради забавы и игры, ради собственного развлечения мы воспринимаем изменения, а также видим поверхностные различия. Но знайте, что перемены существуют только для того, чтобы мы могли играть. Если это выходит за пределы игры, и мы начинаем воевать, тогда мы должны остановиться и подумать: “Нет, всё это чепуха. В конце концов, мы одно и то же”. Это остановит борьбу. Когда нас захватывает видение различий, мы забываем основную истину.

Это различение - Буддхи Йога. Всегда помните об этом: в сущности, всё является одним и тем же. Кусок ли это камня или растение; собака или кошка; червяк или человеческое существо - всё это просто одна и та же сущность. Да, она выглядит по-разному, но эти различия - пустяк. Если вы хотите уловить смысл, то знайте: существует лишь эта сущность. Двойственность - это бессмыслица. Истинный смысл - в недвойственности. Если видеть сущность и играть с чепухой, тогда жизнь имеет смысл. Это - вивека.

Придерживайтесь всегда, пожалуйста, этого взгляда, особенно когда вы вступаете в острые взаимоотношения или ведёте горячий спор. В такой момент используйте различение: “А, всё это - чепуха! В сущности, мы все - одно и то же. Почему мы должны сражаться?” Мы можем спасти себя с помощью Буддхи Йоги - Йоги различения. Этот тип Йоги - не тот, что следует практиковать только утром или вечером; занимайтесь всегда! Пусть это станет постоянной частью вашей жизни.

Какова польза для преданных от Буддхи Йоги? Бог отвечает:

11. Поскольку Я сострадателен, Я пребываю в твоём сердце и разгоняю тьму невежества с помощью великого света мудрости.

Буддхи Йога является светом мудрости. Когда способность различать присутствует, тогда нет места темноте или невежеству в жизни, нет проблем. Некоторые комментаторы Гиты детально разработали освещение лампы мудрости, которая заправлена маслом удовлетворённости. Это вместилище является различением. Как только вы становитесь способными различать, вы автоматически обретаете удовлетворённость, которая является маслом. Различение является вместилищем для удовлетворения. И, конечно, в лампу должен поступать чистый воздух, чтобы горение было хорошим. Загрязнённый воздух гасит пламя. Чистота - это воздух медитации, которая всегда должна присутствовать, чтобы пламя не затухало.

А масло? Это - брахмачарья, которую можно понимать двояко. “Осознание высшего Духа” - вот буквальное значение слова брахмачарья. Но её можно практиковать также на физическом уровне. Более высокая её осознанность невозможна без умеренности в жизни. С помощью сохранения большого количества праны или жизненной энергии в жидкой форме, осознанность становится более утончённой; возрастает умственная способность к запоминанию. У нас часто возникают хорошие идеи, но они как-то ускользают от нас. Они не удерживаются, поскольку нет сдержанности семенной энергии, жидкой формы праны. Поэтому половое воздержание связанно с брахмачарьей, которую можно перевести, как "половое воздержание" или "осознанность истинной Души".

Существует прекрасная связь между телом и умом. Физическое состояние связано с умственным. Они переплетены, смешаны, даже сплавлены вместе с помощью флюса жидкой праны. Когда вы хотите сплавить два разнородных металла, вы нагреваете их. Тем не менее, они не соединяются вместе без этого флюса. Тот, кто знает процесс сварки, понимает это. Здесь нужен флюс. Эта прекрасная мощная жидкая энергия является флюсом, позволяющим сплавить физическое и умственное, помогая сохранять осознанность.

Вы часто можете достигать эту более высокую осознанность, но не способны поддерживать её. Она ускользает. Разум слаб. У него нет способности удерживать эту более высокую осознанность. Проще говоря, разум теряет свою силу из-за чрезмерной половой активности. Поэтому тот, кто ищет духовную истину и искренне хочет развить свою осознанность, должен беречь жизненную энергию.

Не обязательно делать это на 100%. Конечно, едва ли семейный человек может вести такой образ жизни. Сохраняйте жизненную энергию, насколько возможно. Придерживайтесь ограничений в своей физической жизни. Самое большое количество праны теряется при физическом половом акте. Но существует ещё множество случаев, когда теряется прана. Даже простое переедание или чрезмерный сон, излишнее выполнение чего-либо, чрезмерное потворство своим желаниям, болтливость, избыточный смех, неумеренное занятие бегом и вообще всё, что избыточно забирает вашу жизненную энергию. Тогда и ум, и тело слабеют.

Не думайте, что перед вами сильный человек, если у него хорошо развиты мышцы. Можно обладать могучей мускулатурой, но при этом быть невыдержанным, когда одного резкого слова достаточно, чтобы свести человека с ума. Такой человек физически силён, но слаб умственно. Если вы будете называть его дураком, то через неделю он сойдёт с ума. Разве это сила? Истинная сила поддерживается с помощью сохранения праны в каждой форме, чтобы поддерживать осознанность (являющуюся “маслом”) высшего Духа. Если масло вытекает, тогда не будет огня.

Конечно, существует подходящее место, где вы всегда сможете поддерживать лампу горящей. Этой нишей является ваше собственное сердце. Поэтому, пусть лампа продолжает гореть и никогда в вашей жизни не будет тьмы! Вся польза приходит с Буддхи Йогой. Это всё начинается с истинной преданности и поклонения всем существам в высшем смысле, как служение единой сущности. Работа является поклонением. Пусть всё станет поклонением.

12. Затем, Арджуна сказал: “Ты являешься высшим Брахманом (Абсолют), высшей обителью и высшим очистителем. Ты являешься вечным и божественным Пурушей (Бог). У тебя нет начала и ты присутствуешь всюду.

13. Так говорили о тебе все самые благородные мудрецы и провидцы, включая Нараду, мудреца дэвов, Аситу, Дэвалью и Вьясу. А теперь ты явил это мне.

14. О, Кришна, теперь я знаю, что всё, что ты рассказал мне, именно таковым и является. Мой Господь, ни самые могущественные демоны, ни сами дэвы, не могут охватить своим сознанием всю истину о тебе.

15. О Пурушоттама, хозяин вселенной, источник и Бог всего! Ты и только ты знаешь кто ты и что ты.

16. Не мог бы ты сейчас всё рассказать о своих божественных проявлениях (вибхути), в которых ты пребываешь и с помощью которых ты пронизываешь всё, что существует.

17. О, великий мастер Йоги! Как я должен медитировать, чтобы осознать тебя? Мой Господь, какое из твоих проявлений я должен держать перед собой?

18. Кришна, расскажи мне, пожалуйста, ещё раз поподробнее о своей Йоге. Кажется, я не всё расслышал. Твои слова являются нектаром моей жизни”.

19. Благословенный Господь ответил: “Хорошо, Арджуна. Сейчас Я расскажу тебе о своих божественных проявлениях, но только о самых очевидных, поскольку, поистине, нет им конца.

20. Арджуна, Я являюсь истинным Духом в сердце всех существ. Я - их начало, середина и конец.

21. Я - Вишну (всеохватывающий свет) двенадцати богов света (адитий). Из всего лучезарного света Я являюсь сияющим солнцем. Я - Маричи, бог сил ветра и урагана.

22. Я являюсь Сама Ведой Вед (древние священные писания). Я - Васава, предводитель дэвов. Из всех твоих чувств Я являюсь умом. В живых существах Я являюсь сознанием.

Это означает, что где бы вы ни видели нечто сверхъестественное, вы способны воспринять присутствие Бога. Это не означает, что Он отделён от чего-либо. Он присутствует во всём. Но в некоторых местах вы больше способны видеть его сияние. Одно и то же солнце отражается в зеркалах, но оно так не отражается от других предметов. Это не означает, что остальные предметы не отражают солнечного света. Они отражают. Но существуют определённые места, где отдача полная.

Среди индийских священных писаний существуют четыре веды. Из них Сама Веда является самой музыкальной. Говорят, что независимо от того, понимаете ли вы её значение или нет, просто слушая Сама Веду, вы становитесь более возвышенным. Змеи не понимают, что вы играете, но они приходят в восторг от музыки. Это же касается коров и растений. Вернёмся к Сама Веде. Независимо от того, сознаёте вы её или нет, просто одно лишь восприятие её музыкальных вибраций возвысит вас. Поэтому Бог говорит: “Меня легче увидеть в Сама Веде”. И, конечно, Его ещё легче увидеть с помощью Васавы или Индры - бога дэвов.

23. Из всех рассеивающих невежество (рудр) Я - Шанкар (тот, кто делает добро). Из всех духов природы (якшасы и ракшасы) Я - бог богатства, Кубера. Я - Павака, очищающий огонь среди сияющих духов (васус). Я - Меру всех гор.

24. Арджуна, среди священников Я - божественный священник Брихаспати (бог преданности). Из военачальников Я - Сканда (бог войны), из водоёмов Я являюсь обширным океаном.

Бог поясняет, что там, где есть превосходное, там виден Он.

25. Из всех великих риши (мудрецы), Я - Бхригу. Из всех слов Я - звук ОМ. Из всех жертвоприношений Я являюсь джапой (повторение мантры). Из всего, что неподвижно, Я - Гималаи.

Он перечисляет превосходные вещи, представляющие Его самого. Это не значит, что все остальные предметы отделены от Бога. Но в прекрасных вещах вы можете видеть Его более отчётливо.

Среди всех мантр ОМ - самая высшая. А среди всех подношений джапа (повторение мантры) - лучшая.

Поэтому джапа мантры (повторение мантры) является самой простой и наилучшей практикой для концентрации. Её может практиковать любой и каждый без каких-либо ограничений. Для этого не требуется особое время. Вам не нужно что-то носить с собой, поскольку ваша мантра всегда в вашем сердце. Среди работы или когда вы едете в транспорте, можете повторять её. Когда вы готовите пищу, можете продолжать читать свою мантру. Когда вы жуёте, можете жевать свою мантру вместе с пищей. Джапа - очень проста. Одновременно она очень тонка, поскольку имеет дело непосредственно со звуковыми вибрациями.

26. Из деревьев Я - ашваттха, дерево жизни. Я - Нарада из девариши (мудрецы богов). Я - Читраратха Гандхарвов (небесные музыканты). Из всех сиддхов (совершенные души) Я - мудрец Капила.

27. Рождённый в нектаре бессмертия, Я являюсь первобытным конём Уччайшравасом, а также благороднейшим из слонов Индры Айраватой. Я - король среди всех людей.

28. Я - удар молнии (ваджра) всех видов оружия. Я - Камадхук, корова, осуществляющая желания. Я - также основатель рода Кандарпа, творец любви и силы секса. Среди змей Я - Васуки, король змей.

29. Я - космический Змей - Ананта. Из водных обитателей Я - Варуна, бог воды. Я - благородный предок Арьяман. Из всех управляющих сил Я - Яма, бог смерти.

30. Я - Прахладан (принц преданности), рождённый в демонической расе. Из всех измерений Я - само время. Я - король животных, благородный лев. Из птиц Я - Гаруда (транспортное средство Бога Вишну).

31. Из очищающих средств Я - ветер. Среди воинов Я - выдающийся герой, Рама. Я - акула среди морских обитателей. Из рек Я - Ганга (священная Ганги).

32. Я - также начало, середина и конец всего созданного. Я являюсь всем знанием. Я - знание Атмана. В споре Я являюсь доводом.

33. Я - первая буква, "А" и составное слово: “и” (двандва). В действительности, Я являюсь вечным временем. Таким образом, Я - тот, кто обращён лицом во все стороны (Брахма). Я поддерживаю всё, распределяя плоды всех действий.

Почти во всех языках первая буква алфавита - это буква А, поскольку это начало звука. Хотя мы говорим А (рифмующуюся с лаем) на английском языке, более естественный звук даёт сочетание букв ах. Всё что требуется - это открыть рот: ах. Это самая первая буква. Вот как возникает звук.

Все остальные буквы в той или иной форме содержат этот ах. Ничто не может прийти без ах. Как видите, ах предшествует всем остальным буквам и словам. Поэтому Бог говорит: “Я - буква А”.

Конечно, слова и звуки имеют начало, но у сознания нет начала, сознание вечно: без начала и конца, оно присутствует всегда. Просто слышимый звук ах имеет начало. За пределами слышимости находится неслышимый звук ах, который вы не издавали. Он всегда существует. А вы его выявляете. Вы всегда имеете этот ах, звучащий внутри. Если вы просто зажмёте уши, закроете глаза и будете слушать, не издавая какого-либо звука, то можете услышать постоянный звук. Это один и тот же звук, находящийся на различных уровнях. На очень глубоком уровне он не слышен физически. Такая мантра, которая всегда вибрирует, не нуждается в повторении. Но как только она начинает звучать в вашем дыхательном горле, она становится слышимой как ах. Бог Кришна поясняет: “Я подобен букве А, которая пронизывает все остальные буквы. Поэтому Я - во всём. Поэтому А является самой важной буквой. Это моя вибхути, моё проявление”. Конечно, все остальные буквы и слова - не что иное, как преумножение этого начала.

Время также не имеет ни начала, ни конца. Само время бесконечно и проистекает от бесконечного. Мы создаём так называемые разделы времени и называем их настоящим, прошлым или будущим. Но, строго говоря, не существует настоящего, прошлого или будущего. Все они являются нашим пониманием времени. Ваше настоящее может быть чьим-то прошлым. Представьте себе, например, что ваш друг пришёл навестить нас, а его жена осталась дома. Спросите её, и она скажет: “Он был здесь”. Спросите нас, и мы скажем, что он находится здесь. Спросите тех, кто ожидают увидеть его позже, и они скажут: “Он скоро будет здесь”. Видите, с точки зрения его жены, он был, для нас он есть, а для других друзей он будет.

Время относительно, как течение воды в реке. Представьте себе бревно, плывущее по реке с запада на восток. Кто-то на западе может сказать: “Я видел бревно”. И вы сейчас можете сказать: “Я вижу бревно”. А человек, находящийся дальше на востоке, может сказать: “Я увижу бревно”.

Но бревно всегда здесь. Вы видите столько, на сколько вам даётся возможность видеть.

Поймите это. Если вы сфокусируете телекамеру на крошечном объекте, то увидите лишь его. Если вы сделаете этот объект нормальным, вы увидите больше. Если вы увеличите угол зрения, то увидите ещё больше. Когда вы отодвинетесь ещё дальше, некоторые из частей, которые вы видите, будут потеряны. Прошлое, настоящее и будущее относительны. Всё зависит от того, где вы находитесь, и как смотрите. Пространство и время неограниченны. Таким образом, вы больше готовы видеть проявление Бога в пространстве и во времени.

“И Моё лицо обращено также во все стороны для того, чтобы распределять плоды и приносить результаты”. Иными словами, Он является законодателем. Он даёт путь для этих законов. Он является законом природы: если вы сделаете что-то, то получите то-то (действие и результат действия). Он распределяет результаты ваших действий, причину и следствие. Никто не может делать первое и избежать второе. Если вы являетесь причиной, вы получите следствие. В этом вновь мы видим вибхути Бога.

34. Да, Я являюсь также смертью, которая пожирает всё и вся. В то же время Я - источник всего, что должно быть рождено. Я - процветание богача. Я являюсь женскими качествами: славой, счастьем, красноречием, памятью, умственной блистательностью, упорством и прощением.

35. Из всех вдохновенных ведических песен Я - любимая Брихат в Сама Веде. Из поэм Я - священная Гаятри. Я - месяц Маргаширша в начале года. Из всех сезонов Я являюсь наполненной цветением весной.

36. Я - смышлёность азартных игроков. Я - великолепие во всём великолепном. Я являюсь решительностью; Я - победа. Во всём хорошем Я являюсь добродетелью (саттва).

Как вы думаете: почему он говорит, что является смышленостью у карточных игроков? Если вы играете в карты и выигрываете, что вы используете? Свою смышленость.

В каком-то смысле, даже правильное и неправильное являются нашими представлениями. Грязь и что-то чистое являются нашими представлениями. В своём изначальном состоянии, в сущности, нет ничего грязного и ничего, действительно, чистого. Но с нашей точки зрения, можно сказать: “Это - хорошее действие, а это - плохое”

Даже в так называемых плохих действиях (согласно нашему видению), если мы видим что-то замечательное, мы видим там действующего Бога. Он - величайший картёжник из всех картёжников.

В сущности, Бог говорит: “Я являюсь ценным свойством во всём хорошем”. Он размещается в хорошем. Точно так же и в плохом: Он является негодностью. Вы видите его как хорошего и плохого согласно вашему пониманию. То, что очень опасно для вас, может быть весьма благоприятно для другого человека. Например, смертельные яды в руках докторов спасают жизнь людей. Всё зависит от точки зрения. Существует хорошее во всём. Если вы используете свою Буддхи Йогу, истинное различение, вы увидите хорошее во всём. Это Его вибхути.

37. Среди рода Вришни Я являюсь Кришной. Из всех Пандавов Я - Арджуна. Среди мудрецов Я - Вьяса. Из всех поэтов Я - мудрый поэт Ушана.

38. Среди средств наказания Я - скипетр. Среди механизмов руководства Я - искусство управления государством. Я - тайна тишины и мудрость мудреца.

Король держит скипетр как символ закона и власти. Это не жезл, которым он может ударить, а закон. Он не наказывает гневом или ненавистью, а делает это с помощью управления и воспитания. Вы что-то делаете и что-то получаете. Поэтому он является скипетром наказывающих.

Вы видите общее в искусстве управления вождей, в тайне тишины и в мудрости мудреца? Всюду, где вы видите, что-то прекрасно сделанное, что-то необычное, вы видите вибхути Бога. Осознавая это, вы не будете осуждать что-то или кого-то. За Его проявлениями просматривается красота. Всё становится прославлением Бога. С таким видением у вас не будет ненависти к чему-либо или кому-либо. Это, в конце концов, повлияет на создание вашего умственного равновесия.

39. Арджуна, Я являюсь семенем всех существ. Без меня не может существовать ни одушевленная, ни неодушевлённая материя.

40. Арджуна, в действительности мои проявления неисчерпаемы. Те, что поведаны мной - лишь немногие из них.

41. Где бы ты ни видел что-либо прекрасное, процветающее, знай определённо, что эти качества возникли из искры моей лучезарности.

42. Но, Арджуна, какая польза тебе от этих подробностей? Просто познай Меня (Я есть) и то, что Я поддерживаю весь космос крошечным фрагментом своего существа.

На этом заканчивается Десятая глава Бхагавад Гиты, Учения Йоги, озаглавленная Йога Божественных Проявлений.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ