На главную страницу

РАЗНОЕ

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава 

Шри Свами Сатчидананда
ЖИВАЯ ГИТА:
Вся Бхагавад Гита
Комментарий для современных читателей

Глава 8. Йога Абсолютной Истины

1. Арджуна спросил: "Что такое Брахман, Абсолют? Что является высшей Душой (адхьятман)? Господь Кришна, что такое карма? Чем является эта сфера земли (адхибхута)? И что является царством Света (адхидайва)?

2. Что является сущностью самопожертвования (адхияджна)? Как человек должен осуществлять подобное подношение? И как можно контролировать ум во время физической смерти для того, чтобы сохранить осознание твоего присутствия, мой Господь?"

3. Благословенный Господь сказал: "Моей высшей природой является нетленный Брахман, который даёт жизнь всем существам и пребывает в индивидуумах как высшая Душа (адхьятман). Моим подношением, порождающим все существа, является карма.

4. Бренная земная сфера (адхибхута) является физическим телом. А Пуруша является сферой света и объектом всего поклонения. Я один являюсь сущностью жертвоприношения (адхияджна), присутствующим в самом твоём теле, благородный Арджуна.

5. Если ты думаешь обо Мне во время физической смерти, ты покинешь своё тело и отправишься прямо ко Мне. Не сомневайся в этом.

6. Арджуна, человек следует в определённом направлении в зависимости от того, о чём он думает во время физической смерти, поскольку его ум устанавливается в этом направлении.

7. Следовательно, постоянно думай обо Мне и борись (за то, что является правильным)! Если твоё сердце и ум отданы Мне, тогда, безусловно, ты придёшь прямо ко Мне.

Кришна обладает способностью искусно совершать действия. Знайте, что за всеми его рассуждениями стоит цель убедить Арджуну смело взглянуть в глаза ситуации, в которой тот оказался, и сражаться, а не убегать прочь с поля битвы. Когда вы прочтёте всю Гиту, то столкнетесь с таким советом: "Вставай и сражайся". Под этим подразумевается призыв к ведению своего сражения.

Все мы находимся на поле битвы и постоянно боремся, чтобы победить. Это не просто разовая война. Не думайте, что если где-то на земле наступил мир, то и в вашем сердце будет мир. Война происходит постоянно. Тело и ум являются постоянным полем битвы. Здесь и далее Бог напоминает нам: "Не уступай. Сражайся с должным пониманием. Тогда ты можешь выиграть войну". Он вновь говорит: "Твоё сердце и ум всегда должны быть поглощёнными мной. Тогда, несомненно, ты придёшь ко мне". "Безусловно", - подчёркивает он,- "Ты придёшь ко мне".

Не забывайте, что это означает. Кришна - это не человек. Он является опытом, переживанием мира и спокойствия. Это Бог. Это покой, который говорит вам: "Помните, что вашей целью является совершенный покой, и ведите своё сражение. Тогда, в конце концов, вы испытаете покой". Мы можем использовать различные имена и символы, но всегда должны помнить, что покой является нашим Богом. Мы не сможем обрести его, не повернувшись с соответствующим пониманием лицом к жизни. Бог говорит: "Я не могу вести твою войну за тебя. Я могу лишь руководить тобой в этом сражении". Если бы Бог Кришна мог всё сделать, он не стал бы говорить эти слова Арджуне. Если бы он просто захотел выиграть войну, он мог бы вообще пренебречь Арджуной и просто щёлкнуть пальцами: "Война закончена". Определённо, он не нуждается в участии Арджуны в войне. Но это не его война. Это война Арджуны. Кришна не может сражаться в войне Арджуны. Если вы съели что-то неподходящее, и у вас заболел живот, разве должен я за вас идти на приём к доктору?

Иногда люди думают: "Ага, этот человек всезнающий и всемогущий. Если он просто скажет, что я буду в порядке, я мгновенно стану здоровым". Это всё равно, что просить меня, чтобы я принял таблетку за вас. Мы должны лицом к лицу встретиться с нашей кармой, с нашими ошибками. Если мы где-то, когда-то совершали ошибки, мы должны заплатить за это и на это требуется время. Это не может произойти за один миг.

Если бы я мог мгновенно изменить вас, я бы сделал это. Иногда я обладаю такой способностью. Тем не менее, я этого не делаю. Что, звучит противоречиво? Но, если я сделаю это, то это я сделаю это, а не вы. То, что вы создали, вы должны сами и уничтожить. Я не должен уничтожать это. Если я это сделаю, вы не извлечёте из этого урока для себя. Вы не сможете следовать таким путём. Вы сами должны зарабатывать свой хлеб. Это требует времени и терпения.

Истинная вера творит чудеса. Но не накладывайте временных ограничений на свою веру. Иногда ученик приходит и говорит: “Свамиджи, я буду верить в Вас в течение двух месяцев. Если за эти два месяца ничего не произойдёт, я отправлюсь искать другого учителя”. Разве это вера? Нет. Тот, кто обладает верой, говорит: “Я верю в Вас. Вот и всё. Пусть это займёт какое-то время. Даже если я не вылечусь, я буду верить в Вас”. Если имеет место такого рода вера, тогда вы вылечитесь немедленно. Иначе - это не вера, а деловые отношения. С безусловной верой не бывает никаких трудностей. Все препятствия исчезнут, если у вас будет вера.

Вот что имелось в виду, когда Бог Кришна говорит: “Полностью доверившись мне, вставай и сражайся, чтобы победить”. Вы должны сражаться, чтобы обрести покой. До тех пор, куда бы вы ни отправились, война будет следовать за вами. Ваша карма подобна вашей тени. Вы не можете ускользнуть от неё.

Множество индусов совершает паломничество к Ганге. Они верят в святость реки. Иначе они бы не тратили столько денег, чтобы проделать путь в тысячи километров. По завершения пути, когда они прибывают в Бенарес, они погружаются в воды Ганги, чтобы смыть все прошлые грехи. После этого купания они должны почувствовать, что все их грехи ушли, и что они полностью очистились. Но, когда эти люди выходят из воды, многие их них всё ещё боятся ошибок, которые они совершали раньше. Эти люди боятся своей прошлой кармы. Понимаете? Они совершили ужасную карму, а потом пришли туда. После купания они выходят из воды, но не все ещё не имеют твёрдую уверенность. Это не означает, что Ганга - просто обычная река. Ганга является священной рекой. Как только они ступают в воду, их карма остаётся на берегу. До тех пор, пока они находятся в Ганге, кармы нет. Но в тот момент, когда они выходят из воды, их карма вновь возвращается потому, что они не обладают полной верой.

Это происходит потому, что ум таких людей ещё не очищен. Невозможно обладать сильной верой, пока ум не очищен. Вера живёт лишь в полностью очищенном уме. Иначе говоря, семена посеяны в поле, где они не могут вырасти. Почему? Из-за сомнения. Сомнение уничтожает веру. Даже небольшого сомнения достаточно, чтобы уничтожить веру. Необходимо развивать веру, не оставляя места для сомнения. “Даже небольшого сомнения достаточно, чтобы полностью уничтожить вас”, - говорит Бог Кришна.

У нас великая цель. Если мы действительно являемся искателями духовности, мы не должны смотреть на всё это просто как на лёгкую игру для развлечения. Мы должны заниматься этим самым серьёзным образом. Иначе мы просто напрасно потратим время и отложим всё в долгий ящик. “Поэтому, всегда помни только обо мне и сражайся”.

8. Арджуна, если твой ум не блуждает и не ищет чего-либо ещё, поскольку ты сделал его устойчивым и сосредоточенным с помощью регулярной практики йоги, тогда во время медитации на высшем сияющем Пуруше (Бог), ты будешь переживать Его присутствие.

9. Постоянно думай о Знатоке, источнике всего, высшем короле, который более неуловим, чем антиматерия, и, несмотря на это, поддерживает всё. Его форма находится за пределами мысли; он находится за пределами тьмы и является самосияющим подобно Солнцу.

10. Кто медитирует подобным образом на этом сияющем высшем Боге (Пуруша) с преданностью и с умом, устойчивым благодаря йоге, во время физической смерти будет способен направить всю свою жизненную энергию (прана) в межбровную чакру и реализовать Бога.

11. Я расскажу тебе вкратце о реальности. Это подтверждается теми, кто знает сущность священных писаний. Вечная истина может быть пережита всяким, кто научился контролировать свой ум, отказался от всех личных привязанностей и жаждет лишь Брахмана.

12. Это является эффективной техникой йоги: Во время оставления тела мысленно отними внимание от ворот тела и направь его в область сердца, а оттуда направь прану в голову.

Закройте врата тела. Индийские священные писания говорят, что тело является городом с девятью воротами. Вы можете выйти или войти через эти ворота. Каждое отверстие является воротами: рот, нос, уши и т.д. Затем, Бог Кришна рекомендует ретироваться в сердце и далее - в голову. Это означает, что следует со всей преданностью поднять прану в голову.

13. Затем, громко произнеси или подумай о священном слове ОМ, которое является проявлением Брахмана, и ты покинешь тело и достигнешь высшей цели.

Если вы сможете сделать это в самый последний момент, то не важно, что вы делали раньше. Вы достигнете высшей цели. Но вся проблема заключается в том, что вы не сможете просто сделать это в последнюю минуту до тех пор, пока не подготовитесь. Вы можете подумать: “Свами сказал, что я могу наслаждаться всем вплоть до последней минуты”. Но как вы узнаете, что наступила именно последняя минута? Даже если бы вы знали, вы можете впасть в полное замешательство в этот момент. Это как в примере Рамакришны относительно дрессированного попугая. Вы можете научить попугая повторять прекрасную мантру: “Рама, Рама, Рама, Рама”. Но если во время повторения попугаем слова “Рама, Рама”... на него нападёт кошка, вы тут же услышите пронзительный крик попугая. Куда же делся Рама? До тех пор, пока вы не будете постоянно и сознательно культивировать воспоминание, вы забудете это в важный момент. Многие люди повторяют мантру лишь губами. Это является словесным служением. Оно не идёт от сердца. Оно просто механическое.

Эту ситуацию хорошо проиллюстрирует ещё одна история. Однажды Господин Шива и его Госпожа отправились на увеселительную прогулку на гигантском реактивном лайнере. Бог Шива и Богиня Парвати наслаждались полётом. Парвати посмотрела вниз и увидела бедного слепого старика, бредущего и повторяющего имена Бога и Богини: “Амба, Шива, Амба, Шива”. “Амба” означает “Мать”. Он призывал Бога, как отца и мать. Когда Богиня Парвати увидела это, естественно, обладая материнским сердцем, она подумала: “О, мой бедный сын!” и обратилась к Шиве: “Мой Господин, разве ты не видел моего бедного ребёнка?”

“Видел”, - ответил Шива.

- “Не мог бы ты помочь ему? Он постоянно зовёт нас. Не мог бы ты бросить на него свой божественный взгляд, чтобы он стал видеть, и был в состоянии легко передвигаться по дороге?”

- “Видишь ли, дорогая, не подумай, что я такой бессердечный. Но это не в моих силах давать или отнимать. Он должен быть подходящим для этого. Дело в том, что в своём предыдущем рождении он никогда не проявлял симпатию к людям, обладающим физическими недостатками, поэтому он родился слепым в этой жизни. Он никогда не использовал зрение для того, чтобы видеть надлежащие вещи. Он всегда смотрел на нежелательные вещи, поэтому он слеп сейчас. Теперь он очищает свою карму”.

“Всё это просто философия”, - сказала Парвати. “Если бы ты действительно захотел, то мог бы помочь ему”.

- “Да, дорогая. Но я не могу идти против его кармы. Это не в моей власти. Если ты своей собственной кармой предназначен для чего-либо, даже Бог не сможет помочь тебе. Божественный закон существует для того, чтобы человек мог получить результат своих действий. Подобно твердой каменной стене. Если вы пойдете, и будете опираться об неё, - хорошо. Но, если вы натолкнётесь на неё и ударитесь головой, то набьёте себе шишку. Но вы ведь не скажете: “Почему ты набила мне шишку?” Стена не может делать что-либо. И Бог нейтрален подобно этому. Поэтому я не могу делать что-либо против своего божественного закона”.

- “Да, всё это так, но я действительно тронута его состоянием. У меня сжимается сердце. Пожалуйста, сделай что-нибудь”.

Пока они спорили, Парвати увидела, что слепой подошел к глубокой яме. “Посмотри! Ещё пара шагов и он упадёт в эту яму. Останови его, пожалуйста, или верни ему зрение. Я не могу спокойно наблюдать это зрелище”.

- “Хорошо, дорогая. Ты являешься той, которая даёт всё. Ты превращаешь всё в энергию. Ты являешься матерью. Ты обладаешь добрым сердцем. Ты обладаешь силой равной, если не больше, моей. Тебе это известно. Ты можешь благословить его. Смотри, он взывает: “Амба, Амба, Амба!”

- “Нет, ты просто пытаешься отвертеться. Я не могу сделать это без твоего разрешения. Даже если я захочу сделать это сама, я должна получить твоё согласие. Разве ты не знаешь, что мы женаты? Я не хочу создать в последствии какую-то напряжённость в наших отношениях. До тех пор, пока ты не позволишь, я не смогу сделать это”.

- “Хорошо, дорогая. Предлагаю компромисс”.

- “Скорее, скорее! Он в любой момент может упасть!”

- “Не беспокойся. Мы можем помочь ему в любую секунду. Даже если он начнёт падать, мы сможем спасти его. Мы обладаем такой способностью. Сейчас он повторяет: “Амба, Шива, Амба, Шива”, - наши имена. Давай договоримся. Если он упадёт и при этом произнесёт “Амба”, ты подхватишь его. Если он скажет “Шива”, я сделаю это. Хорошо?”

“Похоже, это справедливое решение. Приготовились”.

Шива и Парвати стали внимательно наблюдать за слепым стариком, чтобы увидеть его падение и определить, кто из них отправится спасать преданного. Но слепой упал, воскликнув: “Ай!” Он не произнёс ни “Амба”, ни “Шива”. Шива и Парвати взглянули друг на друга.

- Это ты - "Ай?"

- Нет. А, может быть, ты?

Это явилось испытанием преданного. Молитва подобна мантре. Когда что-то действительно нарушается, люди часто забывают о своих молитвах и отправляются к адвокату или кому-нибудь другому за помощью. В тот момент они не думают о Боге.

Молитвы должны быть искренними. Они должны исходить из сердца. Только тогда они могут быть услышаны. Поэтому преданность должна быть полностью направлена на один объект. Если вы говорите, что доверяете Богу, тогда, действительно, доверьтесь Богу. Что бы ни случилось, продолжайте доверять Ему. Вспомните слова Теннисона: “Обычно молятся о гораздо больших вещах, чем-то, о чём мир может лишь мечтать”. Поскольку в молитве вы медитируете, вы сосредоточены, вы вкладываете в неё всё. Это - Йога.

В шлоках 12 и 13 Восьмой главы Бог Кришна говорит о том, как медитировать, как глубоко вы должны войти в медитацию и куда направить свою прану. Она должна быть направлена вверх. Дыхание должно следовать вверх. Оно должно достичь макушки головы. Очень важно, чтобы звук ОМ или ваша собственная мантра были направлены сюда, к макушке головы; в то время как концентрация чувства должна быть в сердце.

14. Арджуна, меня легко достигнет практикующий йогу, кто устойчив в практике, кто постоянно думает обо Мне и не имеет больших привязанностей.

Он говорит: “Да, мой дорогой Арджуна. Тот, кто постоянно хранит меня в своём сердце, не отвлекаясь на всё остальное, всегда легко обретает меня”.

Это обещание. Существует единственная проблема: как постоянно думать о Нём. Ключом к этому является понимание того, что значит постоянно думать о Боге. Это не означает, что вы просто должны сидеть где-то в углу и постоянно думать о Нём. Вместо этого вовлекайтесь в свою повседневную деятельность. Ощущайте, что всё, что вы делаете, является подношением Ему. Это один способ. Или ощущайте, что всё делается Им через вас, как через инструмент. Это более высокий уровень. В индивидуальном сознании вы можете ощущать, что делаете какие-то вещи. Но на этом фоне вы должны сознавать: "Без этой высшей сознательности я не могу ничего делать. Я лишь инструмент, который вовлечён в различные действия". Это - лучший способ для того, чтобы постоянно помнить о Боге. Не забывайте об этой более высокой сознательности.

Тогда вам даже не надо думать о предложении всего Богу. Такое предложение проистекает из вашей мысли: “Я сделал это. Теперь я предлагаю это Тебе”. Вы можете думать: “Я приготовил изысканный обед, и я предлагаю его Тебе”. Всё в порядке. Вы можете поступать таким образом. Но это означает, что здесь ещё присутствует ваше эго. Лучше напомнить себе, что даже способность приготовить обед и делать что-либо проистекает от Бога. Без Него ничего не происходит. Существует прекрасное высказывание на санскрите и на тамильском языке: “Без него даже атом не сможет двигаться”. Т.е. энергия атома, даже самое крохотное движение в этой Вселенной происходит только благодаря Высшему Сознанию. Если бы это сознание не присутствовало, ничто не могло бы двигаться. Если вы всегда будете помнить об этой истине, вы всегда будете помнить о Боге: “Бог, я ничего не делаю. Это Ты заставляешь меня делать всё”.

Но, если я говорю, что без космического сознания материя не может двигаться, вы можете прийти к выводу о том, что там, где не существует движение, нет энергии, там не существует сознания, словно там один лишь вакуум. Тогда как может быть названо космическое сознание вездесущим? В действительности даже там, где вообще нет движения, существует сознательность, но она не активна. В известном смысле она - дремлющая, спящая, потенциальная. Сознание существует даже в инертных частицах неодушевлённых предметов, только оно не функционирует.

Великий святой Рамалинга Свамигал обычно напевал: "Господь, ты кормишь меня; я - сыт. Ты заставляешь меня спать, и я сплю. Ты показываешь мне, и я вижу. Ты делаешь меня счастливым, и я счастлив. Ты движешь мной, и я двигаюсь, как марионетка. Не только я, но и вся Вселенная является Твоей марионеткой. Надели меня, пожалуйста, способностью всегда помнить об этой истине".

Польза от воспоминания имени Бога заключается в том, что перестаёт расти ваше эго. Если вы помните, что всё, что вы делаете, является действием Бога, тогда вы не будете думать: "Я сделал это. Я осуществил это". "Я, мне, моё" будут полностью уничтожены. Вот что подразумевает Бог Кришна, говоря: "Постоянно думай обо Мне, поскольку Я - тот, кто делает всё". Он не имеет в виду "Я буду счастлив, если ты будешь думать обо Мне. А если не будешь думать обо Мне, Я буду несчастлив или расстроен". Нет, он предлагает это для вашей пользы: "Знай, что Я являюсь тем, кто действует за всем этим. Я - тот, кто послал тебя сюда. Я - тот, кто собирается забрать тебя отсюда. Я - тот, кто поддерживает тебя каждую секунду. Благодаря Мне ты постоянно вдыхаешь и выдыхаешь воздух. Помни об этом". Вот в чём сущность этой прекрасной шлоки.

15. Те, кто приходят ко Мне, являются великими душами. Они настолько совершенны, что им не нужно больше снова рождаться в этом бренном мире, полном страдания.

16. Арджуна, каждое творение во вселенной возвращается в ничто, даже Брахма, моя творческая функция. Лишь тот, кто реализовал меня, выходит за пределы жизни и смерти.

17. Тот, кто понимает, что такое день Брахмы и ночь Брахмы, которые продолжаются буквально тысячи веков (юги), такой человек поистине знает день и ночь.

18. Когда наступает космический день (Брахмы), всё творение из непроявленного состояния приходит к существованию. А с приходом ночи всё опять поглощается в едином непроявленном.

19. Арджуна, творение регулярно возникает во всём его многообразии и естественным образом растворяется в едином с приходом ночи, чтобы затем снова проявиться в отдельных формах с наступлением следующего дня.

20. Вне этих проявленных и непроявленных состояний существует другая, непроявленная, вечная реальность, которая продолжает существовать всегда, когда всё остальное кажется исчезнувшим.

Он говорит о проявленном и непроявленном состоянии. Одно является динамическим, другое - потенциальным или не проявленным. В этой шлоке Он говорит, что даже за пределами потенциального или непроявленного состояния существует нечто гораздо большее. Это означает, что мысленно вы можете охватить некое непроявленное состояние лишь до определённых пределов, но не думайте, что это - всё. Существует нечто гораздо большее.

Не так давно наука создала космический корабль, который сделал несколько снимков космоса и передал их на землю. Тогда учёные увидели, что за пределами этой галактики существует множество других галактик. Впервые они получили научное доказательство этого. Прежде они могли лишь предполагать. Теперь они получили снимки новой галактики. Это соответствует данной шлоке.

Мы способны охватить лишь часть непроявленного состояния. Наш ум ограничен. Не думайте, что непроявленное состояние лишь немного больше, чем это состояние. Оно гораздо большее, чем проявленное состояние. В этой шлоке Кришна говорит: "Я обширен, безграничен". Даже когда всё остальное растворяется, сущность, вечное существование никогда не исчезает.

Что это значит: "Всё остальное погибает, в то время как Вечный никогда не гибнет?" В другом месте Бхагавад Гиты Он говорит: "То, что есть - всегда есть. То, чего нет - никогда не было". Если какое-то время что-то существует, - это означает, что оно есть, было, и будет существовать. Всё - бессмертно. Всё - нетленно.

Эта книга никогда не будет уничтожена. Бумага превращается в книгу. Если вы порвёте страницы на мелкие кусочки, то не сможете больше называть это книгой. Книга превратится в кусочки бумаги. Подожгите их, и вы получите пепел. Обычно в таких случаях говорят: "Книга была уничтожена". Но в действительности вы ничего не уничтожили, кроме слова "книга" и ничего больше. Изменилась лишь форма.

Это и есть истина. Изначальная сущность всегда присутствует. Вы просто создаёте из неё новую форму и даёте ей новое название. Как только вы уничтожаете эту форму, название также исчезает. Форма и название приходят и уходят. Но сущность, стоящая за ними, постоянна. Таким образом, вы видите неразрушаемое и разрушаемое; неуничтожимое и уничтожаемое. То, что тленно, приходит и уходит. Оно создаётся и разрушается. Между этими действиями оно может пребывать какое-то время. Итак, существует сотворение, сохранение и разрушение.

Весь этот феномен возникает своеобразным наложением на сущность. Вся вселенная состоит из сознания или энергии, которая принимает различные формы. Чтобы отличить одну форму от другой, вы даёте им различные названия. Мама и папа дают рождение нескольким детям. Когда мать хочет позвать одного ребёнка, она говорит: "Дитя, иди сюда". Откуда дети знают, кто из них должен идти? Мать даёт детям различные имена, чтобы распознавать их, просто ради удобства звать или определять ребёнка.

Ради вашего удобства мы даём разные названия различным формам. Но, в сущности, все они являются детьми. Подобным же образом весь космос является не чем иным, как одним обширным сознанием, сверхсознательностью или суперэнергией. Но, если это просто оставить, как энергию, не будет радости в жизни. Поэтому сознание принимает различные формы и названия для прелести взаимодействия. Когда мы взаимодействуем должным образом, мы развлекаемся. Если нет - то сражаемся. Иногда необходимы оба эти действия.

Названия и формы являются тленными, непостоянными; а сущность, соответственно, нетленна и постоянна. Вот чему пытается научить нас эта шлока.

21. Эта безграничная и нерушимая непроявленная реальность является самой моей природой; это высшая цель. Человек, который осознаёт это, возвращается ко Мне, живёт со мной и не нуждается больше в возвращении к обособленному существованию.

22. Арджуна, ты можешь испытать это высшее состояние с устойчивой, однонаправленной преданностью к Всевышнему, в котором существует всё творение, и который пронизывает все существа.

23. Благородный Арджуна, сейчас Я расскажу тебе о двух путях, которыми следует душа после физической смерти. Первый ведёт к повторному рождению, а второй - к освобождению.

24. Если йог, который знает реальность, оставляет своё тело в течение шести месяцев северного пути солнца, являющегося путём света, огня, дня и светлых двух недель лунного месяца, он непосредственно следует к Брахману (абсолютное единство).

25. Если йог покидает тело во время шести месяцев южного пути солнца, являющегося путём тьмы, ночи и тёмных двух недель лунного месяца, его душа проходит через свет луны к повторному физическому рождению.

26. Эти два пути света и тьмы вечно существуют в этом мире. Один ведет к освобождению, другой - к повторному рождению.

27. Любой человек, понимающий эти два пути, никогда больше не заблуждается. Арджуна, если ты проявишь упорство в изучении и практике йоги, ты достигнешь этого понимания.

28. Безусловно, очень полезно изучать священные писания, осуществлять самоотверженное служение, быть аскетом и заниматься благотворительностью. Но, если ты практикуешь йогу и понимаешь свет и тьму, ты поднимешься выше всех заслуг и достигнешь высшей изначальной обители".

На этом заканчивается Восьмая глава Бхагавад Гиты, Учения Йоги, которая озаглавлена: Йога Абсолютной Истины.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава 

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ