На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Ауробиндо
ЖИЗНЬ БОЖЕСТВЕННАЯ

Книга II. ЗНАНИЕ и НЕВЕДЕНИЕ -- ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
ЧАСТЬ II. ЗНАНИЕ И ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Глава XXV. ТРОЙНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Сознательное существо в центре я, которое правит прошлым и будущим; оно подобно огню без дыма… Его надо терпеливо высвободить из собственного тела.

Катха Упанишада 1

Интуиция в сердце видит эту истину.

Риг Веда 2

Я пребываю в духовном существе и оттуда разрушаю тюрьму, рожденную неведением, с помощью сияющей лампы знания.

Гита 3

Эти лучи направлены вниз, их основание находится наверху: пусть они глубоко установятся в нас… О, Варуна, пробуди здесь, сделай широким свое царство; позволь нам следовать закону твоих работ и быть безупречными перед Бесконечной Матерью.

Риг Веда 4

Лебедь, который поселяется в чистоте… рожденный из Истины -- это сама Истина, Необъятность.

Катха Упанишада 5

Если бы единственное намерение Природы в эволюции духовного человека состояло бы лишь в том, чтобы пробудить его к высочайшей Реальности и освободить его от себя самой или от Неведения, в котором она как Сила Вечного замаскировала себя, освободить путем ухода в высший статус бытия где-то в другом месте, если бы этот шаг эволюции был бы концом и завершением, тогда, по сути, ее работа была бы выполнена, и ничего больше не надо было бы делать. Пути были проложены, развиты способности, чтобы следовать этим путям, была бы проявлена цель или последняя высота творения; осталось бы только каждой душе индивидуально достичь верной стадии поворота своего развития, вступить на духовный путь и выйти собственно избранным путем из этого низшего существования. Но мы предположили, что есть более далекое намерение -- не только высвобождение Духа, но и радикальная и интегральная трансформация Природы. В ней есть воля осуществить истинную манифестацию воплощенной жизни Духа, завершить то, что она начала путем перехода от Неведения к Знанию, сбросить свою маску и освободить себя как светлую Силу Сознания, несущую в себе вечное Существование и универсальный Восторг бытия. Тогда становится очевидно, что есть нечто еще невыполненное, что надо ясно осмотреть то, что еще предстоит сделать, bhurt aspasta kartvam; есть высота, которую еще надо достичь, есть широта, которая еще должна быть охвачена глазом видения, крылом воли, само-утверждением Духа в материальной вселенной. Все, что до сих пор сделала эволюционная Сила, это заставила немногих индивидов осознать свои души, осознать свое я, осознать вечное существование, которым они являются, привела их в соприкосновение с Божественностью или Реальностью, которая сокрыта ее видимостями: определенное изменение природы подготавливает, сопровождает или следует за этим озарением, но это не полное и не радикальное изменение, которое установило бы надежный и укоренившийся новый принцип, новое творение, постоянный новый порядок бытия в поле земной Природы. Был развит духовный человек, но не супраментальное существо, которое станет в дальнейшем лидером той Природы.

Это из-за того, что принцип духовности еще не утвердился в собственном полном праве и суверенитете; он представлялся до сих пор силой ментального существа убежать от себя или очистить и поднять себя до духовного парения; он помогал высвободить Дух из разума и расширить существо в одухотворенный разум и сердце, но не был полезен -- или, скорее, был пока что недостаточно полезен -- для само-утверждения Духа в его собственном динамическом и суверенном господстве, свободном от ограничений разума и ментального инструментария. Началось развитие другого инструментария, но ему еще предстоит стать тотальным и эффективным: кроме того, этот инструментарий должен перестать быть чисто индивидуальным само-творением в изначальном Неведении, перестать быть чем-то сверхнормальным по отношению к земной природе, что всегда должно обретаться как индивидуальное достижение с помощью трудного усилия. Духовная природа должна стать нормальной природой нового типа бытия; как Разум был установлен здесь на базисе Неведения, ищущего Знания и растущего в Знание, так и Сверхразум должен быть установлен здесь на базисе Знания, растущего в собственный больший Свет. Но этого не может быть до тех пор, пока духовно-ментальное существо не поднялось полностью к Сверхразуму и не спустило его силы вниз, в земное существование. Ибо должна быть преодолена пропасть между Разумом и Сверхразумом, должны быть открыты закрытые проходы и созданы дороги восхождения и спуска там, где сейчас царит пустота и молчание. Это может быть сделано лишь путем тройной трансформации, которую мы уже мимоходом упоминали: сначала должно произойти психическое изменение, превращение всей нашей сегодняшней природы в инструментарий души; на этом фоне или наряду с этим должно произойти духовное изменение, нисхождение высшего Света, Знания, Мощи, Силы, Блаженства, Чистоты во все существо, даже в самые низкие потайные уголки жизни и тела, даже во тьму нашего подсознания; наконец, за всем этим должно последовать супраментальное преображение -- как вершающее движение должен произойти подъем в Сверхприроду и трансформирующее нисхождение супраментального Сознания в наше целостное существо и природу.

Поначалу душа в Природе, психическая сущность, чье развертывание означает первый шаг на пути к духовному изменению, является полностью завуалированной частью нас, хотя именно благодаря ей мы существуем и продолжаем существовать как индивидуальные существа в Природе. Другие части нашего природного состава не только переменчивы, но и бренны; но психическая сущность в нас всегда сохраняется и остается всегда в корне одной и той же: она содержит все сущностные возможности нашей манифестации, но не составлена ими; она не ограничена тем, что проявляет, не сдерживается неполными формами манифестации, не пятнается несовершенствами и нечистотой, дефектами и испорченностью поверхностного существа. Это вечно чистое пламя божественности в вещах, и ничто, что приходит к нему, ничто, что входит в наш опыт, не сможет загрязнить его чистоту или потушить это пламя. Духовное вещество безупречное и светлое, и благодаря своей безупречной светлости оно непосредственно, сокровенно, напрямую осознает истину существа и истину природы; оно глубоко сознает истину, добро и красоту, потому что истина, добро и красота родственны ее собственному внутреннему характеру, это формы нечто, что внутренне присуще его собственной субстанции. Оно также осознает все, что противоречит этим вещам, все то, что отклоняется от его собственного врожденного характера, осознает ложь и зло, безобразие и недостойность; но оно не становится этим и не затрагивается им, а также не изменяется этими противоположностями, которые столь сильно воздействуют на его внешний инструментарий разума, жизни и тела. Ведь душа, постоянное существо в нас, выводит вперед и использует разум, жизнь и тело в качестве своих инструментов, терпит окружающие их условия, но является нечто другими и большим, чем ее члены.

Если бы психическая сущность в нас не была с самого начала завуалированной и неизвестной своим исполнителям, не была бы уединенным Королем в скрытой палате, тогда человеческая эволюция предстала бы быстрым роспуском души, а не трудным, перемежающимся и искаженным развитием, каким она является сейчас; но вуаль толста, и мы не знаем тайного Света внутри нас, света в потайных склепах самого сокровенного святилища сердца. Указания поднимаются из психического на нашу поверхность, но наш разум не видит их источника; он принимает их за собственную деятельность, потому что, прежде чем подняться на поверхность, они облекаются в ментальную субстанцию: разум, не ведающий о полномочии этих указаний, следует или не следует им в соответствии со своей склонностью или поворотом в данный момент. Если разум подчиняется побуждению витального эго, тогда вообще малы шансы психического контролировать природу или проявлять в нас нечто из своего тайного духовного материала и своих врожденных движений; или, если разум самоуверенно действует в собственном маленьком свете, будучи прикрепленным к собственному суждению, воле и действию знания, тогда душа тоже будет оставаться завуалированной и беззвучной и ждать дальнейшей эволюции разума. Ведь психическая часть находится внутри, чтобы поддерживать природную эволюцию, и первой природной эволюцией должно быть развитие тела, жизни и разума, последовательно, и они должны действовать каждый на свой лад или вместе в неслаженном партнерстве, чтобы расти, иметь опыт и развиваться. Душа вбирает сущность всего нашего ментального, витального и телесного опыта и усваивает ее для дальнейшей эволюции нашего существования в Природе; но это действие оккультно и не показывается на поверхности. На ранней материальной и витальной стадиях в действительности нет сознания души; есть психическая деятельность, но инструментарий, форма этой деятельности является витальной и физической, -- или ментальной, когда разум активен. Ведь даже разум, пока он примитивен или развит, но все еще слишком внешний, не распознает более глубокого характера психической деятельности. Легко считать себя физическим существом, или существом жизни, либо ментальным существом, использующим жизнь и тело, и всецело игнорировать существование души: ведь единственное определенное представление, которое мы имеем о душе, заключается в том, что душа -- это нечто, что переживает смерть наших тел; но что это такое, мы не знаем, потому что даже если мы иногда сознаем какое-то присутствие души, но мы обычно не осознаем ее ярко выраженной реальности и не чувствуем ясно ее прямое действие в нашей природе.

По мере продвижения эволюции Природа начинает медленно и неуверенно проявлять наши оккультные части; она ведет нас к тому, чтобы мы все больше и больше смотрели внутрь самих себя, или начинает выводить на поверхность более ясно различимые указания и формации. Душа в нас, психический принцип, уже начала обретать свою тайную форму; этот принцип выдвигает вперед и развивает душу-персональность, особое психическое существо, представляющее его. Это психическое существо все еще остается за вуалью в нашей сублиминальной части, подобно истинному ментальному, истинному витальному или истинному физическому существу в нас: но, подобно им, оно воздействует на поверхностную жизнь с помощью влияний и указаний, которые оно выбрасывает на поверхность; эти влияния и указания составляют часть поверхностной совокупности, являющейся сборным результатом внутренних влияний и подъемов, видимым образованием и суперструктурой, которую мы обычно переживаем и отождествляем с самими собой. На этой невежественной поверхности мы начинаем смутно осознавать нечто, что может быть названо душой, отличной от разума, жизни или тела; мы чувствуем ее не как всего лишь ментальную идею или смутный инстинкт, а как ощутимое влияние на нашу жизнь, характер и действие. Верное чувственное восприятие того, что является истинным, добрым и красивым, тонким, чистым и благородным, отклик на это, потребность в этом, давление, оказываемое на разум и жизнь, чтобы они приняли и сформулировали это в нашем мышлении, чувствах, поведении, характере -- все это является чаще всего распознаваемым, наиболее общим и характерным, хотя и не единственным знаком влияния психического. Человека, не имеющего этого элемента в себе или совсем не откликающегося на этот позыв, мы называем бездушным. Ведь именно это влияние мы можем легче всего распознать как более тонкую или даже более божественную часть в нас и самую мощную для медленного поворота к некоторой цели совершенства в нашей природе.

Но это психическое влияние или действие приходит на поверхность не вполне чистым или не остается ясно различимым в своей чистоте; если бы это было так, мы могли бы ясно различить элемент души в нас и сознательно и полно следовать его велениям. Вмешивается оккультное ментальное, витальное и тонкое физическое действие, смешивается с ним, пытается использовать его и обернуть его на собственную выгоду, мешает росту его божественности, искажает или ослабляет его само-выражение, даже заставляет его отклоняться или спотыкаться, либо пятнает его своей загрязненностью, малостью и ошибкой разума, жизни и тела. После того, как влияние души достигает поверхности, настолько смешанное и ослабленное, оно охватывается поверхностной природой в смутном восприятии и в невежественной формации, и в этом причина его дальнейшего отклонения и смешения. Так возникает изгиб, неверное направление, неправильное приложение, неверное образование, ошибочный результат того, что является в себе чистым веществом и действием нашего духовного существа; в соответствии с этим делается формация сознания, являющаяся смесью психического влияния и его намеков, перемешанных с ментальными идеями и мнениями, витальными желаниями и побуждениями, привычными физическими тенденциями. К затемненному влиянию души примешиваются невежественные, хотя и с хорошим намерением, усилия этих внешних частей к высшему направлению; ментальный идеализм самого смешенного характера, часто темный даже в своем идеализме, иногда даже опасно ошибочный, рвение и страсть эмоционального существа, разбрасывающего свои брызги и пену чувств и настроений, сентиментальность, динамический энтузиазм жизненных частей, нетерпеливые отклики физического, трепет и возбуждение нервов и тела -- все эти влияния смешиваются в составную формацию, которая часто принимается за душу, а ее смешанное и путанное действие -- за движение души, за психическое развитие и действие или реализованное внутреннее влияние. Психическая сущность сама по себе свободна от грязи и смеси, но то, что приходит от нее, не защищено этим иммунитетом, поэтому становится возможным это смешение.

Более того, психическое существо, душа-персональность в нас, не появляется полностью выросшей и ярко светящейся; она эволюционирует, проходит через медленное развитие и образование; воплощение ее существа может быть поначалу неотчетливым и оставаться затем на долгое время слабым и неразвитым, не нечистым, а несовершенным: ведь она основывает свою формацию, свое динамическое само-построение на мощи души, которая фактически и более или менее успешно, вопреки сопротивлению Неведения и Несознания, была выдвинута вперед в эволюцию на поверхность. Появление психической формации является знаком появления души в Природе, и если это появление все еще маленькое и ущербное, то и психическая персональность тоже будет чахлой и хилой. Из-за темноты нашего сознания психическая персональность также отделена от своей внутренней реальности, она несовершенно сообщается с собственным источником в глубинах существа; ведь дорога все еще плохо проложена, легко преграждается, линии связи часто перерезаются или забиваются сообщениями другого рода, исходящими из другого источника: ее сила запечатлевать все воспринимаемое во внешних инструментах тоже несовершенна; по своей бедности она вынуждена по большей части полагаться на эти инструменты, и она формирует свое побуждение к выражению и действию также и на основании их данных, а не только на безошибочных восприятиях психической сущности. В этих условиях невозможно предотвратить того, чтобы психический свет не ослабевал и не искажался в разуме, превращаясь в простую идею или мнение, чтобы психическое чувство в сердце не превращалось в ошибочную эмоцию или простое настроение, чтобы психическая воля к действию не превращалась в жизненных частях в слепой витальный энтузиазм или пылкое возбуждение: психическая персональность даже принимает эти неправильные переводы за потребность нечто лучшего и пытается исполнить себя через них. Ведь это часть работы души -- влиять на разум, сердце и витальное существо и поворачивать их идеи, чувства, энтузиазм и динамизм в направлении того, что божественно и светло; но поначалу это должно делаться несовершенно, медленно и с примесью. По мере того, как психическая персональность становится сильнее, она начинает наращивать свою общность с психической сущностью, стоящей за собой, и улучшать свое сообщение с поверхностью: она может передавать свои указания разуму, сердцу и жизни с большей чистотой и силой; ведь она становится способной устанавливать более сильный контроль и реагировать на ложное смешение; она начинает все более и более отчетливо ощущаться как сила в природе. Но даже и при таких условиях эволюция была бы медленной и трудной, если была бы предоставлена исключительно автоматическому трудному действию эволюционной Энергии; и только когда человек пробуждается к знанию и души и чувствует необходимость вынести ее на передний план и сделать ее хозяином своей жизни и действия, только тогда вступает в силу более быстрый сознательный метод эволюции, и становится возможной психическая трансформация.

Этому трудному развитию можно помочь ясным восприятием разума и настоянием на нечто внутри, что переживает смерть тела, и усилием узнать свою природу. Но поначалу это познание затрудняется тем фактом, что в нас много элементов, много формаций, которые представляются элементами души и которые можно спутать с психическим. Описание, даваемое в ранней греческой и других традициях, очень ясно показывает, что то, что ошибочно принимали за душу, было подсознательной формацией, субфизическим отпечатком или теневой формой существа, либо приведением или призраком. Этот призрак, который ошибочно называют духом, иногда является витальной формацией, воспроизводящей характеристики человека, его поверхностные манеры жизни, иногда -- тонко-физическим продолжением поверхностной формы оболочки разума: в лучшем случае, это оболочка личностной жизни, которая еще остается некоторое время после выхода из тела. Помимо этой путаницы, рожденной из посмертных контактов со сброшенными фантомами или остатками оболочек личности, трудность вызывается еще и нашим неведением о сублиминальных частях нашей природы и о форме и силах сознательного существа или Пуруши, который возвышается над их действием; из-за этой неопытности мы можем принять за психическое нечто из внутреннего разума или витального я. Ведь как Бытие едино и все же множественно, тот же самый закон преобладает в нас самих и в наших членах; Дух, Пуруша един, но он приспосабливается к формациям Природы. Над каждой градацией нашего существа возвышается мощь Духа; мы имеем внутри себя я разума, я жизни, физическое я, и мы открываем их, когда идем достаточно глубоко вовнутрь; есть существо разума, ментальный Пуруша, выражающий какую-то часть себя в мыслях, восприятиях, действиях природы нашего разума, есть существо жизни, выражающее какую-то часть себя в импульсах, чувствах, ощущениях, желаниях, внешних действиях нашей витальной природы, есть физическое существо, существо тела, которое выражает какую-то свою часть в инстинктах, привычках, сформулированных действиях нашей физической природы. Эти существа или частичные я общего я в нас являются силами Духа и поэтому не ограничены своим временным выражением, ведь таким образом формулируется лишь фрагмент их возможностей; но это выражение порождает временную ментальную, витальную или физическую личность, которая растет и развивается по мере роста и развития психического существа или души-персональности в нас. Каждая из этих личностей имеет свою явно выраженную природу, свое влияние, свое воздействие на нас; но все эти влияния и все их действия, выходя на поверхность, смешиваются и порождают сложное поверхностное существо, являющееся смесью, амальгамой всех их, внешней стойкой и все же меняющейся мобильной формацией, созданной для целей этой жизни и ее ограниченного опыта.

Но из-за своего состава эта совокупность является разнородной смесью, не единым гармоничным и однородным целым. В этом кроется причина того, почему есть постоянная путаница и даже конфликт в наших частях, которые наш ментальный рассудок и воля стремятся гармонизировать и зачастую наталкиваются на огромную трудность в создании из этой путаницы или конфликта какого-то порядка и руководящего принципа; обычно мы уносимся потоком нашей природы и действия, исходя из чего угодно, что окажется на время преобладающим и охватит инструменты мышления и действия -- даже наш кажущийся взвешенным выбор диктуется в большей степени автоматизмом; наша координация с помощью рассудка наших разнообразных элементов и следующих из них мыслей, чувств, импульсов и действий неполна и является полумерой. В животном существе Природа действует при помощи собственной ментальной и витальной интуиции; она вырабатывает порядок под принуждением привычки и инстинкта, которым безоговорочно подчиняется животное, так что перемены его сознания не играют никакой роли. Но человек не может всецело действовать таким же образом, не потеряв своей человеческой прерогативы; он не может отдать свое существо хаосу инстинктов и импульсов, регулируемому автоматизмом Природы: в человеке разум стал сознательным, и поэтому человек сам вынужден делать некую попытку, какой бы элементарной она ни была во многих, увидеть и взять под контроль и, в конце концов, более совершенно гармонизировать разнородные компоненты, различные конфликтующие тенденции, составляющие его поверхностное существо. Человек действительно преуспел в том, чтобы установить в себе некий регулируемый хаос или организованную путаницу, либо, по меньшей мере, преуспел в мысли, что это он направляет себя с помощью своего разума и воли, даже если на самом деле это направление лишь частично; ведь не только несоразмерный консорциум привычных мотивирующих сил, но и заново появляющиеся витальные и физические тенденции и импульсы, не всегда вычислимые или контролируемые, и многие несвязные и негармоничные ментальные элементы используют разум и волю человека, входят и определяют его само-построение, развитие его природы, действие его жизни. Человек в своем я является уникальной Личностью, но в своей манифестации он предстает также я многоликости; он никогда не сможет стать господином и мастером самого себя, пока Личность не наложит себя на эту многоликость и не станет управлять ею: но с помощью поверхностной ментальной воли и разума это можно сделать лишь несовершенно; это может быть сделано совершенно лишь в том случае, если человек пойдет внутрь себя и найдет, какое же центральное стоит во главе всего его выражения и действия. В глубочайшей истине именно душа является центральным существом человека, но во внешнем факте зачастую правит тот или иное частичное существо, и этого представителя души, это заменяющее я можем мы по ошибке принять за сокровенный принцип души.

Это правление различных я в нас лежит в корне всех стадий развития человеческой личности, о которых мы уже раньше говорили, и мы можем снова рассмотреть их сейчас с точки зрения управления природой внутренним принципом. В некоторых человеческих существах физический Пуруша, существо тела, доминирует над разумом, волей и действием; так порождается физический человек, занятый, главным образом, своей телесной жизнью и привычными потребностями, импульсами, жизненными привычками, привычками разума, привычками тела, очень мало смотрящий или вовсе не смотрящий за пределы всего этого, подчиняющий все свои прочие склонности и возможности этой узкой формации и ограниченный ею. Но даже в физическом человеке есть и другие элементы, и он не может жить полностью как животный человек, занятый рождением и смертью, производством потомства и удовлетворением общих импульсов и желаний, поддержанием жизни и тела: это нормальный тип его личности, но через него проходят, сколь бы слабыми они ни были, и другие влияния, с помощью которых он может перейти к более высокой человеческой эволюции. При настаивании тонко-физического Пуруши физический человек может придти к идее более тонкой, более красивой и совершенной физической жизни и надеяться или пытаться реализовать ее в своем собственном, либо в коллективном или групповом существовании. В других людях это витальное я, существо жизни, господствует и правит разумом, волей, действием; так порождается витальный человек, занятый само-утверждением, само-возвеличиванием, само-расширением, удовлетворением амбиций и страстей, импульсов и желаний, требований эго, господством, властью, возбуждением, борьбой и битвой, внутренним и внешним приключением: все прочее происходит побочно или подчинено этому движению и построению и выражению витального эго. Но все же в витальном человеке тоже есть или могут быть другие элементы растущего ментального или духовного характера, даже если они менее развиты, чем его жизненная личность и сила жизни. Природа витального человека более деятельна, более сильная и более мобильная, более бурная и хаотическая, часто почти до степени нерегулируемости, чем природа физического человека, который держится за почву и обладает определенным материальным равновесием и балансом, но природа витального человека более подвижна и более созидательна: ведь элементом витального существа является не земля, а воздух; витальная природа имеет больше движения и меньше статики. Энергичный витальный разум и воля могут завладеть и править кинетическими витальными энергиями, но они делают это в большей степени путем силового принуждения, чем путем гармонизации существа. Если, однако, сильной витальной личности, разуму и воли удается обрести рассуждающий интеллект, дать ему надлежащую опору и быть его слугой, тогда может быть создана довольно мощная формация, более или менее сбалансированная, но всегда сильная, успешная и эффективная, могущая наложить себя на природу и окружение и достичь сильного само-утверждения в жизни и действии. Это второй шаг гармонизированной формулировки, возможной в восходящей природе.

На более высокой стадии эволюции личности может править существо разума; тогда возникает ментальный человек, живущий преимущественно в разуме, как другие живут в витальной или физической природе. Ментальный человек склонен подчинять остальные части своего существа своему ментальному само-выражению, ментальным целям, ментальным интересам или ментальной идее или идеалу: из-за трудности этого подчинения и его могущественности, когда это подчинение достигнуто, ментальному человеку одновременно труднее и легче достичь гармонии своей природы. Легче, потому что ментальная воля, как только достигнут ее контроль, может убеждать силой своего рассуждающего интеллекта и в то же время сдерживать, сжимать или подавлять жизнь и тело и их требования, улаживать и гармонизировать их, заставлять их быть ее инструментом, даже сводить их к минимуму, так чтобы они не возмущали ментальную жизнь и не тянули ее вниз с ее идейного и идеализированного движения. Труднее, потому что жизнь и тело являются первейшими силами и, если они хоть немного сильны, могут навязываться ментальному правителю с почти непреодолимой настойчивостью. Человек является ментальным существом, и разум -- лидер его жизни и тела; но этот лидер во многом ведом своими последователями и иногда не имеет другой воли, кроме той, что навязывают ему. Разум, несмотря на свою силу, часто немощен перед несознательным и подсознательным, которые затмевают его ясность и уносят его на волне инстинкта или импульса; несмотря на свою ясность разум вводится в заблуждение витальными и эмоциональными внушениями, давая санкцию на неведение и ошибку, неверную мысль и неправильное движение, либо разум вынужден просто наблюдать, как природа следует неправильному, опасному или злому. Даже будучи сильным, ясным и господствующим, Разум, хотя и накладывает определенную, существенную ментализированную гармонию, не может интегрировать все существо и природу. Эти гармонизации с помощью низшего контроля являются, помимо того, незавершенными, потому что при этом господствует и осуществляет себя лишь одна часть природы, тогда как другие части вынуждены замолчать и не могут достичь своей полноты. Такие гармонизации могут быть шагами на пути, но они не окончательны; поэтому в большинстве людей нет единственной доминанты и осуществленной частичной гармонии, и есть лишь преобладание принципа разума, а по части всего остального -- неустойчивое равновесие личности, наполовину сформулированной и наполовину находящейся в процессе формирования, иногда есть неустойчивость или разбалансировка из-за нехватки центрального правления или возмущения ранее достигнутого частичного равновесия. Все должно быть переходным, пока первая, хотя и не окончательная, истинная гармонизация не будет достигнута благодаря открытию нашего настоящего центра. Ведь истинным центральным существом является душа, но это существо стоит позади, и в большинстве человеческих природ является лишь тайным свидетелем или, можно сказать, конституционным правителем, который позволяет своим министрам править за него, предоставляет им свою империю, молча соглашается с их решениями и лишь потом вставляет свое слово, которое они могут отвергнуть и действовать по-другому. Но так происходит лишь до тех пор, пока душа-персональность, выдвинутая вперед психическим существом, еще не достаточно развита; когда же она достаточно сильна для того, чтобы внутренняя сущность наложила себя через нас, тогда душа может выйти вперед и взять под контроль природу. Именно благодаря этому выходу вперед истинного монарха и взятия им правления в свои руки может произойти настоящая гармонизация нашего существа и нашей жизни. Первым условием полного появления души является прямой контакт в поверхностном существе с духовной Реальностью. Из-за того, что психический элемент приходит оттуда, он всегда повернут ко всему в феноменальной Природе, что кажется принадлежащим высшей Реальности и может быть принято как ее знак и свойство. Поначалу психический элемент ищет эту Реальность через добро, истину, красоту, через все чистое и прекрасное, высокое и благородное: но хотя такое касание через внешние знаки и достоинства может модифицировать и подготовить природу, но оно не может полностью или самым внутренним и глубоким образом изменить ее. Для такого глубочайшего изменения необходим прямой контакт с самой Реальностью, потому что ничто иное не может так глубоко затронуть основание нашего существа и встряхнуть его или благодаря этой встряске бросить природу в брожение трансмутации. Ментальные представления, эмоциональные и динамические образы имеют свою пользу и ценность; Истина, Добро и Красота сами по себе являются первичным и могущественным образом Реальности, и даже в их формах, как видится разумом, как чувствуется сердцем, как реализуется в жизни, могут находиться линии восхождения: но именно в духовной субстанции и в существе их и себя То, что они представляют, пришло в наш опыт.

Душа может пытаться достичь этого контакта главным образом через думающий разум как через посредника и инструмент; она накладывает психический отпечаток на интеллект и на больший разум проницательности и интуиции и поворачивает их в том направлении. На своем высочайшем верхе думающий разум всегда тянется к безличностному; в это поиске он начинает сознавать духовную сущность, безличностную Реальность, которая выражается во всех этих внешних знаках и достоинствах, но является чем-то большим, чем любое образование или проявленный образ. Он чувствует нечто, что начинает сокровенно и невидимо осознавать -- всевышнюю Истину, всевышнее Добро, всевышнюю Красоту, всевышнюю Чистоту, всевышнее Блаженство; он переносит нарастающее касание, все более и более ощутимое и все менее абстрактное, все более и более духовно реальное и конкретное, прикосновение и давление Вечности и Бесконечности, что является всем этим и большим. Есть давление этой Бесконечности, которая стремится отлить весь разум в форму себя: одновременно становится все более видимой безличностная тайна и закон вещей. Разум развивается в ум мудреца, поначалу высшего ментального мыслителя, затем духовного мудреца, который вышел далеко за пределы абстрактного мышления к началам прямого переживания. В результате разум становится чистым, большим, спокойным, безличностным; есть аналогичное успокаивающее влияние на части жизни: но в других отношениях результат может оставаться неполным, ведь ментальное изменение ведет более естественно ко внутренней статике и внешнему спокойствию, и, установившийся в этом очищающем спокойствии, не притягиваемый как витальные части к открытию новых энергий жизни, разум не добивается полного динамического воздействия на природу.

Более высокая попытка разума не меняет этого баланса; ведь одухотворенный разум склонен идти вверх и, поскольку поднимаясь выше себя, разум теряет опору на формы, то он входит в необъятную бесформенную безличностность, лишенную всяких черт. Он начинает осознавать неизменное Я, сущий Дух, чистую обнаженность сущностного Существования, бесформенное Бесконечное и безымянный Абсолют. Этой кульминации можно скорее достичь, стремясь преимущественно за пределы всех форм и образов, за пределы всех представлений о добре и зле, истинном и ложном, прекрасном и отвратительном, к Тому, что превосходит все эти дуальности, к переживанию всевышнего тождества, бесконечности, вечности или к другому невыразимому возвышению к окончательному и крайнему восприятию разумом Я и Духа. При этом достигается одухотворенное сознание, и жизнь стихает, тело перестает требовать и поднимать шум, сама душа вливается в духовное молчание. Но эта трансформация через разум не дает нам интегральной трансформации; психическая трансмутация заменяется духовным изменением на разреженных и высочайших вершинах, но это не полная божественная динамизация Природы.

Второй подход души установить контакт с Реальностью проходит через сердце: это ее собственный более близкий и более быстрый путь, поскольку оккультное место души находится здесь, сразу же за сердечным центром, в близком контакте с эмоциональным существом в нас; следовательно, именно через эмоции душа может наилучшим образом воздействовать в самом начале, действуя со своей родственной силой, со своей живой силой конкретного переживания. Именно через любовь и поклонение Все-Прекрасному и Все-Блаженному, Все-Благу, Истине, духовной реальности любви делается этот подход; эстетическая и эмоциональная части объединяются вместе, чтобы служить душе, жизни, всей природе, которой они поклоняются. Это приближение через поклонение может обрести свою полную силу и толчок только в том случае, когда разум выходит за пределы безличности к осознанию всевышнего Личностного Существа: тогда все становится интенсивным, живым, конкретным; эмоции сердца, чувства, одухотворенные ощущения достигают своего абсолюта; полная самоотдача становится возможной и императивной. Зарождающийся духовный человек видится в своей эмоциональной природе как поклоняющийся, бхакта; если, в дополнение к этому, он начинает напрямую осознавать свою душу и ее веления, объединяет свою эмоциональную личность со своей психической личностью и преобразует свою жизнь и витальные части благодаря чистоте, самозабвенному порыву Бога, любви к Богу, к людям и ко всем творениям, в явление духовной красоты, полное божественного света и добра, тогда он развивается в святого и достигает высочайшего внутреннего переживания и наиболее значительного изменения природы, соответствующего его пути приближения к Божественному Существу. Но для цели интегральной трансформации этого тоже не достаточно; должна произойти трансмутация думающего разума и всех витальных и физических частей сознания в их собственном характере.

Это большее изменение может быть частично достигнуто путем добавления к переживаниям сердца посвящения прагматической воли, которая должна суметь нести вместе с этим изменением -- ведь иначе оно не может быть эффективным -- преданность динамической витальной части, которая поддерживает ментальную динамику и является нашим первым инструментом внешнего действия. Это посвящение воли в работах происходит путем постепенного устранения эго-воли и его мотивирующей силы желания; эго подчиняет себя некоему высшему закону и, в конце концов, стирает самого себя, кажется несуществующим или существует только для того, чтобы служить высшей Силе или высшей Истине, либо чтобы предоставить Божественному Существу свою волю и действие в качестве его инструментов. Этот закон бытия и действия или свет Истины, который затем направляет искателя, может быть прозрачностью, силой и принципом, который он воспринимает на высочайшей вершине, на которую только способен его разум; либо это может быть истиной божественной Воли, которую он чувствует присутствующей и работающей внутри него, или направляющим его Светом или Голосом, Силой или божественной Личностью или Присутствием. В конце этого пути искатель достигает сознания, в котором он чувствует Силу или Присутствие, действующее внутри и движущее или управляющее всеми действиями, в котором личностная воля полностью сдалась большей Воле Истины, Силе Истины или Присутствию Истины, либо отождествилась с ними. Комбинация всех этих трех подходов -- подхода разума, подхода воли, подхода сердца -- создает такое духовное или психическое условие для поверхностного существа и природы, в котором есть большее и более комплексное открытие психическому свету внутри нас и духовному Я или Ишваре, Реальности, ощущающейся сейчас выше нас и обволакивающей и пронизывающей нас. В природе может произойти более сильное и многостороннее изменение, духовное построение и само-творение, появление составного совершенства святого, неэгоистического работника и человека духовного знания.

Но чтобы достичь этого изменения в его широчайшей тотальности и глубокой полноте, сознание должно сместить свой центр, свою статическую и динамическую позиции с поверхности к внутреннему существу; именно там должны мы найти основание для нашего мышления, жизни и действия. Для трансформации недостаточно просто оставаться снаружи на поверхности, получать там указания от внутреннего существа и следовать им; надо перестать быть поверхностной личностью и стать внутренней Личностью, Пурушей. Но это трудно, в первую очередь из-за того, что природа противится этому движению и цепляется за свое обычное привычное положение и внешний способ существования и, в добавок этому, из-за того, что от поверхности к глубине лежит долгий путь, на котором психическая сущность завуалирована от нас, и это промежуточное пространство заполнено сублимированной природой и природными движениями, из которых отнюдь не все благоприятны для завершения внутреннего движения. Внешняя природа должна изменить свое положение, стихнуть, очиститься, претерпеть тонкую мутацию своей субстанции и энергии, благодаря чему многие препятствия в ней становятся менее жесткими, отпадают или исчезают каким угодно образом; тогда становится возможным пройти к глубинам нашего существа, и из этих глубин может быть сформировано новое сознание, как за внешним я, так и в нем самом, соединяя тем самым глубины с поверхностью. Внутри нас должно расти или проявляться сознание все более открытое к более глубокому и более высокому бытию, все более раскрытое для космического Я и Силы и для того, что нисходит из Трансцендентного, сознание, повернутое к высочайшему Миру-Покою, проницаемое для большего света, силы и энергии, сознание, которое превосходит маленькую личность и ограниченный свет и переживание поверхностного разума, превосходит ограниченную силу и стремление обычного сознания жизни, темную и ограниченную чувствительность тела.

Даже до того, как будет достигнуто или станет достаточным успокаивающее очищение внешней природы, можно все еще разрушить стену, экранирующую наше внутреннее существо от нашего внешнего осознания, сделать это с помощью крепкой силы зова и стремления, горячей воли или отчаянного усилия, либо с помощью действенной дисциплины; но это может оказаться преждевременным движением, причем не лишенным серьезной опасности. Войдя вовнутрь, можно оказаться в хаосе неизвестных и сверхнормальных переживаний, к которым не имеешь ключа, либо попасть под давление сублиминальных или космических сил, подсознательных, ментальных, витальных, тонко-физических, которые могут неправильно раскачивать существо или хаотически управлять им, окружать его пещерой тьмы или удерживать его блуждающим в дикой местности колдовства, соблазна и обмана, либо толкать его на темное поле боя, полное тайных, коварных и обманчивых или открытых и неистовых противников; внутреннему чувству, видению и слуху могут слышаться голоса и являться существа, претендующие быть Божественными Существами или Его посланниками, либо Силами и Божествами Света, либо руководителями на пути к реализации, тогда как на самом деле они могут носить совершенно другой характер. Если в природе искателя есть чрезмерный эгоизм или сильная страсть или чрезмерные амбиции, большое тщеславие или другая преобладающая слабость, либо темнота разума или шаткая воля или слабость жизненной силы или ее неустойчивость или потребность в балансе, тогда искатель, вероятнее всего, будет схвачен за эти дефекты, будет побежден или сбит с истинного пути внутренней жизни на ложные пути, либо останется блуждать в промежуточном хаосе переживаний и не сможет найти своего пути к истинной реализации. В духовном опыте прошлых лет эти опасности были хорошо известны, и для их предотвращения накладывалась необходимость посвящения, дисциплины, методов очищения, необходимость проверки испытанием, необходимость полного подчинения указаниям первопроходца или лидера, того, кто реализовал Истину, сам обладает ею и способен сообщаться со светом, кто силен, чтобы взять за руку и переводить через трудные переходы, как и инструктировать и указывать путь. Но даже и в этом случае остается опасность, и она может быть преодолена лишь в том случае, если есть или растет полная искренность, воля к очищению, готовность подчинения Истине, сдача Высочайшему, готовность утратить ограниченное само-утверждение эго или впрячь его в божественное ярмо. Эти вещи являются знаком того, что есть истинная воля к реализации, к преображению сознания, к трансформации, что достигнута требуемая стадия эволюции: при этих условиях дефекты природы, принадлежащие человеческому существу, не могут быть постоянным препятствием для перехода от ментального к духовному статусу; этот процесс никогда не может быть совершенно легким, но путь был открыт, и его можно практиковать.

Чтобы облегчить этот вход во внутреннее я, часто используется эффективный способ отделения Пуруши, сознательного существа, от пракрити, сформулированной природы. Если встать позади разума и его активностей, так что они замолкают или продолжаются как поверхностное движение, наблюдаемое открепленным и незаинтересованным свидетелем, тогда, в конце концов, становится возможным реализовать свое я как Я разума, истинное и чистое ментальное существо, Пурушу; но аналогичным образом отходя от жизненных активностей, можно реализовать себя как внутреннее Я жизни, истинное и чистое витальное существо, Пурушу; есть даже Я тела, истинное и чистое физическое существо, Пуруша, и его тоже можно начать осознавать, отойдя от тела и его требований и активностей и войдя в молчание физического сознания, наблюдая действие его энергии. Точно также, при отходе ото всех этих активностей природы последовательно или всех разом, становится возможной реализация собственного внутреннего существа в качестве молчаливого безличного я, свидетельского Пуруши. Это будет вести к духовной реализации и освобождению, но не обязательно приведет к трансформации; ведь Пуруша, удовлетворенный собой и своей свободой, может оставить Природу, пракрити, чтобы та исчерпала накопленный ей импульс в ходе неподдерживаемого действия, механического продолжения, не возобновляемого и не усиливаемого или оживляемого и продлеваемого согласием Пуруши; Пуруша может использовать это отвержение как средство отхода ото всей природы. Пуруша должен стать не только свидетелем, но и познающим и источником, хозяином всего своего мышления и действия, а это можно осуществить лишь частично, если остаешься на ментальном уровне или должен все еще использовать обычный инструментарий разума, жизни и тела. Определенное господство действительно может быть достигнуто, но господство -- не трансформация; такого изменения не может быть достаточно для интегральности: для этого сущностно необходимо отойти за пределы существа разума, существа жизни, существа тела, уйти еще глубже внутрь к сокровенной и глубочайшей психической сущности внутри нас -- или же к высочайшим сверхсознательным регионам. Для этого проникновения в светлый тайник души необходимо пройти через весь вмешивающийся витальный материал к психическому центру внутри нас, сколь бы долгим, неприятным или трудным ни был бы этот процесс. Метод открепления от настояния всех ментальных, витальных и физических требований, побуждений и импульсов, концентрация в сердце, самоограничение, самоочищение и отвержение старых движений разума и жизни, отвержение эго желания, отвержение ложных нужд и ложных привычек -- все это полезная помощь в трудном продвижении: но самый сильный, самый центральный путь -- это основать любой такой метод на само-отдаче и сдаче себя и наших природных частей Божественному Существу, Ишваре. Строгое подчинение мудрому и интуитивному руководству Лидера тоже нормально и необходимо для всех, кроме немногих особо одаренных искателей.

По мере того, как лопается корка внешней природы, как рушатся стены внутреннего отделения, начинает проходить внутренний свет, внутренний огонь зажигается в сердце, природная субстанция и вещество сознания облагораживается до большей тонкости и чистоты, и на этой более тонкой, более чистой, более изящной субстанции становятся возможными более глубокие психические переживания, не носящие исключительно внутренне-ментальный или внутренне-витальный характер; душа начинает раскрывать себя, психическая личность достигает своего полного роста. Тогда душа, психическая сущность проявляется как центральное существо, которое поддерживает разум, жизнь и тело, а также все другие силы и функции Духа; она берет себе его высочайшую функцию руководителя и правителя природы. Начинается правление изнутри, которое подставляет каждое движение под свет Истины, отвергает все ложное, темное, противостоящее божественной реализации: каждый регион существа, каждый его уголок, каждое движение, образование, направление, каждая склонность мысли, воли, каждая эмоция, ощущение, действие, реакция, мотив, настроение, предрасположение, желание, каждая привычка сознательного или подсознательного физического, даже самая скрытая, замаскированная, немая, затаившаяся -- все это освещается безошибочным психическим светом, и их путаница исчезает, их клубок распутывается, их темнота, обман и самообман выявляются и устраняются, все очищается, правильно устанавливается, вся природа гармонизируется, модулируется в психическом ключе, приводится в духовный порядок. Этот процесс может быть быстрым или медленным в зависимости от объема темноты и сопротивления, все еще оставшихся в природе, но он непоколебимо продолжается до своего полного конца. В конечном счете все сознательное существо делается совершенно пригодным для духовного переживания любого рода, повернутым к духовной истине мысли, чувства, ощущения, действия, настроенным на правильный отклик, освобожденным от тьмы и неподатливости тамасической инерции, мутности, хаотичности и нечистоты раджасической страсти и ее беспокойной негармонизированной деятельности, от просвещенной жесткости и сатвических ограничений или балансировки сконструированного равновесия -- от всего того, что является характером Неведения.

Таков первый результат, а второй -- это наплыв всевозможных духовных переживаний, переживание Я, переживание Ишвары и Божественной шакти, переживание космического сознания, прямое прикосновение к космическим силам и оккультным действиям универсальной Природы, психическая симпатия и единство и внутреннее сообщение и всевозможные взаимодействия с другими существами и с Природой, озарение разума знанием, озарение сердца любовью и преданностью, духовная радость и экстаз, озарение чувства и тела высшим переживанием, озарение динамического действия в истине и широте очищенного разума, сердца и души, уверенность божественного света и руководства, радость и мощь божественной силы, работающей в воле и в ведении. Эти переживания являются результатом открытия наружу внутреннего и сокровенного существа и природы; ведь тогда вступает в игру мощь безошибочного врожденного сознания души, ее видение, ее прикосновение к вещам, превосходящее любое ментальное познание; есть родственное психическому сознанию в его чистой работе непосредственное ощущение мира и его существ, есть прямой внутренний контакт с ними и с Я и с Божественным -- прямое знание, прямое видение Истины и всех истин, прямая проникающая эмоция и чувство, прямая интуиция верной воли и правильного действия, мощь править и создавать порядок не поисками на ощупь поверхностного я, а изнутри, из внутренней истины я и вещей и из оккультных реальностей Природы.

Некоторые из этих переживаний могут придти при открытии внутреннего ментального и витального существа, внутреннего, более широкого и более тонкого разума и сердца и жизни внутри нас, без какого-либо полного появления души, психической сущности, потому что и там есть сила прямого контакта сознания: но тогда это переживание может носить смешанный характер, ведь тогда может всплыть не только сублиминальное знание, но и сублиминальное неведение. Тогда вполне может произойти недостаточное расширение существа, ограничение ментальной идеей, узкой и избирательной эмоцией или какой-либо формой темперамента, так что будет только несовершенное само-творение и действие, а не свободное появление души. При отсутствии какого-либо или полного психического появления, определенного рода переживания, переживания большего знания и силы, превосхождение обычных пределов может привести к раздутию эго и даже вызвать вместо раскрытия божественного или духовного прорыв титанического или дьявольского, либо призвать мощные силы хотя и не столь разрушительного типа, но все же носящие низший космический характер. Но правление и руководство души вносит во всякое переживание тенденцию света, интеграции, гармонии и сокровенной правоты, что родственно психической сущности. Психическая или, говоря шире, психо-духовная трансформация этого рода уже будет огромным изменением нашей ментальной человеческой природы.

Но все это изменение, хотя и психическое и духовное в своей сущности и в своем характере, все еще будет по части осуществления в жизни оставаться на ментальном, витальном и физическом уровне; его динамическим духовным продуктом 6 будет расцвет души в разуме, жизни и теле, но в действии и в форме этот расцвет будет ограничен пределами -- сколь бы расширенными, поднятыми и утонченными они бы ни были -- низшего инструментария. Это будет отраженным и модифицированным проявлением вещей, чья полная реальность, интенсивность, широта, единство и разнообразие истины, силы и восторга находится над нами, над разумом и поэтому над любым совершенством основания и суперструктуры нашей сегодняшней природы в пределах собственной формулы разума. На этой стадии психического или психо-духовного изменения должна вмешаться высочайшая духовная трансформация; психическое движение внутрь к внутреннему существу, Я или Божественности внутри нас, должно увенчаться раскрытием вверх к всевышнему духовному статусу или высшему существованию. Это может быть сделано путем открытия в то, что находится над нами, путем подъема сознания в сферы надразума и супраментальной природы, где ощущение Я и Духа вечно раскрыто и постоянно и где само-светлый инструментарий Я и Духа не ограничен и не разделен как в нашей природе разума, природе жизни, природе тела. Психическое изменение делает возможным и это; ведь как оно открывает нас к космическому сознанию, отгороженному сейчас от нас многими стенами ограниченной индивидуальности, точно также оно открывает нас к тому, что сейчас сверхсознательно по отношению к нашей нормальности, потому что оно закрыто от нас плотной, тяжелой и яркой крышкой разума -- разума ограничивающего, делящего и разделяющего. Эта крышка утончается, трескается и разламывается на куски или открывается и исчезает под давлением психо-духовного изменения и естественного побуждения нового одухотворенного сознания к тому, чьим выражением оно здесь является. Этот пробой отверстия и его последствия могут вообще не произойти, если есть лишь частичное психическое появление, удовлетворенное переживанием Божественной Реальности в обычных степенях одухотворенного разума: но если есть какое-либо пробуждение к существованию этих высших сверхнормальных уровней, тогда стремление к ним может разрушить крышку или пробить в ней брешь. Это может случиться задолго до того, как психо-духовное изменение станет полным или даже до того, как оно наберет силу или продвинется сколь-нибудь далеко, потому что психическая личность начала осознавать сверхсознание и стала стремиться к нему. Раннее озарение свыше или разрыв верхней преграды может придти как результат стремления или некой внутренней готовности, либо оно может придти даже незванным или не требуемым какой-либо сознательной частью разума -- возможно, званным некой тайной сублиминальной потребностью или под действием или давлением с высших уровней, благодаря нечто, что ощущается как касание Божественного Существа, касание Духа -- и этот результат может быть чрезвычайно мощным. Но если он вызван преждевременным давлением снизу, тогда он может достигаться с трудностями и опасностями, которых нет, если полное психическое появление предшествует первому доступу в высшие сферы нашей духовной эволюции. Однако, этот выбор не всегда остается за нашей волей, ведь операции духовной эволюции в нас очень разноплановы, и в соответствии с линией, которую она приняла, будет и поворот, взятый в любой критической фазе действием Сознательной Силы в ее побуждении к высшей само-манифестации и высшему формированию нашего существования.

Если крышка разума пробита, тогда происходит открытие видения к нечто над нами, либо подъем к этому нечто, либо нисхождение его сил в наше существо. В результате этого открытия мы видим над собой Бесконечность, вечное Присутствие или бесконечное Существование, бесконечность сознания, бесконечность блаженства -- безграничное Я, безграничный Свет, безграничную Силу, безграничный Экстаз. Может случиться и так, что долгое время все достигнутое будет ограничено редким или частым или постоянным видением этого и стремлением к нему, без какого-либо дальнейшего продвижения, потому что, хотя нечто из разума, сердца или другой части существа открылось к этому переживанию, но низшая природа в целом все еще слишком тяжела и темна для большего. Но вместо этого первого широкого осознания снизу или сразу же за ним может произойти подъем разума к высотам над ним: природу этих высот вы можем не знать или ясно различать, но чувствуется некое следствие этого восхождения; часто также есть осознание бесконечного восхождения и возвращения, но не остается никакой записи или трансляции того высшего состояния. Это происходит из-за того, что эти высоты сверхсознательны по отношению к разуму, и поэтому разум, поднимаясь к ним, не способен поначалу сохранить там свою силу сознательного различения и определенного переживания. Но когда эта сила начинает пробуждаться и действовать, когда разум начинает постепенно сознавать то, что по отношению к нему сверхсознательно, тогда начинается познание и переживание высших планов существования. Переживание происходит в соответствии с тем, что было принесено нам первым открытием видения: разум поднимается в высший план чистого Я, молчаливого, спокойного, беспредельного; либо он поднимается в регионы Света и Счастья, либо на те планы, где он чувствует бесконечную Силу или божественное Присутствие, либо переживание контакта божественной Любви или Красоты, либо атмосферу более широкого, более значительного и светлого Знания. После возвращения разума сохраняется духовное впечатление; но ментальная запись зачастую туманна и остается как смутная или фрагментарная память; низшее сознание, откуда происходило восхождение, возвращается к тому, чем оно было, с единственным добавлением несохраненного или припоминаемого, но больше не динамического переживания. Иногда это восхождение происходит по воли, и тогда сознание приносит назад и сохраняет некое воздействие или некое достижение из своего временного пребывания в этих высших областях Духа. Эти восхождения могут для многих происходить в трансе, но они совершенно возможны при концентрации пробужденного сознания, либо, когда это сознание стало достаточно психическим, в любой момент, благодаря притяжению вверх или родственности тому, что находится выше. Но оба этих типа контакта со сверхсознательным, хотя они и могут быть мощно одаряющими, экстатическими или освобождающими, сами по себе недостаточно эффективны: для полной духовной трансформации требуется нечто большее -- постоянное восхождение из низшего в высшее сознание и действенное постоянное нисхождение высшего в низшую природу.

Именно это третье движение -- нисхождение -- существенно для осуществления постоянного восхождения, для нарастающего притока свыше, для переживания, восприятия и удержания нисходящего Духа или его сил и элементов сознания. Переживание нисхождения может происходить как результат тех двух других движений или автоматически еще до любого из них, через внезапный разлом в крышке разума или просачивание сквозь нее, ливень или приток. Свет спускается и прикасается, либо обволакивает и проникает в низшее существо, разум, жизнь и тело; либо присутствие или сила или поток знания вливается волнами или струями, либо происходит затопление блаженством и внезапным экстазом; так устанавливается контакт со сверхсознательным. Эти переживания повторяются до тех пор, пока не станут обычными, знакомыми и хорошо понятыми, раскрывающими свое содержание и свое значение, которое поначалу может быть окутано тайной образа покрывающего переживания. Знание свыше начинает нисходить -- сначала часто, затем постоянно, потом непрерывно -- и проявляться в спокойствии или в молчании разума; интуиции и вдохновения, откровения, рожденные из большего знания, высшая истина и мудрость входят в существо, работает светлое интуитивное различение, которое разгоняет всю тьму понимания или слепящую путаницу, и оно приводит все в порядок; начинает формироваться новое сознание, разум высшего широкого само-существующего мыслящего познания, либо озаренное или интуитивное или надментальное сознание с новыми силами мышления или зрения и большей силой прямой духовной реализации, являющейся чем-то большим, чем мышление или зрение, являющейся большим становлением в духовной субстанции нашего теперешнего существа; сердце и чувство становятся тонкими, интенсивными, большими, чтобы охватить все существование, видеть Бога, чувствовать или касаться Вечного, осуществлять более глубокое и более близкое единение Я и мира в трансцендентной реализации. Устанавливаются другие решающие переживания, другие изменения сознания, являющиеся следствием и результатом этого фундаментального изменения. Для этой революции не может быть установлено никакого предела, ведь такова природа вторжения Бесконечного.

Таков процесс духовной трансформации, проходящей в неторопливой постепенности или в последовательности великих и быстрых определяющих переживаний. Он достигает своей вершины в часто повторяющемся восхождении, благодаря чему сознание в конце концов закрепляется на высшем плане и оттуда смотрит и управляет разумом, жизнью и телом; он также достигает своей вершины в нарастающем нисхождении сил высшего сознания и знания, которые все больше и больше становятся его прямым сознанием и знанием. Чувствуются свет и мощь, знание и сила, которые сначала завладевают разумом и переформировывают его, затем завладевают жизненной частью и переформировывают и ее, наконец, переформировывают маленькое физическое сознание, делая его широким, пластичным и даже бесконечным. Ведь само это сознание имеет природу бесконечности: оно приносит нам постоянное духовное ощущение и осознание Бесконечного и Вечного в великой необъятности природы и снятие ее ограничений; бессмертие перестает быть верой или переживанием, а становится обычным само-осознанием; близкое присутствие Божественного Существа, его правление миром, нашим я и природными составляющими, его сила, работающая в нас и везде, мир и покой бесконечного, радость Бесконечного являются теперь конкретными и постоянными в существе; во всех взглядах и формах видится Вечное, Реальность, во всех звуках слышится эта Реальность, во всех касаниях чувствуется она; нет ничего другого, кроме ее форм и личностей и проявлений; радость или поклонение сердца, охват всего существование, единство духа становятся вечно пребывающими реальностями. Сознание ментального творения обращается или уже полностью обращено в сознание духовного существа. Это вторая трансформация из трех; объединение проявленного существования с тем, что находится над ним -- это средний шаг из трех, решающий переход духовно развивающейся природы.

Если бы дух мог с самого начала тайно пребывать на своих высотах и иметь дело с чистым и девственным веществом разума и материи, тогда полная духовная трансформация могла бы быть быстрой, даже легкой: но фактический процесс Природы более труден, логика ее движений разнородна, извилиста, непостоянна, всеобъемлюща; она учитывает все данные задачи, поставленные ею же перед собой, и не удовлетворяется упрощенным триумфом над своими сложностями. Каждая часть нашего существа должна быть охвачена в ее собственной природе и характере, со всеми оболочками и записями прошлого, все еще присутствующими в них: каждая малейшая частичка и движение должны быть либо разрушены и замещены, если они не пригодны, либо, если возможно, должны быть превращены в истину высшего бытия. Если произошло полное психическое изменение, тогда это может быть сделано в ходе безболезненного процесса, хотя программа все еще должна быть долгой и тщательной, а процесс -- взвешенным; но иначе придется удовлетвориться частичным результатом или, если собственная тщательность совершенствования или голод духа жадно поспешны, тогда придется согласиться с трудным и часто болезненным действием, кажущимся нескончаемым. Ведь обычно сознание не поднимается на свои вершины, кроме как в высочайшие моменты; оно остается на ментальном уровне и воспринимает нисхождения свыше, иногда это единичное нисхождение некой духовной силы, которая останавливается и переделывает существо в нечто преобладающе духовное, либо это последовательность нисхождений, приносящих в существо все больше духовного статуса и динамики: но пока не можешь жить на высочайшей из достигнутых высот, то и не может быть полного или более интегрального изменения. Если не произошла психическая мутация, если было преждевременное притягивание высших Сил, тогда контакт с ними может быть слишком силен для дефектного и нечистого материала Природы, и тогда его может постичь судьба необожженного кувшина из Вед, который не смог выдержать божественного Вина Сомы; либо нисходящее воздействие может отступить или пролиться из-за того, что природа не смогла удержать или сохранить его. Опять же, если нисходит Сила, то эгоистический разум или витал могут пытаться завладеть ею ради собственных целей раздувания эго, либо неблагоприятным результатом может стать охота за силами и само-возвеличивающим мастерством. Нисходящая Ананда не может быть удержана, если есть слишком много сексуальной нечистоты, порождающей отравляющую или понижающую смесь; Сила отступает, если есть амбиция, тщеславие или другая агрессивная форма низшего я, Свет тоже отступает, если есть прикрепленность к темноте или любой другой форме Неведения, и Присутствие отступает, если палата сердца не была очищена. Либо может пытаться завладеть существом некоторая небожественная Сила, используя захваченные инструменты для Враждебной цели. Даже если не происходит таких опасных промахов или ошибок, все же многочисленные ошибки восприятия или несовершенства сосуда могут задерживать трансформацию. Тогда Сила вынуждена приходить интервалами и работать пока что за вуалью или сдерживать себя в долгие периоды смутного усвоения или подготовки сопротивляющихся частей Природы; Свет вынужден работать во тьме или полутьме тех наших регионов, которые все еще находятся в Ночи. Тогда в любой момент работа может остановиться для этой жизни, потому что природа больше не способна воспринимать или усваивать -- ведь она достигла пределов своей нынешней способности -- или потому что разум может быть готов, но витал, столкнувшись с выбором между старой жизнью и новой, может отказаться от новой жизни, либо витал может принять, но тело может оказаться слишком слабым, непригодным или испорченным для необходимого изменения его сознания и его динамической трансформации.

Более того, необходимость выработки изменения отдельно в каждой части существа в ее собственной природе и характере вынуждает сознание поочередно спускаться в каждую часть и действовать там согласно ее состоянию и возможности. Если бы работа делалась свыше, с некоторой духовной высоты, тогда могло бы произойти утончение или возвышение или создание новой структуры, вызванное предельно мощной силой влияния свыше, но это изменение не могло бы быть принято низшим существом как родственное ему; это был бы не тотальный рост, не интегральная эволюция, а частичное и навязанное образование, пытающееся освободить некоторые части существа, но подавляющее другие или оставляющее их такими, какие они есть; творение извне обычной природы путем наложения на нее могло бы быть длительным в своей вечности только тогда, пока есть поддержка от созидающего воздействия. Поэтому необходимо нисхождение сознания на низшие уровни, но и в этом случае трудно добиться полной силы высшего принципа; есть видоизменения, разжижения, уменьшения, из-за чего несовершенства и ограничения удерживаются на их прежнем уровне: свет большего знания нисходит, но затуманивается и видоизменяется, его смысл неправильно интерпретируется, либо его истина смешивается с ментальной и витальной ошибкой, либо сила, мощь исполнения не соразмерны его свету. Свет и сила надразума, работающего по собственному полному праву и в собственной сфере -- это одно, а тот же самый свет, работающий в темноте физического сознания и в его условиях -- это нечто совсем другое и, из-за уменьшения и смеси, гораздо более низшее в своем знании, силе и результате. Следствие этого -- искажение силы, частичное воздействие или затрудненное движение.

В этом в действительности кроется причина медленного и трудного появления Сознательной Силы в Природе: ведь Разум и Жизнь должны спуститься в Материю и приспособиться к ее условиям; измененные и ослабленные темнотой и сопротивляющейся инерцией субстанции и силы, в которой они работают, они не способны осуществить полной трансформации своего материала, сделав из него пригодный инструмент, раскрывающий их настоящую врожденную силу. Сознание Жизни не способно воплотить в материальном существовании величие и счастье своих мощных и прекрасных импульсов; его побуждение подводит его, его сила осуществления ниже истины его концепций, форма подводит интуицию Жизни, пытающуюся перевести ее в выражения существа Жизни. Разум не способен достичь своих высоких идеалов в среде Жизни или Материи без уступок и компромиссов, которые отнимают у них их божественность; его ясность знания и воли превосходит его силу, которая должна бы переформировать низшую субстанцию, заставив ее подчиняться разуму и выражать его: наоборот, собственные силы разума поражены, его воля поделена, его знание спутано и затуманено хаотичностью жизни и ограниченностью Материи. Ни Жизнь, ни Разум не преуспевают в том, чтобы преобразить или сделать совершенным материальное существование, потому что при этих условиях они не могут достичь собственной полной силы; им нужно призывать высшую силу, чтобы та освободила и исполнила бы их. Но и высшие духовно-ментальные силы тоже страдают от той же неспособности, когда они спускаются в Жизнь и Материю; они могли бы сделать гораздо больше, достичь гораздо более светлого изменения, но постоянно происходит модификация, ограничение, есть несоответствие между входящим сознанием и силой исполнения, которую она может ментализовать и материализовать; в результате получается ослабленное творение. Производимые ими изменения зачастую экстраординарны, есть даже нечто, что выглядит как полное преображение и обращение состояния сознания и возвышение его движений, но это изменение не абсолютно в динамике.

Только сверхразум может низойти, не потеряв полной силы своего действия; ведь его действие всегда подлинное и автоматическое, его воля и знание тождественны, и результат соизмерим: его природой является само-достигающая Истина Сознания и, если она ограничивает себя или свои работы, то это происходит по выбору и намеренно, а не вынужденно; действие и результат действия гармоничны и неизбежны в тех пределах, которые выбирает сверхразум. А надразум, как и Разум, являет собой разделяющий принцип, и его характерная операция -- выработать избранную гармонию в независимой формации; его глобальное действие действительно позволяет ему порождать гармоническое целое и совершенствовать в себе или объединять или сплавлять свои гармонии вместе, делая синтез; но, трудясь при ограничениях Разума, Жизни и Материи, надразум должен делать это отдельными частями, соединяя затем их вместе. Его тенденция к тотальности стесняется избирательной тенденцией, которая усугубляется природой ментального и жизненного материала, в котором работает здесь надразум; то, что он может достичь -- это отдельные ограниченные духовные творения, каждое из которых совершенно в себе, а не интегральное знание и его манифестация. По этой причине и из-за ослабления своего враждебного света и силы надразум не способен полностью делать то, что нужно, и призывает высшую мощь, супраментальную силу, чтобы она освободила и исполнила его. Подобно тому, как психическое изменение должно призывать духовное, чтобы оно завершило психическое, так и первое духовное изменение должно звать супраментальную трансформацию, чтобы она завершила его. Ведь все эти шаги, как и предшествовавшие им, являются переходными; целостный радикальный переход эволюции от базиса Неведения к базису Знания может произойти лишь при вмешательстве супраментальной Мощи и ее прямого действия в земном существовании.

Тогда это должно быть природой третьей и окончательной трансформации, которая закончит переход души через Неведение и обоснует свое сознание, свою жизнь, свою силу и форму манифестации на полном и полностью действенном само-знании; Истина Сознания, обнаружив готовность эволюционной Природы, должна спуститься в нее и позволить ей освободить супраментальный принцип внутри нее; так должно быть создано супраментальное и духовное бытие как первая незавуалированная манифестация истины Я и Духа в материальной вселенной.

1. II. 1. 12, 13; II. 3. 17

2. I. 24. 12

3. Х. 11

4. I. 24. 7, 11, 15

5. II. 2. 2

6. Психическое и духовное раскрытие с их переживаниями и последствиями могут уводить от жизни или вести в Нирвану; но здесь они рассматриваются только как шаги в трансформации природы.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ