На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Ауробиндо
ЖИЗНЬ БОЖЕСТВЕННАЯ

Книга II. ЗНАНИЕ и НЕВЕДЕНИЕ -- ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
ЧАСТЬ II. ЗНАНИЕ И ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Глава XVIII. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - ВОСХОЖДЕНИЕ и ИНТЕГРАЦИЯ

По мере того, как он поднимался от вершины к вершине ... Индра осведомлял его о цели движения.

Риг Веда (I.10.2)

Сын двух Матерей, он достиг королевского сана в познании, он пришел на самый верх, он пребывает в своем высочайшем основании.

Риг Веда (III.55.7)

"я" поднялся с земли в серединный мир, я поднялся с серединного мира в небеса, с уровня небес "я" отправился в высочайший мир, Свет 1.

Яджар Веда (17.67)

Теперь возможно и необходимо, поскольку мы сформировали достаточно ясную идею о важности эволюционной манифестации в земной природе и важности окончательного поворота, который происходит или которому суждено произойти, уделить больше внимания принципам того процесса, благодаря которому манифестация достигла теперешнего уровня, и в ходе которого, предположительно, с какими-то модификациями, произойдет окончательное развитие, переход от нашего все еще преобладающего ментального неведения к супраментальному сознанию и интегральному знанию. Ведь мы находим, что космическая Природа неизменна по части общего закона действия, поскольку это действие зависит от Истины вещей, неизменной в принципе, но обильно изменчивой в деталях осуществления. Вначале, мы можем легко увидеть, что, поскольку эволюция происходит из материального Несознания в духовное сознание, происходит эволюционное само-построение Духа на базе Материи, то этот процесс развития должен иметь тройной характер. Совершенно обязательным физическим основанием является эволюция форм Материи, становящихся все более и более тонко и сложно-организованными, так чтобы допустить действие растущей, все более и более сложной и тонкой организации сознания, становящейся все более способной. Восходящее вверх эволюционное продвижение самого сознания от одной ступени к другой, более высокой ступени, восхождение, прочерчивает явно различимые витки спирали, которые, на этом основании, должны описывать эволюцию. Чтобы эволюция была действенной, на каждой более высокой ступени она должна вбирать все то, что было ранее развито, трансформировать это более или менее полно, так чтобы сделать доступной тотально измененную работу целостного существа и природы, и осуществлять интеграцию.

Концом этого тройного процесса должно быть радикальное преобразование действия Неведения в действие Знания, преобразование нашего базиса несознания в базис полного сознания, -- эта полнота существует сейчас лишь в том, что для нас сверхсознательно. Каждое восхождение будет нести с собой частное изменение и модификацию старой природы, захваченной и подчиненной новому фундаментальному принципу; несознание будет обращено в частичное сознание, неведение, ищущее все больше и больше знания и мастерства; но в некоторой точке должно произойти такое восхождение, которое заменит несознание и неведение на принцип знания, фундаментально истинное сознание, сознание Духа. Эволюция в Несознании -- это начало, эволюция в Неведении -- середина, но в конце -- высвобождение духа в свое истинное сознание и эволюция в Знании. Вот в действительности что мы находим законом и методом того процесса, которого до сих пор придерживалась эволюционная Природа, и есть все признаки того, что и в дальнейшем она будет следовать им же. Первое инволюционное основание, в котором берет начало все то, что должно эволюционировать, появление и действие инволюционных мощностей в или на том основании в восходящем ряде, и кульминационное появление высочайшей мощности всего в качестве агента верховной манифестации -- все составляет необходимые стадии путешествия эволюционной Природы.

В некотором перво-учрежденном базисном принципе бытия или субстанции эволюционный процесс должен быть развитием нечто такого, что это принцип уже держит в себе в инволюционном состоянии или же допускает со стороны и модифицирует в ходе этого допущения; ведь он неизбежно должен модифицировать собственным законом природы все то, что входит в него и еще не является частью его собственной природы. Это должно быть так, даже если именно созидательная эволюция в смысле появления всегда новых мощностей существования не родственна первому основанию, а введена в него, принята в изначальную субстанцию. Если, напротив, уже присутствует в инволюции, -- присутствует в первом основании, но еще не проявленным или еще не организованным, -- новый принцип мощи существования, который должен быть развит, тогда, при своем появлении, он все еще должен будет принять модификацию, накладываемую природой и законом базисной субстанции: но также и он будет модифицировать ту субстанцию собственной мощью, собственным законом природы. Далее, если нисходит новый принцип, уже установленный в свою полную силу над полем эволюции, и давит на то поле, чтобы завладеть им, тогда новая мощь может утвердиться даже как доминирующий элемент и существенно или радикально изменить сознание и действие мира, в котором она появляется или в который она вступает. Но сила этой мощи модифицировать или изменять или революционизировать закон и работу изначальной субстанции, выбранной в качестве эволюционной матрицы, будет зависеть от ее собственного могущества. Невероятно, что она будет способной произвести полную трансформацию, если сама по себе она не является изначальным Принципом Существования, если она -- только выводимая, инструментальная мощь, а не первое могущество.

Здесь эволюция происходит в материальной вселенной; основанием, изначальной субстанцией, первым все-обуславливающим статусом служит Материя. Разум и Жизнь развиты в Материи, но их действие там ограничено и модифицировано обязательством использовать субстанцию Материи в качестве своего инструмента и подчинением закону материальной Природы, даже если они модифицируют то, что они используют. Ведь на самом деле они трансформируют субстанцию Материи, сначала -- в живую субстанцию и затем -в сознательную субстанцию; они преуспевают в том, чтобы преобразовать ее инерцию, недвижимость и несознание в движение сознания, чувствования и жизни. Но они не преуспевают в том, чтобы полностью ее трансформировать; они не могут сделать ее всецело живой и всецело сознательной: развивающаяся живая природа ограничена смертью; развивающийся разум материализирован, как и витализирован; он находит, что его корни уходят в несознание, что он ограничен неведением: он движим неконтролируемыми жизненными силами, которые управляют им и используют его, он механизирован физическими силами, от которых зависит его само-выражение. Это знак того, что ни Разум, ни Жизнь не являются изначальной созидательной Мощью; они, подобно Материи, посредники, последовательные и серийные инструменты эволюционного процесса. Если материальная энергия не является той изначальной Мощью, то мы должны поискать ее в нечто над Разумом и Жизнью; должна существовать более глубокая оккультная Реальность, которая еще должна раскрыть себя в Природе.

Должна существовать изначальная созидательная или эволюционная Мощь; но, хотя Материя и является первой субстанцией, но изначальная и окончательная Мощь -- это не несознательная материальная Энергия; ведь тогда отсутствовали бы жизнь и сознание, поскольку Несознание не может развить сознание, а также неоживленная Сила не может развить жизнь. Поэтому, поскольку Разум и Жизнь также не могут быть этим, то должно существовать тайное Сознание, большее, чем Сознание Жизни или Сознание Разума, Энергия, более сущностная, чем материальная Энергия. Поскольку это есть нечто большее, чем Разум, то это должно быть супраментальное Сознание-Сила; поскольку это мощь сущностной субстанции, отличной от Материи, то она должна быть мощью того, что является верховной сущностью и субстанцией всех вещей, мощью Духа. Существует созидательная энергия Разума и созидательная Жизненная Сила, но они инструментальны и частичны, не изначальные и не решающие: Разум и Жизнь в действительности модифицируют материальную субстанцию, которую они населяют, и модифицируют ее энергии и не просто определяются ими, но пределы и способ этой материальной модификации и определения зафиксированы населяющим и все-содержащим Духом через тайно пребывающий свет и силу Сверхразума, оккультного гнозиса, -- невидимое само-знание и все-знание. Если суждено быть полной трансформации, то она может быть проделана путем полного появления закона Духа; мощь Сверхразума или гнозиса должна войти в Материю и развиться там. Она должна преобразовать ментальное существо в супраментальное, сделать несознательное в нас сознательным, одухотворить нашу материальную субстанцию, учредить закон гностического сознания в нашем целостном эволюционном существе и природе. Это должно быть вершающее появление или, по меньшей мере, это та стадия в появлении, которая впервые решительно преобразует природу эволюции путем трансформации действия Неведения и базиса Несознания.

Это движение эволюции, постепенной само-манифестации Духа в материальной вселенной, должно на каждом шагу считаться с фактом инволюции сознания и силы в форме и деятельности материальной субстанции. Ведь эволюция следует путем пробуждения инволюционного сознания и силы путем восхождения от принципа к принципу, от ступени к ступени, от мощи к мощи тайного Духа, но это не свободный переход к более высокому статусу. Закон действия, сила действия каждой ступени или мощности в ее возникновении определяется не только собственным свободным, полным и чистым законом природы или напором энергии, но частично и материальной организацией, представленной этой энергии, и частично собственным статусом, достигнутой степенью, завершенным фактом сознания, которое оно было способно наложить на Материю. Действенность этой энергии некоторым образом определяется балансом между достигнутым размахом эволюционного появления и противодействующим размахом,до которого возникающая мощность все еще охвачена, пронизана, преуменьшена преобладанием и сохраняющейся хваткой Несознания. Как мы видим, разум -- это не чистый и свободный разум, а разум, затемненный и преуменьшенный охватывающим незнанием, разум, трудящийся и сражающийся за извлечение знания из этого незнания. Все зависит от более или менее вовлеченного или более или менее развитого окружения сознания, -совершенно инволюционного в несознательной материи, балансирующего на грани инволюции и сознательной эволюции в первых неживотных формах жизни в материи, сознательного развитого, но чрезвычайно ограниченного и стесненного в разуме, населяющем живое тело, предначертанном быть полностью развитым путем пробуждения Сверхразума в воплощенном ментальном существе и природе.

Каждой ступени в этом ряду достигнутого развивающимся Сознанием принадлежит соответствующий класс существования, -- одна за другой появляются материальные формы и силы, растительная жизнь, животные и полу-животный человек, развитые человеческие существа, несовершенно развитые или более развитые духовные существа: но вследствие непрерывности эволюционного процесса нет твердого разделения между ними: каждое новое достижение или образование вбирает то, что было прежде. Животное вбирает в себя живую и неоживленную Материю; человек вбирает и то и другое вместе с животным существованием. Существуют разделяющие полосы, оставленные переходным процессом или отделяющие разграничения, установленные фиксированной привычкой Природы: но эти разграничители отличают один ряд от другого, служат, возможно, тому, чтобы препятствовать выпадению того, что было развито, они не прерывают и не обрывают непрерывность эволюции. Развивающееся Сознание переходит от одной ступени к другой или от одного ряда шагов к другому либо в ходе неуловимого процесса, либо с помощью некоторого скачка или кризиса; либо, возможно, при помощи вмешательства свыше, -- некоторое нисхождение или воодушевление или влияние с высших планов Природы. Но, какими угодно средствами, Сознание, тайно населяющее Материю, оккультный Обитатель, может таким способом проложить себе путь наверх от низших к более высоким градациям, вбирая то, чем оно было, в то, чем оно сейчас является и готовясь вобрать и то и другое в то, чем оно будет. Таким образом, заложив сначала фундамент материального бытия, материальных форм, сил, существований, в которых оно кажется лежащим несознательным, хотя на самом деле, как мы теперь знаем, оно всегда там подсознательно за работой, Сознание способно проявить жизнь и живых существ, проявить разум и ментальных существ в материальном мире и должно поэтому быть способным проявить там и Сверхразум и супраментальных существ. Так был достигнут современный статус эволюции, в котором человек теперь является видимой кульминацией, но не настоящим окончательным верхом; ведь человек сам является переходным существом и стоит в поворотной точке целостного движения. Эволюция, являясь сознательной, должна в каждый данный момент иметь прошлое с фундаментальными результатами, которые все еще ясно видны, должна иметь настоящее, в котором вырабатывающиеся результаты находятся в процессе становления, и должна иметь будущее, в котором должны появиться еще неразвитые мощности и силы бытия и развиться до своей полной и совершенной манифестации. Прошлое заключает в себе историю медленной и трудной подсознательной работы с результатами, представленными на поверхности, -- это была подсознательная эволюция; настоящее -- это серединная стадия, неопределенная спираль, в которой тайная эволюционная Сила бытия использует человеческий интеллект для своего действия, в котором то принимает участие, до конца не понимая того, что же он на самом деле делает -- это эволюция, медленно начинающая осознавать самою себя; будущее должно быть все более и более сознательной эволюцией духовного существа, пока оно наконец не будет выпущено в само-сознающее действие благодаря появившемуся гностическому принципу.

Первое основание в этом появлении, создание форм Материи, сначала несознательных и неоживленных, затем форм живой и думающей Материи, появление все более и более организованных тел, приспособленных выражать все бо'льшую мощь сознания, было изучено Наукой с физической точки зрения, со стороны построения формы; но очень малый свет был пролит на внутреннюю сторону, на сторону сознания, и то малое, что было увидено, относится скорее к физическому базису и инструментарию, чем к последовательным операциям Сознания в его собственной природе. В этой эволюции, насколько она была увидена, хотя и присутствует непрерывность, -- ведь Жизнь включает в себя Материю и Разум вбирает субментальную Жизнь, Разум интеллекта вбирает разум жизни и ощущения, -- скачок от одной ступени сознания к другой кажется нам грандиозным, кажется невозможным пересечь эту пропасть будь то по мосту или перепрыгнув ее; нам не удается открыть какое-либо ощутимое или удовлетворительное доказательство достижений эволюции в прошлом или найти путь, которым это было достигнуто. Даже во внешней эволюции, даже в развитии внешних форм, где данные легко видны, есть пропущенные звенья, которых всегда недостает; но в эволюции сознания этот переход еще труднее объяснить, поскольку он кажется скорее трансформацией, чем переходом. Однако, может быть, что из-за нашей неспособности проникнуть в подсознательное, прозондировать субментальное или достаточно понять низшую ментальность, отличную от нашей, мы не можем увидеть маленькие ступеньки, не только в пределах одного уровня сознания, но и на границе между ними: ученые, которые на само деле тщательно исследовали физические данные, пришли к вере в непрерывность эволюции, несмотря на пропасти и утерянные звенья; если мы аналогично сможем исследовать внутреннюю эволюцию, то, без сомнения, откроем возможность и способ этих грандиозных переходов. Но все же существует реальная, радикальная разница между одной ступенью и другой, разница настолько большая, что переход от одной к другой кажется новым творением, скорее чудом метаморфоз, чем естественным предсказуемым развитием или спокойным переходом от одного состояния бытия к другому с ясно отмеченными шагами, легко выстраиваемыми в одну последовательность.

Эти пропасти кажутся более глубокими, но менее широкими, если мы поднимаемся по шкале Природы. Если есть рудименты жизненной реакции в металле, как недавно было заявлено, то она по своей сущности может быть идентична жизненной реакции в растении, но то, что может быть названо витально-физической разницей, настолько значительно, что одно кажется нам неоживленным, а другое, хотя и не являющееся видимо сознательным, может быть названо живым созданием. Между высшими формами растений и низшими формами животных пропасть кажется еще глубже, ведь это разница между разумом и полным отсутствием какого-либо видимого или даже зачаточного движения разума: в одном вещество ментального сознания не пробуждено, хотя присутствует жизнь витальных реакций, подавленная или подсознательная или, возможно, только субментальная вибрация ощущения; в другом, хотя жизнь поначалу менее автоматична и надежна в подсознательном способе жизни и на своем пути непрекрытого сознания несовершенно определена, но все же разум пробужден, -- есть сознательная жизнь, сделан значительный переход. Но общность явлений жизни растения и животного, какой бы разной ни была их организация, сужает пропасть, даже если она и не наполняет ее глубину. При переходе от высшего животного к низшему человеку должна быть преодолена еще более глубокая пропасть, это пропасть между чувственным разумом [sense-mind] и интеллектом: ведь как бы мы ни настаивали на примитивной природе дикаря, но мы не можем изменить тот факт, что наиболее примитивное человеческое существо имеет над и за пределами чувственного разума, эмоциональной витальности и первичного практического интеллекта, которые мы связываем с животными, человеческий интеллект и способен, -- хотя бы в каких-то пределах, -- на рефлексию, идеи, сознательное изобретение, религиозное и этическое мышление и чувство, на любую фундаментальную вещь, на которую способно человечество и раса; дикарь имеет тот же самый тип интеллекта, а различие состоит только в прошлом наставлении и формирующем общении и степени развития тот или иной способности, силы и активности. Все же, несмотря на разделяющие борозды, мы более не можем предполагать, что Бог или некий Демиург наштамповал уже готовые виды и породы, наделил их телом и сознанием и оставил все так, как получилось, взглянул на свою работу и сказал, что она удалась. Становится очевидным, что тайно сознательная или несознательная Энергия творения вызвала быстрый или медленный переход, какими бы то ни было средствами, с помощью каких угодно приспособлений, биологической, физической или психологической машинерии, -- возможно, делая это, она не заботилась о сохранении тех форм, которые были лишь переходными ступенями и больше не несут какого-либо назначения, а также не служат какой-либо цели эволюционной Природы. Но это объяснение скачков является лишь чуть большим, чем гипотеза, которую мы не можем достаточно обосновать. В любом случае, вероятно, что причину этих радикальных различий следует искать в работе внутренней силы, а не во внешнем процессе эволюционного перехода; если мы взглянем на него более глубоко с этой внутренней стороны, то исчезнет трудность понимания, и эти переходы станут постижимыми и, в действительности, неизбежными из-за самой природы эволюционного процесса и его принципа.

Ведь если мы посмотрим не научные или физические аспекты, а на психологическую сторону вопроса и исследуем, в чем собственно состоит различие, то увидим, что оно заключается в подъеме сознания к другому принципу бытия. Металл фиксирован несознательным и неоживленным принципом материи; даже если мы можем предположить, что он несет в себе некоторые реакции, напоминающие жизнь и предположительно жизненные или, по меньшей мере, зачаточные вибрации, которые в растении развиваются в жизнь, то все же это не типичная форма жизни и это не характеризует ее; это типичная форма материи. Растение фиксировано в подсознательном действии принципа жизни, -- не то чтобы оно не подчинено материи или лишено реакций, которые находят свое полное значение только в разуме, ведь, по-видимому, растение имеет субментальные реакции, являющиеся в нас основой удовольствия и боли или притяжения и отвержения; но все же это форма жизни, не простой материи, а также, насколько мы знаем, это вовсе не разумно-сознательное существо. Человек и животное -- ментально сознательные существа; но животное фиксировано витальным разумом и разумом-чувством и не может преодолеть своих ограничений, тогда как человек воспринимает в чувство-разуме свет другого принципа, имеет интеллект, который на самом деле является одновременно отражением и преуменьшением Сверхразума, лучом гнозиса, схваченным чувство-ментальностью и трансформированным в нечто иное, чем его источник: ведь интеллект -- это агностик, подобно чувство-разуму, в котором и для которого он работает, это не гностик; он ищет опору в знании, потому что не обладает им, он не держит знание в себе, подобно Сверхразуму, для которого это является естественной преорогативой. Другими словами, в каждой из этих форм существования вселенское бытие зафиксировало свое действие сознания в различных принципах или, как в случае разницы между человеком и животным, в модификации низшего при помощи высшего, хотя еще не самого высокого принципа. Именно эти шаги от одного принципа бытия к совершенно другому принципу создают эти переходы, эти пропасти, четкие разграничительные линии и порождают хотя и не полную разницу, но все же радикальное характерное различие между одним существом и другим существом в их природе.

Но следует заметить, что это восхождение, эта последовательная фиксация во все более высоких принципах, не несет с собой отказ от низших ступеней, как и статус существования на низших ступенях не подразумевает полное отсутствие высших принципов. Это снимает возражение против эволюционной теории, порожденное этими разграничительными линиями; ведь если рудименты высшего присутствуют в низшем творении, и низшие качества вбираются в высшее развивающееся существо, то это само по себе составляет несомненный эволюционный процесс. То, что необходимо -- это работа, которая доведет низшую градацию бытия до той точки, в которой высшее может появиться в ней; в этой точке давление с некоторого превосходящего плана, где доминирует новая мощность, может содействовать более или мене быстрому и решающему переходу путем скачка или серии скачков, -- после медленного, еле продвигающегося или даже оккультного действия следует разбег и прыжок через границу. Примерно таким видится переход от низших к высшим ступеням сознания в Природе.

В действительности жизнь, разум, Сверхразум присутствуют в атоме, находятся там за работой, но невидимы, оккультны, латентны в подсознательном или кажущемся несознательном действии Энергии; есть одушевляющий Дух, но внешняя сила и рисунок бытия, что мы могли бы назвать формальным существованием или существованием формы в отличие от имманентного или тайно управляющего сознания, потеряны в динамическом действии, настолько поглощены в нем, что фиксированы в стереотипном само-забвении, не осознающем то, что оно есть и что оно делает.. С этой точки зрения электрон и атом являются вечными сомнамбулами; каждый материальный объект содержит внешнее сознание или сознание формы, но сознание инволюционное, поглощенное в форму, спящее, кажущееся несознанием, управляемым неизвестным и нечувствующимся внутренним Существованием, -- тем, кто пробужден в спящем, вселенским Обитателем Упанишад, -- внешнее, поглощенное сознание формы, которое, в отличие от человека-сомнамбулы, никогда не было пробуждено и никто не подходит к точке пробуждения. В растении это внешнее сознание формы [outer form-consciousness] все еще находится в состоянии сна, но сна, полного нервных грез, всегда в точке пробуждения, но пробуждение никогда не наступает. Возникла жизнь; иными словами, сила сокрытого сознания бытия должна была в своем напряжении дойти до такой точки, подняться до такой высоты, чтобы развить и стать способной на новый принцип действия, такой, какой мы видим как витальность, жизненную силу. Сила стала витально реагировать на существование, хотя и без ментального осознания, и выдвинула вперед новую ступень деятельности более высоких и более тонких ценностей, чем любое чисто физическое действие. В то же время, эта сила стала способной воспринимать и обращать в эти новые жизненные ценности, в движения и явления вибраций витальности, контакты жизни и физические контакты от других форм, отличных от своей собственной, и от вселенской Природы. Это те вещи, которые не могут делать формы простой материи; они не могут перевести контакты на шкалу жизненных ценностей или приписать им какую-либо ценность, частично из-за того, что их мощь восприятия, -- хотя она существует, если можно доверять оккультной очевидности, -недостаточно пробудилась, чтобы сделать что-нибудь, а только тупо воспринимает и несовершенно реагирует, частично из-за того, что энергии, передаваемые в этих контактах, слишком тонки для того, чтобы они могли быть использованы грубой невежественной плотностью, сформированной Материей. Жизнь дерева определяется физическим телом, но эта жизнь поднимает физическое существование и придает ему новую ценность или систему ценностей -- жизненную ценность.

Тем же образом осуществляется переход к разуму и чувству, появляющемуся в животном существе, к тому, что мы называем сознательной жизнью. Сила существа доходит до такой интенсивности, поднимается на такую высоту, что допускает или развивает новый принцип существования, -- кажущийся новым, по крайней мере, в мире Материи, -- ментальность. Животное существо ментально осознает существование, свое собственное и существование других, выводит вперед более высокий и более тонкий уровень деятельности, воспринимает более широкий диапазон контактов, ментальных, витальных, физических, от форм, отличных от своей собственной, поднимает физическое и витальное существование и обращает все, что может получить от них, в смысловые ценности и ценности витального разума. Оно ощущает тело, ощущает жизнь, но ощущает также и разум; ведь оно имеет не только первые слепые реакции, но и сознательные ощущения, память, импульсы, волю, эмоции, ментальные ассоциации, вещество чувствования и мышления и воли. Животное обладает также практическим интеллектом, основанным на памяти, ассоциации, стимулирующей нужде, наблюдении, мощности изобретений или приспособлений; оно способно на хитрость, стратегию, планирование; оно может изобретать, до некоторой степени приспосабливать свои изобретения, встречаясь с изменениями окружающей обстановки в той или иной детали. Все это -- не полу-сознательный инстинкт; животное подготавливает человеческий интеллект.

Но когда мы переходим к человеку, то видим целостное развертывание сознания; мир, который он изображает в миниатюре, начинает в нем раскрывать для себя свою собственную природу. Высшее животное -- это не сомнамбула, -- которой, как правило, являются самые низшие животные формы, -- но оно имеет только ограниченный пробужденный разум, способный непосредственно лишь на то, что требуется для его витального существования: в человеке сознательная ментальность расширяет свою пробужденность и, хотя поначалу не полностью само-сознательна, хотя сознательна все еще только на поверхности, но может все более и более открываться к своему внутреннему и интегральному существу. Как и в двух предыдущих восхождениях, есть подъем силы сознательного существования к новой мощи и новому диапазону тонких действий; осуществляется переход от витального разума к разуму рефлексирующему и думающему, развита высшая мощность наблюдения и изобретения, сбора и связывания данных, осознание процесса и результата, развита сила воображения и эстетического творения, высшая, более пластичная чувствительность, координирующий и интерпретирующий рассудок, превзойдены ценности рефлекса или реагирующего интеллекта, и на их место пришли ценности мастерового, понимающего, само-открепленного интеллекта. Как и в низших восхождениях, здесь также есть расширение диапазона сознания; человек способен принять в себя бо'льшую часть мира и самого себя, как и придать этому знанию более высокий и более полный рисунок сознательного переживания. Здесь также присутствует и третий постоянный элемент восхождения; разум поднимает низшие уровни и придает их действию и реакции ценности интеллекта. Человек не только имеет ощущение своего тела и жизни, подобно животному, но и ощущение интеллекта и идею жизни и сознательное и наблюдаемое восприятие тела. Он также поднимает ментальную жизнь животного, как и материал и телесность; хотя человек что-то теряет в этом процессе, но придает высшую ценность тому, что осталось; он имеет ощущение интеллекта и идею своих ощущений, эмоций, волеизлияний, импульсов, ментальных ассоциаций; то, что было грубым веществом мышления и чувства и воли, способным только на грубые определения, он обращает в законченную работу и артистизм. Ведь животное тоже думает, но автоматическим образом, основываясь, главным образом, на механическом ряде воспоминаний и ментальных ассоциаций, принимая быстро или медленно предложения Природы и пробуждаясь к индивидуальному более сознательному действию только тогда, когда есть необходимость в более тесном наблюдении и приспособлении; оно имеет некоторое первоначальное грубое вещество практического рассуждения, но не оформленную идейную и рефлексивную способность. Пробужденное сознания животного -- это необученный примитивный ремесленник разума, а сознание человека -- это обученный мастер, который может стать, -- но человек не достиг этого в достаточной степени, -- не только виртуозом, но и господином и экспертом.

Но здесь следует обратить внимание на две особенности этого человеческого и на сегодняшний день высочайшего развития, что подводит нас к сердцу проблемы. Во-первых, это подъем низших частей жизни раскрывается как обращение вниз мастерского ока тайного развивающегося духа или вселенского Существа в индивиде с той высоты, которая сейчас достигнута, на все то, что лежит ниже, как пристальное вглядывание вниз с двойной или близнячной мощью сознательной силы бытия, -- с мощью воли, мощью знания, -- с тем, чтобы понять с этого нового, другого и более широкого диапазона сознания и восприятия и природы низшую жизнь и ее возможности и поднять ее также на более высокий уровень, придать ей более высокое значение, расширить ее высшие потенциальности. И дух делает это, потому что он, очевидно, не намеревается убить или разрушить низшую жизнь, а поскольку восторг существования является его вечным занятием, и стилем его музыки является гармония разнообразных нот, а не сладкая и монотонная мелодия, то он желает включить и низшие ноты, наделив их более глубоким и тонким значением, извлечь из них больше восторга, чем это было возможно в более грубых формулировках. Все же в конечном итоге дух полагается на них как на условие постоянного принятия их согласия допустить высшие ценности и, до тех пор, пока они на самом деле не согласятся, он может обращаться с ними достаточно грубо, даже использовать их в качестве подпорки для ног, когда сам дух склонен к совершенству, а они восстали. И в этом на самом деле заключена настоящая сокровенная цель и смысл этики, дисциплины и аскезы, -- научить и приручить, очистить и подготовить к тому, чтобы быть подходящими инструментами витальную и физическую и низшую ментальную жизнь, так чтобы они могли бы быть трансформированы в тон высшей ментальной и, в конечном счете, супраментальной гармонии, но не для того, чтобы увечит или убить их. Восхождение -- это первая необходимость, но интеграция -- сопутствующее намерение духа в Природе.

Это направленное вниз око знания и воли с точки зрения все-определяющего поднятия, углубления и более тонкого, более прекрасного и более богатого усиления является с самого начала тайным путем Духа. Душа дерева принимает, можно сказать, нервно-материальный взгляд на свое целостное физическое существование, так чтобы извлечь из этого максимально возможную витально-физическую интенсивность; ведь, по-видимому, в нем присутствуют весьма значительные возбуждения немой вибрации жизни, -возможно, хотя это нам трудно представить, гораздо более интенсивные по нижней рудиментарной шкале6 чем могли бы выдержать животный разум и тело на своей высшей и более мощной шкале. Животное существо принимает ментализированный взгляд-ощущение на свое витальное и физическое существование, с тем чтобы извлечь из него максимально возможную смысловую ценность, и этот взгляд более проницателен во многих аспектах, чем человеческий в качестве простого ощущения или чувство-эмоции или удовлетворения витального желания и удовольствия. Человек, глядя вниз с плана воли и интеллекта, оставляет эти низшие интенсивности, но для того, чтобы извлечь из разума и жизни и ощущения более высокую интенсивность в других ценностях, интеллектуальных, эстетических, моральных, духовных, ментально динамических или практических, -- как он называет их; при помощи этих высших элементов человек расширяет, утончает и поднимает на более высокий уровень свое использование жизненных ценностей. Он не оставляет животных реакций и наслаждений, а более ясно, тонко и чувствительнее ментализирует их. Человек делает это даже на своем обычном и низшем уровне, но по мере развития он подвергает свое низшее существо более строгим проверкам, начинает через боль отвержения проводить нечто подобное трансформации: это путь разума для подготовки духовной жизни, находящейся все еще за пределами разума.

Но человек направляет свой взгляд не только вниз и вокруг себя, но и при достижении высшего уровня -- вверх, к тому, что над ним, и внутрь, к тому, что оккультно внутри него. В нем не только стал сознательным направленный вниз взгляд вселенского Существа в эволюции, но и развивается также сознательный взгляд, направленный вверх и вовнутрь. Животное живет так, как будто бы оно было удовлетворено тем, что Природа делает для него; если есть какой-либо направленный вверх взгляд тайного духа внутри животного существа, то оно ничего не делает сознательно с ним, это занятие Природы: именно человек впервые сознательно делает собственным делом обращенный вверх взгляд. Ведь уже благодаря обладанию разумной волей, хотя это и деформированный луч гнозиса, человек начинает продвигать вперед двойную природу Сатчитананды; он уже не является, подобно животному, неразвитым сознательным существом, полностью ведомым Пракрити, рабом исполнительной Силы, играющей с ним посредством механических энергий Природы, но он уже начал быть развивающейся сознательной душой или Пурушей, вмешивающимся в то, что ранее было единственно ее делом, желающим сказать свое слово и в конечном счете стать мастером и господином. Человек еще не может эффективно делать это, он еще опутан ее сетями, слишком вовлечен в ее работающий механизм: но он чувствует, -- хотя пока еще слишком смутно и неопределенно, -- что дух внутри него хочет подняться к еще бо'льшим вершинам, расширить свои границы; нечто внутри него, нечто оккультное, знает, что намерением более глубокой сознательной Души-Природы, Пуруши-Пракрити отнюдь не является быть удовлетворенным своей теперешней низостью и ограничениями. Покорять все более высокие вершины, расширять свой диапазон, трансформировать свою низшую природу, -- это всегда было естественным импульсом человека, как только он сделал для себя место в физическом и витальном мире земли и получил небольшой досуг для того, чтобы рассмотреть свои дальнейшие возможности. Так и должно быть, но не из-за какой-либо ложной и жалкой воображаемой иллюзии в нем, а, во-первых, из-за того, что он -- несовершенное, все еще развивающееся ментальное существо и должен трудиться ради большего развития, ради совершенства, и, более того, так происходит из-за того, что человек способен, не в примет другим земным созданиям, становиться сознательным по отношению к тому, что глубже разума, осознавать душу внутри себя и то, что выше разума, сверхразум, способен осознавать дух, открываться ему, допускать его, подниматься к нему, находить в нем опору. Это лежит в человеческой природе, во всей человеческой природе -- превосходить самого себя в ходе сознательной эволюции, взбираться за пределы того, чем он является. Не только отдельные индивиды, но временами и раса, по общему правилу бытия и жизни, если не во всех своих членах, может надеяться, если разовьет достаточную волю, на то, чтобы выйти за пределы несовершенств нашей теперешней весьма небожественной природы и подняться, по крайней мере, до уровня верховного человечества, подняться ближе, если даже нельзя достичь этого абсолютно, к божественному человечеству или сверхчеловечеству. В любом случае, это принуждение эволюционной Природы в нем -- бороться к развитию вверх, возводить идеал, делать попытку.

Но где пределы осуществления эволюционного само-становления путем само-превосхождения? В самом разуме есть градации, и в каждой градации есть свой ряд; существуют последовательные уровни, которые мы можем договориться называть планами и под-планами ментального сознания и ментального существа. Развитие нашего ментального "я" есть подъем по этим ступенькам; мы можем обосноваться на любой из них, в то же время все еще поддерживая зависимость от более низких ступеней и от мощи отклика на влияния из более высоких слоев нашего существа. Сейчас мы обычно находим свое первое надежное основание в низшем под-плане интеллекта, который можно назвать физически-ментальным, потому что интеллект самим фактом своего существования и ощущением реальности зависит от физического мозга, физического чувство-разума, физических органов чувств; в этом отношении мы все еще физические люди, придающие наибольшее значение объективным вещам и своей внешней жизни, люди, обладающие весьма скромным субъективным или внутренним существованием и подчиняющие это существование требованиям внешней реальности. Физический человек имеет витальную часть, но она сделана, главным образом, из более мелких инстинктивных и импульсных образований жизненного сознания, возникшего из подсознательного, наряду с обычным роем или кругом ощущений, желаний, надежд, чувств, удовлетворений, которые зависят от внешних вещей и внешних контактов и заняты практическим, немедленно реализуемым и возможным, привычным, общим и средним. Физический человек имеет и ментальную часть, но она также обычна, традиционна, практична, объективна и почитает то, что принадлежит области разума, главным образом, за его полезность для поддержки, комфорта, использования, удовлетворения и развлечения его физического и чувственного существования. Ведь физический разум базируется на материи и материальном мире, на теле и телесной жизни, на чувственном переживании и на обычной практической ментальности и ее переживании. Все то, что не входит в этот порядок, физический разум выстраивает как ограниченную суперструктуру, зависящую от внешней чувственной ментальности. Даже и так, физический разум считает высшее содержание жизни либо полезным придатком, либо чрезмерной, но приятной роскошью воображений чувств и мысленных абстракций, не внутренней реальностью; или, даже если он воспринимает это как реальность, то не чувствует это содержание конкретно и существенно в его собственной надлежащей субстанции, более тонкой, чем физическая субстанция и ее грубая конкретность, -- он считает его субъективным, менее сущностным расширением физических реальностей. Неизбежно, человеческое существо должно было таким образом сделать свое первое основание в Материи и придать внешнему факту и внешнему существованию надлежащую важность; ведь это первое условие Природы для нашего существования, условие, на котором она величайше настаивает: физический человек подчеркнут в нас и обильно размножен в мире как ее сила для сохранения надежного, если и в чем-то инертного, материального базиса, на котором она может поддерживать себя, пока пытается развить высшее человечество; но в этом ментальном образовании нет мощи для прогресса. Это наш первый ментальный статус, но ментальное существо не может вечно оставаться на этой низшей ступеньке человеческой эволюционной лестницы.

Над физическим разумом и глубже внутри, чем физическое ощущение, существует то, что мы можем назвать смышленостью жизненного разума, динамического, витального, нервного, более открытого, хотя все еще тускло, психическому, разума, способного на первое душе-образование, хотя и более темной жизне-души, не психического существа, а фронтального образования витального Пуруши. Это жизне-душа конкретно ощущает вещи жизне-мира и контактирует с ними, и пытается реализовать их здесь; она придает громадное значение удовлетворению и исполнению жизненного существа, жизненной силы, витальной природы: она смотрит на физическое существование как на поле само-исполнения жизненных импульсов, поле игры амбиций, мощи, сильного характера, любви, страсти, приключения, поле для индивидуального, коллективного, общего человеческого поиска и шанса и рискованного начинания, поле для различного рода жизненных экспериментов и нового жизненного переживания, и если бы не этот сохраняющийся элемент, если бы не эта большая мощь, интерес, важность, то физическое существование не имело бы никакой ценности. Эта жизне-ментальность поддерживается нашим тайным сублиминальным витальным существом и находится в завуалированном контакте с жизненным миром, которому она может легко открыться и так чувствовать невидимые динамические силы и реальности за материальной вселенной. Существует внутренний жизне-разум, который не нуждается для своих восприятий в показаниях физических чувств, не ограничен ими; ведь на этом уровне наша внутренняя жизнь и внутренняя жизнь мира становится реальной для нас независимо от тела и символов физического мира, единственно который мы называем природным явлением, как если бы Природа не имела бы бо'льших явлений и бо'льших реальностей, чем принадлежащих грубой Материи. Витальный человек, окруженный сознательно или несознательно этими влияниями -- это человек желания и чувства, человек силы и действия, человек страсти и эмоции, очень подвижный индивид: он может делать и в действительности делает большой упор на материальное существование, но это существование дает ему, даже когда витальный человек наиболее захвачен текущими действительностями, толчок для жизне-переживания, для силы реализации, для жизненного расширения, для жизненной мощи, для жизненного утверждения и жизненного расширения, что является первым побуждением Природы к расширению существа; при высочайшем накале этого жизненного побуждения витальный человек становится разрушителем границ, искателем новых горизонтов, возбудителем прошлого и настоящего в интересах будущего. Витальный человек имеет ментальную жизнь, которая часто порабощена витальной силой и ее желаниями и страстями, и именно эти желания и страсти он стремится удовлетворить через разум: но когда он интересуется строго ментальными вещами, то может стать ментальным искателем приключений, открывающим пути к новым образованиям разума или борцом за идею, чувственным типом артиста, динамическим поэтом жизни или проповедником или правозащитником. Витальный человек очень подвижен и деятелен и поэтому является великой силой в работе эволюционной Природы.

Над этим уровнем витальности и еще более глубоко расширенный, находится план разума, план чистого мышления и понимания, для которого наибольшей реальностью являются вещи ментального плана; все, кто находятся под его влиянием, философы, мыслители, ученые, интеллектуальные творцы, люди идеи, люди писанного и разговорного слова, идеалисты и мечтатели -- являются ментальными существами, достигшими в настоящий момент наибольших высот. Этот ментальный человек имеет жизненную часть, жизнь страстей и желаний и амбиций и жизненных надежд всех видов и имеет низшее чувственное и физическое существование, и эта низшая часть зачастую может уравновесить или принизить его наиболее благородных элемент, так что, хотя это и наиболее высокая его часть, но она не становится доминирующей и формирующей в его целостной природе: но это не типично для ментального человека в его наибольшем развитии, ведь витальная и физическая части контролируются думающей волей и интеллектом и подчинены им. Ментальный человек не может трансформировать свою природу, но он может контролировать и гармонизировать ее и наложить на нее закон ментального идеала, достичь некоторого баланса и наложить возвышающее и очищающее влияние, и привести в высокую согласованность многоличностную путаницу и конфликт или суммарную мешанину нашего поделенного и полу-сконструированного существа. Ментальный человек может быть наблюдателем и правителем своего собственного разума и жизни, может сознательно развить их и стать до этой степени человеком, сделавшим самого себя.

Этот разум чистого интеллекта имеет за собой внутренний или сублиминальный разум, который непосредственно ощущает вещи плана разума, открыт действию мира ментальных сил и может чувствовать идейные и другие влияния, не ощущаемые физическими органами, влияния, которые действуют на материальный мир и план жизни, но которые мы сейчас можем лишь предполагать, а не переживать их напрямую: эти неуловимости и невесомости реальны и весомы для ментального человека, и он считает их истинами, которые требуют своей реализации в нашей или земной природе. На внутреннем плане разум и душа разума [mind-soul] независимо от тела могут стать для нас полной реальностью, и мы можем сознательно жить в них, как и в теле. Таким образом, жить в разуме и вещах разума, осознавать нечто большее, чем жизнь и тело, есть наше высочайшее место, наиболее близко расположенное к духовности в шкале Природы. Ментальный человек, человек само-преобладающего и само-формулирующего разума и воли, осознающий идеал и повернутый к его реализации, высочайший интеллектуал, мыслитель, провидец, менее подвижен и не так скор на действие, чем витальный человек, человек действия и высшего скорого жизне-исполнения, но настолько же мощный и обычно даже более мощный в деле открытия новых перспектив для расы, является нормальным верхом Природного эволюционного образования на человеческом уровне. Эти три степени ментальности, ясные сами по себе, но чаще всего смешанные в разных соотношениях, являются для обычного интеллекта лишь психологическими типами, которым случается быть развитыми, и мы не распознаем в них другого значения; но в действительности они наполнены значением, поскольку являются ступенями Природной эволюции ментального существа к своему само-превосхождению, и, как думающий разум есть высочайшая ступень, которой Природа сейчас достигла, так и совершенный ментальный человек является редчайшим и высочайшим типом человеческих созданий. Чтобы идти дальше, природа должна принести в разум духовный принцип и сделать его активным в разуме, жизни и теле.

Ведь человеческие творения являются ее эволюционными образованиями, построенными ментальности; чтобы делать большее, природа должна более полно использовать невидимый материал, скрытый ниже нашей поверхности, погружаться вовнутрь и находить тайную душу, психею, или подниматься над нашим обычным ментальным уровнем в планы интуитивного сознания, наполненного светом, пришедшим из духовного гнозиса, подниматься в восходящие планы чистого духовного разума, в которых мы оказываемся в прямом контакте с бесконечным, в соприкосновении с "я" и высочайшей реальностью вещей, Сатчитанандой. В нас самих, за нашим поверхностным природным существом, есть душа, внутренний разум, внутренняя жизненная часть, которые могут открыться к этим высотам, как и к оккультному духу внутри нас, и это двойное открытие является тайной новой эволюции; путем этого разрушения крышек и стен и границ сознание поднимается к бо'льшим высотам и большей интеграции, что одухотворит в новой эволюции все мощности нашей природы, как они были ментализированы в ходе эволюции разума. Ведь ментальный человек не был последним усилием Природы или ее высочайшим пределом, -- хотя он был, в общем, более полно развитым по своей природе, чем те, кто достиг более низких уровней или устремлялся к уровню над ментальным человеком; природа указывала человеку на еще более высокие и более трудные уровни, вдохновляла его идеалом духовной жизни, начала в нем эволюцию духовного существа. Духовный человек является ее верховным сверхнормальным усилием человеческого творения; ведь, развив ментального творца, мыслителя, провидца, проповедника идеала, само-контролируемое, само-дисциплинированное, гармонизированное ментальное существо, природа пыталась идти выше и глубже внутрь и призывала выйти вперед душу и внутренний разум и сердце, призывала спуститься силы духовного разума и высшего разума и надразума и создать под действием их света и под их влиянием духовного мудреца, провидца, пророка, любящего Бога, Йогина, гностика, Суфи, мистика.

Это единственный путь человека к настоящему само-превосхождению: ведь пока мы живем в поверхностном существе или основываем себя полностью на Материи, будет невозможно идти выше и будет тщетно ожидать, что может быть какой-либо новый переход радикального характера в нашем эволюционном существе. Витальный человек, ментальный человек имели громадное воздействие на земную жизнь, они продвинули человечество вперед от простого человеческого животного к тому, чем он является сейчас. Но они могут действовать лишь в пределах уже установленной эволюционной формулы человеческого существа; они могут расширить человеческий круг, но не изменить или трансформировать принцип сознания или его характерное действие. любая попытка неординарно поднять ментального человека или неординарно усилить витального человека, -- к примеру, Ницшианское сверхчеловечество, -- может лишь раздуть до громадных размеров человеческое создание, но она не может трансформировать или обожествить его. Открывается другая возможность, если мы сможем жить внутри внутреннего существа и сделать его прямым правителем жизни или поставим себя на духовный и интуитивный планы бытия и оттуда и их мощностями будем трансмутировать нашу природу.

Духовный человек является знаком этой новой эволюции, этой новой и высшей попытки Природы. Но новая эволюция отличается в двух отношениях от прошлого процесса развертывания эволюционной Энергии: она проводится сознательным усилием человеческого разума и не ограничена сознательным прогрессом поверхностной природы, а сопровождается попыткой разрушить стены неведения и расширить нас внутренне в тайный принцип нашего теперешнего бытия и расширить вовне в космическое бытие, как и поднять вверх к высшему принципу, То, чего Природа достигла до сих пор -- это расширение нашего поверхностного Знания-Неведения; духовная попытка нацелена на устранение Неведения, на то, чтобы идти вовнутрь и открыть душу и объединиться в сознании с Богом и всем существованием. Это конечная цель ментальной стадии эволюционной Природы в человеке; это начальная ступень к радикальной трансмутации Неведения в Знание. Духовное изменение начинается с влияния внутреннего существа и высшего духовного разума, с действия, ощущаемого и принимаемого на поверхности, но это само по себе может привести только к озаренному ментальному идеализму или к росту религиозного разума, религиозного темперамента и некоторой набожности в сердце и благочестия в поведении; это первое приближение разума к духу, но оно не может сделать радикального изменения; должно быть сделано бо'льшее, мы должны жить глубже внутри, мы должны превзойти наше теперешнее сознание и наш теперешний статус Природы.

Очевидно, что если мы сможем жить так глубоко внутри и постоянно вызывать внутренние силы и накладывать их на внешний поверхностный инструментарий или поднимать себя к тому, чтобы пребывать на высших и более широких уровнях и терпеливо накладывать их мощности на физическое существование, не просто воспринимать влияния, спускающиеся с них (это то, что мы можем сейчас делать), тогда может начаться возвышение нашей силы сознательного бытия, так чтобы создать новый принцип сознания, новый диапазон деятельности, новые ценности всех вещей, может начаться расширение нашего сознания и жизни, подъем и трансформация низших градаций нашего существования, -- короче говоря, может начаться целостный эволюционный процесс, в ходе которого Дух в Природе создает высший тип бытия. Тогда каждый шаг может означать маленькую ступеньку, как бы ни удаленную от конечной цели, или близкое приближение, ведущее к большему и более божественному бытию, большей и более божественной силе и сознанию, знанию и воле, ощущению существования и восторгу в существовании; тогда могло бы начаться начальное развертывание к божественной жизни. Вся религия, все оккультное знание, весь сверхнормальный (в противоположность ненормальному) психологический опыт, вся Йога, всякое психическое переживание и дисциплина являются указательными вехами, направляющими нас на дорогу прогресса оккультного само-развертывающегося духа.

Но человеческая раса все еще отягощена определенным притяжением к физическому, она все еще подчиняется тяге еще непокоренной земной материи; преобладает материальный разум [brain-mind], физический интеллект: удерживаемая многими узами, раса боится сделать решающий шаг или отступает перед слишком напряженным требованием духовного усилия. Также имеется еще бо'льшая возможность для скептической глупости, громадной праздности или лености, безмерной интеллектуальной и духовной робости и консерватизма, когда человек пытается вырваться из круга привычек: хотя сама жизнь неизменно доказывает, что выбранное для покорения может быть покорено, -- свидетельством тому служат чудеса весьма малой мощности, физической Науки, -- но это не устраняет всевозможных сомнений расы; раса в целом отклоняет зов и предоставляет откликаться на него малому числу индивидов. Но этого не достаточно, если шаг вперед суждено сделать человечеству; ведь если только вся раса существенно продвинется вперед, только тогда победа Духа может быть надежной. Ведь тогда, если происходит упущение Природы, падение ее усилия, тогда Дух внутри, использующий тайную память, -- иногда представленная на низшей стороне, как притяжение к низшему уровню, атавистическая сила расы, но на самом деле сила сохраняющейся памяти в Природе, которая может тянуть либо вверх, либо вниз, -- будет снова тянуть вверх, и следующий подъем будет более легким и более продолжительным, в силу прошлых попыток; ведь те попытки и их импульс и их результат не могут не могут не сохраниться в подсознательном разуме человечества. Кто может сказать, сколько побед такого рода могло быть одержано в прошлых человеческих циклах и как близко подошли мы к новому подъему? В действительности вовсе не необходимо, чтобы вся раса трансформировалась из ментальных в духовных существ, но общее допущение идеала, широкораспространенное старание, сознательная концентрация необходима, чтобы донести поток стремления до определенного достижения. Иначе то, что будет совершено в конечном итоге -- это достижение несколькими индивидами нового порядка существ, тогда как человечество в целом вынесет себе приговор в непригодности и может впасть в эволюционный закат или стационарную недвижимость; ведь именно постоянное направленное вверх усилие оживляет человечество и сохраняет за ним место на переднем плане творения.

Принципом процесса эволюции является основание, из того основания -- подъем, в том подъеме -- обращение сознания, и действие с тех обретенных высот и широт, действие изменения и новой интеграции целой природы. Первым основанием является Материя; подъем осуществляется в Природе; интеграция -- это поначалу несознательное или полу-сознательное автоматическое изменение Природы при помощи Природы. Но как скоро в этих работах Природы существо приняло более полное сознательное участие, тогда изменение в ходе процесса неизбежно. Физическое основание Материи остается, но Материя не может больше оставаться основанием сознания; само сознание не может более уподобляться потоку воды, поднимающемуся из глубокого колодца Несознательного, или уподобляться скрытому течению из оккультной внутренней сублиминальной силы под давлением контактов из вселенной. Основанием развивающегося существования станет новый духовный статус свыше или раскрытый статус души внутри нас: именно поток света и знания и воли свыше и восприятие изнутри будет определять реакцию существа на космическое переживание. Вся концентрация существа будет смещена снизу вверх и снаружи вовнутрь; наше высшее и внутреннее существо, неизвестное нам сейчас, станет нами самими, и внешнее или поверхностное существо, которое мы сейчас принимаем за самих себя, будет только открытым передним планом или придатком, через который истинное существо будет встречать вселенную. Сам внешний мир станет внутренним для духовного осознания, частью нас самих, станет сокровенно охватываемым в знании и чувстве единства и тождества, пронизанным интуитивным отношением разума, отвечающему на прямые контакты сознания с сознанием, взятым в достигнутой интегральности. Само старое несознательное основание будет сделано сознательным в нас путем притока света и осознания свыше, и его глубины будут присоединены к высотам духа. Интегральное сознание станет базисом полной гармонизации жизни через тотальную трансформацию, унификацию, интеграцию существа и природы.

1. Четыре плана: Материя, Жизнь, чистый Разум и Сверхразум.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ