На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава

Шри Ауробиндо
ЖИЗНЬ БОЖЕСТВЕННАЯ

Книга I. ВСЕПРИСУТСТВУЮЩАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ И ВСЕЛЕННАЯ

Глава XXVIII. СВЕРХРАЗУМ, РАЗУМ И НАДРАЗУМНАЯ МАЙЯ

Здесь Вечное, Истина, сокрытая Истиной, где Солнце распрягает своих коней. Десят сот (его лучей) приходят вместе -- Тот Один. "я" видел само великолепие Форм Богов.

Риг Веда (V.62.1.)

Лик Истины сокрыт золотой крышкой; убери ее, О Светозарное Солнце, во имя Закона Истины, ради видения. О Солнце, О единственный провидец, выстрой свои лучи, собери их вместе -- позволь мне увидеть наиболее великолепную форму всего [thy happiest form of all] ; везде Сознательное Бытие, Он это Я.

Иша Упанишад (Стихи 15,16)

Истина, Справедливость, Обширность.

Атхарва Веда (XII.1.1.)

Это становится как истиной, так и ложью. Это становится Истиной, даже все это, что есть.

Тайттирия Упанишад (II.6.)

Один вопрос остался невыясненным -- процесс падения в Неведение; ибо мы видели, что ничто в первозданной природе Разума, Жизни или Материи не предвещает выпадения из Знания. На самом деле было показано, что это деление сознания -- базис Неведения, отделение индивидуального сознания от космического и трансцендентного сознания, чьей сокровенной частью оно еще является и в сущности от него неотделимо, отделение разума от супраментальной Истины, по отношению к которой он должен быть подчиненным действием, отделение Жизни от первозданной Силы, энергию которой она представляет, отделение Материи от первозданного Существования, по отношению к которому она предстает одной формой субстанции. Но все еще следует прояснить, как такое отделение стало возможным в неделимом, при помощи какого особенного само-умаляемого или само-стирающего действия Сознания-Силы в Бытии: поскольку все суть движение этой Силы, то только из-за некоторого такого действия, затмевающего собственный полный свет и мощь, может возникнуть динамическое и эффективное явление Неведения. Но это проблема была опущена для того, чтобы рассмотреть ее при более близком изучении дуального явления Знания-Неведения, которое делает наше сознание смесью света и тьмы, полу-светом между полным днем супраментальной истины и ночью материального Несознания. Теперь необходимо заметить лишь то, что это явление должно лежать в самом сущностном характере исключительной концентрации на одном движении и статусе Сознательного Бытия, которое помещает все остальное сознание и бытие позади явления и скрывает его там, выделяя только одно частное движение, которое становится для нас истинным знанием.

Все же есть один аспект этой проблемы, который следует немедленно рассмотреть; это пропасть, созданная между Разумом, каким мы его знаем, и супраментальной Истиной-Сознанием, по отношению к которой, как мы нашли, Разум в своих истоках был подчиненным процессом. Ибо эта пропасть внушительна, и если нет ступеней между двумя этими уровнями сознания, то переход от одного к другому, будь то в нисходящей инволюции Духа в Материю или в соответствующей эволюции в Материи по скрытым ступеням, ведущим назад к Духу, кажется невероятным, если не невозможным. Ибо Разум, каким мы его знаем, является мощью Неведения, ищущей Истины, пытающейся наощупь найти ее, достигая только ментальных конструкций и ее представлений в словах и идеях, в образованиях разума, формациях чувств -- как если бы черно-белая фотография или кинофильм об отделенной Реальности был бы всем тем, что он может достичь. Сверхразум, напротив, действенно и естественно обладает Истиной и ее образованиями как формами Реальности, а не построениями, представлениями или показательными фигурами. Несомненно, развивающийся разум стеснен своим заключением в темность этой жизни и тела, а первозданный принцип Разума в инволюционном нисхождении является вещью гораздо большей мощности, которой мы не полностью достигли, которая способна свободно действовать в собственной сфере или провинции, строить более откровенные конструкции, более детально вдохновленные образования, более тонкие и важные воплощения, в которых свет Истины присутствует и осязаем. Но все же невероятно, чтобы этот принцип разума, сущностно был другим в своем характерном действии, ибо он также является движением в Неведение, не еще неотделенной порцией Истины-Сознания. Должна быть промежуточная мощность и план сознания в нисходяще-восходящей шкале Бытия, возможно, что-то большее, чем это, что-то с первозданной созидательной силой, через которую был осуществлен этот инволюционный переход от Разума в Знании к Разуму в Неведении, и через которую обратный эволюционный переход становится постижимым и возможным. Для инволюционного перехода это вмешательство является логическим императивом, а для эволюционного -- практической насущностью. Ибо в эволюции действительно существуют радикальные переходы, от неопределенной Энергии к организованной Материи, от неживой Материи к Жизни, от подсознательной или субментальной к воспринимающей, чувствующей и действующей Жизни, от примитивной животной ментальности к концептуальному рассуждающему Разуму, наблюдающего Жизнь и управляющего ею, наблюдающего также себя, способного действовать в качестве независимой сущности и даже сознательно искать превосхождения самого себя; но эти скачки, даже значительные, до некоторой степени подготовлены медленными переходами, которые делают их постижимыми и возможными. Не может быть такого огромного, как кажется, пробела между супраментальной Истиной-Сознанием и Разумом в Неведении.

Но если существуют такие промежуточные ступени, то ясно, что они должны быть сверхсознательны по отношению к человеческому разуму, который, как кажется, в своем обычном состоянии не имеет входа в эти высшие сферы бытия. Сознание человека ограничено его разумом и даже заданным диапазоном или шкалой разума: все, что ниже его разума, субментальное или ментальное, но не подпадающее под его шкалу, попросту кажется ему подсознательным или неотличимым от полного несознания; все, что выше -- для него сверхсознательно, и разум почти расположен считать его пустыней сознания, видом светлого Несознания. Как человек воспринимает только какой-то определенный диапазон звуков или цветов, и все, что выше или ниже этого диапазона, для него беззвучно и невидимо или, по крайней мере, неразличимо, так же шкала ментального сознания, крайние точки которой задаются неспособностью, отмечает верхний и нижний пределы человека. Человек не имеет достаточных средств связи даже животными, своими ментальными сородичами, хотя и не равными ему, и человек даже может отрицать наличие у них разума или настоящего сознания, поскольку моды их сознания -- иные и сосредоточены в узком диапазоне, с которым человек не знаком; человек может наблюдать субментальное бытие со стороны, но совсем не может установить с ним связь или непосредственно войти в его природу. Равным образом сверхсознательное для него -- закрытая книга, которая может быть заполнена только пустыми страницами. Тогда на первый взгляд кажется, что как будто бы человек не имеет средств связи с этими высшими ступенями сознания: если это так, то эти ступени не могут служить связующим звеном или мостом, и эволюция должна закончиться на человеке, заполнив ментальный диапазон и не в силах преодолеть его; тогда Природа, очертив эти пределы, написала "конец" его восходящим усилиям.

Но при более пристальном взгляде мы начинаем понимать, что эта "нормальность" обманчива и что в действительности существует несколько направлений, в которых человеческий разум устремляется за свои пределы, стремится к тому, чтобы превзойти самого себя; это в точности необходимые линии контакта или скрытые или полу-скрытые переходы, соединяющие разум с высшими уровнями сознания само-проявляющегося Духа. Во -первых, мы уже отметили то место, которое занимает Интуиция в человеческих средствах познания, и Интуиция по своей природе является проекцией характерного действия этих высших уровней на разум Неведения. Верно, что в человеческом разуме ее действие по большей части сокрыто вмешательством нашего обычного интеллекта; чистая интуиция редко встречается в нашей ментальной деятельности: ибо то, что мы называем этим именем, обычно является точкой прямого знания, которая сразу же схватывается ментальным веществом и затягивается им, так что она служит только невидимым или мельчайшим центром кристаллизации, которая в своей массе интеллектуальна или в противном случае ментальна по своему характеру; либо иначе вспышки интуиции быстро замещаются или прерываются, прежде чем получат шанс проявиться, быстрым имитирующим ментальным движением, проницательностью или быстрым восприятием или скоротечным прыжком мысли, обязанными своим появлением побуждению приходящей интуиции, но препятствующими ее входу и покрывающими ее ментальным заменителем, верным или ошибочным, но в любом случае не подлинным интуитивным движением. Тем не менее, самого факта этого вмешательства свыше, факта, говорящего о том, что за всем нашим исходным мышлением или подлинным восприятием вещей находится сокрытый, полу-сокрытый или быстро раскрываемый интуитивный элемент, уже достаточно, чтобы установить связь разума с тем, что выше него; он открывает связующий проход ко входу в высший духовный диапазон. Разум также может дотянуться до того, чтобы превзойти ограничение эго, увидеть вещи в определенной безличности и универсальности. Безличность является первой чертой "космического я"; универсальность, неограниченность единственной или ограниченной точкой зрения -- черта космического восприятия и знания: эта тенденция поэтому является расширением, каким бы ни недоразвитым, этих ограниченных областей разума к космичности [cosmicity], к качеству, являющемуся самим характером высших ментальных планов -- к этому сверхсознательному космическому Разуму, который, как мы предположили, должен в природе вещей быть первозданным действием разума, по отношению к которому наш разум является только выводимым и низшим процессом. Опять же, не полностью отсутствует проникновение свыше в наши ментальные пределы. Феномен гения в действительности является результатом такого проникновения -- завуалированного, без сомнения, поскольку свет превосходящего сознания не только действует в узких границах, обычно в специфическом поле, без какой-либо регулированной отдельной организации своих характерных энергий, часто в действительности совершенно прерывисто, рассеянно и под сверхнормальном или ненормальном безответственном управлении, но также входя в разум, он подчиняется и адаптируется к субстанции разума, так что до нас доходит только модифицированная или преуменьшенная динамика, а вовсе не первозданное божественное сияние того, что могло бы быть названо верхним сознанием за пределами нас. Все же существуют явления вдохновения свыше, открывающего видения или интуитивного восприятия и интуитивной проницательности, превосходящие наше обычное менее озаренное или менее мощное действие разума, и происхождение этих явлений не вызывает сомнений. Наконец, существует обширное и множественное поле мистического духовного опыта, и здесь врата уже широко открыты возможности расширения нашего сознания за пределы теперешних границ -- до тех пор, пока из-за обскуратизма, отказывающегося исследовать или из-за прикрепленности к нашим границам ментальной нормальности мы не захлопнем их или не отвернемся от перспектив, которые открываются перед нами. Но в нашем теперешнем исследовании мы не можем позволить себе пренебречь возможностями, которые эти области человеческого стремления преподносят нам, или пренебречь дополнительным знанием о себе и о сокрытой Реальности, которое является дарованием человеческому разуму, пренебречь великим светом, который наделяет их правом действовать на нас и является врожденной мощью их существования.

Существует два последовательных движения сознания, трудных для нас, но находящихся в пределах наших способностей, благодаря которым мы можем получить доступ к высшим ступеням нашего сознательного существования. Это, во-первых, движение вовнутрь, благодаря которому вместо того, чтобы жить в нашем поверхностном разуме, мы пробиваем стену между нашим внешним и нашим теперешним сублиминальным "я"; этого можно добиться при помощи постепенного усилия и дисциплины или путем неистового перехода, иногда при мощном непроизвольном порыве -- последнее отнюдь не безопасно для ограниченного человеческого разума, привыкшего уверенно жить только внутри своих обычных пределов -- но в любом случае, безопасно это или опасно, эта вещь может быть проделана. То, что мы открываем внутри этой нашей тайной части -- это внутреннее существо, душа, внутренний разум, внутренняя жизнь, внутренняя тонко-физическая сущность, гораздо большая в своей потенциальности, более пластичная, более мощная, более способная к разнообразному знанию и динамизму, чем наши поверхностные разум, жизнь или тело; внутреннее существо обладает способностью непосредственной связи со вселенскими силами, движениями, объектами космоса, прямого чувства и открытости или непосредственного воздействия на них и даже способностью расшириться за пределы личностного разума, личностной жизни, тела, так что оно все более и более ощущает себя вселенским существом, более не ограниченным существующими стенами нашего слишком узкого ментального, витального, физического существования. Это расширение может распространиться до полного входа в космический Разум, в единение со вселенской Жизнью, даже в тождество со вселенской Материей. Однако, это все еще отождествление с уменьшенной космической истиной или космическим Неведением.

Но раз уж произошло вхождение во внутреннее существо, это "внутреннее Я" находит способность открыться, подняться наверх до вещей, находящихся за пределами нашего теперешнего ментального уровня; это наша вторая духовная возможность. Первым, более обычным результатом будет открытие обширного статичного и безмолвного "я", которое мы чувствуем как наше настоящее или наше базисное существование, основание всего другого, чем мы являемся. Может придти даже угасание, Нирвана как нашего активного бытия, так и "чувства я", может наступить растворение в Реальности неопределимой и невыразимой. Но также мы можем осознать, что это "я" есть не только наше собственное духовное существо, но и "истинное я" всех других; следовательно, оно представляется как лежащая в основе истина космического существования. Вся индивидуальность может остаться в Нирване, можно остановиться на статичной реализации, или считая космическое движение поверхностной игрой или иллюзией, наложенной на "безмолвное Я", войти в некоторое верховное недвижимое и неизменное состояние за пределами вселенной. Но также предлагается другая менее негативная линия сверхнормального переживания; ибо происходит большое динамическое нисхождение света, знания, мощи, блаженства или других сверхнормальных энергий в наше "я молчания", и мы также можем подняться в высшие регионы Духа, где его недвижимый статус является основанием этих великих и светлых энергий. В любом случае, очевидно, что мы поднялись за пределы разума Неведения к духовному состоянию; но в этом динамическом движении результирующее вольное действие Сознательной-Силы может представляться либо просто в качестве чистой духовной динамики, характер которой никак не определяется, либо может открыться духовный диапазон разума, где разум больше не несведущ о Реальности -- это еще не уровень сверхразума, но выводимый из супраментальной Истины-Сознания и все же освещенный чем-то из его знания.

Именно в последней альтернативе мы обнаруживаем тот секрет, которого ищем, находим средства перехода, необходимый шаг к супраментальной трансформации; ибо мы воспринимаем постепенность восхождения, сообщения со все более и более глубоким и интенсивным светом и мощью свыше, шкалой интенсивностей, которые можно рассматривать как ступени в восхождении от Разума или в нисхождении в Разум из Того, что лежит за его пределами. Мы осознаем нахлынувший ливень массы спонтанного знания, которое предполагает природу Мысли, но имеет другой характер, чем у процесса мышления, к которому мы привыкли; ибо здесь нечего искать, нет ни следа ментальных построений, нет работы рассуждения или трудного открытия; это автоматическое и спонтанное знание с Высшего Разума, по-видимому, обладает Истиной и не ищет спрятанных и удержанных реальностей. Видно, что это Мышление гораздо более способно, чем разум, к тому чтобы включить одновременно массу знания в единственный взгляд; оно имеет космический характер, не отмечено штампом индивидуальных размышлений. За пределами этой Истины-Мышления мы можем различить еще большее озарение, наделенное возросшей мощью и интенсивностью и управляющей силой, светлоносностью природы Истины-Взгляда [Truth-Sight] с мысленной формулировкой в качестве подчиненной и зависимой деятельности. Если мы примем Ведический образ Солнца Истины -- образ, ставший реальностью в опыте Вед -- то можем сравнить действие Высшего Разума со спокойным постоянным солнечным светом, а энергию Озаренного Разума за его пределами -- с потоком сплошных зарниц горящего солнечного вещества. Все же за пределами можно встретить еще большую мощь Истины-Силы, врожденную и точную Истину-видение, Истину-мысль, Истину-ощущение, Истину-чувство, Истину-действие, которую мы в особом смысле называем Интуицией; ибо хотя мы применяли это слово к любому супра-интеллектуальному прямому способу познания, все же то, что мы на самом деле знаем в качестве интуиции -- это только одно специфическое движение само-существующего знания. Наша интуиция берет свое начало в этом диапазоне; настоящая интуиция придает нашей интуиции нечто из собственного отчетливого характера и является самим посредником высочайшей Истины-Света, с которой наш разум не может непосредственно связываться. В истоках этой Интуиции мы открываем сверхсознательный космический Разум, находящийся в прямом контакте с супраментальной Истиной-Сознанием, первозданным определителем интенсивности всех движений ниже него и всех ментальных сил -не тот Разум, каким мы его знаем, а Надразум, покрывающий как будто бы на широких крыльях некоторой созидательной Наддуши эту целую нижнюю полусферу Знания-Неведения, связывающий ее с той великой Истиной-Сознанием, хотя в то же время он все еще скрывает под своей золотой Крышкой лицо великой Истины от нашего взгляда, наводняя своим потоком бесконечных возможностей, что служит одновременно препятствием и проходом в наших поисках духовного закона нашего существования, его высочайшей цели, его тайной Реальности. Следовательно, это и есть та оккультная связь, которую мы ищем; это есть та мощь, что одновременно связывает и разделяет верховное Знание и космическое Неведение.

Надразум по своей природе является представителем Сознания Сверхразума, его делегатом в Неведении. Или же мы можем говорить о нем как о защитном двойнике, экране несходной похожести, через который Сверхразум может опосредовано воздействовать на Неведение, чья темнота позволяет вынести или получить прямой импульс верховного Света. Более того, именно благодаря проекции короны этого светлого Надразума вообще становится возможным это рассеивание уменьшенного света в Неведении, становится возможным отбрасывание противоположной тени, которая поглощает в себе весь свет, становится возможным Несознание. Ибо Сверхразум передает Надразуму все свои реальности, но оставляет ему формулировать их в движении и в соответствии с осознанием вещей, которое все еще является видением Истины и все же в то же время предстает первым истоком Неведения. Сверхразум и Надразум разделяет некая линия, позволяющая свободную передачу, дозволяющая нижней Мощности выводить из высшей Мощности все способности овладевания или видения, но автоматически вызывающая переходное изменение в этом процессе. Интегральность Сверхразума всегда держит сущностную истину вещей, тотальная истина и истина индивидуальных само-определений ясно сращены друг с другом; он поддерживает в них и между ними неотделимое единство и свободное и полное сознание каждой из них: но в Надразуме этой интегральности уже нет. И все же Надразум хорошо осознает сущностную Истину вещей; он охватывает тотальность; он использует индивидуальные само-определения, будучи не ограниченным ими: но хотя он знает их тождество, может реализовать его в духовном постижении, все же его динамическое движение, даже опирающееся для гарантии на это тождество, не прямо определяется им. Энергия Сверхразума действует через неограниченную возможность отделения и комбинирование мощностей и сторон интегрального и неделимого все-охватывающего Единства. Он берет каждый Аспект или Мощь и придает ему независимое действие, в котором этот Аспект или Мощь обретает полную отдельную важность и способен вырабатывать, можно сказать, свой собственный мир творения. Пуруша и пракрити, Сознательная Душа и исполняющая Сила Природы в супраментальной гармонии являются двусторонней единственной истиной, бытием и динамикой Реальности; там не может быть нарушения равновесия или преобладания одного над другим. В Надразуме мы имеем источник расхождения, четкое разделение, сделанное философией Санкхьи, в которой они появляются как две независимые сущности, Пракрити, способная доминировать над Пурушей и покрывающая его свободу и мощь, сводя его к статусу свидетеля и воспринимающего ее формы и действия, Пуруша, способный возвратиться к своему отдельному существованию и оставаться отстраненным в свободном само-суверенитете путем отвержения ее первозданного затемняющего материального принципа. Так же обстоит дело и с остальными аспектами или мощностями Божественной Реальности: Одним и Многим, Божественной Личностью и Божественной Безличностью, и всем остальным; каждое все же остается аспектом и мощью одной Реальности, но каждое полномочно действовать как независимая сущность в целом, достигать полноты возможностей своего отдельного выражения и развивать динамические следствия этого отделения. В то же время в Надразуме эта отделенность все еще базируется на единстве, неявно лежащем в основании; все возможности комбинации и связи между отделенными Мощностями и Аспектами, все взаимообмены и взаимности их энергий свободно организованы, и их актуальность всегда в силе.

Если считать Мощности Реальности Божественными, то можно сказать, что Надразум испускает в действие миллион Божеств, каждое из которых полномочно создать свой собственный мир, и каждый мир может связываться, сообщаться и взаимодействовать с остальными. В Ведах по-разному говорится о природе Богов: они все -- это одно Существование, которому мудрецы дают разные имена; все же каждому Богу поклоняются так, как если бы он сам был тем Существованием, одним, являющимся всеми Богами разом или содержал их в своем бытии; и все же снова каждый -- это отдельное Божество, действующее когда в унисон со своими "соратниками", когда отдельно от них, а иногда даже в кажущемся противоречии другим Божествам того же Существования. В Сверхразуме все это удерживается вместе как гармонизированная игра одного Существования; в Надразуме каждое из этих трех условий могло бы быть отдельным действием или базисом действия и иметь свой собственный принцип развития и следствия, и все же каждое держало бы мощь комбинирования с остальными в более сложной гармонии. Как с Одним Существованием, так же и с Сознанием и Силой. Одно Сознание неделимо на множество независимых форм сознания и знания; каждая следует своей собственной линии истины, которую она должна реализовать. Одна всеобщая и многосторонняя Реальность Идея расщеплена на множество сторон; каждая становится независимой Идеей-Силой с мощью для собственной реализации. Одна Сознание-Сила высвобождена в миллионы сил, и каждая из этих сил имеет право на собственное исполнение и претендует на гегемонию и оккупацию других сил ради собственной пользы. Точно также Восторг Существования высвобожден во всевозможные виды восторга, и каждый несет в себе свою независимую полноту или суверенные крайности. Так Надразум придает Одному Существованию характер изобилующих бесконечных возможностей, которые могут быть развиты во множество миров или брошены вместе в один мир, в котором нескончаемый переменчивый результат игры определяет творение, его процесс, курс и выводы.

Поскольку Сознание-Сила вечного Существования является вселенским творцом, то природа данного мира будет зависеть от того, какое само-образование этого Сознания выражается в этом мире. Равным образом, видения и представления индивидуального существа о мире, в котором он живет, будет зависеть от положения или процесса становления, который это Сознание предполагает в нем. Наше человеческое ментальное сознание видит мир фрагментарно, рассеченным на отдельные детали при помощи разума и чувства и собранными вместе в некое образование, которое также фрагментарно, дом, который оно строит, приспособлен для вместилища той или другой обобщенной формулировки Истины, но исключает остальные или допускает некоторые, но только в качестве частей или иждивенцев этого дома. Сознание Надразума глобально в своем постижении и может держать вместе в примиряющем видении сколь угодно много различий, кажущихся фундаментальными. Так, ментальный рассудок считает Личностное и Безличностное противоположностями: он постигает безличностное Существование, в котором личность и личностное являются фикциями Неведения или временными построениями; или, напротив, он может видеть личность в качестве первичной реальности и безличностное в качестве ментальной абстракции или только вещества или средства манифестации. Для интеллекта Надразума они являются отдельными Мощностями одного Существования, которые могут проводить свое независимое само-утверждение и также могут объединить вместе свои различные моды действия, создавая как в своей независимости, так и своем единении различные состояния сознания и бытия, каждое из которых может быть законным, и все они могут сосуществовать вместе. Чисто безличностное существование истинно и возможно; но также истинно и возможно полностью личностное сознание и существование; Безличностное Божественное, Ниргуна Брахман и Личностное Божественное, Сагуна Брахман, являются здесь равными и сосуществующими аспектами Вечного. Безличностность может проявляться с личностью, подчиненной ей в качестве моды выражения; но, равным образом, Личность может быть реальностью с безличностью в качестве моды ее природы: оба аспекта стоят лицом друг к другу в бесконечном многообразии сознательного Существования. То, что для ментального рассудка кажется непримиримой разницей, интеллекту Надразума представляется сосуществующей соотносительностью; то, что для ментального рассудка является противоположностями, для интеллекта Надразума -- взаимное дополнение. Наш разум видит, что все вещи рождены из Материи или материальной Энергии, существуют благодаря ей, возвращаются в нее; он заключает, что Материя -- вечный фактор, первичная и окончательная реальность, Брахман. Либо он видит все как рожденым Жизне-Силой или Разумом, существующим благодаря Жизни или Разуму, уходящим назад во вселенскую Жизнь или Разум, и заключает, что этот мир суть творение космической Жизне-Силы или космического Разума или Логоса. Либо опять же он видит мир и все вещи как рожденные, существующие благодаря и возвращающиеся назад к Реальности-Идее или Знании-Воле Духа или к самому Духу, и он приходит к идеалистической или спиритической точки зрения на вселенную. Он может зафиксироваться на любом из этих способов видения, но для его нормального раздельного видения каждый способ исключает остальные. Сознание Надразума понимает, что каждый взгляд верен по отношению к действию принципа, который он воздвигает; он может увидеть материальную формулу мира, витальную формулу, ментальную, духовную, и каждая из них может преобладать в собственном мире, и в то же время все могут сочитаться в одном мире как составляющие мощности. Само-образование СознательнойСилы, на котором наш мир базируется как на кажущемся Несознании, которое скрывает в себе верховное Сознательное-Существование и держит все мощности Бытия вместе в несознательной скрытности, мир универсальной Материи, реализующий в себе Жизнь, Разум, Надразум, Сверхразум, Дух, каждый из которых в свою очередь вбирает остальные как средства самовыражения, Материя, сама-оказывающаяся в духовном видении манифестацией Духа, с точки зрения Надразума является нормальным и свободно постижимым творением. В своей мощи организации и в процессе исполнительной динамики Надразум является организатором многих потенциальностей Существования, каждая из которых утверждает свою отдельную реальность, но все они могут связываться друг с другом множеством различных способов, и делать это одновременно; Надразум является магическим мастером, уполномоченным вить многокрасочную основу и ткань манифестации единственной сущности в комплексной вселенной.

В этом одновременном развитии многочисленных независимых или скомбинированных Мощностей или Потенциальностей все же нет -- или все еще нет -- хаоса, конфликта, нет выпадения из Истины или Знания. Надразум -- творец истин, а не заблуждений или лжи: то, что вырабатывается в любую данную надментальную энергетику или движение, есть истина Аспекта, Мощности, Идеи, Силы, Восторга, который высвобождается в независимое действие, истину следствия реальности в той независимости. Нет исключительности назначать каждое в качестве единственной истины бытия или другое в качестве низших истин: каждый Бог знает всех Богов и их место в существовании; каждая Идея допускает все другие идеи и их "право быть"; каждая Сила признает место за всеми другими силами и их истиной и значительностями; никакой восторг отдельного исполненного существования или отдельный опыт не отрицает и не бракует восторг другого существования или другого опыта. Надразум -- это принцип космической Истины, и обширная, не знающая границ всеобщность есть его дух; его энергия есть все-динамизм, как и принцип раздельной динамики; это некоторого рода низший Сверхразум -- хотя он главным образом связан не с абсолютностями, а с тем, что может быть названо динамическими потенциалами или прагматическими истинами Реальности, либо с абсолютами, но в основном по части их мощи производить прагматические или созидательные ценности, хотя, также, его охват вещей скорее глобальный, чем интегральный, поскольку его тотальность построена из глобальных целых или составлена из отдельных независимых реальностей, объединенных и сращенных вместе, и хотя сущностное единство им и схвачено и чувствуется как базис вещей и ощущается проникающим в их манифестацию, но уже не так, как в Сверхразуме, где оно представлено их внутренне связанной и вечно-присутствующей тайной, их доминирующим содержимым, явным постоянным строителем гармоничного целого их деятельности и природы.

Чтобы попытаться понять разницу между этим глобальным Надразумным Сознанием и нашим отделенным и только несовершенно синтезным ментальным сознанием, можно сравнить прямо ментальный взгляд на активности материальной вселенной с надментальным взглядом. Например, для Надразума все религии истинны как развития одной вечной религии, все философии справедливы в своих собственных областях как утверждение собственного взгляда на вселенную под некоторым углом, все политические теории с их практикой -- суть законные разработки Идеи-Силы со своим правом на приложение и практическое развитие в игре энергий Природы. В нашем отделенном сознании, изредко озаряемом проблесками всеобщности и универсальности, эти вещи существуют как противоположности; каждая претендует на то, чтобы быть единственной истиной и клеймит остальные в ошибочности и лжи, каждая чувствует себя побуждаемой опровергать или разрушать остальные, чтобы только она одна смогла стать Истиной и выжить: в лучшем случае, каждая должна объявить себя превосходной и допустить остальные только в качестве низших выражений истины. Надментальный Интеллект откажется принять такое понимание или тенденцию даже на мгновение; он позволит всем жить в качестве необходимых частей целого или поставит каждую на свое место в целом или назначит каждой ее поле реализации или стремления. Это так, поскольку наше сознание полностью опустилось в разделение Неведения; Истина больше не является ни Бесконечным, ни космическим целым со многими возможными формулировками, а твердым утверждением, отметающим любое другое утверждение как ложное, поскольку оно отличается от него и заключено в других пределах. На самом деле наше сознание в своем постижении может достичь существенного приближения к тотальному охвату и всеобщности, но организовать все это в действии и жизни кажется выше его сил. Эволюционный Разум, проявляющийся в индивидах или коллективах, взбрасывает множественность расходящихся точек зрения, расходящихся линий действия и позволяет им работать рука об руку или в столкновении или в определенной смеси; он может делать избранные гармонии, но не может придти к гармоничному контролю истиной тотальности. Космический Разум в эволюционном Неведении даже должен обладать, подобно всяким тотальностям, такой гармонией, если бы только устроенными согласиями и разногласиями; существует в нем также лежащий в основе динамизм тождества: но он несет законченность этих вещей в своих глубинах, возможно, в субстратуме сверхразума-надразума, но не придает ее [полноту] индивидуальному эволюционирующему Разуму, не приносит ее или еще не принес ее из глубин на поверхность. Мир Надразума -- мир гармонии; мир Неведения, в котором мы живем -- мир дисгармонии и борьбы.

И все же мы можем вместе с тем распознать в Надразуме первозданную космическую Майю, не Майю Неведения, а Майю Знания, все еще Мощь, которая сделала Неведение возможным, даже неизбежным. Ибо если каждый принцип, потерянный в действии, должен следовать своей независимой линии и выводить свои полные последствия, то и принципу отделения должно быть позволено следовать своему полному курсу и достичь абсолютного вывода; это неизбежное нисхождение, facilis descensus, которому Сознание, раз уж оно допускает принцип отделения, следует до тех пор, пока путем затемняющей бесконечно малой фрагментации, tucchyena (Риг Веда, X.129.3.), оно не входит в материальное Несознание -- Несознательный Океан Риг Веды -- и если Один рожден из этого собственным величием, то все же поначалу Он сокрыт фрагментарным отделяющим существованием и сознанием, в которых мы пребываем и в которых мы должны соединять все вещи вместе в одно целое. В этом медленном и трудном появлении определенная видимость истины представлена в изречении Гераклита, что Война является отцом всех вещей; ибо каждая идея, сила, отдельное сознание, живое существо самой необходимостью неведения ввергается в столкновение с другими и пытается жить, расти и исполнять себя в независимом само-утверждении, не в гармонии существования с остальными. И все же есть еще лежащее в основе неизвестное Тождество, которое вынуждает нас медленно стремиться к некоторой форме гармонии, взаимозависимости, согласования разногласий, трудному единству. Но только благодаря эволюции в нас сокрытых сверхсознательных мощностей космической Истины и Реальности, в которых они составляют одно, могут быть динамически реализованы гармония и единство, к которым мы стремимся, реализованы в самих фибрах нашего существа, и могут быть реализованы все его само-выражения, и не просто в несовершенных попытках, неполных построениях, всегда-меняющихся приближениях. Высшие диапазоны духовного Разума должны открыться на наше существо и сознание, и также должно появиться в нас то, что даже выше духовного Разума, если нам суждено исполнить божественную возможность нашего рождения в космическое существование.

Надразум в своем нисхождении достигает линии, отделяющей космическую Истину от космического Неведения; это та линия, на которой Сознание-Сила, подчеркивая отдельность каждого независимого движения, созданного Надразумом, и пряча или затмевая их единство, может благодаря исключительной концентрации отделить Разум от надментального источника. Аналогичное отделение уже было сделано -- это отделение Надразума от своего супраментального источника, но это отделение прозрачно в своей оболочке и допускает сознательную передачу и поддерживает определенное светлое родство; но здесь оболочка непрозрачна, и передача мотивов Надразума к Разуму оккультна и темна. Отделенный разум действует так, как если бы он был независимым принципом, и каждое ментальное существо, каждая базисная ментальная идея, мощь, сила аналогично основывается на своем отдельном "я"; если разум сообщается или комбинируется или контактирует с другими, то не со всеобщностью универсальностью движения надразума, на основе тождества, а как независимая единица, примыкающая к остальным, чтобы образовать отдельно построенное целое. Именно в этом движении мы переходим от космической Истины к космическому Неведению. Без сомнения, космический Разум на своем уровне охватывает свое собственное единство, но не осознает свой собственный источник и основание в Духе или может только охватить его интеллектом, а не в длительном опыте; он действует в себе как будто бы своим собственным правом и вырабатывает из нечто, что он воспринимает как исходный материал без прямой связи с источником, из которого он его воспринимает. Его единицы также действуют в неведении друг о друге и о космическом целом, за исключением знания, которое они могут обрести при контакте и посредством связи -- больше нет базисного чувства тождества и взаимного проникновения и понимания, которое происходит от него. Все действия этой Энергии Разума проистекают на противоположном базисе Неведения и его делений, и хотя являются результатом определенного сознательного знания, но это частное знание, не истинное и интегральное само-знание, и не истинное и интегральное знание мира. Этот характер продолжает существовать в Жизни и тонкой Материи и повторно появляется в грубой материальной вселенной, которая возникает из финального падения в Несознание.

Все же, как в нашем сублиминальном или внутреннем Разуме, так же и в этом Разуме все еще остается большая мощь сообщения и взаимности, остается более свободная игра ментальности и чувства, чем те, которыми обладает человеческий разум, и Неведение не полное; есть большие возможности для организации сознательной гармонии, внутреннезависимых правильных отношений: разум все еще не возмущен слепыми жизненными Силами и не затемнен невосприимчивой Материей. Это план Неведения, но все же не лжи или ошибки -- или по крайней мере падение в ложь и ошибку все еще не неизбежно; это Неведение ограниченное, но не необходимо фальсифицированное. Есть ограничение знания, организация частных истин, а не отрицание или противоположность истины или знания. Этот характер организации частичных истин на основе отделенного знания продолжает существовать в Жизни и тонкой Материи, ибо исключительная концентрация Сознания-Силы, направляющая их в отдельное действие, не полностью разъединяет или вуалирует Разум от Жизни или Разум и Жизнь от Материи. Полное отделение может осуществиться только тогда, когда достигнута стадия Несознания, и из темной матрицы возник мир многократного Неведения. Эти другие все еще сознательные стадии инволюции являются на самом деле организациями Сознательной Силы, в которой каждая живет из своего собственного центра, следует своим собственным возможностям, и сам преобладающий принцип, будь то Разум, Жизнь или Материя вырабатывает вещи на своей собственной независимой основе; но то, что вырабатывается -- истины о себе, а не заблуждения или сплетение истины и лжи, знания и неведения. Но когда ввиду исключительной концентрации на Силе и Форме феноменально кажется, что Сознание-Сила отделяет Сознание от Силы, или когда она втягивает Сознание в слепой сон, потерянный в Форме и Силе, тогда Сознание должно бороться, чтобы вернуться к себе путем фрагментарной эволюции, которая неизбежно влечет за собой ошибку и делает ложь неизбежной. Тем не менее, эти вещи также не являются иллюзиями, которые последовали из первозданного Не-Существования, можно сказать, что они суть неминуемые истины мира, рожденного из Несознания. Ибо Неведение в действительности все еще является знанием, ищущим себя за первозданной маской Несознания; оно теряет и находит; его результаты, естественные и даже неизбежные в их собственной линии, являются истинным следствием этого падения -- даже по части правильной работы возвращения из падения. Существование, погруженное в видимое Не-Существование, Сознание, погруженное в кажущееся Несознание, Восторг существования, погруженный в обширную космическую нечувствительность -- первый результат падения, и возвращение из него путем обретения в борьбе фрагментарного опыта, перевод Сознания в двойные термины истины и лжи, знания и ошибки, перевод Существования в двойные термины жизни и смерти, перевод Восторга существования в двойные термины боли и удовольствия -- -- необходимый процесс работы ради само-открытия. Чистый опыт Истины, Знания, Восторга, непреходящего существования был бы здесь противоречием истине вещей. Могло бы быть иначе только в том случае, если бы все эволюционирующие существа спокойно откликались на психический элемент внутри них и на Сверхразум, лежащий в основе операций Природы; но здесь приходит в Надразум закон, позволяющий каждой Силе вырабатывать собственные возможности. Естественной возможностью мира, в котором главными принципами являются первозданное Несознание и деление сознания, становится возникновение Сил Тьмы, принуждаемых поддерживать Неведение, благодаря которому они живут, поддерживать невежественную борьбу за знание, порождающее ложь и ошибку, невежественную борьбу за жизнь, вызывающую неправоту и зло, эгоистическую борьбу за удовольствие, рождающее отрывочную радость и боль и страдание; поэтому они суть неизбежные первопечатные символы, хотя и не единственные возможности нашего эволюционного существования. Все же, поскольку Не-Существование есть скрытое Существование, Несознание -- сокрытое Сознание, нечувствительность -- замаскированная и дремлющая Ананда, то эти сокрытые реальности должны проявиться; спрятанные Надразум и Сверхразум также в конце концов должны исполнить себя в этой кажущейся противоположной организации, всплыть из темного Бесконечного.

Две вещи делают эту кульминацию более легкой, чем это было бы в противном случае. Надразум в спуске к материальному сознанию имеет производные модификации -- особенно Интуиция со своими проникающими молниеносными вспышками истины освещает локальные точки и пространство обитания в нашем сознании -которые могут принести ближе к нашему охвату сокрытую истину вещей, и путем более широкого открытия себя сначала во внутреннем существе и затем, как результат, также в нашем внешнем поверхностном "я", открытости посланиям из высших диапазонов сознания, путем врастания в них, мы сами можем стать интуитивными и надментальными существами, не ограниченными интеллектом и чувством, а способными на более универсальный охват и к прямому касанию истины в самом "я" и теле. В действительности, вспышки озарения из этих высших диапазонов уже приходят к нам, но это вмешательство по большей части фрагментарное, случайное или частичное; мы все же начали расширять себя до их подобия и организовывать в себе бо'льшие активности Истины, на которые мы потенциально способны. Но, во -вторых, Интуиция, Надразум, даже Сверхразум должны быть не только, как мы видели, принципами, внутренне присущими и вовлеченными в Несознание, из которого они появляются в ходе эволюции и которым с неизбежностью назначено эволюционировать, но они должны тайно присутствовать, быть оккультно задействованными, озаряя вспышками интуитивного появления в космической деятельности Разума, Жизни и Материи. Верно, что их действие сокрыто и что даже когда они возникают, то модифицируются средой, материалом, витальным, ментальным, в которых они работают и не легко распознаваемы. Сверхразум не может с самого начала проявиться как Созидательная Мощь во вселенной, ибо если бы это было так, то Неведение и Несознание были бы невозможными, либо медленная эволюция необходимо бы преобразовалась в быстротечное явление. Все же на каждом шаге материальной энергии мы можем увидеть штамп неизбежности, поставленный супраментальным творцом, а во всем развитии жизни и разума -- игру линий возможности и их комбинацию, отмеченную штампом вмешательства Надразума. Как Жизнь и Разум были высвобождены в Материи, точно также должны в свое время появиться эти большие мощности сокрытого Божества, должны выплыть из инволюции, и их верховный Свет должен спуститься на нас свыше.

Тогда божественная Жизнь в проявлении не только возможна как высочайший результат и искупление нашей теперешней жизни в Неведении, но, если все обстоит так, как мы увидели, то она является неизбежным продуктом и завершением эволюционной попытки Природы.

Конец Первой Книги

Содержание | Предыдущая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ