На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Ауробиндо
ЖИЗНЬ БОЖЕСТВЕННАЯ

Книга I. ВСЕПРИСУТСТВУЮЩАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ И ВСЕЛЕННАЯ

Глава XXVII. СЕМЕРНАЯ ХОРДА БЫТИЯ

В невежестве своего разума "я" спрашиваю об этих ступенях Богов, что проложены внутри. Все-знающие Боги взяли Младенца [Infant of year] и обвили его семью нитями, чтобы сделать эту ткань.

Риг Веда (I.164.5.)

Под пристальным взглядом на семь великих терминов существования, которые древние провидцы выделили как основание и семерную моду всего космического существования, мы теперь распознали переходные ступени эволюции и инволюции и достигли базиса знания, к которому стремились. Мы установили, что происхождение, содержание, начальная и конечная реальность всего того, что есть в космосе -- это триединый принцип трансцендентного и бесконечного Существования, Сознания и блаженства, что является природой божественного бытия. Сознание имеет два аспекта, озаряющий и действенный, состояние и мощь само-осознания и состояние и мощь само-силы, благодаря чему Бытие обладает собой как в статическом состоянии, так и в динамическом движении; ибо в своем созидательном действии оно знает благодаря всемогущему само-осознанию все то, что скрыто в нем и производит и управляет вселенной своих потенциальностей при помощи все-ведающей само-энергии. Это созидательное действие Все-Существующего имеет свой узел в четвертом, промежуточном принципе Сверхразума или Реальности-Идеи, в котором божественное Знание составляет одно с само-существованием и само-осознанием и субстанциональной Волей, которая находится в совершенном согласии с этим знанием, поскольку она сама в своей субстанции и природе является само-сознательным само-существованием, динамическим в озаренном действии, эта Воля непогрешимо развивает движение, форму и закон вещей в правильном соответствии с их само-существующей Истиной и в гармонии со значениями ее манифестации.

Это творение зависит от и движется между двуединым принципом единства и множественности; это многообразие идеи, силы и формы, являющееся выражением первозданного единства, и это вечное тождество, являющееся основанием и реальностью множественных миров, делает возможным их игру. Поэтому Сверхразум распоряжается двойной способностью охватывающего и проникающего знания; проходя от сущностного тождества к результирующему единству, он охватывает все вещи в себе как себя Одного в многообразных сторонах и проникает отдельно в каждую вещь в себе как объект своей воли и знания. В то время как по отношению к его первозданному само-осознанию все вещи суть одно бытие, одно сознание, одна воля, один само-восторг, и целостное движение вещей суть движение одно и неделимое, то в своем действии он следует от единства к множественности и от множественности к единству, создавая упорядоченную связь между ними и творя взаимосвязь, но не связующую реальность разделения, создавая тонкое неотделяющее деление или, скорее, проводя линию разграничения и определения внутри неделимого. Сверхразум -- это божественный гнозис, который творит, поддерживает миры и управляет ими: это тайная Мудрость, которая поддерживает как наше Знание, так и наше Неведение.

Мы также открыли, что Разум, Жизнь и Материя суть тройной аспект разработки этих высших принципов, насколько вселенная рассмотрена, в подчинении принципу Неведения, поверхностному и кажущемуся само-забытью Одного в его игре деления и множественности. В действительности, эти три принципа -- только подчиненные принципы божественной четверки: Разум -- это мощь, подчиненная Сверхразуму, мощь, которая приняла точки отсчета деления, в действительности забыла здесь о стоящем позади тождестве, хотя и способна вернуться к нему благодаря озарению из супраментального; аналогично, Жизнь -- это мощь, подчиненная энергетической стороне Сатчитананды, это Сила, вырабатывающая форму и игру сознательной энергии с точки зрения разделения, сделанного Разумом; Материя -- это форма субстанции бытия, которую принимает существование Сатчитананды, когда подчиняется этому феноменальному действию собственного сознания и силы.

Кроме того, есть и четвертый принцип, который приходит проявление как узел разума, жизни и тела, это то, что мы называем душой; но душа имеет двойное явление, на переднем плане -- желание-душа, стремящаяся к обладанию и восторгу вещей, и за желанием-душой, полностью или в значительной степени сокрытая ей, присутствует истинная психическая сущность, являющаяся настоящим вместилищем опыта духа. И мы сделали вывод, что этот четвертый человеческий принцип является проекцией и действием третьего божественного принципа бесконечного Блаженства, но действием в терминах нашего сознания и при условиях эволюции души в мире. Как существование Божественного является в своей природе бесконечным сознанием и само-мощью этого сознания, так природа бесконечного сознания является чистым и бесконечным блаженством; само-обладание и само-осознание -- существо его само-восторга. Космос также является игрой этого божественного само-восторга, и восторг этой игры находится в полном владении Вселенского; но вследствии действия неведения и деления в индивиде он удерживается позади в сублиминальном и сверхсознательном бытии; на нашей поверхности он утрачен и должен искаться, находиться и поступать во владение путем развития индивидуального сознания к универсальности и трансцендентности. Поэтому мы можем, если угодно, выделить восемь 1 принципов вместо семи, и тогда мы постигаем, что наше существование является некоторого рода преломлением божественного существования, в нисходяще-восходящем порядке соответствия:

          Существование              Материя
          Сознание-Сила              Жизнь
          Блаженство                 Психическое
          Сверхразум                 Разум

Божественное нисходит в космическое бытие с чистого существования через игру Сознания-Силы и Блаженства и созидательную среду Сверхразума; мы поднимаемся из Материи через развивающуюся жизнь, душу и разум и освещенную среду Сверхразума к божественному бытию. Узел этих двух, высшей и низшей полусфер 2 откроется своей божественной свободе как форме божественного Существования. И если есть какая-то цель эволюции, которая сейчас нашла свой венец в человеческом существе, если существует какая-то цель, отличная от бесцельного круговорота и индивидуального ухода с этого круга, если бесконечная потенциальность создания, стоящего между Духом и Материей с промежуточной мощью между ними, имеет какой-либо иной смысл, чем окончательное пробуждение от заблуждения жизни путем неприятия и отвращения от космического усилия и его полного отвержения, то тогда даже такое светлое и могущественное преображение и появление Божественного в создании должно быть этой высоко-поднятой целью и иметь верховную значимость. Прорыв этой прослойки -- условие божественной жизни для человечества; ибо благодаря этому прорыву, путем озаренного спуска высшего в природу низшего бытия и могущественного подъема низшего бытия в природу высшего, разум может вновь обрести свой божественный свет во все-охватывающем Сверхразуме, душа реализует свое "божественное я" во все-обладающей все-блаженной Ананде, жизнь вновь станет обладать своей божественной мощью в игре всемогущего Сознания-Силы, и Материя -- там, где разум и Сверхразум соприкасаются через тонкую прослойку.

Но прежде чем обратиться к психологическим и практическим условиям, при которых такое преображение может обратиться из сущностной возможности в динамическую потенциальность, мы должны еще многое рассмотреть; ибо мы должны распознать не только сущностные принципы спуска Сатчитананды в космическое существование, что мы уже сделали, но и обширный план ее порядка здесь, и природу и действие проявленной мощи Сознательной-Силы, которая господствует над условиями, при которых мы сейчас существуем. Прежде всего, мы сначала увидели, что семь или восемь принципов, исследованных нами, являются сущностными для всего космического творения и заложены проявленными или еще непроявленными в нас, в этом "Инфанте на года" [Infant of year], каким мы еще являемся -- ибо мы все еще далеки от того, чтобы быть зрелыми инструментами эволюционирующей Природы. Высшее Триединство -- это источник и базис всего существования и игры существования, и весь космос должен быть выражением и действием сущностной реальности. Вселенная не может быть только формой бытия, которая появилась и обрисовалась в абсолютном нуле и пустыне и остается выставленной против не-существующей пустоты. Она должна быть либо рисунком существования [figure of existense] внутри бесконечного Существования, остающегося за пределами всяких рисунков, либо самим Все-существованием. В действительности, когда мы объединяемся с космическим бытием, то видим, что на самом деле эти две вещи суть одна; то есть, это Все-Существование, изображающее себя в бесконечной серии ритмов в Его собственном концептуальном расширении Себя как Пространство и Время. Более того, мы видим, что это космическое действие или любое космическое действие невозможно без игры бесконечной Силы Существования, производящей и регулирующей все эти формы и движения; и то, что Сила равным образом предполагает или является действием бесконечного Сознания, поскольку есть в его природе космическая Воля, определяющая все связи и схватывающая их своей собственной модой осознания, и она не могла бы так определять их и схватывать их, если бы не было охватывающего Сознания позади этой моды космического осознания, чтобы зачинать, а также поддерживать, закреплять и отражать через свои связи Бытия в развивающемся образовании или становлении себя, которое мы называем вселенной.

Наконец, Сознание всеведающее и всемогущее, находится в полном светлом обладании собой, и такое полное светлое обладание по самой своей природе необходимо является Блаженством, ибо оно не может быть ничем иным, обширный вселенский само-восторг должен быть причиной, сущностью и объектом космического существования. "Если бы это было не так", -- говорят древние провидцы, -- "если бы этот все-включающий эфир Восторга существования, в котором мы пребываем, если бы этот восторг не был бы нашим эфиром, то ничего не могло бы дышать, ничто не смогло бы жить". Это самоблаженство может стать подсознательным, кажущимся потерянным на поверхности, но должно оно быть не только в наших корнях, все существование должно быть сущностно поисками и попытками открыть его и обладать им, и по мере того, как творение в космосе находит себя, будь то в воли и мощи или в свете и знании или в бытии и широте или в любви и радости самой по себе, это творение пробуждается к чему-то из тайного экстаза. Радость бытия, восторг реализации посредством знания, восторженное обладание посредством воли и мощи созидательной силы, экстаз единения в любви и радости -- высочайшие термины расширяющейся жизни, поскольку они -- сущность самого существования в его скрытых корнях, как и на еще невидимых высотах. Следовательно, где бы не проявлялось космическое существование, эти три термина должны быть за ним и внутри него.

Но бесконечному Существованию, Сознанию и Блаженству вообще не требуется бросать себя в видимое бытие или, делая это, это было бы не космическое бытие, а попросту бесконечность фигур без фиксированного порядка или связи, если бы они не поддерживали или не развивали и приносили из себя этот четвертый термин Сверхразума, божественного Гнозиса. В каждом космосе должна быть мощь Знания и Воли, которая из бесконечной потенциальности фиксирует определенные связи, растит плоды из семени, раскрывает могущественные ритмы космического Закона и обозревает миры и управляет ими как их бессмертный и бесконечный Провидец и Правитель 3. На самом деле эта мощь есть ни что иное, как Сама Сатчитананда; она не создает ничего, что не было бы в ее собственном само-существовании, и по этой причине всякий космический и настоящий Закон есть вещь, наложенная не снаружи, а изнутри, все развитие есть само-развитие, все семена и плоды есть семена Истины вещей, и плоды этих семян определяются их потенциальностями. По той же самой причине никакой Закон не абсолютен, поскольку только бесконечное абсолютно, и любая вещь содержит внутри себя неисчислимые потенциальности, совершенно превосходящие ее определенную форму и курс, которые определяются только через само-ограничение посредством Идеи, отправляющейся от бесконечной свободы внутри. Эта мощь само-ограничения с необходимостью внутренне присуща неограниченному Все-Существующему. Бесконечное не было бы бесконечным, если бы оно не могло допустить многократную конечность; Абсолют не был бы Абсолютом, если бы он отрицал в знании и мощи и воли и проявлении существа неограниченную способность само-определения. Следовательно, этот Сверхразум есть Истина или Реальность-Идея, внутренне присущая всякой космической силе и существованию, которая по мере необходимости, сама оставаясь бесконечной, определяет и комбинирует и поддерживает связь и порядок и крупные линии манифестации. На языке Риш Вед, подобно тому как бесконечное Существование, Сознание и Блаженство -- три высочайших и спрятанных Имени Безымянного, так и этот Сверхразум -- четвертое Имя -- четвертое по отношению к тому в его нисхождении, четвертое по отношению к нам в нашем восхождении.

Но Разум, Жизнь и Материя, нижняя тройка, также необходима для всего космического бытия, но не необходимо в той форме или с действием и условиями, которые мы знаем на земле или в этой материальной вселенной, а в некоторого вида действии, возможно, очень светлом, могущественном, тонком. Ибо Разум есть сущностно способность Сверхразума, которая измеряет и ограничивает, фиксирует некоторый частный центр и обозревает оттуда космическое движение и его взаимодействия. Устанавливая это в каком-то частном мире, на каком-то плане или в космическом устройстве, разуму не требуется быть ограниченным или, лучше сказать, существу, использующему разум в качестве подчиненного дарования, нет необходимости быть неспособным видеть вещи из других центров или с других точек зрения или даже из настоящего Центра всего или в обширности вселенского само-растворения, все же если это существо не способно зафиксировать себя нормально на собственной прочной точке отсчета для определенных целей божественной деятельности, если есть только вселенское само-растворение или только бесконечные центры без некоторого определяющего или свободно ограничивающего центра, тогда нет и космоса, а есть только Бытие, бесконечно размышляющее внутри Себя как творец или поэт может свободно замышлять, прежде чем приступить к определенной творческой работе. Такое состояние должно где-то существовать на бесконечной шкале существования, но это не то, что мы понимаем под космосом. какой бы порядок не мог бы быть там в нем, он должен быть разновидностью нефиксированного, освобожденного порядка, таким, в каком мог бы развиваться Сверхразум, прежде чем приступить к работе фиксированного развития, измерения и взаимодействия связей. Для этого измерения и взаимодействия необходим разум, хотя ему не требуется ни осознавать себя как ничто иное, как подчиненное действие Сверхразума, ни развивать взаимодействие связей на базе само-заключенного эгоизма, такого, какой мы видим деятельным в земной Природе.

Раз уж Разум существует, то это влечет за собой Жизнь и Форму субстанции; ибо жизнь есть попросту определение силы и действия, связи и взаимодействия энергии из многих фиксированных центров сознания -- фиксированных, не обязательно в пространстве или времени, а в устойчивом сосуществовании существ или душе-форм Вечного, поддерживающего космическую гармонию. Эта жизнь может очень отличаться от той жизни, какой мы ее знаем или постигаем, но сущностно она будет тем же работающим принципом, который мы видим здесь изображенным в качестве витальности -- принципом, которому древние индийские мыслители дали имя Вайи или Праны, жизне-вещества, субстанциональной воли и энергии в космосе, вырабатываемой в определенной форме, действии и сознательном динамизме бытия. Субстанция также может очень отличаться от тех представлений и ощущений, какие мы имеем о материальном теле, быть гораздо более тонкой, менее жестко ограниченной своим законом само-деления и взаимного сопротивления, и тело или форма может быть инструментом, а не тюрьмой, но все же для космического взаимодействия некоторая определенность формы и субстанции будет всегда необходима, даже если это будет только ментальное тело или нечто более светлое, тонкое и могущественнее и свободнее откликающееся, чем наиболее свободное ментальное тело.

Следовательно, каким бы ни был Космос, даже если в нем поначалу виден только один принцип, даже если сначала этот принцип кажется единственным, и что-либо еще, что может впоследствии проявиться в мире, кажется не более чем его формами и результатами и не чем-то обязательным для космического существования, такой вид, представляемый бытием, может быть только иллюзорной маской или видимостью настоящей правды. Где один принцип проявлен в Космосе, там же все остальные принципы должны не просто присутствовать и быть пассивно сокрытыми, а тайно находиться за работой. В любом земном мире его диапазон и гармония бытия может открыто охватывать все семь принципов в большей или меньшей степени задействованности; в другом мире все принципы могут быть вовлечены в один, который становится изначальным или фундаментальным принципом эволюции в этом мире, но там должна быть эволюция инволюционного. Эволюция семикратной мощи бытия, реализация семерного Имени должна быть судьбой любого мира, который кажется стартующим с инволюции всего в одной мощности. поэтому материальная вселенная была ограничена в природе вещей тем, чтобы развить из скрытой жизни видимую жизнь, из спрятанного разума -- видимый разум, и согласно той же природе вещей она должна развить из спрятанного сверхразума видимы Сверхразум, и из сокрытого внутри него Духа -- триединое великолепие Сатчитананды. Единственный вопрос -это будет ли земля сценой этого появления или будет человеческое создание на этой или какой-либо другой материальной сцене, в этом или другом цикле больших оборотов Времени, его инструментом и средством. Древние провидцы верили в эту возможность для человека и придерживались ее как божественного предназначения; современные мыслители даже не постигают этого, а если постигают, то отрицают или сомневаются. Если у них есть видение сверхчеловека, то в образе возросших степеней ментальности или витальности; они не допускают никакого нового возникновения, не видят ничего за пределами этих принципов, ибо эти принципы очертили для нас до сих пор наш предел и круг. В этом развивающемся мире, с этим человеческим творением, в ком была зажжена божественная искра, настоящей мудростью скорее будет высокая устремленность, чем отрицание стремления, чем жизнь с надеждой, которая ограничивается и замуровывает себя в пределах этих узких границ кажущейся возможности, стен, которые составляют только промежуточный дом для тренировок. В духовном порядке вещей, чем выше мы направляем наш взгляд и наше стремление, тем больше Истина, которая ищет того, чтобы спуститься на нас, поскольку она уже внутри нас и взывает к своему освобождению из-под покрова, который скрывает ее в проявляющейся Природе.

1. Провидцы Вед говорят о семи Лучах, но также и о восьми, девяти, десяти или двенадцати.

2. Парардха и Апарардха.

3. Провидец, Мыслитель, Он, кто становится везде, Само-существующее. -- Иша Упанишад. 8.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ