На главную страницу

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ

 

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

Шри Ауробиндо
ЖИЗНЬ БОЖЕСТВЕННАЯ

Книга I. ВСЕПРИСУТСТВУЮЩАЯ
РЕАЛЬНОСТЬ И ВСЕЛЕННАЯ

Глава XXVI. ВОСХОДЯЩИЙ РЯД СУБСТАНЦИИ

Существует "я" - суть Материи -- есть и другое внутреннее "я" Жизни, наполняющее другое -- существует и другое внутреннее "я" Истины-Знания -- а также другое внутреннее "я" Блаженства.

Тайтирия Упанишад (II.1-5.)

Они взбирались по Индре как по лестнице. Поднявшись на очередную вершину, они ясно видели то многое, что им еще предстоит сделать. Индра принес сознание Того как цели. Подобно ястребу, коршуну, Он уселся на Сосуд и поддержал его; в Его потоке движения Он открыл Лучи, ибо Он несет его оружие: Он пробился к морским пучинам вод; великий Король, Он провозгласил четвертый статус. Подобно смертному, очищающему свое тело, подобно боевому коню, несущемуся на завоевание сокровищ, Он разлился, созывая все оболочки и наполнил эти сосуды.

Риг Веда (I.10.1,2; IX.96.19,20.)

Если мы зададимся вопросом, чем же представляется нам материальность Материи, то увидим, что в первую очередь своей видимостью твердости, осязаемости, нарастающего сопротивления, устойчивым откликом на касания Чувств. Субстанция кажется более материальной и реальной по мере того, как она все более являет нам свойство твердого сопротивления [solid resistance] и благодаря этому сопротивлению обеспечивает большую длительность чувственной формы, на которой может задержаться наше сознание; становясь же все более тонкой, менее плотной и трудно уловимой чувствами, она кажется нам менее материальной. Эта позиция нашего обыденного сознания по отношению к Материи -суть символ сущностного объекта, ради которого была создана Материя. Субстанция обретает материальный статус для того, чтобы являть себя сознанию, которое должно иметь дело с ее длительными, ясно ощутимыми образами, на которые может опереться разум и на которых он может основывать свои операции и с которыми может обращаться Жизнь, по крайней мере с относительной гарантией постоянства, в той форме, над которой она работает. Поэтому в древней Ведической формуле Земля, тип наиболее твердого состояния субстанции, была принята в качестве символического названия материального принципа. Также поэтому прикосновение или контакт служит для нас сущностным базисом ощущения; все другие физические чувства -- вкус, обоняние, слух, зрение -- базируются на серии все более и более тонких непрямых контактов между воспринимающим и воспринимаемым. равным образом мы видим, что в классификации Санкхьи, приводящей пять элементарных состояний Субстанции от эфира к земле, заложен принцип перехода от более тонкого к менее тонкому состоянию, так что наверху находится тонкие эфирные вибрации, а базис составляет грубая плотность земного или твердого элементарного состояния. Поэтому Материя является последней стадией, известной нам, в переходе от чистой субстанции к базису космической связи, в которой первым символом будет не дух, а форма, и форма в ее предельно возможном развитии концентрации, сопротивления, длительного грубого образа, взаимной непроникаемости -- это кульминационная точка разграничения, разделения и отделения. Это суть намерение и характер материальной вселенной, это формула сопутствующей делимости.

И если существует, как должно быть заложено в природе вещей, восходящая серия в шкале субстанции от Материи к Духу, то она должна быть отмечена последовательным уменьшением способностей, наиболее характерных для физического принципа, и последовательным наращиванием противоположных характеристик, которые поведут нас к формуле чистого духовного само-расширения. То есть, они будут отмечены все меньшим рабством по отношению к форме, все большей тонкостью и гибкостью субстанции и силы, все большим перемешиванием, взаимопроникновением, все большей мощью ассимиляции,мощью взаимообмена, мощью вариации, трансмутации, унификации. Отходя от стойкости формы, мы уходим к вечности сущности; отходя от нашего положения в продолжающемся разделении и сопротивлении физической Материи, мы подходим ближе к высочайшему божественному положению в бесконечности, единстве и неделимости Духа. Это должно выдвигать фундаментальную антиномию между грубой субстанцией и чистой духовной субстанцией. В Материи Чит или Сознательная-Сила все более и более сосредотачивается для того, чтобы сопротивляться и противостоять другим сосредоточиям той же самой Сознательной-Силы; в субстанции Духа чистое сознание изображает себя свободным, ощущая свою сущностную неделимость и постоянный унифицирующий взаимообмен в качестве базовой формулы даже в наиболее разнообразной игре собственной Силы. Между этими двумя полюсами возможна бесконечная градация.

Важность этих рассмотрений значительно возрастет, когда мы остановим свое внимание на возможных связях между божественной жизнью и божественным разумом совершенной человеческой души и самим грубым и кажущимся небожественным телом или формулой физического существа, в которой мы сейчас пребываем. Эта формула суть результат определенной фиксированной связи между чувством и субстанцией, с которой стартовала материальная вселенная. Но как эта связь не является единственно возможной связью6 так и эта формула не является единственно возможной формулой. Жизнь и разум могут проявляться в другой связи по отношению к субстанции и могут вырабатывать различные физические законы, другое, лучшее телосложение, даже другую субстанцию тела с более свободным действием чувства, жизни и разума. Смерть, разделение, взаимное сопротивление и исключение между телесными массами одной и той же сознательной жизне-силы суть формула нашего физического существования; узкая ограниченность игры чувств, определенность в пределах малого круга поля, продолжительность и мощь жизне-работ, помрачение, увечное движение, разрозненное и ограниченное функционирование разума -ярмо, которое эта формула, выраженная в животном теле, наложила на высшие принципы. Но эти вещи не составляют единственно возможный ритм космической Природы. Существуют высшие состояния, есть высшие миры, и если их закон благодаря какому-то прогрессу человека и путем освобождения нашей субстанции из теперешнего несовершенства может быть наложен на эту чувствительную форму и инструмент нашего бытия, тогда даже здесь может быть проделана работа божественного разума и чувства, физическая работа божественной жизни в человеческой конструкции и даже может развиться на земле нечто, что мы можем назвать божественным человеческим телом. Этим телом также может стать тело человека в результате преобразования; Земля-Мать также может обнаружить в нас свое божество.

Даже в пределах формулы физического космоса существует восходящий ряд в шкале Материи, ведущий нас от более плотного к менее плотному, от менее тонкого к более тонкому. Где мы достигаем высочайшего термина этой серии, наибольшей супра-эфирной тонкости материальной субстанции или формулировки Силы, что лежит за пределами? Это не Ничто, не пустыня; ибо не существует такой вещи как абсолютная пустыня или реальное "ничто", и то, что мы так называем, есть попросту нечто за пределами захвата нашего чувства, нашего разума или наиболее тонкого сознания. А также неверно то, что нет ничего запредельного или что эфирная субстанция Материи является вечным истоком; ибо мы знаем, что Материя и материальная Сила -только последний результат чистой Субстанции и чистой Силы, в которых сознание светло само-сознательно и само-обладающе, а не как в Материи потерявшиеся в бессознательном сне и инертном движении. Тогда что находится между этой материальной субстанцией и той чистой? Ибо мы не перепрыгиваем от одной к другой, не переходим сразу же от бессознательного к абсолютному сознанию. Должны быть и есть градации между несознательной субстанцией и предельно само-сознательным саморасширением, как между принципом Материи и принципом Духа.

Все те, для кого хоть как-то зазвучали эти глубины, кто стал свидетелем этого, согласны с тем фактом, что существует серия все более тонких формулировок субстанции, убегающих от формулы материальной вселенной и переходящих за ее пределы. Не вникая глубоко в содержание вопроса, который оккультен и слишком труден для нашего теперешнего исследования, мы можем сказать, придерживаясь системы, на которой базируемся, что эта градация субстанции в одном важном аспекте расположения в серии может соответствовать восходящему ряду Материи, Жизни, Разума, Сверхразума и той другой высокой божественной тройки сатчитананды. Другими словами мы находим, что субстанция в своем восхождении базируется на каждом из этих принципов и делает себе последовательно характерное средство для доминирующего космического само-выражения каждого в этом восходящем ряде.

Здесь, в материальном мире, все основывается на формуле материальной субстанции. Чувство, Жизнь, Мышление базируются на том, что древние назвали Земле-Мощности, начинаются с нее, подчиняются ее законам, приспосабливают свои наработки к этому фундаментальному принципу, ограничивают себя в возможностях, и если они будут развивать другое, то должны в этом развитии принять во внимание первозданную формулу, ее цель и ее требование к божественной эволюции. Чувство работает через физические инструменты, жизнь -- через физическую нервную систему и жизненные органы, разум должен строить свои операции на телесной основе и использовать материальный инструментарий, и даже его чисто ментальная работа должна брать полученные телесными органами данные в качестве поля и материала, над которыми идет дальнейшая работа. Нет необходимости в сущностной природе разума, чувства, жизни в том, чтобы они были так ограничены: ибо физические чувства-органы не являются творцами чувств-восприятий, а сами являются порождением, инструментом и необходимым удобством космического ощущения; нервная система и жизненные органы не являются творцами жизненных действий и реакций, а сами являются порождением, инструментом и необходимым удобством космической Жизне-силы; мозг не является творцом мысли, а сам является порождением, инструментом и необходимым удобством космического Разума. Следовательно, эта необходимость не является абсолютной, она телеологическая; она суть продукт божественной космической Воли в материальной вселенной, Воли, которая намеревается утвердить здесь физическую связь между чувством и объектом, устанавливает здесь материальную формулу и закон Сознания-Силы и создает благодаря ей физические образы Сознательного-Бытия, чтобы служить в качестве начального, доминирующего и определяющего факта мира, в котором мы живем. Это не фундаментальный закон бытия, а конструктивный принцип, необходимость которого вызвана намерением Духа эволюционировать в мире Материи.

На следующей ступени субстанции этим изначальным, доминирующим, определяющим фактом является более не субстанциональная форма и сила, а жизнь и сознательное желание. Поэтому мир за пределами этого материального плана должен быть миром, основанном на сознательной космической витальной Энергии, силе витального поиска и силе Желания и их само-выражении, а не на бессознательной или подсознательной воле, принимающей форму материальной силы и энергии. Все формы, тела, силы, жизне-движения, чувства-движения, мысли-движения, развития, кульминации, само-исполнения этого мира должны определяться и заниматься этим начальным фактом Сознательной-Жизни, которому Материя и Разум должны подчиниться, должны начинаться с этого, базироваться на этом, ограничиваться или расширяться его законами, мощностями, способностями, ограничениями; и если Разум стремится развить еще большие возможности, то он все же также должен принимать во внимание первозданную витальную формулу желания-силы, ее цель и ее требования, накладываемые на божественную манифестацию.

Точно также с более высокими ступенями. Следующая в этом ряду должна управляться доминирующим и определяющим фактором Разума. Там субстанция должна быть достаточно тонкой и гибкой, чтобы принимать формы, непосредственно накладываемые на нее Разумом, чтобы исполнять его операции, чтобы подчиняться его требованиям само-расширения и само-исполнения. Связи чувства и субстанции также должны обладать соответствующей тонкостью и гибкостью и должны определяться не связями физического органа с физическим объектом, а связями Разума с более тонкой субстанцией, над которой он работает. Жизнь такого мира явилась бы служанкой Разума в том смысле, для которого нет подходящих понятий у наших слабых ментальных операций и наших ограниченных, грубых и бунтарских витальных способностей. Там Разум доминирует как первозданная формула, его цель преобладает, его требования превосходят все остальные в законе божественной манифестации. Еще выше Сверхразум -- или, в промежутке, принципы, соприкасающиеся с ним -- или еще выше чистое блаженство, чистая Сознательная Мощь или чистое Бытие замещает Разум как доминирующий принцип, и мы входим в те диапазоны космического существования, которые для Ведических провидцев были мирами озаренного божественного существования и основанием того, что они назвали бессмертием и что позднее Индийские религии изображали в фигурах подобных Брахмалоки и Голоки, некоего верховного само-выражения Бытия как Духа, в котором душа высвобождается в свои высочайшие совершеннейшие владения бесконечности и красоты вечного Божества.

Принцип, лежащий в основе этого непрерывно восходящего опыта и видения, поднятого за пределы материальной формулы вещей, заключается в том, что все космическое существование является комплексной гармонией и не кончается с ограниченным диапазоном сознания, в котором обычный человеческий разум и жизнь согласны быть заключенными. Бытие, сознание, сила, субстанция сходят и восходят по этой многоступенчатой лестнице, на каждой ступени которой бытие имеет большее само-расширение, сознание -- более широкое ощущение собственного диапазона, громадности и радости, сила -- большую интенсивность и более быструю и блаженную способность, а субстанция одаривает более тонкой, пластично плавучей и гибкой передачей своей первичной реальности. Ибо большая гибкость означает большую мощность -- -- можно сказать, более истинную реальность; она менее ограничена, чем грубая, обладает большим постоянством в своем бытии наряду с большей потенциальностью, пластичностью и диапазоном становления. Каждое плато возвышенности бытия придает нашему расширяющемуся опыту более высокий план сознания и более богатый мир для нашего существования.

Но как этот восходящий ряд влияет на возможности нашего материального существования? Не было бы вообще никакого влияния, если каждый план сознания, каждый мир существования, каждая градация субстанции, каждая степень космической силы бытия была бы полностью отрезана от того, что следует за ней. Но верно как раз обратное; манифестация духа является сложной тканью, и в конструкцию и построение какого-то одного принципа все остальные принципы входят как элементы одного духовного целого. Наш материальный мир является продуктом всего остального, так как все остальные принципы опустились в Материю, чтобы создать физическую вселенную, и каждая частица того, что мы называем Материей, содержит неявно в себе остальное; их тайное действие, как мы видели, вовлечено в каждое мгновение ее существования и каждое движение ее деятельности. И поскольку Материя есть последнее слово нисхождения, то она также является и первым словом восхождения; поскольку мощности всех этих планов, миров, ступеней, степеней вовлечены в материальное существование, то они способны эволюционировать из него. Именно по этой причине материальное бытие не начинается и не кончается газами, химическими соединениями и физическими силами и движениями, галактиками, солнцами и землями, а развивает жизнь, развивает разум, должно окончательно развить Сверхразум и более высокие ступени духовного существования. Эволюция протекает под непрекращающимся давлением супра-материальных планов на материальный, вынуждая его испускать из себя их принципы и мощности, которые в противном случае могли бы, предположительно, спать, заключенные в твердость материальной формулы. Последнее, доведенное до своей крайности, было бы неправдоподобным, поскольку присутствие высших планов предполагает цель их освобождения; но все же этой необходимости, идущей снизу, фактически очень способствует давление родственных превосходящих планов.

А также не может эта эволюция кончиться первой скудной формулировкой жизни, разума, сверхразума, духа, уступающих вместе со своими высшими мощностями сопротивляющейся мощности материи. Ибо по мере их эволюции, по мере их пробуждения, по мере того, как они становятся более активными и более жадными до собственных потенциальностей, по мере этого также должно увеличиваться давление на них с превосходящих их планов, давление, вовлеченное в существование и близкую связь и взаимозависимость миров, должно увеличиваться в интенсивности, мощности и действенности. Эти принципы не только должны проявиться снизу в некотором ограниченном соответствующем появлении, но также должны они спуститься свыше в их характерной мощности и наиболее полном расцвете в материальном бытии; материальное создание должно открыться ко все более и более широкой игре их активностей в Материи, и все, что требуется -- это подходящее восприятие, среда, инструмент. Это предусматривается для тела, жизни и сознания человека.

Конечно, если бы тело, жизнь и сознание были ограничены возможностями грубого тела, являющегося всем тем, что принимают наши физические чувства и физическая ментальность, то для этой эволюции были бы очень узкие границы, и человеческое существо не могло бы надеяться выполнить что-либо существенное большее, чем его теперешнее достижение. Но как открыла древняя наука, это тело не является целым телом даже нашего физического существа; эта грубая плотность еще не вся наша субстанция. Старинное знание Вед повествует нам о пяти степенях нашего существа: материальной, витальной, ментальной, идеальной, духовной или блаженной, и каждой из этих ступеней нашей души соответствует градация нашей субстанции, оболочка, как она образно называется на древнем языке. Более поздняя психология открыла, что эти пять оболочек нашей субстанции служат материалом для трех тел: грубого физического, тонкого и казуального, в каждом из которых душа фактически пребывает одновременно, хотя "здесь и сейчас" мы поверхностно осознаем только материальный носитель. Но можно осознать также наши другие тела, и в действительности открытость завесы между ними, и следовательно, между нашей физической, психической и идеальной личностями является причиной тех "психических" и "оккультных" явлений, которые сейчас начались все более исследоваться, хотя все еще недостаточно и топорно, даже если накоплено много материала. Древние Хатха-йогины и Тантристы Индии уже давно создали науку об этой материи высшей человеческой жизни и тела. Они открыли в плотном теле шесть нервных центров жизни, соответствующим шести центрам жизни и разума в тонком теле, и разработали тонкие физические упражнения, посредством которых эти центры, сейчас закрытые, могут открыться, и может войти в человека высокая физическая жизнь, соответствующая нашему тонкому существованию, и даже могут быть разрушены препятствия на пути обретения тонкого опыта. Важно отметить, что одним обнадеживающим результатом практики Хатха-йоги, проверенным во многих отношениях, явился контроль над физической жизне-силой, освободивший Хатха-йогинов от обычных привычек или так называемых законов, мыслимых физической наукой неотделимыми от жизни в теле.

За всеми этими выражениями древней психо-физической науки лежит один великий факт и закон нашего существа, что каким бы ни было временное положение формы [poise of form], сознания, мощи в этой материальной эволюции, за всем этим должно стоять большее, более истинное существование, по отношению к которому это положение формы предстает только внешним результатом и физически ощутимой стороной. Наша субстанция не кончается с физическим телом; это только земной пьедестал, земная основа, материальная точка отсчета. Как за нашей разбуженной ментальностью существую более широкие диапазоны сознания, подсознательные и сверхсознательные по отношению к ней, и которые мы иногда, может статься, вдруг осознаем, так же за нашим грубым физическим существом присутствует другая и более тонкая градация субстанции с более тонким законом и большей мощностью, поддерживающая более плотное тело и которая путем вступления в диапазон сознания, принадлежащий ей, может наложить свои законы и мощности на нашу плотную материю и заменить на более чистые, более высокие, более сильные условия бытия грубость и ограничение нашей теперешней физической жизни, импульсы и привычки. Если бы это случилось, тогда бы эволюция великолепного физического существования, не ограниченного обычными условиями животного рождения, жизни и смерти, трудного содержания и возможностью разлада, упадка и подчинения бедным неудовлетворенным витальным страстям, перестала бы иметь видимость грезы и химеры и стала бы возможностью, базирующейся на рациональной и философской истине, находящейся в согласии со всем тем остальным, что мы до этого знали, переживали и о чем мы могли думать как о явной и сокрытой истине нашего существования.

Вот рациональное пояснение; ибо слишком явно проступает непрерывающийся ряд принципов нашего бытия и слишком близка их взаимная связь, чтобы можно было забраковать один из них и выбросить, тогда как для других уготовано божественное освобождение. Восхождение человека от физического к супраментальному должно открыть возможность соотвествующего восхождения в градации субстанции к тому идеальному или казуальному телу, отвечающему нашему супраментальному существу, и покорение Сверхразумом низших принципов и их освобождение в божественную жизнь и божественную ментальность также должно предоставлять возможность покорения наших физических ограничений мощью и принципом супраментальной субстанции. И это подразумевает эволюцию не только беспрепятственного сознания, эволюцию, при которой разум и чувства остается заточенными в стенах физического эго или ограниченными бедным базисом знания, придаваемым физическими органами чувства, а это подразумевает все большее освобождение жизне-мощности из ее смертных ограничений, достижение физической жизни, пригодной для божественного обитателя и -- не в смысле прикрепления к или ограничения нашей теперешней телесной конструкцией, а в смысле превышения закона физического тела -- покорение смерти, земное бессмертие. Ибо из божественного Блаженства, первозданного Восторга существования, Господь Бессмертия приходит разливающим вино этого Блаженства, мистическую Сому, в эти кувшины ментализированной живущей материи; вечный и прекрасный, он вступает в эти оболочки субстанции для интегральной трансформации существа и природы.

Содержание | Предыдущая глава | Следующая глава

ГЛАВНАЯ • РАЗНОЕ • СТАТЬИ • ССЫЛКИ